Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности



С развитием медицины и физиологии стало очевидным, что Гиппократ был прав, выделив эти типы людей (каждый может найти яркого представителя такого типа среди своих знакомых), но ошибся в поиске причины различия темпераментов. Яркие описания темпераментов мы встречаем у И. Канта, Стендаля, А.П. Чехова, но их нельзя назвать научными, так как они не объясняют, почему люди различаются по своим реакциям, эмоциональности, активности. 

Если вы просто прочитали описания четырех типов и даже нашли подтверждение их существования среди известных вам людей, это интересно, забавно, но бесполезно. Таким знанием нельзя пользоваться, потому что оно бессистемно. И сангвиник, и холерик быстро увлекаются новым делом, но холерик идет до конца, а сангвиник всегда готов отвлечься на что-то другое; и флегматик, и меланхолик производят впечатление спокойных, отстраненных людей, но спокойствие флегматика истинное, а меланхолика – кажущееся или воспитанное долгой работой над собой. Как связаны между собой эти черты? Если мы не понимаем связи, то скорее всего ошибемся в диагностике темпераментов и прогнозе поведения людей соответствующих типов. Чтобы иметь право сказать: «Я могу определить темперамент человека», надо знать суть этого понятия, уметь объяснить каждое из слов, составляющих его определение. Напомним его: Темперамент – это врожденная совокупность свойств нервной системы, определяющая формально-динамические аспекты поведения и деятельности индивида.

Огромный вклад в научное исследование темпераментов внесли отечественные ученые – Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин. Они опирались на закономерности деятельности нервной системы, открытые русским физиологом И.П. Павловым.

Павлов исходил из того факта, что именно нервная система управляет поведением индивида. Именно нервные клетки отвечают за получение информации из внешней среды, формирование реакции на эту информацию, длительность хранения полученной информации. Следовательно, можно выделить ряд свойств нервной системы, каждое из которых влияет на реакцию индивида. Павлов выделил три таких свойства: силу, подвижность и уравновешенность. Каждое из этих свойств может быть выражено сильнее или слабее; ансамбль, в который они соединяются, Павлов назвал типом высшей нервной деятельности (ВНД).

Подчеркнем, что тип высшей нервной деятельности – физиологическая характеристика, а не психологическая: свойства нервной системы такие же объективно существующие параметры, как, например, цвет глаз, пигмент кожи или длина пальцев. И так же, как эти параметры, свойства нервной системы носят врожденный характер. Частично они передаются генетическим путем, частично зависят от условий, в которых проходило пренатальное (т.е. предшествующее рождению) развитие организма. Темперамент же – психофизиологическая характеристика, он «выражается не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т.д., но также и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.», – отмечает С.Л. Рубинштейн. Темперамент является основой личности человека, характеристикой его психической деятельности. Для лучшего понимания этого положения рассмотрим свойства темперамента подробнее.

 

Свойства темперамента

Родоначальник научного подхода к исследованию темперамента И.П. Павлов выделял, как нам известно, три основных свойства. Рассмотрим, что означает каждое из них и как оно проявляется в поведении и деятельности человека.

Сила нервной системы определяет выносливость и работоспособность клеток головного мозга. Мы знаем, что предназначение нейронов – воспринимать, передавать, перерабатывать и хранить информацию. Информацией является все, что находится в окружающей среде организма и все изменения, которые в ней происходят. Например, человек входит в комнату. Он видит различные предметы, находящиеся в ней. Если он видел их много раз (это комната, в которой он живет), объем информации будет невелик. Если предметы ему незнакомы, но подобны тем, которые он знает (он в гостях у коллеги, например), объем информации увеличивается. Если в комнате много абсолютно незнакомых предметов (он в этнографическом музее или в каюте космического корабля), это значительный объем информации. Здесь сила нервной системы проявляется в том, сколько новой информации человек сможет воспринять и запомнить, и как долго он сможет адекватно реагировать на поступление все новой информации. 

Всем нам знакомо чувство психической перегрузки, наступающей к концу интенсивного учебного дня или во время путешествия по чужой стране. Когда вы чувствуете, что уже не в состоянии понимать, что вам говорят, и вовремя отреагировать так, как требует ситуация – значит, сила вашей нервной системы истощилась. Соответственно, люди разделяются по тому, какие объемы информации они способны воспринимать, и в течение какого времени они могут это делать. 

Теперь проследим, как физиологическое свойство – сила нервной системы – преобразуется в психологическую характеристику человека. Люди с сильной нервной системой с удовольствием общаются со многими людьми, постоянно стремятся к новым впечатлениям и переживаниям, их привлекает более громкая музыка и более напряженные по сюжету фильмы. Люди же с чувствительной (то есть слабой) нервной системой, предпочитают небольшой круг старых друзей; они стремятся ограничить свою общественную активность, с удовольствием проводят время в одиночестве; они предпочитают спокойные тона в интерьере, способны долго наслаждаться пейзажем и совсем не скучают при этом; быстро устают в шумной компании или при резкой смене событий.

Подвижность, или лабильность нервной системы определяется скоростью, с которой индивид реагирует на требования окружающей среды, что определяется скоростью прохождения импульсов по нейронным цепям. Обладатель подвижной нервной системы, как правило, отличается живой мимикой, быстрой речью, быстрыми движениями. Он сразу же отвечает на вопрос, иногда даже не дослушав его; подсказывает собеседнику, когда тот затрудняется подобрать слово. Такой человек быстро принимает решение и быстро меняет его при изменившихся обстоятельствах. В разговоре он, как говорят, «не лезет за словом в карман» и быстро переходит с одной темы на другую. Такие люди в спорте скорее предпочтут командные игры, требующие хорошей реакции, а в работе – профессии, связанные с общением и частой сменой задач. 

Обладатели же инертной, или тугоподвижной нервной системы, предпочитают деятельность, где важнее качество, а не скорость работы, четко прописаны сроки и последовательность действий. Их мимика и движения более спокойные и плавные, эмоции выражены не так сильно и не так часто сменяют друг друга; выражение «перепады настроения» им не близко. Если ситуация требует часто менять планы и торопиться – для них это стресс; им требуется много времени для принятия решения, но после они уже не отступят от него без основательной причины.

Уравновешенность нервной системы определяется соотношением процессов возбуждения и торможения. Возбуждение – это отклик организма на вновь поступившую информацию, его активизация с целью адаптироваться к изменению. Торможение – это возвращение уровня активности в исходное состояние или удерживание этого уровня несмотря на изменение ситуации. 

Если у человека процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, значит, он легко приходит в волнение, склонен беспокоиться без достаточных оснований, может быстро и сильно увлечься чем-либо и с трудом «остывает». Если же напротив, преобладает процесс торможения, то такого человека трудно сподвигнуть на что-либо, он неохотно меняет свои привычки и планы, скептически относится к возможным неожиданностям, не склонен пересматривать свою точку зрения и легко отказывается от своих порывов. 

Весьма условно можно сказать, что тот, у кого преобладает процесс возбуждения, живет в будущем, а противоположный ему тип – в прошлом. Уравновешенная же нервная система дает своему обладателю возможность адекватно реагировать на изменения среды, находиться в настоящем. С одной стороны, он не тратит свои ресурсы на переживание неприятностей, которые еще не случились, с другой стороны, если они все же случаются, он реагирует на них своевременно и быстро забывает о темной полосе жизни, когда наступает светлая. Однако в некоторых видах деятельности и в некоторых ситуациях уравновешенность нервной системы не является преимуществом. 

Следующая схема показывает выраженность этих трех свойств нервной системы в различных типах темперамента:

Рисунок 2. Типы высшей нервной деятельности и типы темперамента

 

Известна также теория темперамента Г. Айзенка, который выделял в качестве основополагающих параметров шкалы «экстраверсия – интроверсия» и «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность (нейротизм)».

 

Рисунок 3. Распределение типов темпераментов по теории Г. Айзенка:

На рис. 3  мы видим, что Г. Айзенк относил к экстравертам холериков и сангвиников, а к интровертам – флегматиков и меланхоликов. Вероятно, интроверсия развивается в связи с объективными затруднениями, которые испытывают обладатели соответствующих темпераментов при адаптации к жизненным ситуациям, начиная с раннего детства. Флегматики постоянно отстают в скорости выполнения различных действий. Наверняка вы помните в детском саду или первых классах школы ребенка, которого постоянно торопили и упрекали в том, что он медленно одевается, убирает игрушки, долго думает при ответе на вопрос. В подростковом возрасте флегматик не блещет общительностью, выразительностью и находчивостью в разговоре, склонностью к рискованным предприятиям и социальной активностью – то есть всем тем, что так ценят тинейджеры. Это побуждает флегматика к развитию компенсирующих качеств – независимости от мнения окружающих (что при его низкой эмоциональности нетрудно), умения самому находить себе занятия, предусмотрительности и рассудительности, надежности и постоянства. Глубокую симпатию у нескольких поколений читателей вызывает флегматичный доктор Ватсон – верный спутник Шерлока Холмса (безусловно, холерика).

Повышенная чувствительность меланхолика причиняет ему значительные страдания в начале жизни: его ранимость и обидчивость делают его мишенью для насмешек ровесников, а родителей побуждают создавать «тепличные» условия, которые затрудняют последующую адаптацию. Врожденная способность сопереживать другим и развитое абстрактное мышление способствуют постоянным размышлениям меланхолика о несправедливом устройстве мира и превратностях мира. Быстрая утомляемость и высокая тревожность побуждают такого ребенка уходить от реальных впечатлений и живых людей в мир своих фантазий и художественной литературы. Однако во взрослом возрасте эти «недостатки» часто оборачиваются достоинствами: начитанность, склонность к размышлениям и любовь к уединению способствуют развитию глубокой и оригинальной личности; способность сочувствовать и учет интересов окружающих очень ценятся в нормальных сообществах; хорошее понимание своей натуры и стремление гармонизировать свой внутренний мир делают его весьма устойчивым к различным жизненным испытаниям и неожиданным поворотам судьбы. Противоречивый и притягательный главный герой романа Э. Л. Войнич «Овод» - несомненно, меланхолик по натуре, не сумевший пережить и принять свою личную трагедию.

 

3. ХАРАКТЕР КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

 

Понятие характера

В переводе с греческого слово «характер» означает «чеканка», «отпечаток». С.Л. Рубинштейн пишет: «Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям». С другой стороны, характер формируется в результате стремления индивида адаптироваться к условиям среды; это комплексное психическое образование, которое развивается при взаимодействии человека с другими людьми, а также при овладении различными видами деятельности. 

База характера, его стержневые черты, формируются в раннем детстве, и зависят как от физиологических аспектов психики (состояние мозга и тип высшей нервной деятельности), так и от социально-психологических условий: стиля обращения с ребенком, принадлежность семьи к определенному типу культуры и социальному слою.

Так, постоянное подавление воли ребенка, навязывание своих вкусов, интересов и точки зрения формируют такие свойства, как пассивность, скрытность, упрямство, враждебность, стремление минимизировать усилия, приспособляемость в ущерб собственным желаниям и потребностям. Требование быть лучшим во всем развивают такие черты, как тревожность, чрезмерная самокритика, сниженная самооценка, сильная зависимость от мнения других людей, склонность оценивать и осуждать, чувство вины и стремление к чрезмерному контролю над собой и другими. Безусловное принятие, безоценочность и искренний интерес к внутреннему миру человека, не отягощенные гиперопекой, значительно способствуют развитию личности, формируют у индивида уверенность в своих силах, открытость и доверие к миру, хороший самоконтроль и самостоятельность в принятии решений.

Вторая важнейшая сфера формирования характера – это деятельность. Так, занятия спортом развивают упорство и целеустремленность; уход за растениями и животными подразумевает терпение, внимательность и заботливость; работа с химическими препаратами и мелкими механизмами невозможна без таких черт, как аккуратность, точность и последовательность. Большие объемы вынужденной работы, в результате которой человек не заинтересован, формируют у него поверхностность, отчужденность и безответственность, представление о себе как о жертве и отвращение к деятельности вообще – так называемую психологию раба.

Говоря о характере, мы имеем в виду некий комплекс черт, сложное и системно организованное психическое образование, достаточно устойчивое во времени, но все же подлежащее изменению. Для полноценного анализа такого явления, как характер, необходимо выделить понятие «черта характера» и определить его.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.013 с.)