Социальная технология развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная технология развития



 

Наиболее ярким вариантом применения ментального анализа является подробно разработанный курс избавления людей от алкогольной и табачной зависимости. Поэтому рассмотрим этот курс наиболее подробно, так как на его примере, возможно, показать практически все варианты и инструменты ментального анализа. Этот метод зарегистрирован под названием: «социальная технология развития», и получил английскую абривиатуру: STP, привилегия № 1202000, от 20 апреля 1997 года.

Итак, практика показывает, что основная часть людей обращается на первичные курсы именно за помощью. Другими словами, это люди, уже хотя бы частично осознающие пагубность привычек к алкоголю и табаку. Многих приводит на первичный курс отрицательный пример пострадавших знакомых или, наоборот, успехи отрезвевших людей. Следует учитывать и тот факт, что часть слушателей приходит из любопытства, под давлением семьи, из-за осложнений, рано или поздно возникающих на службе. Поэтому, начиная с первых занятий и во всех последующих, основным является убеждение, блоки 1 и 8 (рисунок 17), на основе только бесспорных знаний, целенаправленно сообщаемых слушателям по интересующей их проблеме.

Обязательными компонентам убеждений 1 этапа I являются знания, сообщаемые на первых занятиях для адаптации слушателей:

- освещение краткого содержания курса,

- правила ведения дневника,

- основные требования к работе на курсах, посещаемости и взаимодействия с преподавателем,

- элементарные терминологические понятия,

- теоретические знания по проблемам алкоголизма и курения.

При этом каждое занятие обязательно заканчивается устным внушением, блоки 2 и 9: суть внушения - краткое обобщение сообщаемых на занятии знаний, с обязательным подчеркиванием и закреплением внимания слушателей на основных фармакологических эффектах воздействия алкоголя и никотина на организм, а так же настроем на проведение самонаблюдения 3 и самовнушения 4, то есть на дневник, о которых подробно рассказано в разделе 1.11.

Как видно из схемы на рисунке 17, последующие занятия, следует начинать, опираясь на проведенный заранее анализ 5, с коррекции 6 дневниковых записей слушателей обращая общее внимание всей группы на следующее:

- выявление ошибочных оценок в соответствии с сообщенными ранее знаниями,

- выявление противоречий или двоякого толкования и оценок фактов,

- обязательное обсуждение обнаруживаемых ошибок самооценки,

- обсуждение и разрешение вопросов, содержащихся в дневниках,

- обязательное требование полных ответов (содержащих подлежащее и сказуемое), с указанием конкретной цели ответа на вопросы дневника.

Как правило, представление анализа 5 и коррекция 6 самонаблюдений 10 и самовнушения 11 занимает первый час занятий и обязательно ведется устно в открытой для сокурсников форме. Однако, обнаруженные моменты личного характера слушателей из открытого обсуждения опускаются и при необходимости, определяемой или преподавателем или по просьбе слушателя, переносятся на конец занятия для индивидуального обсуждения - анализа и коррекции.

По мере готовности группы, о которой судят по усвоенным знаниям, проводя несколько опросов 8 и, добившись изменения мировоззрения слушателей, когда коррекция 6 касается уже только технических замечаний к дневникам 10, необходимо проведение самоанализа 7, или написания сочинения. Сочинение слушатели пишут или во время занятий или дома. Тему сочинений каждый из слушателей выбирает сам, при этом ориентиром для каждого служит цель прихода на курс. На последующих занятиях анализу 5 и коррекции 6 подвергаются не только дневники, но и сочинения.

Общая задача, преследуемая при представлении проведенного анализа 5 и коррекции 6, это обучение самонаблюдению 12, самовнушению 13, самокоррекции 14 и самоанализу 15. По мере овладения слушателями навыков и техники самостоятельного развития III следует объяснять, что и анализ и коррекцию дневников и сочинений в дальнейшем они должны проводить сами, периодически перечитывая проводить их анализ и коррекцию.

Слушателям необходимо объяснять то, что самонаблюдение, самоанализ, самовнушение и самокоррекция это этап саморазвития обязательный для окончательного формирования их трезвеннических установок. Время, Т3, через которое слушатели могут проводить самокоррекцию, в общем, индивидуально, однако составляет не менее недели при каждодневном проведении самонаблюдения. Этот элемент вводится для того, чтобы каждый слушатель мог заметить изменение своих психологических оценок и, следовательно, сумел бы корректировать их развитие. Поэтому Т3 есть время развития.

Второй час занятий посвящается формированию убеждений основанных на теоретических знаниях. К таковым относятся:

1. Физиологические механизмы патологических зависимостей.

2. Медицинские последствия курения и алкоголепития.

3. Исторические справки.

4. Теория программирования, классификации.

5. Освещение путей психологического программирования.

6. Социальные и демографические последствия.

7. Способы личной психологической защиты.

Таким образом, как показано на рисунке 17, вводные и последующее за ними занятия, в зависимости от организации проверки дневников, состоит из блоков: анализа 5, коррекции 6, убеждения 8, внушения 9.

Самонаблюдением 10, или написанием дневника, слушатели занимаются в основном вне курсов. Условия написания дневника слушатели определяют сами. Та же практика показывает, что оптимальное время Т1, необходимое для осмысления прошедших занятий, весьма индивидуально и не связано со временем суток. То есть ориентировать слушателей следует на выбор наиболее удобного для них времени и обстановки. Однако, практика показывает, что желательно ориентировать слушателей на время непосредственно после занятий.

В зависимости от построения первичного курса, обычно это 20-30 часов занятий в течение 8-10 дней, преподаватель, ориентируясь на общее настроение, учитывая индивидуальные особенности слушателей, и складывающийся микроклимат в группе выстраивает и теоретический материал, который целесообразно начинать именно с раскрытия механизмов патологических зависимостей и заканчивать анализом современного состояния общества.

Особое значение во время курса следует уделить углубленному изучению основных причин и индивидуальных последствий алкоголизма и употребления табака.

Для достижения этой цели используется прием написания сочинения 7, который проводится в три этапа.

Предварительно слушателям разъясняют, что сочинение это вариант углубленного самоанализа, максимально опирающийся на вторую сигнальную систему.

 

Рисунок 17. Структурная схема реализации STP (Привилегия №1202000). I - адаптация, II - основной цикл интенсивного обучения, III - цикл саморазвития.

 

Эффективность достигается в результате обдумывания прожитого периода времени и анализа прошедшего и заканчивается только при написании сочинения. Весьма полезным компонентом убеждения 8 следует считать ознакомление слушателей с сочинениями их предшественников по всему спектру проблем представленных в группе, с обязательным обсуждением возникающих вопросов.

На втором этапе, после коррекции текущих дневников, слушатели пишут сочинение 7. Занятие заканчивается обычно, внушением 9. Здесь следует сказать, что внушение 9 после сочинения имеет особенность, именно в этом внушении слушателям сообщают, что они окончательно расстаются со своими вредными привычками и начинают осмысленную трезвую жизнь.

Эти два этапа должны быть обязательно разделены по времени, которое необходимо для осмысления будущего сочинения. Одна из целей написания сочинения, это дать людям инструмент психологической самокоррекции на случай возможного срыва - спровоцированной пьянки или курения.

Последний этап проводится на следующий день: совместно с анализом дневников. Сочинения прочитываются всем, а в случае необходимости проводится их открытый анализ, обсуждение и коррекция. Подход к «проверке» сочинений такой же, как и при анализе дневников.

Таким образом, за время первичного курса каждый слушатель должен «прийти» к (уметь самостоятельно):

а) анализу и контролю своего психофизического состояния, уметь проводить самонаблюдение,

б) способам социальной и психологической самозащиты,

в) углубленному самоанализу пережитого или прожитого периода времени,

г) регулярному самовнушению,

д) проводить самокоррекцию,

а также, иметь конкретные знания по проблемам алкоголизма и курения относительно себя, общества и его развития.

Следует заметить, что отношение к слушателям должно быть, как к здоровым и вполне обучаемым людям. Та же практика работы «Оптималиста» подтверждает этот постулат. Поэтому, начиная примерно с третьего-четвертого занятия, необходимо проводить устные опросы, возможно в дискуссионной форме, по аспектам знаний курса, а не ограничиваться анализом и коррекцией только дневников.

Блокирование или разрушение патологических программ поведения человека это первый этап депрограммирования. На этом этапе, осуществляемом при прямом суггестивном воздействии на человека, основная роль, безусловно, отводится преподавателю. Далее, если депрограммирование прошло успешно, каждый из слушателей раньше или позже обнаруживает некоторый «душевный вакуум», выражающийся в избытке свободного времени. Это явление отмечается многими слушателями еще на курсе. И является следствием неравновесного состояния подсознания, лишенного значительной части ранее исправно работающих, часто доминировавших программ в поведении человека. Поэтому, обязательным этапом при депрограммировании является обучение слушателей самоконтролю развития подсознания, и именно такому контролю, который обеспечивал бы закрепление предпосылок существования трезвенных программ поведения. Без этого важного элемента возможен регресс, так как отсутствие контроля над собственным подсознанием автоматически оборачивается внешним контролем и отнюдь не трезвенным.

Итак, к моменту окончания курса, после последнего, напутственного внушения 9, слушатели переходят к последнему этапу III (состоящему из самонаблюдения и самовнушения, периодической самокоррекции, а также, при необходимости и самоанализа), именуемому саморазвитием.

Суть этого этапа заключается в продолжение написания дневников, то есть в проведении самонаблюдения и самовнушения. Блоки 12 и 13 подобны блокам 10 и 11, отличия незначительны, 10 и 11 выполняются на этапе интенсивного обучения II, за время которого полученные навыки используются при самостоятельной работе. Из дневников уходят вопросы, касающиеся взаимодействия курсантов с преподавателем. Предполагается периодическое обращение к написанным ранее дневникам для проведения их анализа и корректировки 14 последующих.

Блок самокоррекции 14 означает: слушатели периодически, не чаще раза в неделю - Т3, проверяют собственные дневники, так же как делал это преподаватель на первичном курсе I и II. Периодическое обращение к написанным ранее дневникам 12 позволяет проведение их анализа и ведение корректировки последующих. Строго говоря, время Т3 определено как время саморазвития и весьма индивидуально. Тем не менее, каждый из слушателей способен определить его сам при перечитывании своих же дневников: это то время, по прошествии которого оценки, данные им в дневниках, перестают быть актуальными, устаревают. Естественно, что Т3 много больше Т1 + Т2, определяемых интенсивностью усвоения материала на первичном курсе.

В дополнение к этому самостоятельно выполняемому этапу необходимы хотя бы ежемесячные встречи с преподавателем в клубе, обсуждение с ним результатов самостоятельной работы и предоставление имеющихся дневников.

Общая цель этапа саморазвития - окончательная отработка норм непатологического поведения. Оценки этого характера, установившись окончательно, должны преобладать в дневниках второго этапа. По существу, слушатели сами обращают на это внимание, что и служит определяющим моментом для окончания всего курса. Однако следует обязательно настаивать слушателей на полугодичном втором этапе, так как часто уже после первичных занятий наблюдается «эффект эйфории», при котором самоуверенность может сыграть с бывшим алкоголиком злую шутку. Ослабленный самоконтроль при недостаточном тренинге ведет к неожиданному для слушателя всплеску патологической потребности. А это может привести и к полному восстановлению патологической зависимости, справиться с которой самостоятельно значительно сложнее, чем писать дневники. И все, что можно будет предложить в этом случае, так это сочинение и продолжение ежедневного написания дневников до следующего, повторного первичного курса.

Таким образом, эффективность данного курса основана на очистке сознания, аутотренинге и ведет к формированию норм непатологического поведения относительно себя и других людей.

Курс избавления от вредных привычек педагогический и гуманный, так как не предусматривает насилия, медикаментозного и психотропного воздействия, зомбирования в состоянии гипноза. И как всякие школы, может быть применен к вполне здоровым в психическом отношении людям, способным к анализу и коррекции своих поступков.

Демотивация

 

Как известно, любая информация, целенаправленно сообщаемая человеку другим человеком, на основе общности языка и представлений об информационных сущностях вызывает и предощущения [29], и вполне определенные ассоциации - звуковые, тактильные, образные и обонятельные, и запускает физиологические связи и механизмы, лежащие в основе функционирования естественных и потребностных патологических циклов. Этот механизм положен в основу депрограммирования потребностных патологических циклов. Поэтому подробно рассмотрим его как основной действующий элемент - способ KJA (Привилегия № 1009003).

Если рассматривать функционирование личности как результат работы некоторого комплекса потребностных циклов, то любая апелляция к элементам этих циклов будет субъективно восприниматься как положительная - поддерживающая или покушающаяся на разрушение этих циклов. К этому числу относятся и все привычки[30], в том числе и вредные, большая часть которых лежит в области подсознания.

Вполне естественно, что для целостного функционирования личности все составляющие ее циклы и убеждения должны быть защищены, причем субъективно важны все без исключения циклы - как патологические, так и естественные. В равной степени, покушение на которые будет вызывать физиологическую защитную реакцию, необходимую для сохранения целостности личности.

Роль сознания при этом не играет существенной роли, так как большая часть этих циклов, или программ, находится в сфере подсознательной деятельности. Если положительное воздействие является побуждающим, то отрицательное воздействие, как угрожающее целостности, способно, более чем иное, вызывать естественную физиологическую защитную реакцию организма человека. Это, как правило, выброс в кровь веществ возбуждающего характера, адреналина и ацетилхолина, подготавливают организм человека к возможным интенсивным действиям защитного характера, в том числе и физическим.

Следовательно, направление воздействия не определяет знака побуждения, а лишь влияет на его силу.

В полном соответствии с этим правилом непосредственно во время побуждающего воздействия начинает развиваться ответная защитная физиологическая реакция, например, выброс в кровь медиаторов адреналиновой группы (рисунок 18).

Длительность ощущения[31] действия, которого и количество за время воздействия (Т21) пропорциональна силе воздействия и ограничено индивидуальным пределом способности организма, которую примем условно за единицу. Если информационное воздействие предшествует физическому или химическому (для организма тоже носящему информационный характер), то за время между побуждением и удовлетворением (Т31) возникшей потребности, выражающейся, например, в наличии адреналина в крови, потребность угасает, то есть снижается содержание адреналина, который «сгорает» в организме: расходуется на нервозность, тремор, учащенное дыхание и так далее. Это приводит к тому, что последующее за чисто информационным химическое воздействие, наступающее с задержкой, но уже при меньшей потребности, будет оставлять отрицательный информационно-фармакологический эффект D2 как следствие более ярко фиксируемый сознанием и подсознанием. Например, в случае употребления табака это симптомы отравления пропорциональные по силе разности содержания никотина и адреналина в крови. В результате развивается демотивация циклов потребления. Естественно, чем больше время задержки (Т31), тем выше и степень отторжения - циклы потребления не подтверждаются и создаются условия их затухания. И, наоборот, при бесконтрольном курении наблюдается полное соответствие поступлению в кровь и адреналина, и никотина, D1=0, - потребностные подсознательные циклы получают максимальное подтверждение необходимости своей целостности, да и мотивация максимальна.

 

Рисунок 18. Демотивация потребностных циклов. ИСВ - информационная степень воздействия, Т1 - начало и Т2 - конец информационного побуждающего воздействия, Т3 и Т4 - начало и конец удовлетворяющего воздействия, Т3 - Т1 - задержка удовлетворения, А - уровень адреналина в крови, D - ощущаемый информационно-физиологический эффект.

 

Так, практически любое упоминание о проблемах алкоголизма, тем более курения, провоцирует слушателей на совершение патологического действия. И неважно, делается это со стороны, например, преподавателя, или самостоятельно - слушателем. Возникает потребность, удерживая слушателей от удовлетворения которой во время занятий, преподаватель совершает тренировку слушателя. А при написании дневника эту тренировку осуществляет сам слушатель, сдерживаясь самостоятельно. При этом если возникшая потребность и удовлетворяется, что естественно, особенно в табаке и в начале курса, то не в момент своего максимума, а спустя некоторое время, за которое угасает хотя бы частично. Основные фармакологические действия алкоголя и табака фиксируются в сознании более ярко, что не способствует поддержанию циклов их потребления, особенно на фоне отрицательной информации об их действии.

Следовательно, преподаватель должен осознанно и искусно провоцировать патологические циклы и ненасильственно сдерживать их функционирование, что лучше всего делать в начале каждого часа занятий. Наиболее яркие побуждающие информационные компоненты, как-то - чтение дневников, отрицательные эффекты, яркое, образное упоминание о действии и другие, должны быть в начале лекций и максимально нейтральными к их концу.

Однако есть существенные отличия алкоголизма и табакокурения. Заключаются они в том, что, например, при алкоголизме второй стадии потребность (ведущая к запою) возникает с периодом в среднем около месяца, а потребность в следующей сигарете примерно один раз в час. Поэтому слушатель, страдающий от алкоголя, успевает за время ремиссии написать около 20-30 дневников - провести 20-30 тренировок, снять с себя программу, очистить сознание и организм и предотвратить ожидаемый запой. Сам курс является достаточно эффективным средством воздействия. А при решении проблем, связанных с курением, воздействие по способу KJA необходимо адаптировать к периодам возникновения потребности в табаке путем инсталляции торможения через вторую сигнальную систему - введение настроя и теста.

В реальной жизни люди или интуитивно, или на основе опыта, пользуются подобными воздействиями друг на друга или вынуждены учитывать и изолировать себя и других от его последствий. В частности, к таковым относится запрет доступа к информации, содержащей сексуальные компоненты до достижения возраста полового созревания, например, запрет: «кино до 16». Нарушение этого запрета способно демотивировать будущую сексуальность человека, физиологически не способного к использованию непосредственно, то есть к подтверждению и закреплению на физиологическом уровне побуждающей информации.

 

Лекция

 

Лекция является самым важным элементом депрограммирования. Именно лекция или беседа призвана создать базу будущих убеждений, снабдить слушателя абсолютно непротиворечивой информацией, дать знания. Поэтому к изложению материала следует относиться с особенной тщательностью, и безусловно использовать все каналы пригодные для прямой передачи информации от преподавателя слушателю: речь-слух, образ-зрение, слух-письмо, речь-речь.

Канал речь-слух, основное средство передачи информации. Восприятие речи приводит непосредственно к возбуждению первой сигнальной системы превентивно. Вторая сигнальная система, с одной стороны загружена в это время непосредственно декодированием речи, с другой стороны логический анализ, переосмысление услышанного производится позже. Если эмоциональные, быстрые оценки положительны, что соответствует или клише имеющемуся в подсознании или полной логической целостности поступающей информации, критические центры второй сигнальной системы не возбуждаются. Первая же сигнальная система для произведения эмоциональных оценок включает в работу кратковременную память.

Передача информации по каналу речь-слух может быть дополнена опорой на канал образ-зрение, который адекватен по воздействию речи, но благодаря тому, что требует логического анализа образов, более эффективно загружает вторую сигнальную систему, и сильнее возбуждает эмоциональную сферу восприятия человека. Таким образом, канал образ-зрение следует использовать лишь для усиления эмоционального закрепления передаваемой информации.

Использование канала речь-слух дополненного каналом образ-зрение, создает достаточно сильный след информационного воздействия, но все-таки лежащий более в сфере кратковременной памяти и эмоционального фона. Поэтому следует обязательно закреплять это проникновение в память повторным обращением к памяти использованием канала слух-письмо, или конспектированием или записью под диктовку.

Конспектирование предусматривает акцент внимания слушателей на наиболее ярких и важных с точки зрения информационного воздействия моментах (как-то определений, правил, фактов), необходимых для формирования будущей ментальности, и на закрепление этой информации в долговременной памяти. Воздействие по каналу слух-письмо легко дополняется воздействием по каналу речь-речь, при повторении за говорящим, которое так же направлено на развитие долговременного запоминания правил, законов или аксиом. Эти два воздействия однородны, так как предусматривают проговаривание информационного текста вслед за говорящим, однако при использовании канала речь-письмо, происходит более полная загрузка второй сигнальной системы, отвлечение ее критических центров механической работой, чем и достигается более глубокое запоминание.

Понятно, что лекции на курсах депрограммирования будут значительно отличаться от лекций вообще, например учебных. Однако, и в том и в другом случаях основная цель одна и та же, это передача знания. Разница лишь в том, что учебный процесс как таковой предназначен более для передачи информации о знании, так как предусматривает ее последующее осмысление, например практические работы, контрольные, курсовые и так далее. А, каждая лекция курса депрограммирования более суггестивный элемент, предназначенный для формирования знания пригодного к непосредственному использованию в повседневной жизни, то есть знаний претендующих на роль убеждений. Понятно, если учебная лекция, как таковая, может и не содержать ряда перечисленных элементов или может быть полностью законспектирована, то это абсолютно противопоказано лекции как суггестивному элементу, когда знания должны быть непосредственно и максимально усвоены.

И так, знания - основная составляющая убеждений и есть важнейший элемент депрограммирования. Сами знания сообщаемые слушателям должны, как ясно из выше изложенного, удовлетворять в целом трем требованиям: объективность и научность, абсолютная логическая доказуемость, полная комплексность относительно поднимаемой проблемы. Каждое из этих требований имеет прямое суггестивное значение.

Объективность и научность достигается при соблюдении двух требований. Первое из них по существу указывает на обязательность апелляции к знаниям и сведениям уже априорно известным слушателям. Второе требование сводится в этом случае лишь к расширению известных уже слушателям фактов до научных понятий и классификаций. Следует особо подчеркнуть, что процесс депрограммирования значительно осложняется, если слушателям мало известно об их собственной проблеме, что мало вероятно само по себе, а потому и крайне редко, вследствие того, что каждый из них имеет эту проблему в виде готовых, уже сформированных патологических убеждений. Отсюда весьма полезен прием непосредственной апелляции к опыту слушателей, к извлечению из него исходного научного фактического материала, и использовании его как базового.

Далее, остается лишь облечь полученную информацию в строгие научные формулировки и связать в логически непротиворечивые схемы. Как правило, это известные и многократно проверенные ранее знания, безусловно, составляющие основное содержание лекций. При последовательном изложении материала, от личного опыта слушателей к научному, и соблюдается логическая доказуемость всяких обобщений предлагаемых вниманию. Нарушение этого требования влечет возбуждение критических центров головного мозга, и анализ уместный более для процесса обучения. При депрограммировании же знания, нуждающиеся в дополнительном осмыслении просто недопустимы.

Требование комплексности так же является обязательным. По существу это требование обязывает преподавателя посвящать лекции только одной из сторон освещаемой проблемы. И как бы широка эта проблема не казалась, слушатели должны уходить с лекции, не имея неразрешенных вопросов или вопросов требующих анализа. Только в этом случае возникает убежденность в истинности излагаемого материала.

Следует так же помнить, что вся информация, передаваемая на курсах слушателям, и сам процесс передачи имеют несколько целей:

1. Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем существующих для них объективно, например: алкоголизма и курения табака. Так нередко, приходится слышать утверждение, что, мол, и так все и все знают. Однако, на поверку оказывается, что знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: «это вредно». Тем не менее, они оказались на курсах по дезалкоголизации, и этот факт должен служить сигналом для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей.

2. Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

Основным смыслом курсов относительно такого элемента как «знания» является формула - не только знать, но и главное, осознать. То есть довести знания через сознание к подсознанию слушателей. А это можно сделать, используя только наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение нескольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятым или не усвоенным слушателями знаниям.

Следует учитывать, что основной контингент - это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

Специфика аудитории диктует и необходимость однородности и ограничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1.5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае «усталость» восприятия или рассеянное внимание [32] аудитории может свести к нулю все усилия и привести к необходимости многократного изложения материала, то есть к затягиванию курсов или их низкой суггестивной, и следовательно информационно-просветительс-кой функции.

Внушение

 

Внушение в состоянии бодрствования завершающая часть суггестивной лекции и одновременно последняя апелляция к каналу речь-слух. Это есть максимально необходимый прямой суггестивный элемент.

Прообразом внушения в состоянии бодрствования следует рассматривать аутогенную тренировку[33]. Главными отличиями внушения от аутогенной тренировки как раз будут цели, которых ради каждое занятие и следует завершать именно таким образом.

Внушение можно рассматривать как часть педагогического процесса, и есть один из элементов метода STP, которым заканчивается каждое занятие. Каждое внушение кроме констатации основного резюме занятия содержит и обязательные настрои слушателей направленные на стабилизацию их психофизического состояния. Каждое внушение, вне зависимости от темпа и эмоционального содержания занятия, должно быть максимально успокаивающим. Одновременно, именно, внушение служит последним элементом целенаправленного закрепления убеждений слушателей.

Для того, что бы внушение являлось и суггестивным элементом (продолжением лекции), его следует производить, удостоверившись (опросом) в готовности аудитории, устранив непонимание, - дать исчерпывающие ответы на все вопросы оставшиеся непонятыми или неясными до конца подачи материала. Занятие необходимо строить так, чтобы аудитория была максимально удовлетворена полученным материалом и заранее готова к внушению.

Внушение это элемент оставляющий последнее слово за преподавателем, что особенно важно в тех случаях, когда вопросы, освещаемые во время лекции, вызывали повышенный интерес или, тем более, дискуссию. В этом случае преподаватель обязан включить во внушение четкое изложение точки зрения на проблему. Непосредственно после внушения слушатели уходят домой. Внимание слушателей следует обязательно отвлекать от занятия, например на чисто организационные вопросы: напоминание о времени следующего занятия, просьбой не опаздывать и тому подобное. Только таким образом производится закрепление необходимого ментального пространства внушением.

Тексты внушений, приводимые в приложении, не нуждаются в заучивании, а служат лишь примером для подражания. Кроме примеров, для построения внушений полезными могут оказаться тезисы, которые можно включать, ориентируясь на проведенное занятие.

Перед первым внушением слушателям следует объяснить смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха перед «гипнозом». Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для взрослых людей, чье сознание отягощено грузом их житейских проблем, и производится только с целью закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах все чистая правда, которую необходимо донести до слушателей обязательно. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, занятие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, чтобы все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трех основных частей:

1. Настройка слушателей, активизация внимания на голос преподавателя. Цель настроя, создать ощущения покоя и расслабленности. При этом полезен прием визуализации, когда аудиторию просят представить перед внутренним взором наиболее частую обстановку отдыха, буквально рисуя картины покоя и умиротворения способные вызывать эйдетические[34] образы. При этом необходимо обязательно обращать внимание на необходимость спокойного дыхания, просить прокашляться перед внушением и настроиться на голос преподавателя так, что бы ничто постороннее не отвлекало внимания.

2. Основная часть - краткое изложение сути проведенного занятия. Как правило, это основные тезисы лекции и обязательно те из них, которые вызывали наибольший интерес аудитории. Этот интерес может проявляться в несогласии или даже агрессивной защите противоположного по содержанию тезиса, что, как правило, приводит к дискуссии в аудитории, которой, кстати, не следует бояться, так как последнее слово (во внушении) все равно должно остаться за преподавателем.

3. Финал - ориентация слушателей на будущее лишенное отягощающих факторов, в частности на жизнь без алкоголя и табака, нормализацию сна и восстановление здоровья вообще. Следует обратить особое внимание на такой элемент финала как возбуждение и закрепление восприятия на чисто информационном уровне. Это делается обращением внимания слушателей на естественные защитные реакции организма. Апелляция к воспоминанию способна вызвать гиперестезию[35] и даже гиперпатию[36] на ранее естественные, привычные возбуждающие элементы патологической зависимости. Наибольший эффект наблюдается при кратком упоминании сопутствующих реакций сенсорных систем, это состояние вестибулярной системы, вибрации, дрожь, потение, запахи, вкус, предложения, поступки. Безусловно, эти ощущения, на которые обращается внимание аудитории должны быть по природе естественными и защитными, теми, чувствительность к которым утрачена в результате развития эффекта преодоления и становления патологической программы.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать пяти - пятнадцати минут в зависимости от возбуждения группы. Так, чем на меньшем эмоциональном фоне удается закончить лекцию, тем внушение может быть меньше по времени, но не по качеству и полноте.

Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без эмоциональных чрезмерных акцентов внимания, лучше гасить свет и просить закрыть глаза; текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц «не», «анти» и слова «нет».

Перечисленные выше элементарные требования легко соблюсти после тренировок, но не практики на группах, так как во время внушения преподавателю остается полагаться только на память и весь комплекс выработанных ранее и ставших профессиональными навыков. Самым простым приемом овладения этими правилами является их использование в повседневной речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.236 (0.077 с.)