Симфония №7 «Ленинградская» До мажор, op .60. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симфония №7 «Ленинградская» До мажор, op .60.



«Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию». (Д.Д. Шостакович)

Д.Д. Шостакович – гениальный композитор современности.  Ему были подвластны все музыкальные жанры. Но основным жанром в его творчестве является симфония. Именно этот жанр мог вместить в себя грандиозность идей и глубину замыслов Шостаковича-композитора.

Седьмая «Ленинградская» симфония – одно из наиболее значительных произведений Шостаковича.

Содержание. Эту симфонию называют «историческим документом», «музыкальной  хроникой», «героической симфонией XX века». Сам Шостакович называл её «поэмой о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», и посвящена она трагической судьбе Родины и народа во время Великой Отечественной Войны.

История создания. Сочинение первых трех частей симфонии происходило в блокадном Ленинграде в 1941 году. Вместе со студентами Ленинградской консерватории композитор выезжал за город рыть окопы, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии.

16 сентября 1941 года по радио Д.Шостакович объявил о замысле произведения. Четвертая часть симфонии была написана после эвакуации в Куйбышев. Здесь впервые симфония и прозвучала 5 марта 1942 года. 29 марта ее транслировали по радио из Москвы на всю страну, а 19 июля она была исполнена в Нью–Йорке. В Ленинграде  премьера была назначена на 9 августа 1942 года. Именно в этот день фашисты обещали занять город. В день премьеры в течение всего дня наша артиллерия вела ожесточенный обстрел вражеских батарей. Полуголодные музыканты, исполняли ее в ледяном зале филармонии. На концерте зал был полон. Все 80 минут, пока звучала музыка симфонии, не объявляли воздушной тревоги.

Идею борьбы и торжества русского человека по-разному раскрывают четыре части симфонии.

Композиция. I часть написана в сонатной форме. Но главная идея симфонии подсказывает Д.Шостаковичу новое решение этой формы. Величественная и героическая главная тема, лирическая, светлая и мирная побочная тема – это две стороны одного образа – образа Родины и народа. Из-за отсутствия конфликта между главной и побочной темой отпадает надобность в разработке. Чужеродность и агрессию врага Шостакович решает передать через введение вместо разработки большого эпизода нашествия, построенного в форме тембровых вариаций с постепенным возрастанием громкости звука – от едва уловимого до оглушительного «форте». Первоначально тему «нашествия» на фоне мерной барабанной дроби исполняют струнные. По мере исполнения ее мелодия не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов. Тема повторяется 11 раз. Оглушительная сила угрожающей темы «пригибает» к земле и заставляет содрогнуться. В решающий момент возникает «тема сопротивления», которая строится на интонациях главной и побочной партии.  В репризе музыка передает скорбь, страдание и в то же время протест против зла. Это своеобразный реквием павшим, но не побежденным героям. I часть завершается кодой. Тема главной партии звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире.

II часть – это лирическое скерцо, проникнутое скорбными и задумчивыми настроениями.

III часть – величавое и проникновенное адажио. Глубокое размышление третьей части без перерыва переходит в финал.

IV часть – композитор определил словом «Победа!». В конце части появляется главная тема из первой части симфонии как символ мира и победы.

Значение. Американский дирижер С.Кусевицкий сказал о «Ленинградской» симфонии: «Мое глубокое убеждение, что со времени Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами. И, наверное, есть доля правды в том, что музыка приблизила и день освобождения Ленинграда, и День Победы. Я восхищаюсь и горжусь стойкостью и мужеством людей того военного времени и убеждаюсь в который раз, какова сила музыки и влияние её на огромные массы людей».

Музыка симфонии получила всемирное признание. Только на американском континенте за сезон 1942-1943 гг. симфония была исполнена 62 раза.

Шостакович вошел в историю музыки XX века как гениальный симфонист. Для его симфоний характерны огромные масштабы содержания, острота конфликтов, динамичность и строгая логика развития.

 Очень емко сказал о его творчестве Родион Щедрин:

 «Музыка Шостаковича – это мир глубоких мыслей, это гимн человеку, это протест против жестокости, это исповедь художника, это летопись нашей жизни».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.005 с.)