Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы истории мировых цивилизаций и развития культуры
План: 1.1. Сущность понятия «цивилизация», ее основные черты и критерии. 1.2. Циклические концепции развития цивилизаций. 1.3. Теория культурно–исторических типов Н.Я. Данилевского. 1.4. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона 1.5. Причины упадка и гибели цивилизаций. 1.6. Линеарная концепция истории. 1.7. Прогрессивное развитие человечества по Ж.А.Н. Кондорсе 1.8. Процесс становления научного знания о культурах. 1.9. Постмодернизм – культура информационного общества.
Сущность понятия «цивилизация», ее основные черты и Критерии Само слово «цивилизация» (фр.) появилось в языке недавно. Л. Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г. До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». В конце XVI в. слово «цивилизация» стало известно Монтеню, автору «Опытов», а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Р. Декарта. В каких значениях употребляется термин «цивилизация»: Во–первых, понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта. Цивилизация первоначально воспринималась как процесс. «Нация цивилизуется под воздействием опыта», — таково заключение П. Гольбаха. Во–вторых, экономисты (Адам Смит) связали понятия «цивилизация» и «богатство». В–третьих, в конце XVIII в. критических рассмотрений самого понятия «цивилизация» не возникало. Цивилизация у многих исследователей оказывалась идеалом, и в нее вкладывались многозначные понятия. Так, цивилизация отождествлялась с хорошими манерами и самоконтролем — цивилизованное поведение, цивилизованный человек. Впервые в этом значении термин появился в трудах Вольтера. В–четвертых, во множественном числе слово «цивилизация» появилось после XVIII в. с созданием различных теорий цивилизации. Так, в 1827 г. вышли «Принципы философии» Дж. — Б. Вико и «Мысли о философии человечества» И. Гердера.
Вслед за ними Франсуа Гизо высказывает убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Значит, цивилизации нужно изучать, анализировать. По Ф. Гизо, цивилизация состоит из двух составляющих: 1. Из уровня интеллектуального развития; 2. Из уровня социального развития. В – пятых, появление в 1877 г. книги Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Интересно развитие связи понятий «цивилизация» и «культура», которые выступали как синонимы: слова «цивилизация» и «культура» употреблялись в тождественном смысле. Следовательно, в XX в. понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться более широким понятием цивилизация. Основные черты и критерии цивилизации: 1.Предпринималось множество попыток дать определение этой универсальной и многозначной категории. Так, в 5-м издании «Философского словаря» записано: «Цивилизация (лат. civilis — гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества». 2. Питирим Сорокин (отечественный социолог, изгнанный из страны в 1922 г. и ставший гражданином США) считал, что цивилизации – это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой — либо системы. 3. Арнольд Джозеф Тойнби, английский историк и социолог, утверждает, что цивилизация – это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация — сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования. 4. Определение российского обществоведа Л. И. Семенниковой: «Цивилизация — это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
5. Освальд Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль (Gestalt) культуры. 6. Цивилизация – это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям осознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких по языкам, традиционной культуре и территории проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально — общностный состав, место и роль человека в обществе. 7. Русский философ Николай Яковлевич Данилевский писал о цивилизации — главное «...должно состоять в отличении культурно–исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». История человечества насчитывает множество цивилизаций, обладавших неповторимостью черт и обликов. Одни разрушались или их разрушали, на их обломках возникали другие. Следовательно, цивилизация имеет свое начало, развитие, приходит в упадок, т. е. наблюдается цикличность развития. Какова продолжительность существования цивилизации? Бельгиец Кетле пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации составляет приблизительно 185 лет. О. Шпенглер и А. Тойнби утверждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно одну тысячу лет. Лев Николаевич Гумилев насчитывал полторы тысячи лет. Как видим, мнения разные, как разные они и в том, сколько и каких цивилизаций было. По мнению О. Шпенглера, в истории человечества всего было 8 цивилизаций: вавилонская, египетская, народа майя, античная, индийская, китайская, арабская, западная. Н. Я. Данилевский, например, насчитывал 13 типов: 1. Египетский; 2. Китайский; 3. Древнесемитский; 4. Индийский; 5. Иранский; 6. Еврейский; 7. Греческий; 8. Римский; 9. Аравийский; 10. Германо–романский (европейский); 11. Мексиканский; 12. Перуанский; 13. Славяно — русский. Две цивилизации – мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития. А. Тойнби сначала насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над всемирной историей, он сокращал их количество последовательно: сначала до 36. затем до 21 и, наконец, до 13. В принципе, вопрос о том, сколько их было – 100 или 13 – не так уж важен. Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам. - общность и взаимозависимость историко — политической судьбы и экономического развития; - взаимопереплетение культур; - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. Важно выделить укрупненную единицу анализа — культурно исторический тип цивилизации. На основе этих признаков А. Тойнби выделил три типа развития циви лизации: непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы), циклического развития (страны Востока) и прогрессивного развития (греко — латинская и современная европейская). Сейчас остановимся на концепциях Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Н. Гумилева, А. Тойнби, К. Ясперса и некоторых других, раскрывающих глубинные причины расцвета и гибели тех или иных цивилизаций.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.009 с.) |