IV . Историческая концепция С.М. Соловьева. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Историческая концепция С.М. Соловьева.



В «Истории России с древнейших времен» Соловьев, следуя принципам эволюционного подхода, предпочитал «не делить, не дробить русскую историю». Он отказался выделить какие-либо определенные периоды русской истории, правда, наметил переломные грани в общественно-политическом развитии России. В соответствии с собственными конкретно-историческими наблюдениями о характере русской государственности и степени европеизации России Соловьев выделил несколько стадий русской истории:

Соловьев не останавливался подробно на проблеме происхождения славян. В согласии с историографией своего времени он считал славян пришельцами из Азии на берега Дуная, где они пребывали длительное время, после чего расселились по местам их позднейшего обитания.

«Природа-мачеха» стала предпосылкой экстенсивного пути развития восточных славян. Распыленность народонаселения по огромной территории сформировала другую особенность – с одной стороны, слабость и инертность общественных сил, с другой – активную роль «государственного начала». Непосредственное соприкосновение Восточно-европейской равнины со степями предопределило многовековую борьбу восточных славян с кочевниками. Борьба принимает форму столкновения европейской цивилизации с азиатской, оседлого земледельческого населения – со степными ордами.

Соловьев принимал положения «норманнской теории» возникновения русского государства. Однако, Соловьев высказал ряд весомых суждений по вопросу о характере норманнского влияния на Русь, которые, в конечном счете, подрывали выводы норманнской теории. Славянские племена быстро охватили ряд соседних племен и наметили для освоения громадную область. Вследствие территориального роста Киевской Руси нарушились внутренние связи между землями, и страна разделилась на части, находившиеся под властью разных княжеских семей. При этом, по мнению С.М. Соловьева, на Руси, в отличие от Западной Европы, отсутствовал феодализм. На Руси преобладали родовые междукняжеские отношения.

       Внутрикняжеский конфликт, трактуемый как начало удельного периода, стал импульсом формирования новой формы собственности, которую Соловьев также назвал вотчинной. В колонизационном процессе, по версии Соловьева, лидером выступал князь. Князья превращаются в хозяев новых территорий. Историк считал, что первым князем, который воплотил своей деятельностью предпосылки колонизации и обрел статус вотчинника, был Андрей Боголюбский. Он переселяется из старого вечевого Ростова в новый Владимир, где власть князя становится безграничной. С этого примера «оседлости» Андрея Боголюбского начинается, по Соловьеву, «новый порядок вещей», т.е. зарождение порядка государственного.

       Временем решающей борьбы новых государственных начал со старыми родовыми являлся XVI век – годы царствования Ивана Грозного. Реформы Ивана IV, в частности, учреждение опричнины, были не результатом злой воли царя, а выражением интересов целой группы господствующего сословия. Борьба Ивана IV с боярской аристократией была исторически обусловленной и, следовательно, способствовала европеизации России. С разгромом боярства Иваном Грозным окончательно восторжествовали государственные отношения.

       Соловьев выступил с теорией всесословного закрепощения в соответствии с задачами обороны страны. Соседство с кочевыми народами, обширность территории и её слабая заселенность требовали от государства мобилизации и содержания части населения на военной службе. Оптимальный выход состоял в закрепощении сословий. К XV веку формируется служилое сословие, обязанное нести государственную службу. Материальное обеспечение дворян производится за счет наделения поместьями. С образованием к XVI веку единого русского государства складываются московские чины, у которых постепенно кристаллизуются общие сословные интересы. При чрезвычайной подвижности населения и его малочисленности обеспечить поместья рабочей силой можно было только через закрепощение крестьян. Эта вынужденная мера была осуществлена специальным указом в царствование Федора Иоанновича. Издание настоящего закона было вынужденной мерой. Для равного распределения усилий по поддержанию обороноспособности страны, были прикреплены к своим местам также посадские люди в городах. Они обязывались выплачивать жалованье ратным людям и содержать воеводу. Таким образом, в России утвердилось всесословное крепостное право.

       Смутное время было периодом борьбы сторонников государственного порядка в лице земских людей, являвшихся сторонниками порядка, с противообщественными элементами. XVII век рассматривался Соловьевым как период подготовки реформ, а петровская эпоха - как расцвет государственности. Благодаря закономерным и последовательным реформам Россия преодолела свою экономическую и культурную отсталость, и перешла на новую стадию развития. Увлеченный личностью Петра I, грандиозностью предпринятых им реформ, Соловьев не обращал внимания на то, что тяготы реформ пали на плечи народа, что прогресс в военном деле, торговле, промышленности достигался за счет углубления крепостнических отношений. Последующие события Соловьев изучал в плане судьбы петровской программы преобразований. По мнению историка, Екатерина I изменила петровским заветам. Результатом этого стало засилье в России, особенно во время правления Анны Иоанновны, немецкого дворянства. Дело Петра продолжили Елизавета Петровна и Екатерина II. Дочь Петра избавила Россию от немецкого господства, которое, по словам историка, было более тяжелым, чем монгольское иго. Екатерина Великая, многое сделавшая для просвещения России, по словам Соловьева, вложила душу в тело, созданное Петром.

       Вывод

       Первые читатели сочинений Соловьева, особенно «Истории России с древнейших времен», не раз упрекали автора за то, что на страницах его исследований нет русского народа.Неравномерность академического интереса Соловьева, тем не менее, не отменяет тот факт, что Соловьев состоит в ряду величайших ученых XIX века. С.М. Соловьев не являлся безусловным лидером Государственной школы, однако, как представитель Государственной школы, он своими трудами, фактически, первым предложил концептуально аргументированную версию русской истории. Историческая концепция С.М. Соловьева, модернизированная впоследствии его учеником В.О. Ключевским, господствовала в русской исторической науке до начала ХХ века. В целом научное наследство Соловьева, прежде всего «История России с древнейших времен», являются существенной неотторжимой частью русской общественно-исторической мысли и национальной культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.006 с.)