Симфоническая сюита-сказка «Шехеразада». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симфоническая сюита-сказка «Шехеразада».



Симфонические произведения в творчестве Н.А. Римского-Корсакова занимают очень важное место. Почти все они программны. Сюита «Шехеразада» - одна из вершин русского программного симфонизма.  

 Композитор создал новый жанр – симфоническую сказку.

 Восточная тема, столь любимая русскими композиторами со времени М.И.Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение.

История создания. Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году и 22 октября того же года исполнена под управлением самого автора. Это был один из самых плодотворных периодов жизни композитора.

Содержание - сюита является ярким музыкальным воплощением отдельных эпизодов и картин из знаменитого сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Первоначально каждая часть сюиты имела своё название, но затем композитор отказался от них, желая слушателю самому представить калейдоскоп сказочных образцов.

Главными и неоспоримыми образами сюиты являются султан Шахриар и красавица Шехеразада. Оружие султана – грубая сила, оружие Шехеразады – её безграничная фантазия и мудрость. Много чудес рассказала султану Шехеразада, чтобы смирить его злобу, вплетая сказку в сказку.

Композиция и краткий анализ. В сюите – четыре части, объединенные не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. Все части сюиты включают в себя образ Шехеразады. Эта тема начинает каждую новую сказку, появляется в первой, третьей и четвертой частях, вплетаясь в музыкальную ткань. Она же и заканчивает сюиту.

 Вторая тема – султана Шахриара – грозного и жестокого владыки – во вступлении к первой части трансформируется в следующей после нее главной теме в суровую и волнующуюся морскую стихию. Тема моря является основой всей первой части. В финале эта тема со всей своей мощью появится вновь в момент кульминации, но к концу коды затихнет. Завершает финал покоренная тема Шахриара и грустная тема Шехеразады.

I часть называется «Море. Синдбадов корабль» (сонатная форма без разработки).

Медленное вступление – своеобразный пролог, в котором звучат две главные темы – Султана (медные) и Шехеразады (соло скрипки). Обе темы являются не только лейтмотивами всей сюиты, талант Римского-Корсакова преображает их в процессе музыкального развития в различные образы.

 II часть - «Рассказ Календера-Царевича» (сложная трехчастная форма).

III часть - «Царевич и Царевна» (сонатная форма без разработки).

IV часть – «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу» (рондо-соната). Это грандиозный финал, объединяющий многие темы сюиты, «собирающий» героев всех частей на празднике.

Значение. В этой сюите Н.А. Римский-Корсаков ещё раз показал себя непревзойденным мастером оркестра. Его находки тембровой звукописи оказали большое влияние на симфоническое творчество А.К. Лядова, А.К. Глазунова, М. Равеля, К. Дебюсси, И.Ф. Стравинского и многих других композиторов.

Сюита «Шехеразада» -  лучший образец русской классической музыки, посвященный теме арабского Востока, одно из самых популярных симфонических произведений в наше время. На музыку сюиты сделан  ряд  известных эстрадных  обработок, ставятся балетные спектакли.

 

М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов».

«Да ведают потомки православных земли своей печальную судьбу». (А.С. Пушкин)

«Да. Жалок тот, в ком совесть не чиста». (А.С. Пушкин).

 Создание народной музыкальной драмы «Борис Годунов» явилось важным этапом в развитии музыкального театра. Повествуя о трагических событиях русской истории, композитор создает оперу-размышление, в которой и автор, и слушатель пытаются усвоить уроки истории. Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она явилась итогом 7-летнего периода его творчества и одновременно началом расцвета его  могучего таланта.

История создания. 1868 год - композитор на вечере у сестры Глинки – Л.И.Шестаковой заговорил с известным историком и философом В.Никольским о Пушкине, и тот посоветовал ему перечитать «Бориса Годунова». Прочитав произведение,  Мусоргский с горячностью принялся за сочинение оперы. К декабрю 1869 года была закончена первая редакция. Новизна и необычность содержания оперы заставили комитет по репертуару Мариинского театра отказать Мусоргскому в постановке. Вторая редакция с польскими сценами и ролью Марии Мнишек, со «сценой под кромами» была закончена в 1872 году. Но лишь после долгой и упорной борьбы за постановку, наконец, в 1874 году премьера состоялась. Успех её был огромен.

Литературная основа. В трагедии А.С. Пушкина отражены далекие исторические события смутного времени. Она повествует о приходе  к власти царя Бориса через убийство наследника престола – царевича Димитрия, и о бедственном положении народа, страдающего в результате преступной власти. Композитора привлекла главная идея произведения – конфликт между народом и царем. Из трагедии Пушкина Мусоргский исключил второстепенных действующих лиц и сосредоточил внимание на основных образах – царя  Бориса и народа.

 Мусоргский усилил образ сурового Бориса чертами кающегося грешника. Вместо возмущения несправедливостью судьбы, которое сквозит в пушкинской трагедии, возник ужас перед своим злодеянием.

Тема совести и справедливого возмездия проходит «красной нитью» через всю оперу.  

Хоровые сцены впервые в истории русской оперы представляют новый образ народа. Это и разноликие персонажи, и образ толпы со смутными сомнениями (в прологе), вопль о хлебе голодным (четвертом действии, первой картине - хор «Хлеба! Хлеба!») и бунт (в четвертом действии, третьей картине, в сцене «Стихийного восстания»).

 Показ народа не ограничен народными хоровыми сценами. Мусоргский противопоставляет персонажей с растленной совестью – беглых монахов Варлаама и Михаила, Гришку – самозванца, людям с чистой совестью – монаху Пимену и Юродивому.

Драматургия оперы развивается очень динамично.

Композиция оперы:

Завязка действия – пролог (Борис и народ).

Развитие конфликта – четвертое действие первая картина (перед собором).

Развязка – смерть Бориса (четвертое действие, вторая картина) и народный бунт (четвертое действие, третья картина).

Значение. В опере «Борис Годунов» Мусоргский является новатором от начала оперы и до ее конца.

 Сложность драматургии и характера образов рождает и новый музыкальный язык:

На месте арий – монологи и речитативные мелодии.

На месте монолитности хора – разноликость народных образов, переданная через отдельные реплики из толпы.

На месте гимнических славословий народа – интонации, близкие крестьянским  протяжным  песням,  плачам,  причетам.

 Сложность и резкость гармонического языка.

 Велика и роль оркестра – соучастника драмы. Он передает развитие психологической драмы.

Следующие композиторы XX века, такие как К.Дебюсси, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и многие другие учатся у Мусоргского его мастерству и продолжают его традиции.

 

М.П. Мусоргский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.72 (0.01 с.)