Производственная программа предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственная программа предприятия



 

Производственная программа - это плановый объём производства предприятия, учитывающий объём, номенклатуру, ассортимент, стоимость и качество продукции, а также сроки поставки, то есть это план производства продукции, предусматривающий совершенствование ассортимента продукции и повышение её качества. Она разрабатывается на основе:

- анализа выполнения плана производства предшествующего года, в том числе по экспортной продукции;

- наличия и расчетов производственных мощностей;

- мероприятий по плану технического развития и результатов маркетинговых исследований;

- анализа остатков готовой продукции;

- наличия ресурсов и материально-технического обеспечения предприятия;

- выполнения договоров по поставкам;

- изучения рынков сбыта продукции и спроса на различные виды продукции, вырабатываемой предприятием.

Производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

1) изучение рынка службой маркетинга предприятия (изучение потребителей товара, оценка рыночных возможностей предприятия, оценка выпускаемых товаров и перспектив их развития, изучение конкурентов, выбор рыночной «ниши», изучение способов продвижения товара на рынок и т.д.);

2) обоснование производственной программы производственными мощностями;

3) увязка производственной программы с планом капитальных вложений, использованием основных фондов, потребностью в сырье, материалах, ресурсах.

Важной задачей при разработке производственной программы лесозаготовительного предприятия является возможность увеличения объёмов производства продукции, на которую имеется повышенный спрос, за счет лучшего использования лесосечного фонда, древесного сырья и систематического, структурного изменения (обновления) ассортимента продукции. При этом предусматривается эффективное, научно обоснованное использование основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, организационно-технического уровня производства, повышение качества продукции и спроса на неё.

Исходя из производственной программы, определяются потребности в средствах и предметах труда, в кадрах, расходах на оплату труда, а также объёмы капитального строительства по расширению, реконструкции и техническому перевооружению предприятия.

На лесозаготовительном предприятии производственная программа разрабатывается также по лесопунктам, производственным участкам и цехам.

Производственная программа измеряется в натуральных и стоимостных показателях с учетом качества производимой продукции, выполняемых работ и услуг. Качественные показатели предусматривают технические и эксплуатационные параметры выпускаемой продукции, сортность, марку, удельный вес экспортной продукции в общем объёме выпуска, а также долю продукции, соответствующей мировым стандартам.

По лесозаготовкам к натуральным показателям производственной программы относят сортиментный план, объёмы вывозки по пунктам примыкания (к железной дороге, сплаву, смешанным пунктам примыкания): объёмы работ по фазам лесозаготовительного производства с учетом технологии (например, лесосечные работы - валка, трелевка, обрезка сучьев: погрузка; вывозка древесины; нижнескладские работы - разгрузка, раскряжевка, сортировка, штабелевка и отгрузка в зависимости от вида франко); объёмы разделки и переработки древесины в цехах. По продукции деревообрабатывающих производств выделяются: в лесопилении - производство обрезных и необрезных пиломатериалов; в шпалопилении - производство шпал широкой колеи, переводных брусьев, шпальной вырезки, делового горбыля и т. п.

Производственная программа разрабатывается на 3-5 лет, на один год с разбивкой по кварталам и месяцам. Задания по производству продукции устанавливается в стоимостных, трудовых, натуральных или условно-натуральных показателях, зависящих от специфики производства и особенностей потребления основных видов изделий. Натуральные показатели производственной программы необходимы и имеют свои преимущества перед стоимостными, так как показывают конкретные виды продукции по наименованиям, их количество, породный состав, длину, толщину, диаметр, вид обработки (окоренные, неокоренные, облицовочные, фасонные и т. п.).

В настоящее время наибольшее распространение получили стоимостные показатели производственной программы. К ним относятся: объем реализации, товарная и валовая продукция. 

Стоимостными показателями производственной программы предприятия являются товарная, валовая и реализованная продукция.

Товарная продукция - это стоимость выработанной предприятием готовой продукции, полуфабрикатов, готовых к реализации и находящихся на конечных складах, продукции вспомогательных и подсобных произ-юдств и законченные работы промышленного характера в соответствии с заказами для сторонних организаций.

К товарной продукции лесопромышленного предприятия относят: 

- стоимость круглых лесоматериалов (на конечных складах для реализации); 

- стоимость продукции деревообрабатывающих цехов; полуфабрикаты собственного производства;

- стоимость продукции вспомогательных цехов, направляемой (а в последствии - реализуемой) на сторону (пар, энергия и т. п.);

- стоимость капитальных ремонтов, выполняемых на предприятии собственными силами собственным машинам и оборудованию и машинам и оборудованию сторонних организаций.

На лесопромышленном предприятии товарная продукция (ТП) рассчитывается по лесозаготовкам, перерабатывающим производствам и другим производствам, работам и услугам; их сумма указывает общий объём:

 

                           (9.6)

 

где n - количество видов выполненных продукции, работ и услуг; 

Цi - цена единицы 1-го вида продукции, работ и услуг, руб.;

Оi - объём 1-го вида выполненных продукции, работ и услуг в натуральном выражении.

Значимость товарной продукции заключается в том, что она позволяет определить состав и структуру продукции, работ и услуг, производительность труда и темпы её роста, фондоотдачу, фондоёмкость и другие экономические показатели работы предприятия.

Валовая продукция - это общий объём производства, включающий товарную продукцию и незавершенное производство; она может быть определена по формуле:

 

                           (9.7)

 

где n - количество видов незавершенного производства по соответствующим видам продукции;

НПнп, НПкп - величина незавершенного производства в натурально выражении по 1-му виду продукции соответственно на начало и конец года;

К - поправочный коэффициент к цене, учитывающий стадию готовности продукции; принимается, например, при оценке остатков в лесу равным 0,3, на нижнем складе - 0, 7 (условно). 

Реализованная продукция (РП) - это стоимость готовой продукции, отправленной потребителю и оплаченной им, продукции, отгруженной предприятием-изготовителем и стоимость выполненных работ и услуг. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере её оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств на расчетный счет, при расчетах наличными деньгами - в кассу), либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. В состав реализованной продукции включается также стоимость остатков готовой продукции прошлых лет по её видам. Общий объём реализованной продукции (РП) можно представить в виде формулы:

 

                          (9.8)

 

где n - количество видов готовой продукции, включенных в объём реализации, по которым имеются остатки прошлых лет; 

Онг, Окг - объём остатков готовой продукции по i-му виду в натуральном выражении соответственно на начало и конец года.

Объём реализованной продукции оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия, состояние и величину оборотных средств, размер платежей и отчислений в бюджет. После реализации продукции предприятие имеет возможность возместить все затраты на производство и сбыт, приобрести необходимое количество производственных запасов, осуществить выплаты по заработной плате, решить вопросы расширения производства и социальной направленности развития коллектива.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Производственная мощность предприятия: понятие и сущность. 

2. Цель расчета коэффициент сопряженности.

3. Отличие входящей и выходящей мощности.

4. Метод определения среднегодовой мощности. 

5. Составление и определение производственной программы: основные аспекты. 

6. Отличие номенклатуры от ассортимента продукции.

7. Отличие валовой продукции и товарной.

8. Понятие внутризаводской оборот.

9. Расчет планового объема реализованной продукции.

10. Состав нереализованной продукции.

 

 

Тестовые задания:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.016 с.)