Тема1. 1 экономика и ее роль в жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема1. 1 экономика и ее роль в жизни общества



1) назначение и структура экономики

2) потребности общества и способы их удовлетворения

3)собственность ее виды,

4) организация хозяйственной деятельности

Назначение и структура экономики

Человеку в процессе его жизни приходится постоянно решать насущные проблемы, связанные с удовлетворением потребностей – в еде, жилье, получении знаний, самореализации и многих других. Для этого создана экономическая система, в рамках которой люди взаимодействуют и реализуют свои потребности. Узнаем кратко о роли экономики в жизни общества.

       Экономика – область деятельности людей, в которой создаются нужные им блага.

Под благом подразумевается всё то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям.

Блага подразделяются на два рода:

– естественные (земля, леса, полезные ископаемые и всё другое, созданное первозданной природой);

– экономические (продукты «второй природы», творцом которой является человек).

Значит, главная функция экономики – создавать экономические блага: предметы потребления и средства производства.

О степени экономического развития страны в первую очередь судят по объему, разнообразию и качеству предметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей.

Чтобы выполнять главную функцию экономики, нужно создавать блага второго вида – средства производства (хлопок, нефть, металл, древесину, станки и т. п.). Без этих средств нельзя изготовить предметы потребления. Стало быть, для каждой страны важен и другой показатель хозяйственного развития – объём выпуска разных средств производства на душу населения.

 

Без жизнетворных связей с экономикой не может существовать ни одна семья, ни один человек. Более того, сама непрерывающаяся жизнедеятельность общества обеспечивается благодаря безостановочному кругообороту экономических благ.

 

 

Производство

Потребление

 

 

 


Рисунок 1 Движение продуктов труда

 

Такой кругооборот состоит из последовательного повторения фаз движения экономики:

1) производство – создание полезных вещей;

2) распределение – выделение каждому участку производства его доли в созданном продукте;

3) обмен – передача одних предметов взамен других;

4) потребление – использование блага по его назначению.

Началом является производство. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (из древесины изготавливают мебель). Производство является основой для всей хозяйственной деятельности. Если не создан продукт, то нечего распределять, обменивать и потреблять.

Распределение – такой отрезок кругооборота, который начинается в производстве. Чтобы создавать всё многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем всё более углубляется и расширяется. Когда распределяется доход, полученный в процессе созидательной деятельности, то определяется доля каждого человека в произведенном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.

Обмен прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать на автомобильном заводе, продукция которого – плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.

Потребление также непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников, используя также сырьё, топливо, машины и другие вещественные условия выпуска продукции, т. е. совершается производительное потребление, вместе с тем потребление составляет особый – заключительный этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их необходимо заново создавать.

 

потребности общества и способы их удовлетворения

Потребности – это нужда или недостаток в чем-то необходимом для жизнедеятельности человека, социальной группы (семьи, предприятия), общества.

Человеческие потребности весьма разнообразны.

По субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, коллективные и общественные потребности.

По объекту (предмету, на который они направлены) различаются материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства) потребности.

По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, отдыха и экономические (часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг).

Всю историю экономики можно в определенном смысле рассматривать как историю формирования всё более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

· физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);

· потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

· потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

· потребность в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определённого общественного положения);

· потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды.

 


Рисунок 2 Пирамида потребностей современного человека

 

Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.

собственность ее виды

Отношения собственности закреплены определенной юри­дической формой. В любом обществе законодательно фиксиру­ется система форм собственности. На протяжении истории су­ществовало множество форм собственности. Мировой опыт сви­детельствует, что современная рыночная экономика опирается на многообразие форм собственности.

В экономической литературе нет единого подхода к опреде­лению форм собственности. Существует классификация по при­знаку субъектов собственности, когда собственниками являются отдельные граждане, коллективы, семьи, государство и т. д. В соответствии с этим признаком можно говорить о партийной, профсоюзной, банковской собственности, собственности обще­ственных организаций и т. д. По форме присвоения выделяют ин­дивидуальную, коллективную и государственную собственность. По составу субъектов или по степени социализации собственности можно выделить индивидуальную, групповую и общественную.

Отношения частной собственности предполагают обособле­ние собственника, который независимо от других людей осуще­ствляет свои права. Частная собственность персонифицирована, т. е. ее владелец известен и ответственность за ее использование конкретна. Частная собственность представлена индивидуальной собственностью и капиталистической частной собственностью. Отличительной чертой индивидуальной собственности (частно-трудовой собственности) является то, что собственник самостоя­тельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения. Отсюда следует стремление частного собственника наиболее рационально вести свое хозяйств, высокая эффектив­ность частной собственности. Социальные носители этой формы собственности — крестьяне, ремесленники, частные врачи, адво­каты и другие люди, живущие своим трудом. В случае капитали­стической частной собственности, основные права по-прежнему реализуются собственником, но некоторые правомочия могут сосредотачиваться в руках других людей. Данный вид собствен­ности отчуждает наемного работника от средств производства и создает условия обогащения хозяина-собственника за счет труда последнего. Здесь неизбежно расхождение экономических инте­ресов собственников и трудящихся. На основе частной собст­венности формируются такие формы хозяйствования, как лич­ное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, частные предпри­ятия любого размера — от индивидуального производства до крупных предприятий, а также любой другой вид использования частного имущества (от сдачи квартир внаем до денежных опе­раций между частными лицами).

Коллективная собственность основана на объединении ин­дивидуальных собственников. В России коллективная собствен­ность представлена различными видами кооперативной собст­венности (собственность потребительской кооперации, колхозов и др.), а также акционерной и партнерской собственностью. Кооперативная собственность — коллективный вид собственно­сти, сохранившей черты индивидуальной. Каждый член коопе­ратива участвует в нем своим трудом и имуществом, имеет рав­ные права в управлении и распределении дохода. Величина получаемого дохода определяется индивидуальным вкладом пай­щика. Кооперативная собственность в условиях рыночной эко­номики обладает более значительным потенциалом, что обуслав­ливается связью оплаты труда с конечными результатами дея­тельности кооператива. Разновидность коллективной формы собственности — акционерная собственность, которая сочетает в себе признаки как частной, так и общественной собственности. Акционерная собственность — собственность многих юридиче­ских и физических лиц, предполагающая добровольное объеди­нение их денежных средств. На основе сформированного на объединенные средства акционерного предприятия идет коллек­тивное создание дохода с последующим его индивидуальным присвоением в виде дивидендов. Партнерская собственность возникает в результате объединения капиталов двух и более лиц. Пайщики предприятия — совладельцы созданного за счет пае­вых взносов имущества, получающие долю прибыли, соответст­вующую размерам их собственности. На основе коллективной формы собственности формируются такие формы хозяйствова­ния, как кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассо­циации и т. д.

Отношения общественной собственности предполагают, что различные лица совместно осуществляют права собственника. Общественная собственность базируется на совместном владе­нии, распоряжении, но исключает индивидуальное. Обществен­ная собственность деперсонифицирована, так как права собст­венности принадлежат всем, а конкретно — никому. Общест­венная собственность обладает наиболее высокой степенью социализации; она представлена, прежде всего, государственной собственностью, а также собственностью общественных органи­заций. Государственная собственность сосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Право совместного распоряжения государственной собственностью реализуется через систему са­моуправления гражданского общества. Граждане государства, распоряжающегося национальным богатством, имеют право на получение части дохода от функционирования государственной собственности. Этот доход выражается в равных для всех воз­можностях системы социального обеспечения. Свободный и равный доступ к государственным (общественным) фондам по­требления является обязательным условием функционирования общенародной по содержанию и государственной по форме собственности. Общественный тип собственности представлен государственной собственностью разных уровней: федеральной, субъектов федерации, муниципальной. Основой функциониро­вания профсоюзов, союзов трудовых коллективов и пр. является общественная собственность. Собственность общественных ор­ганизаций предполагает, что ею распоряжаются и ее присваива­ют члены этих объединений на равных для всех основаниях. На основе общественной формы собственности формируются госу­дарственные и муниципальные предприятия.

Как уже говорилось, современная экономика характеризует­ся многообразием форм и видов собственности Широкое рас­пространение получили смешанные формы собственности, ко­гда внутри отдельных форм сочетаются черты разных форм соб­ственности. Например, частно-государственная собственность в различных долевых соотношениях.

 

 

организация хозяйственной деятельности

Важное место в экономической теории отводится анализу форм организации производства. В самом общем виде под формой производства понимают тип организации хозяйственной деятельности людей, обеспечивающий реальное функционирование экономики. Другими словами, форма производства – это способ существования экономической системы. В экономической литературе традиционно выделяются в качестве основных две формы: натуральное хозяйство и товарное производство.

Натуральное хозяйство – это такой способ организации хозяйственной деятельности, при котором производство направлено непосредственно на удовлетворение собственных потребностей производителя, т.е. имеет место внутрихозяйственное потребление.

Натуральному хозяйству свойственны следующие основные черты:

преобладает ручной универсальный труд, основанный на примитивной технологической базе (мотыга, лопата, грабли и т.п.) и исключающий его разделение на обособленные виды;

замкнутость (автаркическая форма хозяйствования), отсутствие связи с другими хозяйственными единицами (каждая единица опирается на собственные ресурсы и обеспечивает себя всем необходимым для жизни);

производимый продукт не принимает форму товара и образует фонд жизненных средств для самого производителя;

наличие прямых экономических связей между производством и потреблением: они развиваются по формуле "производств – распределение – потребление", т.е. созданная продукция распределяется между участниками производства и, минуя стадию обмена, используется в целях личного и производительного потребления;

консерватизм, традиционность, ограниченность производства и потребления, относительно постоянные масштабы и отраслевые пропорции производства, обусловливающие медленные темпы экономического развития.

Натуральное хозяйство – исторически первый тип организации хозяйственной деятельности людей. Оно возникло в глубокой древности, в период становления первобытнообщинного стоя, когда началась производственная деятельность человека и появились первые отрасли хозяйства – земледелие и скотоводство. В чистом виде натуральное хозяйство существовало только у первобытных народов, не знавших разделения труда, обмена и частной собственности.

По мере развития производительных сил натуральное хозяйство вытесняется товарным производством. При капитализме оно по существу разрушается, хотя пережитки его здесь сохраняются.

Развитие факторов производства привело к углублению общественного разделения труда, повышению его производительности. Это явилось объективной причиной перехода от натурального хозяйства к товарному. Если натуральное хозяйство преобладало в течение самой длительной доиндустриальной стадии производства, то на индустриальной стадии господствующей стала товарная форма организации хозяйства.

Товарное производство – это такая форма организации общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда на рынке.

Наиболее удачное определение товарного производства дал В.И. Ленин в работе "По поводу так называемого вопроса о рынках": товарное производство представляет собой такую систему хозяйства, когда "продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке" (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 86-87.).

Исходя из этого определения, можно выделить характерные черты, признаки товарного производства:

Во-первых, товарное производство основывается на общественном разделении труда, которое предполагает специализацию производителей на изготовлении определенных продуктов. По мере развития производительных сил углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это и обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним – товарного производства. Одного общественного разделения труда недостаточно для возникновения товарного производства. Истории известны сообщества, где имелось общественное разделение труда, но не было товарного производства.

Во-вторых, продукты труда становятся товарами только тогда, когда их производят для обмена самостоятельные, экономически обособленные производители. Экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников является причиной возникновения товарного производства. Только обмен между собственниками становится товарным. Экономическое обособление предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридического лица), его свободу выбора вида хозяйственной деятельности, собственность на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами.

В-третьих, продукт труда принимает форму товара, поскольку изначально производится в целях последующего обмена, продажи другим людям. По этой причине товарное хозяйство является открытой системой: продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи, т.е. выходят за пределы хозяйственной единицы.

В-четвертых, характерной чертой является установление косвенных, опосредованных связей между производством и потреблением, когда изготовленная продукция прежде поступает на рынок для обмена на другие товары и лишь затем попадает в сферу потребления.

+Таким образом, характерными чертами, признаками товарного производства являются: общественное разделение труда; экономическое обособление хозяйствующих субъектов; производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; обмен товарами и его эквивалентность

Причины.

Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Второе условие - самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности.

 Рынок выполняет важные функции:во-первых, через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. рыпаются проблемы, ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить

Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

Субъекты рынка – это физические и юридические лица, вступающие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, в других случаях как производители.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности.

В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и предприятиям свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Объекты рынка – специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок и различающиеся по характеру,способу и целям потребителя.

Объекты рыночных отношений – это средства труда, продукты труда, услуги, научные идеи, рабочая сила, информация, ценные бумаги, валюта и др.

Тема 1.2 Микроэкономика

1) Рынок

2)Конкуренция и монополия

3) Экономические основы бизнеса

4)Номинальная и реальная заработная плата

5)Виды и формы заработной платы

6)Механизмы формирования заработной платы

7)определение равновесной цены и равновесного количества товара

8)Формирование заработной платы на предприятиях.

 

Рынок

Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров. В широком смысле слова рынок представляет собой сферу товарного обращения, всю совокупность экономических отношений по поводу купли – продажи товаров (предметов потребления и услуг, средств производства, капиталов и рабочей силы). Как теоретическая категория выражает отношения между товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями – с другой. Такие отношения предполагают полную самостоятельность производителей и свободные цены, которые складываются в зависимости от спроса и предложения. Условия возникновения:

 1. Общественное разделение труда.

2. Существование различных собственников – обособленных товаропроизводителей. Функции рынка:

1. Обеспечивает органическую связь между производством и потреблением.

 2. Осуществляется общественное признание произведенного продукта, признание общественного характера заключенного в нем труда.

 3. В результате действия закона спроса и предложения устанавливаются необходимые воспроизводственные пропорции, обеспечивается сбалансированность в экономике.

 4. Через конкуренцию рыночные отношения активно влияют на уровень затрат на производство того или иного товара, научно-технический прогресс, на удовлетворение потребности населения в товарах.

 Условия активного функционирования рынка:

 1. Абсолютное право любого человека или организации производить, продавать и покупать все, что угодно (в рамках закона и требований общественной нравственности).

 2. Абсолютное право свободной покупки и свободной продажи на любом рынке по свободной цене, на которую есть покупатель.

3. Абсолютная свобода доступа в любые отрасли производства продуктов и оказания услуг без каких бы то ни было ограничений, кроме установленных законом. Кто и как действует на рынке? Главные действующие лица рынка – продавцы и покупатели, между которыми стоит базисный элемент рынка – товар либо услуга. В то же время весьма активную роль в формировании, функционировании и развитии рынка играют финансово-кредитные учреждения, правительства и региональные органы управления, социальные группы, различные партии, СМИ и т.п. И каждый из участников этой сложной системы может существенно влиять на состояние, динамику, просто на наличие рынка. Например, государство устанавливает 100 % госзаказ на продукцию предприятия данной отрасли, оно ликвидирует возможность формирования соответствующего рынка в зародыше.

 Каждый участник при этом использует в своей деятельности на рынке определенные инструменты.

Для продавца – это товар, цены, реклама, сервис, сбытовые сети и т.д.;

 для покупателя – комплекс методов оценки и выбора товара и обнародования своего мнения;

 для законодателей – регулирующие законоположения;

для финансово-кредитных учреждений – политика кредитования и финансирования;

 для различных социальных групп – информационное воздействие и т.д.

Структура рынка:

1. Рынок потребительских товаров и услуг.

2. Рынок средств производства.

 3. Рынок капиталов (фондов).

 4. Рынок научно-технических разработок.

 5. Рынок ценных бумаг.

6. Рынок труда.

 7. «Теневой» рынок.

 

При всей разновидности этих рынков есть среди них все-таки главный – рынок потребительских товаров и услуг. именно для него работают и от него зависят все другие рынки. Ведь для рыночной экономики удовлетворение личных потребностей человека – основной источник ее развития.

Структура рынка может быть охарактеризована и в территориальном аспекте. Здесь следует выделить:

 местный рынок, национальный (внутренний) и мировой рынки.

 

Рынок может регулироваться государством и товаропроизводителями. Следовательно, и методы регулирования могут быть государственными и негосударственными. К последним относятся, к примеру, соглашения между товаропроизводителями о рынках сбыта и ценах. Государством используются регуляторы-кредиты, налоги и т.п. Определяя ставки процента, условия финансирования и кредитования, иные многообразные экономические нормативы, цены на отдельные продукты и другое, государство активно воздействует на рынок.

Основные элементы рынка:

 Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные изделия.

 Предложение – это совокупность товаров с определенными ценами, которые готовы продать товаропроизводители.

Цена (рыночная) – это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров.

Спрос и предложение взаимосвязаны и отражают действие закона спроса и предложения, его требование – соответствие спроса и предложения друг другу по объему и структуре.

 

Конкуренция и монополия

Конкуренция (в общем понимании) – это соревнование за право получения большей части определённого вида ограниченного ресурса.

Конкуренция производителей – это соревнование фирм за более выгодные условия производства и продажи товаров или услуг. В разных отраслях экономики число продавцов может быть от одного и до очень большого числа.

В зависимости от числа продавцов на рынке и от того, какие отношения складываются между ними, различают два вида конкуренции – совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная. Несовершенная конкуренция представлена следующими типами: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Совершенная конкуренция – рынок, на котором очень много мелких фирм выпускают одинаковую (стандартную, однородную) продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё. На рынке совершенной конкуренции продавец вынужден принимать рыночную цену, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения, он является ценополучателем (price-taker).

Число покупателей на этом рынке тоже очень велико. Никто из участников этого типа рынка не имеет информации больше, чем все остальные. Этот тип рынка – в большей степени теоретическая модель: в реальной жизни почти не существует таких рынков, на которых бы полностью выполнялись такие условия. Примерами могут быть рынки сельскохозяйственных продуктов, рынок рыбы, фондовый рынок (продажа ценных бумаг).

Монополистическая конкуренция – это тип рынка, при котором большое количество небольших фирм производят схожую (но не однородную) продукцию и имеют возможность контролировать цены на неё.

Поднять цену на товар можно, только если ваш товар превосходит товар конкурента. Процесс создания продукции, отличной от аналогов, называется дифференциацией.

Существует несколько способов дифференциации продукции: повышение качества продукции, повышение качества обслуживания покупателей, реклама (с целью проинформировать покупателей об особенностях продукции).

Примерами рынков монополистической конкуренции могут быть небольшие магазины розничной торговли, цветочные киоски, книги, булочные и др. В реальной жизни это самый распространённый вид рыночной конкуренции.

Олигополия – это тип рынка, который принадлежит нескольким очень крупным фирмам.

В условиях олигополии количество фирм достаточно мало, так как существуют достаточно высокие барьеры для входа в отрасль:

сумма стартового капитала;

необходимость лицензирования деятельности;

коммерческая тайна;

авторское право.

На рынке олигополии ценовая конкуренция менее эффективна: если фирма снизит цену, то остальные поступят так же, в итоге у всех фирм упадут доходы. Цены на продукцию на рынке олигополии устанавливаются по принципу ценового лидерства: лидер отрасли устанавливает свою цену, остальные ему следуют.

На рынке олигополий конкуренция ведётся вокруг потребительских свойств товаров. В условиях олигополии фирмы тратят огромные средства на рекламу. Практически вся дорогостоящая реклама на телевидении, на радио, на транспорте и т. п. – это реклама олигополий. Рынки услуг мобильной связи – тому яркий пример.

Монополия – это тип рынка, на котором присутствует единственный продавец уникального (не имеющего заменителя) товара. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества своей продукции, он имеет власть устанавливать часто завышенные цены. Чтобы не допустить образования новых монополий, государство проводит антимонопольную политику.

Хотя в некоторых отраслях конкуренция может быть неэффективна: вызвать дополнительные неоправданные затраты. Представьте водоснабжение дома, когда каждая квартира подводит себе трубы от разных поставщиков. Такая конкуренция только увеличит наши затраты.

В этих случаях создаются естественные монополии.

Естественная монополия – ситуация, при которой предприятие может выпускать продукцию с меньшими издержками, чем несколько предприятий.

Другими примерами естественных монополий в российской экономике могут быть железнодорожные перевозки, метрополитен.

Кроме того, монополистом считается изобретатель в отношении своего патента; композитор или художник – тот же монополист в отношении авторского права.

Понятие «монополия» содержит два важных момента: продавец единственный, а товар – уникальный, поэтому, используя рыночную власть, монополист устанавливает цены на свою продукцию, то есть является ценоустановителем (price-maker).

Государство проводит антимонопольную политику по ограничению монополистической деятельности. Так, в России существуют законы:

Конституция РФ (статья 34);

Федеральный закон «О защите конкуренции»;

Федеральный закон «О естественных монополиях».

Резюме теоретической части

Конкуренция – это соперничество фирм за более выгодные условия выпуска и реализации товаров или услуг.

Различают типы конкуренции:

1. Совершенная конкуренция – на рынке очень много мелких фирм выпускают однородный продукт и не имеют возможности влиять на его цену.

2. Монополистическая конкуренция – рынок, на котором достаточно большое число мелких компаний выпускают дифференцированную продукцию и частично могут контролировать цены на неё.

3. Олигополия – рынок, принадлежащий нескольким очень крупным компаниям. Число таких фирм незначительно из-за высоких барьеров входа в отрасль.

4. Монополия – рынок, на котором только один продавец уникального (то есть не имеющего заменителя) товара или услуги.

Экономические основы бизнеса

Рыночные отношения, которые мы рассмотрели в предыдущих главах, и бизнес неразрывно связаны между собой. Рыночные связи исторически предшествовали развитию предпринимательской деятельности бизнесменов, которая качественно изменила эти отношения. Поэтому знание рыночных связей позволяет понять экономические основы бизнеса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.093 с.)