Понятие и формы проведения лечебной физкультуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и формы проведения лечебной физкультуры



Понятие и формы проведения лечебной физкультуры

Лечебная физическая культура — это медицинская научно-практическая дисциплина, изучающая основы и методы практического использования средств физической культуры для применения ее в реабилитации больных. Она выступает и как вспомогательный вид лечения, и как самостоятельная дисциплина, в которой предусмотрено использование для лечения и профилактики различных заболеваний средств физической культуры. Она также является составной частью единой системы физического воспитания и физической культуры, решая при этом специальные задачи.

Лечебная физическая культура (ЛФК) восстанавливает физическую подготовленность больного, его моральные и волевые качества, содействует восстановлению трудоспособности больного. Существующие некоторые особенности метода ЛФК помогают нам определить насколько велик диапазон его лечебного действия.

1.Метод неспецифической терапии (тонизирование центральной нервной системы, улучшение крово- и лимфообращения и т.д.).

2.Метод патогенетической терапии (использование идеомоторных упражнений при переломах в период иммобилизации, и т.д.).

З.Метод функциональной терапии (разрешение общих и частных задач для улучшения состояния больного и его выздоровления).

4.Естественно- биологическое содержание:

а) использование естественно-биологической функции движения,

б) принцип упражняемости (постепенное увеличение нагрузки).

Терапевтический эффект физических упражнений возможен при соблюдении педагогических, принципов.

Педагогические принципы

Доступность   Наглядность
  Сознательность и активность  
От простого к сложному   От известного к неизвестному
  Систематичность  
Принцип рассеивания   Зеркальный показ
  Индивидуальный подход  

 

Сознательное, осмысленное отношение больного к физическим упражнениям — способствует быстрейшему достижению лечебного профилактического оздоровительного эффекта. Инструктор должен стремиться пробудить у больного активное отношение к занятиям, что способствует функциональной перестройке всего организма. Занятие ЛФК не должно быть случайным. Оздоровительный эффект основан на систематичности занятий с учетом индивидуального подхода.

Урок является основной формой проведения ЛФК.

Он состоит из следующих частей:

1. Вводная часть 10...20% времени всего занятия
2. Основная часть 60...80%
3. Заключительная часть 10...15%

 

 

М.В. Орциева __________________________________________________________________________ 7

ЗАДАЧИ вводной часта урока.

1. Установление контакта с бальным

2. Мобилизация внимания

3. Подготовка организма к основной части урока:

а) тонизирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

б) достижение оптимального возбуждения ЦНС.

Задачи основной части урока — разрешить задачи при соответствующей патологии.

Лечебное действие физических упражнений

Современное представление о лечебном действии физических упражнений разработано впервые профессором В.К.Добровольским (1968, журнал «Знание»). Оно выявлено в виде четырех механизмов.

Примерные специальные упражнения в водной среде для плечевого сустава

1.И.П. — стоя.

поочередное отведение рук в стороны.

2.И.П. — стоя.

Поочередное поднимание рук вверх.

З.И.П. — стоя, руки к плечам.

Круговые движения в плечевом суставе.

4.И.Л. — стоя.

руки а стороны, завести руки за поясницу.

5.И.П. — стоя.

Руки в стороны, завести руки за голову.

6.И.П. — стоя, руки вперед, пальцы в «замок».

Круговые движения перед собой.

7.И.П. — стоя.

Больная рука лежит на здоровой, поднимите руки вверх.

8.И.П. — стоя, больная рука лежит на здоровой.

Круговые движенья в обе стороны. Начинать в сторону больной руки.

9.И.П. — стоя.

Круговые движения в плечевых суставах в наклоне.

10.Имитация движения «брасс».

11.И.П. — стоя.

Супинация и пронация рук.

12. Маховые движения рук вперед, назад в наклоне.

13. Одновременные круговые движения руками в наклоне.

14. Маховые движения руками влево, вправо в наклоне.

Упражнения с мячом

15.И.П. — стоя.

Поднимание мяча вверх.

16. И.П. — стоя.

Отведение мяча в сторону.

17.И.П. — стоя, мяч сзади.

Поочередно отвести в сторону руку с мячом.

18.И.П.— стоя.

Броски мяча от груди.

Примерные специальные упражнения в водной среде для локтевого сустава

1.Сгибание и разгибание с гантелями и без них.

2.Пронация и супинация предплечья с гантелями и без них.

3.Маховые движения рук.

4.Движения руками, как при плавании стилем «брасс».

5.Плавание стилем «кроль».

6.Попытка «утопить» пенопластовую доску.

7.Сгибание рук в упоре.

8.И.П. — стоя, руки на перекладине на уровне груди (на расстоянии одного шага от стенки) — отжимание (таз назад не отводить, локоть в стороны).

9.И.П. — стоя у стенки, руки на верхней перекладине, лицом к стенке.

Прыжки, держась за перекладину, сгибая руки в локте.

10.И.П. — стоя, руки вдоль туловища. Выполнить мах от локтя предплечьями в стороны.

11.И.П. — стоя, руки вдоль туловища ладонями внутрь.

Скользя ладонями вдоль туловища, поднять руки в стороны.

Ладони скользят до подмышечной впадины.

12.И.П. — стоя вплотную ж стене, лицом к ней. Руки на перекладине на уровне груди. Отвести таз назад и выпрямить руки

13.И.П. — стоя на расстоянии вытянутой руки боком к стене, рука на перекладине на уровне груди. Наклон туловища к стене, сгибая руку в локте (свободная рука на поясе).

14.И.П. — стоя лицом к стенке, руки на верхней перекладине. Подтягивание, сгибая руки в локте (локти в стороны).

15.И.П. — стоя без опоры. Выполнить упражнение «поплавок» — обхватить колени руками, достать кистью разноименный локоть.

16.И.П. — стоя, нога на ширине плеч, руки в стороны. Выполнять круговые движения предплечьем по полной амплитуде (плечо неподвижно).

17.И.П. — то же. Сгибая руки в локте, кистью дотянуться до подмышечной впадины.

18.И.П. — основная стойка. Cгибание pyки к плeчy.

Примерные специальные упражнения в водной среде для лучезапястного сустава

1.Тыльное и ладонное сгибание.

2.Шевеление пальцами.

3.Поднять кисти вверх, развести в стороны, опустить, соединить пальцы.

4.Подтягивание ногтевых фаланг пальцев к основаниям пальцев.

5.Разведение пальцев в стороны.

6.Сжать, разжать, развести пальцы в стороны.

7.Поочередное поднимание пальцев вверх и выполнение круговых движений пальцами.

8.Поочередное сгибание каждого пальца.

9.Поочередно положить каждый палец на одноименный палец другой руки — имитация «петушиного гребешка»

10.И.П. — кисти сомкнуты. Разведение ладоней в стороны.

11.Фиксировать ладонь, поднять предплечье.

12.Поворачивать руку ладонью вверх, затем ладонью вниз.

13.Круговое движение в лучезапястном суставе.

14.Пальцы сжать в кулак, разжать, пальцы в стороны (выполнять с напряжением).

15.Ладони соединить друг с другом и отводить в стороны, с опорой о ногтевые фаланги.

16.Имитация движения «мытья рук».

17.Здоровую руку положить на тыльную сторону ладони больной руки и поднимать предплечье.

18.И.П. — то же — круговые движения больного предплечья.

19.И.П. — рука лежит в воде. Поднимаем кисть вверх, опускаем, отводим в левую, правую стороны.

20.И.П. — хват за перекладину. Движения кисти вверх, вниз.

Примерные специальные упражнение в водной среде для тазобедренного сустава

1.И.П. — стоя, поочередное отведение ног в стороны.

2.И.П. — то же, отведение ног назад и вперед.

3.И.П. — то же, поочередное сгибание и разгибание ног.

4.Круговые движения каждой ногой.

5.И.П. — лежа, держась за доску — «движение брасс»

6.И.П. — то же, движение «кроль».

8.И.П. — стоя, подтянуть колено к животу

9.Ходьба в воде.

10.Бег в воде.

11.И.П. — стоя, руки на ягодицах. Достать правой пяткой до левой кисти.

12.И.П. — стоя, держась за опору, приседания в воде.

13.И.П. — упор присев. Поочередное выпрямление ног назад.

14.То же в сторону.

15.И.П. — лежа на спине, мяч между стоп, сгибание и разгибание ног.

16.И.П. — то же, мяч между стоп. Поднять и опустить, преодолевать сопротивление воды.

17.И.П. — то же, «велосипед».

18.И.П. — то же, поднять прямую ногу вверх и опустить.

19.И.П. — то же, поочередные наклоны к носку правой и левой ноги.

20.И.П. — стоя лицом к гимнастической стенке. Согнуть ногу в колене, как можно выше и прижать её к прижать её к стенке внутренней поверхностью бедра.

Примерные специальные упражнения в водной среде для коленного сустава

1.И.П. — стоя, руки в стороны, левая нога согнута в колене, отведение колена в сторону, вперед, опустить.

2.И.П. — то же, обхватить руками колено и в воде выпрямить ноги — «поплавок».

3.Ходьба на полусогнутых ногах.

4.И.П. — стоя у бортика, ноги на нижнем поручне, руками держась за средний поручень, сгибание и разгибание ног в коленном суставе.

5.И.П. — то же, ноги шире плеч. Выпад вправо (правая нога согнута, левая прямая), то же влево.

6.И.П. — то же, одна нога на дне, другая на нижнем поручне отталкивание ногой от дна — смена положения ног.

7.И.П. — лежа на животе, держась руками за средний поручень — плавание «брассом».

8.И.П. — лежа на спине, держась руками за верхний поручень, ноги согнуты в коленном суставе. Наклоны колен в левую сторону, затем в правую.

9.И.П. — то же, наклон левого колена в левую сторону, а правого в правую сторону.

10.Упражнение имитация езды на «велосипеде».

11.И.П. — то же, сгибая ноги в колене толчок о воду пятками — ноги прямые.

12.И.П. — то же, круговые движения в коленных суставах.

13.И.П. — то же, подъем прямых ног вверх и опускание вниз (касаясь дна).

14.И.П. — то же, упражнение «ножницы» ногами (вертикально).

15.И.П. — то же (горизонтально).

16.И.П. — лицом к бортику, сгибая ногу в колене и отводя назад, а также смена положения ног.

17.Ходьба в полуприседе.

18.Ходьба с выпадом (одна нога согнута в колене, другая прямая).

19.Все виды плавания.

Примерные специальные упражнения в водной среде для голеностопного сустава

1.И.П. — сидя на стуле, ноги опущены в воду. Стопы на себя и от себя.

2.И.П. — то же, ноги выпрямлены, на пятки упор, носок тянуть к полу.

3.И.П. — то же. Поочередно сгибаем ногу в колене, пятка скользит по полу, носок на себя.

4.Поочередно отводим ногу в сторону, носок на себя, пятка скользит по полу.

5.Поочередно поднять ногу, носок на себя, во внутрь, ногу привести в и.п.

6.Круговые движения стопой в обе стороны при прямой поднятой ноге.

7.Ноги согнуты в коленях, поочередное разведение ног на ширину плеч, ставим стопу на внутренний свод, на наружный свод.

8.И.П. — стоя, ноги на ширине плеч, носки вместе — врозь. Пятки вместе — врозь.

9.И.П. — стоя, держась руками за поручни. Приседание, пятки и носки прижаты к полу.

10.Подняться на носки, опуститься на пятки. Носки на себя.

11.И.П. — сидя на стуле, ноги в воде. Ноги выпрямляем, закатить мяч как можно дальше под стул.

12.Круговые движения.

13.Катать мяч друг к другу.

14.Поочередно согнуть ногу в коленном суставе, носок на себя.

15.Ноги выпрямлены, ногу вверх, носок на себя.

16.Ногу в сторону, носок на себя.

Понятие и формы проведения лечебной физкультуры

Лечебная физическая культура — это медицинская научно-практическая дисциплина, изучающая основы и методы практического использования средств физической культуры для применения ее в реабилитации больных. Она выступает и как вспомогательный вид лечения, и как самостоятельная дисциплина, в которой предусмотрено использование для лечения и профилактики различных заболеваний средств физической культуры. Она также является составной частью единой системы физического воспитания и физической культуры, решая при этом специальные задачи.

Лечебная физическая культура (ЛФК) восстанавливает физическую подготовленность больного, его моральные и волевые качества, содействует восстановлению трудоспособности больного. Существующие некоторые особенности метода ЛФК помогают нам определить насколько велик диапазон его лечебного действия.

1.Метод неспецифической терапии (тонизирование центральной нервной системы, улучшение крово- и лимфообращения и т.д.).

2.Метод патогенетической терапии (использование идеомоторных упражнений при переломах в период иммобилизации, и т.д.).

З.Метод функциональной терапии (разрешение общих и частных задач для улучшения состояния больного и его выздоровления).

4.Естественно- биологическое содержание:

а) использование естественно-биологической функции движения,

б) принцип упражняемости (постепенное увеличение нагрузки).

Терапевтический эффект физических упражнений возможен при соблюдении педагогических, принципов.

Педагогические принципы

Доступность   Наглядность
  Сознательность и активность  
От простого к сложному   От известного к неизвестному
  Систематичность  
Принцип рассеивания   Зеркальный показ
  Индивидуальный подход  

 

Сознательное, осмысленное отношение больного к физическим упражнениям — способствует быстрейшему достижению лечебного профилактического оздоровительного эффекта. Инструктор должен стремиться пробудить у больного активное отношение к занятиям, что способствует функциональной перестройке всего организма. Занятие ЛФК не должно быть случайным. Оздоровительный эффект основан на систематичности занятий с учетом индивидуального подхода.

Урок является основной формой проведения ЛФК.

Он состоит из следующих частей:

1. Вводная часть 10...20% времени всего занятия
2. Основная часть 60...80%
3. Заключительная часть 10...15%

 

 

М.В. Орциева __________________________________________________________________________ 7

ЗАДАЧИ вводной часта урока.

1. Установление контакта с бальным

2. Мобилизация внимания

3. Подготовка организма к основной части урока:

а) тонизирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

б) достижение оптимального возбуждения ЦНС.

Задачи основной части урока — разрешить задачи при соответствующей патологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.046 с.)