Понятие акцентуации характера. Виды акцентуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие акцентуации характера. Виды акцентуаций



В 1950-х годах Карл Леонгард ввел в психологическую науку термин «акцентуация характера». Акцентуация – это совокупность чрезмерно развитых черт характера, что обуславливает повышенную адаптивность личности в одних ситуациях и повышенную уязвимость – в других.

Любая черта хороша, когда она адекватна ситуации. Если же это черта чрезмерно выражена, или акцентуирована, она придает личности ярко выраженное своеобразие; если эта черта выражена крайне, она делает характер патологическим.

 

Рисунок 4. Степени выраженности черт характера

 

Рассмотрим это утверждение на примере. Определенная степень уверенности в себе необходима каждому человеку. Недостаток уверенности делает человека пассивным, несамостоятельным, зависимым от других людей. Полное отсутствие уверенности полностью парализует любую деятельность. Абсолютная же уверенность приводит же к тому, что человек игнорирует мнения других, с ним невозможно договориться, и какая-либо фатальная ошибка становится неизбежной.

Другой пример. Эмпатичность как способность понимать чувства и ощущения другого человека, сочувствовать ему и отзываться на его переживания – очень ценное качество. Его недостаток называется черствостью, а полное отсутствие – психопатией; люди, не способные к сопереживанию, буквально опасны для общества. Однако будучи чрезмерно развитым, это качество мешает человеку быть эффективным как в общении (истощается его эмоциональная сфера, вследствие чего он может начать избегать людей), так и в профессиональной деятельности, если он врач, воспитатель, судья, спортсмен, военный, коммерсант и т.д.

Карл Леонагард описал 12 типов акцентуаций характера.

Наш соотечественником Андрей Евгеньевич Личко описал 13 типов акцентуаций.

1. Демонстративный (истерический) тип личности. В его основе – стремление привлекать к себе внимание любой ценой. Такие люди тонко чувствуют настроения других, умеют находить чувствительные точки, «играть на чувствах». Сами же они, как правило, очень спокойны, до холодности, расчетливы и рациональны, хотя могут демонстрировать широкий спектр эмоций и делают это крайне убедительно. Они прекрасные актеры, «вживающиеся» в избранную ими роль. Понять, что это маска, можно по скорости перехода от одного состояния к другому, которое кажется им более подходящим в данный момент. Вопросы морали занимают демонстративную личность крайне мало. Ложь – ее естественный инструмент. Ярким примером такой личности является легендарный Герострат, уничтоживший храм Артемиды только для того, чтобы остаться в памяти потомков. Ради славы такие люди способны на зверство – но и на подвиг. Их много среди актеров, артистов, ведущих, а также среди мошенников и аферистов.

2. Педантичный (эпилептоидный) тип. Психика таких людей отличается инертностью, тугоподвижностью, причем они больше восприимчивы к негативным воздействиям и склонны видеть вокруг себя препятствия, неудобства и злой умысел. В результате такие люди медленно, но верно накапливают раздражение, которое проявляется взрывом агрессии, направленной против случайного объекта. Ярость таких людей неудержима, они могут ломать вещи, калечить людей и животных, совершать безрассудные поступки. Личко отмечает, что эпилептоиды склонны к садизму. В повседневной жизни эти люди предпочитают доминировать, заставляя окружающих подчиняться правилам и тщательно исполнять обязанности, с удовольствием наказывая провинившихся. Уверенность в своей правоте в сочетании с враждебным отношением к людям проявляется в частых конфликтах и придирках. Также эпилептоидные люди отличаются практичностью, выносливостью, крепким здоровьем.

3. Психастенический тип. Его отличает высокая тревожность в сочетании с повышенной ответственностью и стремлением оправдать ожидания окружающих. Постоянные размышления о последствиях своих действий и возможных трудностях порождают нерешительность и мнительность. Такие люди не чувствуют себя способными справиться с возможными проблемами и неприятностями, недооценивают свои способности, несмотря на постоянный самоанализ. Им недостает связи с реальностью, они живут преимущественно в мире своих представлений, ожиданий, страхов и убеждений. Сильная привязанность к близким омрачена постоянным страхом за их судьбу. От многочисленных тревог они пытаются спастись созданием сложных систем ритуалов, правил и «договоров» с высшими силами. Стремясь избежать опасностей, психастеники строго соблюдают правила, инструкции и требования вышестоящих лиц.

4. Гипертимный тип характеризуется повышенной активностью, подвижностью, общительностью, тяге к новым и острым ощущениям. Такие люди любят большие компании и стремятся командовать другими. Хороший интеллект и подвижность ума сочетается в них с поверхностностью, невнимательностью, беспечностью. Они берутся за много дел сразу, но редко доводят их до конца. Они отличаются крепким здоровьем, выносливостью, хорошим сном и аппетитом. Из-за легкомыслия и любви к развлечениям часто попадают в сомнительные компании и сложные ситуации, но удивительно ловко выкручиваются из них. У них как правило приподнятое настроение, в общении они искренни и добродушны, но непостоянны. Они вспыльчивы, но отходчивы.

5. Гипотимный тип, напротив, отличается постоянно сниженным настроением и пессимистическим взглядом на жизнь. Они как правило серьезны и сосредоточены на печальных сторонах жизни. В обществе не стремятся привлекать к себе внимание, в речи часты продолжительные паузы. Критический тип мышления соединяется со строгим соблюдением этических норм. Часто жалуются на здоровье и внимательно за ним следят.

6. Циклоидный тип соединяет в себе черты гипертимного и гипотимного, которые последовательно сменяют друг друга. Это периодичность стадий зависит не от внешних обстоятельств, а только от внутренних процессов индивида, каждый цикл может длиться несколько недель. Циклоидным людям важно учитывать эту особенность своего организма и планировать важные дела с учетом неравномерного распределения энергии. Физические нагрузки и четкий режим дня уменьшают амплитуду перепадов самочувствия циклоида.

7. Застревающий (параноидальный) тип. Называется так потому, что, что склонен «застревать» на какой-либо идее, иногда посвящая ей всю свою жизнь. Это может быть религия, социальные преобразования, внедрение какого-либо товара или услуги. При низком уровне развития личности такие люди зацикливаются на когда-то нанесенных им обидах и тратят все силы на восстановление справедливости (а сил у них много). Склонность фиксироваться на чем-либо проявляется в злопамятности, подозрительности, настойчивости, конфликтности, мстительности, отказе признать себя неправым даже в случае неопровержимых аргументов. Такие люди склонны подчинять себе других или работать в одиночку. Они часто делают успешную карьеру в любой сфере — от искусства до политики. Ревнивость является их характерной чертой.

8. Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. То, что другим покажется мелочью, лабильного типа не на шутку вдохновляет или напротив, угнетает. Кроме того, настроение таких людей отличается глубиной, то есть в один момент весь мир вдруг начинает восприниматься в черном (или, наоборот, розовом) свете. Несмотря на переменчивость, лабильные люди отличаются способностью к сильной привязанности и глубоким чувствам. Они очень ценят своих друзей и близких и крайне переживают при разрыве близких отношений. Они хорошо чувствуют людей и понимают себя, не стараясь казаться иными, чем они есть. В хорошем настроении общительны, в подавленном — стремятся к уединению. В друге ищут «психотерапевта», с которым можно было бы поделиться переживаниями, который может утешить и ободрить.

9. Сенситивный тип. Сенситивность, то есть чувствительность психики проявляется у таких людей в крайней впечатлительности, тревожности, страхе перед новым. В новой обстановке они замкнуты и недоверчивы; однако там, где они чувствуют себя в безопасности, они проявляют общительность, открытость, энтузиазм. Способность к сильным и глубоким переживаниям соединяется в них со строгими моральными принципами, которые они готовы отстаивать несмотря ни на что. Они самокритичны, чувствительны к оценкам других, очень переживают из-за своих недостатков, истинных или мнимых; их самооценка скорее занижена. Предпочитают спокойные виды деятельности и развлечений. Перенесенные удары судьбы могут сделать таких людей необщительными, замкнутыми, подозрительными.

10. Шизоидный тип. «Шизо» в переводе с греческого - «расщепленный», и в представителях этого типа удивляют противоречия их личности. Глубокий ум и обширные познания в сложных и экзотических областях сочетаются с заметной неуклюжестью в сфере повседневного общения, почти полной неспособностью завязывать дружеские и приятельские отношения. Эмоциональная холодность, сдержанность в проявлении чувств, равнодушие к переживаниям других сочетаются с повышенной чувствительностью и ранимостью, утонченным чувством прекрасного. Обычно такие люди погружены в себя – зачастую их внутренний мир невероятно богат и необычен, они любят размышлять об абстрактных материях и искать решение сложных задач. Общение таких людей крайне избирательно, зачастую они предпочитают дружить с людьми значительно младше или значительно старше себя. Они равнодушны к установленным правилам, требованиям и обычаям. В быту скорее всего крайне неприхотливы, но иногда отличаются крайним своеобразием стиля жизни, пищи, домашней обстановки и т.д.

11. Неустойчивый тип называется так потому, что его представители отличаются недостатком воли и целеустремленности во всех общественно полезных делах – учебе, домашних и рабочих обязанностях. Добиться чего-либо от них можно только при постоянном и жестком контроле. Вместе с тем они любят бесцельное общение, разнообразные развлечения, прогулки и просто безделье. Склонны подражать своим сверстникам и присоединяться к асоциальным компаниям, где находятся на низших ступенях иерархии. Склонны к употреблению наркотических веществ, мелким кражам, хулиганству и угонам. Они неустойчивы в своих отношениях, равнодушны к будущему, стремятся избегать неприятностей и сложных вопросов жизни. Личко считает, что эти люди не способны на искреннюю любовь и преданную дружбу.

12. Конформный тип называется так потому, что принципы и модели поведения принадлежащих к нему людей находятся в полном согласии с принятыми в их среде стандартами. Они консервативны, не любят выделяться ни внешним видом, ни манерами, следуют общепринятой моде, избегая ее экстремальных проявлений. Моральные принципы конформных личностей также соответствуют их окружению. В благоприятных условиях они честны, исполнительны, дружелюбны. Попав в антисоциальную компанию, они быстро усваивают ее законы, даже если те полностью противоречат всему их предыдущему жизненному опыту. Конформные люди отличаются некритичностью, принимая на веру все, что получают через привычный канал информации. Они хорошие исполнители, но не могут проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

13. Астено-невротический тип. Часто встречается среди болезненных детей. Главными чертами этой акцентуации являются повышенная утомляемость, и, как следствие раздражительность — человек чувствует, что ему не хватает сил для выполнения повседневных задач. Такие люди часто чрезмерно обеспокоены состоянием своего здоровья, хотя большая часть их болезненных ощущений связана с состоянием нервной системы (т. н. ипохондрия). Быстро уставая от любого занятия, астеник накапливает раздражение, которое вскоре проявляется вспышкой гнева, впрочем, относительно слабой и быстро угасающей. Стрессовыми для астеников являются любые ситуации, требующие напряжения — интенсивная умственная или физическая нагрузка, публичное выступление, слишком активное общение. Слабая нервная система проявляется в плохом сне, отчего астеник часто чувствует сонливость днем. Характерные черты этого типа — неуверенность в себе, тревожность, стремление к уединению, повышенное внимание к своему здоровью.

Леонгард выделял явные акцентуации – те, которые ярко и быстро проявляются в повседневном поведении человека, и скрытые – внезапно проявляющиеся к экстремальных ситуациях.

Леонгард обнаружил, что акцентуированными являются около 50% людей (правда, он подчеркивал, что тип и частота акцентуаций зависят от социально-культурных условий). Он писал: «Акцентуированным личностям присуща готовность к особенному, то есть как к социально положительному, так и к социально отрицательному развитию. Если некоторые из них предстают перед нами в негативном свете, то это происходит потому, что внешние обстоятельства были неблагоприятны для их характера, хотя в других обстоятельствах они могли бы развиваться в людей, способных на недюжинные поступки».

 

Подводя итог, скажем, что характер является системой устойчивых моделей поведения, которые формируются при жизни как ответ на внешние воздействия. При необходимости характер поддается изменению, хотя и является довольно устойчивой системой.

СПОСОБНОСТИ

Способности человека – индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.

Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками.

Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Другое важное условие их становления – социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей.

Виды способностей

1. Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей:

· психомоторные,

· сенсорно-перцептивные,

· мыслительные,

· имажитивные («вообразительные»),

· мнемические,

· аттенционные («внимающие»),

· эмоционально-динамические,

· речевые,

· волевые.

Они входят в структуру профессиональных способностей разных специалистов. Например, психомоторные способности необходимы хирургу, часовому мастеру, артисту балета и др. Сенсорно-перцептивные – составляют основу профессионального мастерства повара, дегустатора, парфюмера и т.д.

2. В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся, например, интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.п.

Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности. Они работают лишь в пределах соответствующих деятельностей. К ним можно отнести:

· музыкальные способности,

· математические способности,

· лингвистические способности,

· технические способности,

· литературные способности,

· художественно-творческие способности,

· спортивные способности и др.

Общие и специальные способности чаще всего сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей.

3. В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. Репродуктивные способности влияют на успешность овладения деятельностью, на умение усваивать знания, умения и навыки, то есть на эффективность обучения. Они являются необходимыми для овладения специальным опытом и, следовательно, для развития человека как субъекта и как личности. Благодаря им происходит не создание, а только сохранение и воссоздание в последующих поколениях накопленного человеческого опыта.

Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс.

В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность.

Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью.

Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, называют талантом. Талант - это сочетание способностей, их совокупность.

Гениальность – это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. Гений создает целую эпоху в области своей деятельности. Так, гениальными можно считать Моцарта в музыке, Ч.Дарвина в естествознании, И.Ньютона в физике и т.д.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества. В действительности же талантливые и, особенно гениальные личности, редко признаются современниками. Подлинную оценку их творческого вклада в общественную культуру дают последующие поколения.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

3. стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;

5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности.

7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Таким образом, на сегодняшней лекции мы рассмотрели основные компоненты структуры личности человека.

 

Вопросы для самопроверки по теме лекции № 6

«Личность как психическая система»

1. Дайте определения понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Перечислите компоненты структуры личности.

3. Охарактеризуйте понятие и типы темперамента.

4. Каковы свойства нервной системы по И.П.Павлову?

5. В чем отличие характера от темперамента?

6. Какие свойства характера вы знаете?

7. Охарактеризуйте понятие и виды способностей человека.

8. Опишите уровни развития способностей.

9. Перечислите основные формы направленности личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.047 с.)