Тема 8. Ценовая политика предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Ценовая политика предприятия



 

 

8.1 Сущность цены как экономической категории

 

Размер доходов, получаемых предприятием, напрямую зависит от уровня цен на его продукцию и услуги.

Цена в теоретическом аспекте есть денежное выражение стоимости единицы товара; в реальных условиях – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать.

От уровня цены зависят:

- величина прибыли;

- конкурентоспособность организации и ее продукции; - финансовая устойчивость предприятия.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого субъекта хозяйствования.

Цену можно определить как ценность товара или услуги, измеренную в стандартной денежной единице. При сравнении двух коммерческих предложений цена помогает определить соответствующую ценность, предлагаемую каждым поставщиком. 

Экономические теории свидетельствуют, что спрос и предложение уравновешиваются ценой, при этом равновесная цена показывает, что спрос равен предложению. Равновесная цена – это цена, при которой спрос и предложение совпадают. В определенный момент рыночная цена может отличаться от равновесной благодаря факторам временного влияния. Однако как только эти факторы стабилизируются, возникает нормальная, то есть равновесная, цена. Формы кривых спроса и предложения могут испытывать влияние «эластичности» или степени влияния спроса или предложения на изменение цены. Когда небольшие колебания цены влекут за собой серьезное изменение спроса, говорят об эластичности спроса. Спрос является неэластичным, когда серьезное колебание цены почти не влияет на объемы, запрашиваемые потребителем.

 

Эластичность спроса = изменение объема спроса (%) /изменение цены (%)  

 

Эластичность спроса уменьшается при следующих условиях: - отсутствуют продукты-заменители или конкуренты;

- существует «инерция покупателя», т.е. закупщики не торопятся менять свою методику закупок или заняты поисками новых источников и низких цен;

- покупатели не заметили или не смогли противостоять повышению цен.

Если спрос эластичен, то поставщики станут снижать цены, поскольку это приведет к увеличению доходов:

 

Эластичность предложения = изменение объема предложения (%) /изменение цены (%)

 

Данная теория основана на концепции «совершенной» конкуренции. Совершенная конкуренция возможна только при следующих условиях:

1. Продукты на рынке являются однородными, что делает закупщиков равнодушными по отношению к поставщикам, их продающим, например, к отсутствию торговой марки или названия производителя.

2. Продукт легко транспортируется.

3. Существует большое число покупателей и поставщиков, что позволяет первым не сдерживать искусственно спрос, а последним – предложение.

4. Отсутствуют протекционизм и дискриминация по отношению к покупателям и поставщикам.

5. Возможно осуществление быстрой и доступной коммуникации между покупателями и продавцами в целях немедленного получения информации о состоянии рынка.

В условиях совершенной конкуренции существует только одна цена, по которой продается весь объем предлагаемого товара.

Совершенная конкуренция имеет место на товарной бирже. Однако большинство закупщиков действуют в условиях несовершенной конкуренции. В зависимости от количества поставщиков и легкости, с которой новые поставщики входят в рынок, несовершенная конкуренция может иметь различные формы. Наиболее общие из них следующие:

Тип Число поставщиков Проникновение поставщиков на рынок
Монополия Один Нет
Олигополия Несколько Ограниченное
Монополистическая конкуренция Много Конкуренция между поставщиками

Закупщики должны помнить, что даже монополист на рынке – не всемогущ. Он может контролировать только цену или объемы, но не то и другое одновременно – так возникает суверенитет потребителя. Чересчур активная «эксплуатация» поставщиком своей монополистической власти может спровоцировать закупщиков на поиски альтернативных продуктов. Монополия и нарушение свободы конкуренции могут привести к вмешательству правительства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.004 с.)