Институт социальных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социальных технологий



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра теоретических и медико-биологических основ физической культуры

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности»

Направление подготовки

034300 – Физическая культура

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная/заочная

 

Сыктывкар 2014

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт социальных технологий

Кафедра теоретических и медико-биологических основ физической культуры

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности»

Направление подготовки

034300 – Физическая культура

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная/заочная

 

Очное обучение Блок дисциплин – Б.3 Б.10. Семестр – 3,4 Всего учебных занятий – 216 часов, 6 зач. ед. В том числе: аудиторные – 86 часов, из них: лекции – 34 часа, практические занятия – 32 часа, самостоятельная работа – 103 часа. Интерактивные и активные – 19 часов Форма текущего контроля: контрольные работы - 1 Итоговый контроль – экзамен.     Заочное обучение Блок дисциплин – Б.3 Б.10. Семестр – 3 Всего учебных занятий – 216 часов, 6 зач. ед. В том числе: аудиторные – 12 часов, из них: лекции – 6 часов, практические занятия – 6 часов, самостоятельная работа – 195 часов. Интерактивные и активные – 3 часа Форма текущего контроля: контрольные работы - 1 Итоговый контроль – экзамен.

Сыктывкар 2014


Наименование

Разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Макси-мальная

Нагрузка

студентов

(часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная

Работа

Всего

В том числе

Лекции Семинары Практическая работа Лабораторная работа

Раздел 1. Общая гигиена и санитария

1 Тема 1. Ведение в методологию общей гигиены и санитарии 6 2 2 4
2 Тема 2. Гигиена воздуха и воздушной среды 14 8 2 8 6 6
3 Тема 3. Гигиена воды и почвы 8 2 2 6

Раздел 2. Гигиена физического воспитания и спорта

4 Тема 4. Гигиена спортивных сооружений 14 8 2 8 2 6
5 Тема 5. Личная гигиена 10 4 2 8 2 6
6 Тема 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с оздоровительной целью, гигиена закаливания 10 4 2 2 6
7 Тема 7. Гигиенические требования к занятиям отдельными видами спорта 10 4 2 2 6
8 Тема 8. Гигиена питания 20 12 4 8 4 8
9 Тема 9. Хроногигиена, биоритмы 8 6 2 - 2 2
  ИТОГО 216 86 16 - 32 20 103

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

Тема 1. Введение в методологию общей гигиены и санитарии

Аудиторная работа

Лекция. Понятие о гигиене и санитарии, методы исследования, применяемые в гигиене (статистические, демографические, физиологические и др.): предмет изучения гигиены, отдельные отрасли гигиены (коммунальные, питания, труда, физической культуры и спорта). История гигиены и санитарии; развитие гигиены в России; роль отечественных ученых и развитии гигиенической науки.

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа (4 часа). Социальное значение гигиены и санитарии; значение гигиены в деятельности учителя физической культуры.

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

Дополнительная литература

1. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

2. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения [Текст] / С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.

 

Аудиторная работа

Лекция. Значение воздуха для человека. Представление об атмосфере. Состав воздуха. Физические качества воздуха. Температура, влажность, движение, давление, ионизация воздуха. Значение физических свойств воздуха для занятий физическими упражнениями и закаливания. Химические, физические, бактериологические, радиационные факторы загрязнения воздуха и контроль за его состоянием. Приборы и правила измерения температуры воздуха в помещении и вне помещения. Работа термографа. Определение относительной влажности воздуха психрометром и гигрометром. Устройство анемометра (чашечный, крыльчатый) и измерение скорости движения воздуха. Планирование расположения спортивных сооружений с учетом розы ветров. Комплексная оценка физических свойств воздуха, определение охлаждающей способности воздуха кататермометром; расчет эффективных температур по таблицам и номограммам. Определение скорости движения воздуха в помещении кататермометром. Оценка реакции сосудов кожи разных участков тела на охлаждение. Определение содержания СО2 в воздухе помещения. Определение содержания пыли в воздухе.

Лабораторная работа. Расчетно-графические работы гигиенического анализа физических свойств воздушной среды (температура, относительная влажность воздуха, атмосферное давление, скорость движения воздушных масс). Применение разнообразных методов определения химического состава и физических свойств воздуха. Определение соответствия гигиеническим нормам некоторых характеристик воздуха для занятий определенными видами спортивной деятельности (горный туризм).

 

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа. Гигиенические требования к воздушной среде при занятиях на открытом воздухе. Понятие о климате, погоде; их классификация и характеристика. Значение часового пояса, геомагнитных колебаний для занятий физическими упражнениями и акклиматизации спортсмена.

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

Дополнительная литература

1. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

2. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.

3. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: Книга для педагога [Текст] / Ю. А. Янсон. Ростов н/Д. Феникс, 2004. 624 с.

Аудиторная работа

Лекция. Значение воды для человека. Физические свойства воды (температура, прозрачность, цвет, вкус, запах). Химический состав воды. Жесткость воды и ее значение для человека: содержание кислорода в воде: показатели физического, химического и бактериологического загрязнения воды (окисляемость, содержание азотных соединений), коли-титр, коли-индекс. Водоснабжение – местное, центральное, санитарная охрана водоисточников: очистка и обеззараживание воды; нормы водопользования; гигиенические нормативные требования к питьевой воде, к водным бассейнам для отдыха, оздоровления и спорта.

Почва и ее гигиеническое значение. Виды почв; почвенные воды. Микроорганизмы почвы; значение почвы для растительного и животного мира, в производстве пищевых веществ; значение почвы для строительства спортивных сооружений и для занятий физкультурой и спортом; охрана почв как проблема сохранения окружающей среды.

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа. Способность водных источников к самоочищению. Охрана водных ресурсов как проблема сохранения окружающей среды. Роль учителя физкультуры в воспитании у школьников бережного отношения к природе.

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

Дополнительная литература

1. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

2. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.

3. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: Книга для педагога [Текст] / Ю. А. Янсон. Ростов н/Д. Феникс, 2004. 624 с.

РАЗДЕЛ 2. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Аудиторная работа

Лекция. Типы спортивных сооружений; расположение и ориентация; гигиенические требования к озеленению; к структуре помещений для зрителей и спортсменов; к местам занятий отдельными видами спорта; футбольному полю, беговым дорожкам, к местам для метаний, прыжков в высоту, с шестом, в длину, к игровым площадкам; нормативы микроклимата помещении; вентиляция помещений; концентрация углекислого газа как показатель загрязнения воздуха; воздушный куб; кратность воздухообмена. Температурный режим в помещениях, отопление местное и центральное; влажность воздуха в помещениях, ионизация воздуха. Естественное и искусственное освещение; показатели освещенности (световой коэффициент, КЕО, люксометрия); влияние на освещенность состояния оконных стекол, окраски помещения.

Лабораторная работа. Общая характеристика спортивного сооружения. Санитарно-гигиеническая оценка микроклиматических особенностей спортивного сооружения. Определение соответствия ГОСТ и СНиП уровня освещенности спортивного сооружения. Оценка вентиляции и отопления. Расчет эффективных температур по таблицам и номограммам.

 

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа. Гигиеническая характеристика источников искусственного освещения, осветительной арматуры; значение света для детей (профилактика рахита, близорукости; настроение, работоспособность); гигиенические требования к освещенности спортивных сооружений, нормативы освещенности.

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

Дополнительная литература

1. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

2. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.

3. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: Книга для педагога [Текст] / Ю. А. Янсон. Ростов н/Д. Феникс, 2004. 624 с.

Тема 5. Личная гигиена

Аудиторная работа

Лекция. Гигиена одежды, обуви, головных уборов. Гигиена кожи, ногтей, волос; профилактика пиодермии, грибковых заболеваний, чесотки, педикулеза, лишая, глистных инвазий, облысения. Гигиена режима труда и отдыха, предупреждение переутомлений позвоночного столба и паравертебральных мышц, (формирование мышечного корсета, упражнения для снятия позвоночного утомления, профилактика плоскостопия: упражнения, применение супинаторов.

Гигиена органов зрения: профилактика миопии – рабочая поза, освещение, режим работы, способы предупреждения переутомления органов зрения упражнениями, линзами.

Гигиена сексуальных отношений. Интимная гигиена мужчины и женщины. Сексуальное воспитание; гигиенические основы подготовки к семейной жизни, рождению и воспитанию детей. Профилактика венерических заболеваний.

Гигиена органов слуха; нормирование шумовых воздействий. Гигиена ротовой полости и носоглотки. Уход за зубами, профилактика кариеса и парадантоза. Профилактика хронических заболеваний носоглотки.

Лабораторная работа. Гигиена опорно-двигательного аппарата: профилактика нарушений осанки – сохранение нормальной позы при учебной работе (подбор мебели), других формах занятий, в частности, при ходьбе, беге и др.

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа. Вредные привычки; действие психоактивных веществ, наркотиков, алкоголя, курения на организм, психику и социальное поведение человека. Заболевания, связанные с приемом наркотиков, алкоголя, курения.

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

Дополнительная литература

1. Анализ проведения и планирования уроков физической культуры [Текст] / Авт.-сост. И. П. Залетаев, В. А. Муравьев. М.: Физкультура и спорт, 2005. 247 с.

2. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с.

3. Белая, Н. А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников [Текст] / Н. А. Белая. Минздрав РФ. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2004. 270 с.

4. Бирюков, А. А. Лечебный массаж: Учебник для студентов высших учебных заведений. Доп. ГК РФ по физкультуре и спорту. [Текст] / А. А. Бирюков. М.: Академия, 2004. 362 с.

5. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие [Текст] / А. А. Дмитриев. М.: Академия, 2002. 176 с.

6. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с.

7. Климова, А. И. Организация физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие [Текст] / А. И. Климова. Утв. научно-методическим советом КРАГСиУ. Сыктывкар, 2005. 112 с.

8. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов факультетов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова / Под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.

9. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие. М.: ЭНАС, 2002. 197 с.

10. Лечебная физическая культура: Справочник [Текст] / Под ред. В. А. Епифанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2001. 592 с.

11. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. С. Н. Попова, Н. М. Валеева, Т. С. Гарасева. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 46 с.

12. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с.

13. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст] / Л. П.Матвеев. 4-е изд., стереотип. М.: Издательство «Лань», 2004. 160 с.

14. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 240 с.

15. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 864 с.

16. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения [Текст] / С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.

17. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с.

18. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.

Аудиторная работа

Лекция. Физическое развитие и физическая подготовленность как критерии здоровья. Физиологические основы гигиенического действия физических упражнений; укрепление мышечной системы и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата; повышение функционального резерва аэробной системы и профилактика заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем; стимуляция нейроэндокринной и иммунной систем как профилактика нервно-психических, обменных, инфекционных и аллергических заболеваний; влияние физических упражнении на биологическое созревание и физическое развитие.

Структура и содержание занятий физическими упражнениями с оздоровительной целью. Общие требования – непрерывность и преемственность, комплексность и адекватность. Гигиеническая направленность физических нагрузок при занятиях с оздоровительной целью, достижение нормативною уровня физической подготовленности: подготовительно-стимулирующая и восстановительная направленность (активный отдых – рекреация). Гигиенические нормативы физической подготовленности, общей выносливости, силовой выносливости, других физических качеств.

Гигиенические требования к формам оздоровительной физической культуры (урок физкультуры, тренировка в спортивной секции, группе здоровья, клубе любителей бега и т.д.). Гигиенические требования к структуре одного занятия: подготовительной, основной, заключительной частям. Нормирование нагрузок для достижения нормативного уровня общей выносливости, других качеств на одном занятии, в течение дня, недели. Двигательная активность как гигиенический фактор, ее должный объем (количество локомоций в течение дня). Подготовительные и стимулирующие формы оздоровительной физической культуры (зарядка, занятие перед началом уроков, работы). Восстановительные (рекреационные) формы оздоровительной физической культуры (физкультурная минутка, пауза, прогулки, туризм).

Значение закаливания. Виды закаливания. Методические принципы закаливания. Закаливание холодом (физиологические основы закаливания холодом). Закаливание воздухом и водой. Нормирование закаливания холодом. Закаливание солнечным излучением (физиологические основы), нормирование солнечных ванн. Искусственные источники ультрафиолетового излучения (ртутно-кварцевые лампы, эритемные люминесцентные лампы). Закаливания разряженным воздухом и его физиологические основы. Гигиенические требования к местам проведения закаливающих процедур (солярии, пляжи и т.д.). Предупреждение и первая помощь при ожоге солнцем, тепловых ударах. Первая помощь утопающим. Оценка эффективности закаливания воздухом, водой и солнцем.

Лабораторная работа. Определение уровня физического развития и физической подготовленности (с применением методов антропометрии, соматоскопии, перцентильного метода и нагрузочных тестов). Составление программ гигиенического обеспечения подготовки спортсменов (в избранном виде спорта – режим тренировок, питания, сна, восстановительные мероприятия, гигиена одежды, обуви, спортивного оборудования и т.д.). Оценка устойчивости (резистентности, толерантности) к температурному фактору (закаленности) по результатам регионарной холодовой пробы.

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа. Нормирование нагрузок при занятиях туризмом. Предупреждение травматизма, перегреваний, переохлаждений при занятиях оздоровительной физической культурой. Предупреждение травм, заболеваний, перетренированности, перенапряжений в спорте.

Основная литература

1. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. С. Н. Попова, Н. М. Валеева, Т. С. Гарасева. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 46 с.

2. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

3. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

 

Дополнительная литература

1. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с.

2. Белая, Н. А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников [Текст] / Н. А. Белая. Минздрав РФ. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2004. 270 с.

3. Бирюков, А. А. Лечебный массаж: Учебник для студентов высших учебных заведений. Доп. ГК РФ по физкультуре и спорту. [Текст] / А. А. Бирюков. М.: Академия, 2004. 362 с.

4. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие [Текст] / А. А. Дмитриев. М.: Академия, 2002. 176 с.

5. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с.

6. Климова, А. И. Организация физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие [Текст] / А. И. Климова. Утв. научно-методическим советом КРАГСиУ. Сыктывкар, 2005. 112 с.

7. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов факультетов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова / Под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с.

8. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста: Методическое пособие. М.: ЭНАС, 2002. 197 с.

9. Лечебная физическая культура: Справочник [Текст] / Под ред. В. А. Епифанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2001. 592 с.

10. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. С. Н. Попова, Н. М. Валеева, Т. С. Гарасева. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 46 с.

11. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с.

12. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст] / Л. П.Матвеев. 4-е изд., стереотип. М.: Издательство «Лань», 2004. 160 с.

13. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 240 с.

14. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения [Текст] / С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.

15. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с.

16. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.

Тема 7. Гигиенические требования к занятиям

Отдельными видами спорта

Аудиторная работа

Лекция. Гигиена гимнастики, гигиенические требования к одежде, обуви занимающихся, гимнастическому залу, спортивному инвентарю. Профилактика травм и заболеваний при занятиях гимнастикой.

Гигиена легкой атлетики. Гигиенические требования к местам занятий легкой атлетикой (беговые дорожки, места для метаний, прыжков, легкоатлетических манежей); одежде, обуви. Профилактика травм и перенапряжений при занятиях легкой атлетикой.

Гигиена лыжного спорта. Гигиенические требования к местам занятий лыжным спортом (трассы, лыжные базы); к одежде, обуви лыжников; профилактика травм и переохлаждений при занятиях лыжным спортом.

Гигиена спортивных игр. Гигиенические требования к местам занятий спортивными играми (игровые залы, площадки); к одежде, обуви занимающихся. Профилактика травм, заболеваний при занятиях спортивными играми.

Гигиена плавания. Гигиенические, требования к естественным и искусственным бассейнам, профилактика травм и заболеваний при занятиях плаванием.

Гигиена тяжелой атлетики, борьбы, бокса.

Лабораторная работа. Хронометрия, пульсометрия тренировочных занятий при решении различных педагогических задач (на примере собственного вида спорта). Овладение навыками нормирования физических нагрузок, необходимых для достижения нормативного уровня общей выносливости, силовой выносливости и других физических качеств.

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа. Гигиенические требования к местам занятий, одежде, обуви занимающихся различными видами спорта. Профилактика травм и «профессиональных» заболеваний.

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

Дополнительная литература

1. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с.

2. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 864 с.

3. Полиевский, С. А. Общеразвивающие упражнения [Текст] / С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман, И. П. Залетаев. М.: Физкультура и спорт, 2002. 120 с.

4. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с.

5. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.

 

Тема 8. Гигиена питания

Аудиторная работа

Лекция. Значение питания для здоровья человека – обеспечение энергозатрат, пластических процессов, ферментативных систем. Основные компоненты питания: белки, углеводы, жиры, минералы, микроэлементы, витамины. Белки, их состав, заменимые и незаменимые аминокислоты. Продукты, содержащие белки; животные и растительные белки; нормы потребления белков. Недостаточность и чрезмерное потребление белков. Белок – пластический материал для роста детей и подростков; для формирования мускулатуры при занятиях физической культурой и спортом; для формирования рельефной мускулатуры. Углеводы, их состав, моносахара, дисахара, полисахара и их значение для организма. Продукты, содержащие углеводы. Нормы потребления углеводов. Преобразование углеводов в организме. Сахар крови, гликоген печени и мышц. Значение резерва углеводов в мышцах для физической работоспособности. Способы питания и структуры нагрузок для увеличения и снижения запасов углеводов в мышцах. Жиры, их состав; растительные и животные жиры и их значение для организма. Жировой обмен при физической нагрузке. Запасы жира в организме для энерготрат. Нормы потребления жиров. Минералы, микроэлементы, витамины и их значение для организма, нормы потребления.

Пищевые рационы. Питание и профилактика заболеваний различной нозологии. Режимы питания. Гигиенические условия приема пищи. Содержание пищевого рациона спортсмена. Особенности питания в отдельных видах спорта. Питание юного спортсмена. Питание в различные периоды тренировочного процесса. Режим питания спортсмена в течение дня. Питание спортсмена на дистанции.

Практическая работа. Белки, их состав. Продукты, содержащие белки; нормы потребления белков. Недостаточность и чрезмерное потребление белков. Белок – пластический материал для роста детей; для формирования мускулатуры. Жиры, их состав и значение для организма. Запасы жира в организме для энерготрат. Нормы потребления жиров. Углеводы, их состав и значение для организма. Продукты, содержащие углеводы. Нормы потребления углеводов. Преобразование углеводов в организме. Значение резерва углеводов в мышцах для физической работоспособности. Минералы, микроэлементы, витамины и их значение для организма, нормы потребления. Питание и профилактика различных заболеваний, гиповитаминозов, авитаминозов. Пищевые рационы в зависимости от возраста и энерготрат. Питание и профилактика ожирения, диабета, гастритов, колитов, язвенной болезни желудка, онкологических заболеваний, аллергических болезней, гиповитаминозов. Режимы питания.

Лабораторная работа. Определение суточного энергорасхода и энергопотребления таблично-хронометражным способом. Питание спортсмена (студента), расчет энерготрат в течение суток в зависимости от видов различной деятельности. Составление дневного меню для лиц различного возраста. Определение основных (доминантных) компонентов питания в зависимости от занятий определенным видом спорта и специализации.

 

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа. Нормы потребления высокомолекулярных биологических соединений (белков, жиров, углеводов). Энергетический (катаболический, диссимиляционный) и пластический (анаболический, ассимиляционные) метаболические пути в организме человека.

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

 

Дополнительная литература

1. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с.

2. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с.

3. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст] / Л. П.Матвеев. 4-е изд., стереотип. М.: Издательство «Лань», 2004. 160 с.

5. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л. Д. Назаренко. М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003. 240 с.

6. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст] / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. 290 с.

7. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.. изд. 2-е, испр. и доп. М.: Олимпия Пресс, 2005. 528 с.

 

Аудиторная работа

Лекции. Понятие о хронобиологии, хроногигиене и биоритмах. Циркадный (циркадиальный), недельные, месячный, годовой циклы. Циклы физической и интеллектуальной работоспособности. Фотопериодика. Циклика женского организма. Хронобиологические особенности сенситивных периодов.

Семинар. Гендерные и возрастные особенности хронобиологических процессов в организме человека.

Лабораторная работа. Определение и расчет индивидуальных циклов и хронопреферендума с применением пробы «индивидуальная минута», «индивидуальный час». Самостоятельная разработка опросника по выявлению хронотипа. Оценка влияния занятий спортом на динамику хронобиологических особенностей организма.

 

Внеаудиторная работа

Самостоятельная работа. Основы хронобиологии и биоритмологии. Циркадная (циркадиальная) динамика физической работоспособности, умственной и эмоциональной психической активности.

 

Основная литература

1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В. И.Коваль, Т. А. Родионова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

2. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений [Текст] / В. И. Дубровский. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Анализ проведения и планирования уроков физической культуры [Текст] / Авт.-сост. И. П. Залетаев, В. А. Муравьев. М.: Физкультура и спорт, 2005. 247 с.

2. Бараненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. [Текст] / В. А. Бараненко, Л. А. Раппопорт. М.: Альфа, Инфра-М. 2006. 352 с.

3. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие [Текст] / А. А. Дмитриев. М.: Академия, 2002. 176 с.

4. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. [Текст] / В. И. Дубровский. 2-е изд., доп. М.: ВЛАДОС, 2002. 511 с.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.164 с.)