Вопрос 99. Проведение обследований маршрутов автомобильных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 99. Проведение обследований маршрутов автомобильных



Перевозок.

     Открытие новых маршрутов перевозок требует обязательного обследования условий движения на тех участках улиц и дорог, по которым он проходит. Целью такого обследования является выявление опасных участков и факторов, обуславливающих повышенную опасность движения, получение мотивированного заключения об обеспеченном уровне безопасности перевозок и возможности открытия движения, а также ограничениях, накладываемых на условия осуществления перевозок в целях обеспечения их безопасности.

     Обследованию подвергают и уже действующие маршруты, с целью контроля, за дорожными условиями и уровнем обеспечения безопасности перевозок.

     Рекомендуется проводить обследование не реже двух раз в год (весной и осенью).

     Обследованию маршрута должно предшествовать так называемое камеральное обследование, заключающееся в изучении различных документальных источников, характеризующих обстановку на маршруте. Целью данного этапа является априорное выявление участков повышенной опасности, которые требуют при дальнейшем непосредственном обследовании глубокого изучения.

     Непосредственное обследование проводит комиссия, формируемая перевозчиков. В состав такой комиссии следует привлекать работников службы БД и эксплуатации АТП, представителей дорожных, коммунальные других организаций, в чьем ведении находятся соответствующие дороги, улицы и сооружения.

     При непосредственном проезде по маршруту члены комиссии путем визуального осмотра и инструментальных измерений определяют наличие и состояние инженерного оборудования, уровень содержания дорог и улиц, инженерных сооружений и дают оценку соответствия их требованиям БД, установленным соответствующими нормативными документами.    По завершении работы комиссии составляется акт, в котором указываются выявленные недостатки и необходимые мероприятия по их устранению, сроки проведения этих мероприятий, ответственные исполнители, а также выводы комиссии о возможности продолжения эксплуатации данного маршрута. К актам обследования целесообразно прилагать фотографии опасных участков для дальнейшего визуального контроля изменения обстановки.

Вопрос 100. Выявление опасных участков на маршрутах движения.         Для безопасного проезда опасных мест характерна необходимость существенного снижения скорости потока автомобилей из-за неожиданного ухудшения дорожных условий или необходимости перестроения транспорт­ного потока, связанных с изменением ранее сложившегося режима движения.

    Выделяют восемь групп признаков опасных участков (приведены в методических указаниях по практическим занятиям).

    Опасность многих участков дорог не всегда очевидна и для выявления таковой могут использоваться специальные методы, основанные, в частности, на данных статистики дорожно-транспортных происшествий.

Статистика аварийности показывает, что на дорожной сети ДТП распределяются неравномерно. Имеются участки, характеризуемые более высоким уровнем аварийности, по сравнению, с соседними. По некоторым данным, до 90% погибших в ДТП приходятся именно на эти участки.

     Методы выявления опасных участков на основе анализа аварийности нашли достаточное применение во многих странах мира. Рекомендуется относить к опасным участкам такие, где в течение периода наблюдения произошло три и более ДТП. Период наблюдения обычно считается достаточным для городских условий – 1 год, для загородных дорог – 3 года. С целью выявления опасных участков дорог и улиц обычно применяют методы топографического анализа аварийности.

При всей простоте описанный метод выявления опасных участков имеет один серьезный недостаток, который заключается в том, что исходная информация – это данные о крайне редком случайном событии ДТП. И такая информация к тому же крайне не оперативна. Поэтому анализ опасности на основе статистики аварийности необходимо дополнять анализом других «неаварийных» показателей. К таковым относят к-ты безопасности и аварийности.

К-т безопасности участка дороги К определяется отношением скорости V , обеспечиваемой участком дороги к скорости на входе на участок V , с которой он может въехать на данный участок. Значения к-та безопасности в зависимости от степени опасности участков дорог имеют следующие значения:

Степень опасности участка                    Величина к-та К

1. Безопасный                                                     более 0,8 (более 0,85)                        

2. Малоопасный                                        от 0,6 до 0,8 (от 0,7 до 0,85)       

3. Опасный                                                 от 0,4 до 0,6 (от 0,6 до 0,7)           

4. Очень опасный                                                менее 0,4 (менее 0,6)                

Первые значения для скоростей быстрых автомобилей, вторые (в скобках) для средних скоростей потока.

К-т безопасности позволяет количественно оценить относительную опасность движения.

К-т аварийности определяется как сумма частных к-тов аварийности, выражающих собой отношение количества ДТП для участков с различными параметрами к количеству ДТП на эталонном, прямолинейном участке с шириной проезжей части 7,5 м, укрепленными обочинами и шероховатым покрытием.

 Объективную оценку опасности тех или иных участков маршрута могут дать водители, работающие по эти маршрутам, для чего можно провести их опрос или анкетирование.

Находят применение и более совершенные способы выявления опасных участков на дороге. Одним из наиболее эффективных, является метод, основанный на анализе конфликтных ситуаций.

Конфликтной называют такую ситуацию на дороге, при которой участники движения сближаются настолько, что, чтобы избежать столкновения, наезда и т. п., приходится применять маневрирование или торможение.

Изучение конкретных причин, выявленных в ходе анализа участка дороги, и устранение причин их вызывающих позволяет повысить БД на этих участках, при этом аварийность снижается на 20…30%.                                                

Тема 24. Водитель и организация работы по БД на АТП.

     В опрос 101. Психофизиологические основы работы водителя.

    С одной стороны, как мы уже знаем,согласно статистике человек является виновным в 9 из 10 случаев ДТП. С другой стороны, именно человек и его целенаправленная деятельность по решению проблем организации и безопасности движения – это то, что, в конечном счете, может решить эту проблему в той или иной степени. И потому роль человека здесь просто неоценима.

         Водитель по сути оператор. управляющий движущейся сложной машиной, что требует наличие у него определенных качеств. которые могут быть выявлены исходя из анализа его деятельности.

Деятельность водителя требует восприятия большого количества различной информации. При этом необходимо не только ее воспринять. Но и переработать, проанализировать, принять решение и произвести действие.

Весь этот процесс требует определенных затрат времени, которого зачастую может не хватить, что и приводит водителя к совершению неправильных действий в результате следующих причин:

- дефицит времени на весь процесс восприятия информации;

- ошибки в интерпретации исходной информации;

- ошибки в проведении ситуационного анализа, при правильной интерпретации;

- неверно принятое решение;

- ошибочное действие.

Необходимо отметить, что перечисленные причины могут явиться, вме- сте с тем, следствием психического состояния водителя в данный момент или недостаточностью опыта, навыков вождения и т. д. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психофизическое состояние

Профессиональная деятельность водителя в определенной степени формирует характер человека. Необходимость принятия решения в сложных дорожных условиях при дефиците времени развивает у водителя волевые качества, инициативу, ответственность, настойчивость и т.п.

По мере выполнения работы, в организме человека происходят процессы, которые в определенный момент времени приводят к снижению работоспособности. Такое состояние называют утомлением.

Признаками утомления являются:

- появление дополнительных усилий при выполнении трудовых операций, снижающих результативность труда;

- появление мелких ошибочных действий.

В результате утомления водитель теряет готовность к экстренному действию, т. е. происходит снижение его бдительности. Под влиянием утомления ухудшаются зрительские функции, двигательная реакция и координация движения, снижается интенсивность внимания, теряется чувство скорости, притупляется чувство ответственности.

  Психофизиологические характеристики водителя.

  Водитель получает информацию с помощью ощущений, в качестве, которых выступает отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в результате их воздействия на органы чувств. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные и другие ощущения.

Практически 90% информации водитель получает с помощью

зрения. Опыт показывает, что в темное время суток число ДТП увеличивается на 50% даже при значительном уменьшении интенсивности движения из-за существенного снижения возможности получать полную информацию о дорожной обстановке.

Зрение человека бинокулярно, острота зрения при этом требует

постоянного контроля. Угол видимого пространства для глаз составляет: 120…140 град по горизонтали, 100…110 град по вертикали. При этом поле центрального зрения всего 3..6 град.

Фокусировка взгляда занимает 0,25…0,65 с, а с поворотом головы до 1,0…1,2 с.

Зрение человека может иметь определенные недостатки:

- плохая адаптация глаз при быстром изменении освещения (ослепление может продолжаться от 10 с до нескольких минут);

- плохая аккомодация глаз (способность хрусталика изменять свою форму и соответственно фокусное расстояние);

- плохая цветовая восприимчивость (красный и фиолетовый утомляют зрение, желтый и голубой успокаивают).

Вместе с тем органы чувств обладают определенным порогом

чувствительности. Так при ухудшении видимости и искусственном освещении с увеличением скорости АТС на каждые 16 км/час расстояние видимости снижается на 6 м. Предел чувствительности для слуха шелест листвы, шепот на расстоянии не более 1 м.

     Для того, чтобы человек мог воспринять информацию, время прохождения объектов в поле его зрения должно быть больше времени восприятия и переработки информации.

     Важным психическим свойством является реакция организма на заранее известный сигнал. Они могут быть простыми и сложными. Простая – ответное действие на один заранее известный сигнал, в среднем 0,4…0,6 с. Сложная – при необходимости выбора характера действия из ряда возможных, в среднем 0,4…2,6 с. Значительно снижается время реакции при готовности водителя к возможному появлению опасности, что возможно если он постоянно анализирует дорожную ситуацию.

     Различают скрытую (латентную) и моторную (движения) реакции. Так, если моторная реакция (перенос ноги с педали на педаль) может составлять 0,005…0,29 с, то общая может достигать 0,5…2,0 с. Прием алкоголя увеличивает время реакции в среднем в 2…3 раза.

    Основными средствами предупреждения утомления остаются правильная организация труда и отдыха водителей.

     Вопрос 102. Организация труда и отдыха водителя.

     Длительная работа приводит к утомлению, причем оно может быть не только физическим, но и умственным и эмоциональным. При этом растет аварийность, так при работе по 10..12 часов аварийность увеличивается в 2 раза, а при работе более 12 часов – в 9 раз.

     Рекомендуемый режим труда водителя – 7…8 часов с перерывом на обед через 3,5…4,0 часов, плюс перерывы по 5…15 минут после каждого часа работы. Следует учитывать и то, что основу хорошей работы составляет хороший отдых и сон.

     В соответствии с законодательством о труде в состав рабочего времени водителя включается:

- подготовительно-заключительное время;

- время на медосмотр (до 5 минут на человека);

- время в движении;

- время технологических простоев;

- время простоев не по вине водителя;

- время остановок для кратковременного отдыха и осмотра автомобиля;

- время стоянки на междугородних перевозках в промежуточных и конечных пунктах для охраны груза и автомобиля (учитывается в соотношении 1 к 3);

- половина времени предусмотренного заданием на ездку, при обслуживании автомобиля со спальным местом двумя водителями.

Продолжительность рабочего дня не может устанавливаться более 10 часов, а с разрешения департамента автотранспорта не более 12 часов. Переработка более 4 часов в течение двух дней подряд не допускается, общий годовой уровень переработки не может превышать 120 часов. Междусменный перерыв должен быть не менее, двойной продолжительности работы за предшествующий период. На межгороде это время может быть менее 12 часов, но с соответствующим увеличением отдыха после возвращения.

Еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов, а ежегодный отпуск не менее 24 суток.

     Вместе с тем большое значение имеют также психофизические особенности организма, состояние здоровья, личностные качества и уровень работоспособности.

     Надо сказать, что профессия водителя не только одна из самых опасных, но и достаточно вредных, Так к 40 годам по профессиональным заболеваниям выбывает до 29 водителей из каждой сотни, а к 50 годам уже 41 из 100.

     Поэтому очень важно обеспечить нормальные условия на рабочем месте водителя, что регламентируется нормами, установленными еще в 1988 году, в частности по уровню вибрации, шума, по содержанию вредных веществ, по температурным перепадам и относительной влажности. Большое значение имеют также конструктивные параметры рабочего места водителя.

     Вопрос 103. Профессиональное мастерство водителя и его оценка.

     Под профессиональным мастерством понимают совокупность профессионального интеллекта и технических навыков управления автомобилем. При этом профессиональный интеллект – это способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций, а технические навыки – умение выходить из критических и опасных ситуаций.

     До настоящего времени оценка профессионального мастерства достаточно субъективна. Однако известен ряд методик, позволяющих оценить водительское мастерство с достаточной достоверностью.

     Например:

8) По выполнению главной функции перевозочного процесса (быстрая и сохранная перевозка при минимальном расходе топлива);

9) По оценке операторских качеств водителя (точность управления и быстродействие);

10) По способности сохранять требуемые рабочие качества в течение определенного времени в условиях возможного усложнения дорожной обстановки (по количеству ошибок во времени);

11) Тестирование (стремление к идеалу).

Ошибки, присущие водителю можно разделить на несколько групп:

- ошибки подмены (смешивание одного органа управления с другим);

- ошибки «регуляции» (несоблюдение последовательности);

- ошибки забывчивости (не переключение, движение с не выключенным указателем поворота);

- ошибки «инверсии» (перемещение органов управления в противоположные стороны);

- непреднамеренные действия (случайные воздействия на органы управления).

  Наиболее качественную оценку мастерства дает тестирование, либо на тренажерах, либо на учебных трассах.

     Вопрос 104. Повышение квалификации водителей.

Основная задача, стоящая перед работниками, отвечающими за

БД на АТП это проведение повышения квалификации водителей, оценки качества обучения и его результатов. В такой работе незаменимы технические средства обучения:

- информационные (плакаты, стенды, магнитофоны, радио, кино и диа-проекторы);

- программного обучения и контроля знаний;

- формирования практических навыков (тренажеры, автомобили).

В обязанности инженера по БД входит:

- обеспечение информацией водительского состава;

- ведение документов по БД;

- оперативное управление вопросами БД;

- планирование работы по БД.

Однако главная деятельность должна быть направлена на повышение

квалификации водительского состава.

     Статистика показывает, что наиболее тяжелые и частые аварии совершают водители со стажем менее 8 лет, поэтому учиться никогда не поздно.

Подготовка и повышение квалификации водителей связаны в первую очередь с проведением ситуационного обучения, в том числе в критических ситуациях, получение системных знаний о типичных опасных ситуациях.

     Наиболее целенаправленное формирование навыков базируется на ряде признаков:

1) Принцип обучения на тренажере (реальные конкретные примеры с максимальным приближением);

2) Принцип наглядности (на рисунках, слайдах, видео);

3) Принцип полигона (учебный автомобиль в реальных ситуациях);

4) Принцип привязки к участку (изучение групп ДТП по конкретным участкам повышенной опасности).

Наиболее важные ситуации:

- проезд перекрестков;

- проезд ж/д переездов;

- проезд остановок общественного транспорта;

- встречный разъезд;

- обгон;

- вынужденная стоянка на дороге;

- движение на закруглении;

- утомление за рулем.

В таких ситуациях необходимо принимать зачастую единственно правильное решение, а для этого нужны навыки.

     В основе формирования таких навыков, во-первых, наблюдение за дорожной обстановкой, умение видеть «скрытую» опасность, во-вторых, постоянное предусматривание ошибочного действия у других участников движения.

     При этом иногда нужно не только учиться, но и переучиваться. Некоторые приобретенные навыки не нужны. В частности:

- отсутствие реакции на ситуацию с закрытым обзором;

- «отвлечение внимания» (привычка легко отвлекаться от наблюдения за окружающей обстановкой);

- «действия не глядя» (привычка к неизменной обстановке).

Водитель должен избавиться от таких навыков.

Особое внимание следует уделить также зонам повышенной опасности, при проезде которых пригодятся методы безопасного управления:

- метод «компактности» (движение со скоростью потока в опасных зонах);

- метод минимального риска (снижение скорости при подходе к зоне повышенной опасности);

- метод предупреждения (сниже6ние скорости и увеличение интервала при приближении к зоне закрытого обзора).

В целом с течением времени у водителя происходит стихийное, индивидуальное формирование навыков безопасного управления. В месте с тем очень важно уметь анализировать уже произошедшие ДТП, ведь многие из них типичны. Это дает знание предпосылок к совершению ДТП, знание типичных аварийных и опасных ситуаций.

Требуемые навыки действия в критических ситуациях при этом как правило могут сформироваться в ходе трехэтапного обучения:

- теоретические занятия в классе;

- практические занятия на специальном тренажере;

- тренировочные занятия на автодроме.

    Вопрос 105. Особенности обеспечения БД при перевозках пассажиров.

Перевозки пассажиров налагают дополнительную ответственность на всех участников перевозочного процесса. Существуют также нормативно-правовые документы, определяющие порядок выполнения таких перевозок.

Следует учитывать основные особенности таких перевозок. В частности при междугородних перевозках и на «дальнем» пригороде места для пассажиров только сидячие, на «ближнем» пригороде число мест для стояния допускается в пределах 10…15% от числа мест для сидения. Водитель должен обеспечить также плавное движение, так замедление при торможении не должно превышать 1,1…1,2 м/с. На маршрутах повышенной сложности используются водители только первого класса.

Очень важно обеспечить безопасность при массовых перевозках пассажиров, в частности детей. Так при перевозках детей необходимо соблюдать следующие условия:

- установить указатель «Дети», на лобовом и заднем стеклах автобуса;

- использовать только сидячие места и обязательно в сопровождении взрослых;

- передвижение во время движения по салону запрещено;

- скорость движения в городе не более 40 км/час, за городом не более 60 км/час.

 В автобусе у водителя должна находиться схема маршрута с

указанием опасных участков и мест. Автобусы проходят технический осмотр два раза в год.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.057 с.)