Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Хроногигиена, биоритмы ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Аудиторная работа Лекции. Понятие о хронобиологии, хроногигиене и биоритмах. Циркадный (циркадиальный), недельные, месячный, годовой циклы. Циклы физической и интеллектуальной работоспособности. Фотопериодика. Циклика женского организма. Хронобиологические особенности сенситивных периодов. Семинар. Гендерные и возрастные особенности хронобиологических процессов в организме человека. Лабораторная работа. Определение и расчет индивидуальных циклов и хронопреферендума с применением пробы «индивидуальная минута», «индивидуальный час». Самостоятельная разработка опросника по выявлению хронотипа. Оценка влияния занятий спортом на динамику хронобиологических особенностей организма.
Внеаудиторная работа Самостоятельная работа. Основы хронобиологии и биоритмологии. Циркадная (циркадиальная) динамика физической работоспособности, умственной и эмоциональной психической активности.
Основная литература 1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с. 2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.
Дополнительная литература
1. Анализ проведения и планирования уроков физической культуры [Текст] / Авт.-сост. И. П. Залетаев, В. А. Муравьев. М.: Физкультура и спорт, 2005. 247 с. 2. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с. 3. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие [Текст] / А. А. Дмитриев. М.: Академия, 2002. 176 с. 4. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с. 5. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов факультетов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова / Под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.
6. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с. 7. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст] / Л. П.Матвеев. 4-е изд., стереотип. М.: Издательство «Лань», 2004. 160 с. 8. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 240 с. 9. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 864 с. 10. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с. 11. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.
ОБЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Восстановительные мероприятия в спорте. 2. Питание при занятиях физической культурой и спортом. 3. Гигиена легкой атлетики. 4. Гигиена гимнастики. 5. Гигиена плавания. 6. Гигиена спортивных игр. 7. Гигиена лыжного спорта. 8. Гигиена тяжелой атлетики, борьбы, бокса. 9. Гигиена туризма и экскурсий. 10. Гигиенические основы в многолетнем спортивном учебно-тренировочном процессе.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Лабораторные работы могут проводиться в компьютерном классе кафедры физиологии спорта и физической реабилитации Сыктывкарского государственного университета, а также на базе лаборатории функционального биоуправления СыктГУ. При проведении лабораторных работ для большей эффективности учебного процесса и в связи с недостаточным обеспечением аппаратным оборудованием и программным обеспечением предлагается делить учебные группы на подгруппы.
ФОРМА ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текущей формой контроля являются индивидуальные и групповые отчеты или расчетно-графические работы по лабораторным практикумам.
Промежуточной формой контроля является написание контрольной работы по предлагаемой проблематике. Итоговая форма контроля знаний заключается в сдаче студентами устного или письменного экзамена. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Социальное значение гигиены и санитарии. 2. История гигиены и санитарии. 3. Развитие гигиены в России. Роль отечественных ученых в развитии гигиенической науки. 4. Гигиена воздуха и воздушной среды 5. Гигиена воды и водной среды. 6. Гигиена почвы. 7. Гигиена питания. 8. Водорастворимые витамины. 9. Жирорастворимые витамины. 10. Инфекционные заболевания, их возбудители. 11. Иммунитет. 12. Режим дня, его отдельные элементы и их организация. 13. Гигиенические требования к оборудованию класса и предметам школьного обихода. 14. Гигиенические требования к спортивному залу. 15. Здоровье и динамика физического развития детей в России. 16. Осанка. Нарушение осанки. 17. Особенности питания при занятиях отдельными видами спорта. 18. Гипокинезия (гиподинамия) и ее влияние на организм детей и подростков. 19. Гиперкинезия и ее влияние на организм детей и подростков. 20. Режим питания юного спортсмена. 21. Закаливание. 22. Типы спортивных сооружений, их расположение и ориентация. 23. Гигиена легкой атлетики. 24. Гигиена гимнастики. 25. Гигиена плавания. 26. Гигиена спортивных игр. 27. Гигиена лыжного спорта (лыжные гонки). 28. Гигиена тяжелой атлетики. 29. Гигиена единоборств. 30. Гигиена туризма и экскурсий. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Предмет, задачи, методы исследования гигиены и санитарии. 2. Социальное значение гигиены и санитарии. 3. История гигиены и санитарии: развитие гигиены в России. Роль отечественных ученых в развитии гигиенической науки. 4. Гигиена воздуха. Значение воздуха для человека. Представление об атмосфере. 5. Физические свойства воздуха. 6. Химический состав воздуха. 7. Понятие о климате и погоде, их классификация и характеристика. 8. Значение физических свойств воздуха для занятий физическими упражнениями и закаливания. 9. Гигиена воды. Значение воды для человека. Физические свойства воды. 10. Химический состав воды и ее значение для человека. 11. Источники воды и системы водоснабжения. 12. Очистка и обеззараживание воды. 13. Гигиенические требования к питьевой воде и водным бассейнам для отдыха, оздоровления и спорта. 14. Гигиена почвы. Виды почв. Значение почвы для растительного и животного мира, в производстве пищевых веществ. 15. Значение почвы для строительства спортивных сооружений и занятий физической культурой и спортом. 16. Понятие о гигиенически полноценном питании. Пищевой рацион для различных возрастных групп. Режим и нормы питания. 17. Гигиена питания. Профилактика кариеса. Профилактика и меры борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями и глистными инвазиями. 18. Пищевые продукты, их состав и энергетическая ценность. 19. Водорастворимые витамины. 20. Инфекционные заболевания, их возбудители. Источники и пути распространения инфекционных заболеваний. 21. Иммунитет. Естественный и искусственный иммунитет. Профилактические прививки. Аллергия и анафилаксия.
22. Методы повышения защитных сил организма. Значение санитарного состояния учебно-воспитательных учреждений в профилактике инфекционных заболеваний среди детей и подростков. 23. Медико-санитарный надзор за учебно-воспитательными учреждениями и совместная работа учителя физической культуры и медицинских работников в школе. 24. Витамины. Жирорастворимые витамины. 25. Сохранение витаминов в пище. 26. Понятие об утомлении. Биологическое значение утомления. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной работоспособности. 27. Правила ухода за кожей. Гигиена волос и ногтей. Гигиенические требования к одежде, обуви, головным уборам. 28. Гигиенические требования к оборудованию класса. Размеры и вес рабочих инструментов и сельскохозяйственного инвентаря. 29. Гигиенические требования к служебным и вспомогательным помещениям: их размещение в школе. 30. Медико-гигиеническое и половое воспитание юношей и девушек. 31. Внеклассная и внешкольная деятельность учащихся. 32. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу детей младшего школьного возраста. 33. Предмет школьной гигиены. Значение школьной гигиены для охраны и укрепления здоровья школьника. 34. Гигиенические требования к классной мебели. 35. Гигиенические требования к режиму дня, личной гигиене, питанию, двигательному режиму подростков. 36. Гигиена школьного здания. 37. Гигиена земельного участка школы. 38. Продолжительность урока, физиолого-гигиенические нормативы общей учебной нагрузки. Гигиенические требования к построению расписания. 39. Гигиенические требования к оборудованию класса, школьным принадлежностям, рабочим инструментам, портфелям, ранцам младших школьников. 40. Режим дня, его отдельные элементы и их организация. 41. Режим дня в школах (группах) продленного дня, в школах-интернатах и санитарно-лесных школах. 42. Гигиенические требования к оборудованию класса и предметам школьного обихода. 43. Организация учебно-воспитательного процесса и режима для детей 6-летнего возраста. 44. Гигиенические требования к школьным мастерским. Оборудование школьных мастерских. 45. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу юношей и девушек. 46. Гигиенические требования к режиму дня, личной гигиене, питанию, двигательному режиму детей младшего школьного возраста. 47. Гигиенические требования к режиму дня, личной гигиене, питанию, двигательному режиму юношей и девушек.
48. Гигиенические требования к классам, лабораториям, кабинетам. 49. Гигиенические требования к спортивному залу. 50. Сенсорные системы организма. Профилактика нарушения зрения и слуха у школьников. 51. Здоровье и динамика физического развития детей в России. Группы здоровья. 52. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу. 53. Двигательная активность детей и подростков. 54. Осанка. Нарушение осанки. Значение физических упражнений в формировании правильной осанки и свода стопы. 55. Особенности питания при занятиях отдельными видами спорта. 56. Воздушно-тепловой режим в спортивном зале. 57. Гиподинамия и ее влияние на организм детей и подростков. 58. Биологическое значение света для детей, гигиенические требования к освещению спортивных сооружений, нормы освещенности. 59. Роль физкультурно-оздоровительных мероприятий в обеспечении оптимального двигательного режима школьника. 60. Гигиенические требования к урокам физической культуры. 61. Роль спортивно-массовой формы физического воспитания в обеспечении оптимального двигательного режима детей и подростков. 62. Режим питания юного спортсмена. 63. Закаливание солнечным излучением и его физиологические основы. Предупреждение и первая помощь при ожоге, солнечном и тепловом ударе. 64. Закаливание воздухом и его физиологические основы. 65. Значение закаливания. Искусственные источники ультрафиолетового облучения. 66. Гиперкинезия и ее влияние на организм детей и подростков. 67. Типы спортивных сооружений, их расположение и ориентация. Нормативы микроклимата помещений. 68. Естественное и искусственное освещение специальных сооружений. 69. Питание при занятиях физической культурой и спортом. 70. Гигиена легкой атлетики. 71. Гигиена гимнастики. 72. Гигиена плавания. 73. Гигиена спортивных игр. 74. Гигиена лыжного спорта. 75. Гигиена тяжелой атлетики, борьбы, бокса. 76. Гигиена туризма и экскурсий.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Инструментальное обеспечение 1. Портативная метеостанция; 2. Гигрометр; 3. Термометры (спиртовой, ртутный, электронный); 4. Термограф; 5. Термоанемометр; 6. Барометр; 7. Барограф; 8. Люксметр; 9. Дозиметр экспозиционной дозы; 10. Кислородный концентратор (гипоксикатор); 11. Весы медицинские; 12. Калипер; 13. Плантограф; 14. Кистевые и становый динамометр; 15. Газоанализатор. 16. Компьютеризированный аппаратно-программный комплекс «Нейромиан»; 17. Компьютеризированный аппаратно-программный комплекс «Диамант»; 18. Компьютеризированный аппаратно-программный комплекс «Рео-Мицар»; 19. Компьютеризированный аппаратный комплекс «Гипоксикатор Onyx»; 20. Компьютеризированный аппаратный комплекс пульсооксиметр «Axion». 21. автоматизированные рабочие места, подключенные к сети Интернет; 22. Беговая дорожка «Тредмил 3000» в комплектации с монитором сердечного ритма Polar. 23. Пакеты прикладных математических и статистических программ («Statistica V. 6.1.» русифицированная версия, «MathCAD», «Stat Graph» и т.д.);
24. Пакет прикладных программ по экономической деятельности («1С», «Парус» и т.д.); 25. Реабилитационный комплекс «Unex II». СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для XXI века: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1994. 2. Азгальдов, Г.Г., Райхман, Э.П. О квалиметрии. М.: Стандарт, 1973. 1. Абросимова, Л.И., Карасик, В.Е., Белякова, И.П. Гигиенические принципы нормирования физических нагрузок при физическом воспитании школьников // Вестник Российской АМН. 1993. № 6. 2. Башкиров, В.Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1981. 3. Богданов, Я.М., Краковяк, Г.М. Гигиена: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1966. 4. Бочаров, М.И. Спортивная метрология: Учебное пособие. Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского государственного университета, 2002. 5. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания. М.: Просвещение, 1986. 6. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991. 7. Вайнбаум, Я.С., Коваль, В.И., Родионова, Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2002. 8. Гигиена детей и подростков: Учебник / Под ред. В.Н. Кардашенко. М: Медицина, 1988. 9. Гурова, А.И., Горлова, О.Е. Практикум по общей гигиене. М.: Университет дружбы народов, 1991. 10. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. 11. Дембо, А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1981. 12. Колесов, Д.В., Маш, Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М: Просвещение, 1989. 13. Лаптев, А.П. Гигиена массового спорта. М.: Физкультура и спорт, 1984. 14. Лаптев, А.П. Гигиена: Учебник для техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983. 15. Лаптев, А.П. Гигиена: Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1977. 16. Лаптев, А.П., Малышева, И.Н. Практикум по гигиене. М.: Физкультура и спорт, 1981. 17. Лаптев, А.П., Малышева, И.Н. Руководство к практическим занятиям по гигиене. М.: Физкультура и спорт, 1975. 18. Лаптев, А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1979. 19. Лаптев, А.П., Полиевский С.А. Гигиена. Учебник. М.: Физкультура и спорт, 1990. 20. Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия, 2001. 21. Минх, А.А. Методы гигиенических исследований. М.: Медгиз, 1954. 22. Минх, А.А. Очерки о гигиене физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1976. 23. Минх, А.А. Справочник по санитарно-гигиеническим исследованиям. М.: Медицина, 1973. 24. Общая гигиена: Учебник / Под ред. Я.Л. Румянцева. М.: Медицина, 1990. 25. Полиевский, С.А. Гигиенические аспекты современных спортивных сооружений. М.: Физкультура и спорт, 1982. 26. Соковня-Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.: Академия, 2000. 27. Шапошникова, В.И. Биоритмы – часы здоровья. М.: Советский спорт, 1991.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. http://www.edu.ru – Российский федеральный образовательный портал. 2. http://www.valeo.edu.ru – Портал «Здоровье и образование». 3. http://www.allsport.ru – сайт спортивных инноваций. 4. http://www.cardiosport.ru – сайт фирмы «Polar Electro», производящей компьютеризированное медицинское и тренировочное оборудование. 5. http://www.edulib.ru – сайт Центральной библиотеки образовательных ресурсов. 6. http://www.marathon-e.ru – сайт фирмы «Марафон-электро», выпускающей оборудование для обслуживания соревнований (табло и системы хронометража). 7. http://www.rsl.ru – сайт Российской государственной библиотеки. 8. http:// www.tpfk.ru – сайт журнала «Теория и практика физической культуры». 9. Бочаров, М.И. Спортивная метрология: Интерактивное учебное пособие для студентов институтов и факультетов ФКиС [Электронный ресурс].– Сыктывкар, 2000. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM). 10. Физическая культура: Курс дистанционного обучения [Электронный ресурс]. СПб., 2003. – 1 электронный оптический диск (CD-ROM).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.101 с.) |