Понятие, структура и типологии личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, структура и типологии личности



Лекции по психологии

ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

План

Понятие, структура и типологии личности

Темперамент как фундамент личности

Характер как свойство личности

Способности

Направленность личности

 

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Типологии личности

 Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. При выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности  телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации характера и т.д.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний. В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы и левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности - теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами:

1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида;

2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно сменяют друг друга, чередуются, подобно фазам систолы (сокращение сердца, тогда кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце "отдыхает"). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще двеостаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне. В зависимости от этого фактора человек в своем восприятии мира и поведении преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

мыслительный,

эмоциональный,

сенсорный и

интуитивный.

Каждый тип может быть интровертированным или экстравертированным, поэтому всего Юнгом детально описаны восемь возможных типов личности.

 

2. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ

 

Понятие темперамента

Люди часто употребляют понятия «темперамент» и «характер» как синонимы. В действительности это совершенно разные аспекты личности, и человеку, который хорошо понимает различия между ними, легче разобраться в самом себе и в других людях.

Характер – это совокупность отношений человека к себе, другим людям, труду, вещам. Черты характера определяют, ЧТО человек будет делать в определенной ситуации: скажет невыгодную для себя правду или умолчит, отложит деньги «на черный день» или потратит на внезапно понравившуюся вещь, будет критиковать себя за допущенную ошибку или постарается о ней забыть, и т.д. Темперамент же определяет, КАК человек действует и реагирует: эмоционально или уравновешенно, быстро или медленно, активно или пассивно.

Темперамент – это врожденная совокупность свойств нервной системы, определяющая формально-динамические аспекты поведения и деятельности индивида. Чтобы понять это определение, рассмотрим, как оно сформировалось в науке.

 

Свойства темперамента

Родоначальник научного подхода к исследованию темперамента И.П. Павлов выделял, как нам известно, три основных свойства. Рассмотрим, что означает каждое из них и как оно проявляется в поведении и деятельности человека.

Сила нервной системы определяет выносливость и работоспособность клеток головного мозга. Мы знаем, что предназначение нейронов – воспринимать, передавать, перерабатывать и хранить информацию. Информацией является все, что находится в окружающей среде организма и все изменения, которые в ней происходят. Например, человек входит в комнату. Он видит различные предметы, находящиеся в ней. Если он видел их много раз (это комната, в которой он живет), объем информации будет невелик. Если предметы ему незнакомы, но подобны тем, которые он знает (он в гостях у коллеги, например), объем информации увеличивается. Если в комнате много абсолютно незнакомых предметов (он в этнографическом музее или в каюте космического корабля), это значительный объем информации. Здесь сила нервной системы проявляется в том, сколько новой информации человек сможет воспринять и запомнить, и как долго он сможет адекватно реагировать на поступление все новой информации. 

Всем нам знакомо чувство психической перегрузки, наступающей к концу интенсивного учебного дня или во время путешествия по чужой стране. Когда вы чувствуете, что уже не в состоянии понимать, что вам говорят, и вовремя отреагировать так, как требует ситуация – значит, сила вашей нервной системы истощилась. Соответственно, люди разделяются по тому, какие объемы информации они способны воспринимать, и в течение какого времени они могут это делать. 

Теперь проследим, как физиологическое свойство – сила нервной системы – преобразуется в психологическую характеристику человека. Люди с сильной нервной системой с удовольствием общаются со многими людьми, постоянно стремятся к новым впечатлениям и переживаниям, их привлекает более громкая музыка и более напряженные по сюжету фильмы. Люди же с чувствительной (то есть слабой) нервной системой, предпочитают небольшой круг старых друзей; они стремятся ограничить свою общественную активность, с удовольствием проводят время в одиночестве; они предпочитают спокойные тона в интерьере, способны долго наслаждаться пейзажем и совсем не скучают при этом; быстро устают в шумной компании или при резкой смене событий.

Подвижность, или лабильность нервной системы определяется скоростью, с которой индивид реагирует на требования окружающей среды, что определяется скоростью прохождения импульсов по нейронным цепям. Обладатель подвижной нервной системы, как правило, отличается живой мимикой, быстрой речью, быстрыми движениями. Он сразу же отвечает на вопрос, иногда даже не дослушав его; подсказывает собеседнику, когда тот затрудняется подобрать слово. Такой человек быстро принимает решение и быстро меняет его при изменившихся обстоятельствах. В разговоре он, как говорят, «не лезет за словом в карман» и быстро переходит с одной темы на другую. Такие люди в спорте скорее предпочтут командные игры, требующие хорошей реакции, а в работе – профессии, связанные с общением и частой сменой задач. 

Обладатели же инертной, или тугоподвижной нервной системы, предпочитают деятельность, где важнее качество, а не скорость работы, четко прописаны сроки и последовательность действий. Их мимика и движения более спокойные и плавные, эмоции выражены не так сильно и не так часто сменяют друг друга; выражение «перепады настроения» им не близко. Если ситуация требует часто менять планы и торопиться – для них это стресс; им требуется много времени для принятия решения, но после они уже не отступят от него без основательной причины.

Уравновешенность нервной системы определяется соотношением процессов возбуждения и торможения. Возбуждение – это отклик организма на вновь поступившую информацию, его активизация с целью адаптироваться к изменению. Торможение – это возвращение уровня активности в исходное состояние или удерживание этого уровня несмотря на изменение ситуации. 

Если у человека процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, значит, он легко приходит в волнение, склонен беспокоиться без достаточных оснований, может быстро и сильно увлечься чем-либо и с трудом «остывает». Если же напротив, преобладает процесс торможения, то такого человека трудно сподвигнуть на что-либо, он неохотно меняет свои привычки и планы, скептически относится к возможным неожиданностям, не склонен пересматривать свою точку зрения и легко отказывается от своих порывов. 

Весьма условно можно сказать, что тот, у кого преобладает процесс возбуждения, живет в будущем, а противоположный ему тип – в прошлом. Уравновешенная же нервная система дает своему обладателю возможность адекватно реагировать на изменения среды, находиться в настоящем. С одной стороны, он не тратит свои ресурсы на переживание неприятностей, которые еще не случились, с другой стороны, если они все же случаются, он реагирует на них своевременно и быстро забывает о темной полосе жизни, когда наступает светлая. Однако в некоторых видах деятельности и в некоторых ситуациях уравновешенность нервной системы не является преимуществом. 

Следующая схема показывает выраженность этих трех свойств нервной системы в различных типах темперамента:

Рисунок 2. Типы высшей нервной деятельности и типы темперамента

 

Известна также теория темперамента Г. Айзенка, который выделял в качестве основополагающих параметров шкалы «экстраверсия – интроверсия» и «эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность (нейротизм)».

 

Рисунок 3. Распределение типов темпераментов по теории Г. Айзенка:

На рис. 3  мы видим, что Г. Айзенк относил к экстравертам холериков и сангвиников, а к интровертам – флегматиков и меланхоликов. Вероятно, интроверсия развивается в связи с объективными затруднениями, которые испытывают обладатели соответствующих темпераментов при адаптации к жизненным ситуациям, начиная с раннего детства. Флегматики постоянно отстают в скорости выполнения различных действий. Наверняка вы помните в детском саду или первых классах школы ребенка, которого постоянно торопили и упрекали в том, что он медленно одевается, убирает игрушки, долго думает при ответе на вопрос. В подростковом возрасте флегматик не блещет общительностью, выразительностью и находчивостью в разговоре, склонностью к рискованным предприятиям и социальной активностью – то есть всем тем, что так ценят тинейджеры. Это побуждает флегматика к развитию компенсирующих качеств – независимости от мнения окружающих (что при его низкой эмоциональности нетрудно), умения самому находить себе занятия, предусмотрительности и рассудительности, надежности и постоянства. Глубокую симпатию у нескольких поколений читателей вызывает флегматичный доктор Ватсон – верный спутник Шерлока Холмса (безусловно, холерика).

Повышенная чувствительность меланхолика причиняет ему значительные страдания в начале жизни: его ранимость и обидчивость делают его мишенью для насмешек ровесников, а родителей побуждают создавать «тепличные» условия, которые затрудняют последующую адаптацию. Врожденная способность сопереживать другим и развитое абстрактное мышление способствуют постоянным размышлениям меланхолика о несправедливом устройстве мира и превратностях мира. Быстрая утомляемость и высокая тревожность побуждают такого ребенка уходить от реальных впечатлений и живых людей в мир своих фантазий и художественной литературы. Однако во взрослом возрасте эти «недостатки» часто оборачиваются достоинствами: начитанность, склонность к размышлениям и любовь к уединению способствуют развитию глубокой и оригинальной личности; способность сочувствовать и учет интересов окружающих очень ценятся в нормальных сообществах; хорошее понимание своей натуры и стремление гармонизировать свой внутренний мир делают его весьма устойчивым к различным жизненным испытаниям и неожиданным поворотам судьбы. Противоречивый и притягательный главный герой романа Э. Л. Войнич «Овод» - несомненно, меланхолик по натуре, не сумевший пережить и принять свою личную трагедию.

 

3. ХАРАКТЕР КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ

 

Понятие характера

В переводе с греческого слово «характер» означает «чеканка», «отпечаток». С.Л. Рубинштейн пишет: «Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям». С другой стороны, характер формируется в результате стремления индивида адаптироваться к условиям среды; это комплексное психическое образование, которое развивается при взаимодействии человека с другими людьми, а также при овладении различными видами деятельности. 

База характера, его стержневые черты, формируются в раннем детстве, и зависят как от физиологических аспектов психики (состояние мозга и тип высшей нервной деятельности), так и от социально-психологических условий: стиля обращения с ребенком, принадлежность семьи к определенному типу культуры и социальному слою.

Так, постоянное подавление воли ребенка, навязывание своих вкусов, интересов и точки зрения формируют такие свойства, как пассивность, скрытность, упрямство, враждебность, стремление минимизировать усилия, приспособляемость в ущерб собственным желаниям и потребностям. Требование быть лучшим во всем развивают такие черты, как тревожность, чрезмерная самокритика, сниженная самооценка, сильная зависимость от мнения других людей, склонность оценивать и осуждать, чувство вины и стремление к чрезмерному контролю над собой и другими. Безусловное принятие, безоценочность и искренний интерес к внутреннему миру человека, не отягощенные гиперопекой, значительно способствуют развитию личности, формируют у индивида уверенность в своих силах, открытость и доверие к миру, хороший самоконтроль и самостоятельность в принятии решений.

Вторая важнейшая сфера формирования характера – это деятельность. Так, занятия спортом развивают упорство и целеустремленность; уход за растениями и животными подразумевает терпение, внимательность и заботливость; работа с химическими препаратами и мелкими механизмами невозможна без таких черт, как аккуратность, точность и последовательность. Большие объемы вынужденной работы, в результате которой человек не заинтересован, формируют у него поверхностность, отчужденность и безответственность, представление о себе как о жертве и отвращение к деятельности вообще – так называемую психологию раба.

Говоря о характере, мы имеем в виду некий комплекс черт, сложное и системно организованное психическое образование, достаточно устойчивое во времени, но все же подлежащее изменению. Для полноценного анализа такого явления, как характер, необходимо выделить понятие «черта характера» и определить его.

 

СПОСОБНОСТИ

Способности человека – индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.

Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками.

Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Другое важное условие их становления – социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей.

Виды способностей

1. Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей:

· психомоторные,

· сенсорно-перцептивные,

· мыслительные,

· имажитивные («вообразительные»),

· мнемические,

· аттенционные («внимающие»),

· эмоционально-динамические,

· речевые,

· волевые.

Они входят в структуру профессиональных способностей разных специалистов. Например, психомоторные способности необходимы хирургу, часовому мастеру, артисту балета и др. Сенсорно-перцептивные – составляют основу профессионального мастерства повара, дегустатора, парфюмера и т.д.

2. В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся, например, интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.п.

Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности. Они работают лишь в пределах соответствующих деятельностей. К ним можно отнести:

· музыкальные способности,

· математические способности,

· лингвистические способности,

· технические способности,

· литературные способности,

· художественно-творческие способности,

· спортивные способности и др.

Общие и специальные способности чаще всего сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей.

3. В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. Репродуктивные способности влияют на успешность овладения деятельностью, на умение усваивать знания, умения и навыки, то есть на эффективность обучения. Они являются необходимыми для овладения специальным опытом и, следовательно, для развития человека как субъекта и как личности. Благодаря им происходит не создание, а только сохранение и воссоздание в последующих поколениях накопленного человеческого опыта.

Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс.

В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность.

Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью.

Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, называют талантом. Талант - это сочетание способностей, их совокупность.

Гениальность – это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. Гений создает целую эпоху в области своей деятельности. Так, гениальными можно считать Моцарта в музыке, Ч.Дарвина в естествознании, И.Ньютона в физике и т.д.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества. В действительности же талантливые и, особенно гениальные личности, редко признаются современниками. Подлинную оценку их творческого вклада в общественную культуру дают последующие поколения.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

3. стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;

5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности.

7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Таким образом, на сегодняшней лекции мы рассмотрели основные компоненты структуры личности человека.

 

Вопросы для самопроверки по теме лекции № 6

«Личность как психическая система»

1. Дайте определения понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Перечислите компоненты структуры личности.

3. Охарактеризуйте понятие и типы темперамента.

4. Каковы свойства нервной системы по И.П.Павлову?

5. В чем отличие характера от темперамента?

6. Какие свойства характера вы знаете?

7. Охарактеризуйте понятие и виды способностей человека.

8. Опишите уровни развития способностей.

9. Перечислите основные формы направленности личности.

 

Лекции по психологии

ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

План

Понятие, структура и типологии личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.135 с.)