Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературное творчество школьников
Главная цель новой школы – выявить самостоятельные творческие силы ребенка. С. Руссова Известно, что именно творческая личность обеспечивает прогресс нации. Проблема формирования творческой личности сегодня стоит особенно остро. Поэтому на уроках литературы и во внеурочной работе важно выявлять творческие способности учащихся и создавать условия для их развития. При этом важно помнить, что ''творческие способности – это продукт самодвижения, самостоятельного решения задач и вопросов, самостоятельного раскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями…Это продукт развития, причем развития свободного, для которого интерес, увлечениеи страсть – главные движущие силы'' (Б.П. Никитин) Формирование личности творческой средствами художественной литературы предполагает: - систематическое решение на уроках и вне уроков разнообразных творческих задач; - учет возрастных особенностей учащихся и последовательное усложнение форм работы; - приобщение к работе на уроке всех учащихся, во внеурочной деятельности – по возможности большего количества учащихся; - использование на уроке и вне его главным образом текста художественного произведения; - использование различных способов, подходов к ученику и направление его деятельности на достижение максимально оригинального результата во время выполнения задания; - личностно ориентированный подход к учащемуся. Учитель литературы на уроках литературы и особенно во внеурочной работе большое внимание должен уделять развитию литературного творчества учащихся. Основные цели литературного творчества: - развитие речи, индивидуального языкового стиля школьника; - развитие литературно – творческих и читательских способностей (''от маленького писателя – к большому читателю'' – Рыбникова М.А.); - развитие творческого начала в личности школьника; - развитие остроты восприятия человека и социальных проблем жизни. Основные принципы развития литературного творчества:
- принцип доступности литературного творчества для школьников определенного возраста; - свобода выбора жанра сочинения в соответствии со склонностями и способностями школьников.
Основные жанры литературного творчества: жанры художественной литературы: - сказка, - загадка, - стихотворение, - пейзажная зарисовка, - басня, - сценка – диалог, - небольшая пьеса, - инсценировка эпизода или небольшого по объему произведения, - дневник, - воспоминания, - киносценарий, - письмо, - эссе, - эпиграмма, - перевод; публицистические жанры: - заметка в газету, - интервью, - репортаж, - газетный отчет, - письмо в газету, - отзыв о книге, фильме, спектакле, музыкальном произведении, картине художника, - рецензия, - очерк, - статья, - фельетон, - литературный обзор произведений современных писателей и произведений сверстников; - литературно-критическое предисловие к прочитанной книге; послесловие к книге; литературно-критическая статья о стихотворении, рассказе, пьесе, повести, романе современных авторов; - доклад; реферат. Методические пути, приемы и условия развития литературного творчествашкольников: - создание литературно-творческой атмосферы в классе, школе посредством систематической презентации произведений учащихся (в школьных стенгазетах, альманахах, по школьному радио, на литературных вечерах), встреч с профессиональными литераторами и авторами – сверстниками из других школ; - организация литературно-творческих кружков, конкурсов и т.д.; - систематическое обогащение жизненных и литературных впечатлений учащихся путем организации внеклассной работы по литературе и внеурочной воспитательной работы; - коллективное обсуждение и рецензирование произведений сверстников; - сравнительный анализ близких по теме произведений известных авторов; - изучение творческой лаборатории классиков; - стимулирование социально ценностных мотивов литературного творчества учащихся; - упражнения по развитию литературно слуха, наблюдательности, литературно – творческого воображения; - редактирование школьниками своих сочинений и сочинений сверстников.
Для развития литературного творчества учащихся не обязательно, чтобы учитель сам был писателем. Однако учитель непременно должен знать, как он может развивать дар слова у учащихся, понимать сущность литературного творчества, учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников, при этом оптимально сочетая классную и внеклассную работу по литературе. Приведем пример работы клуба ''Литературное творчество''. Организуя работу клуба, учитель должен создать условия для развития личностного потенциала школьников, их самореализации с учетом их интересов потребностей и возможностей. Вся деятельность клуба должна организовываться на основе принципов: добровольности, открытости, гласности, возможности для каждого быть членом одновременно разных клубов, выборности руководителя клуба, равноправного участия в работе клуба учителей и учащихся. Основными условиями работы клуба могут стать: - примат гуманных отношений, - ориентированность на каждую отдельную личность, - сменяемость руководства, попеременное взаимоподчинение, - организация дел творческого характера, - информация о деятельности клубов (выставки, презентации, концерты, конкурсы, передачи по школьному радио и др.). Клубное объединение должно удовлетворять следующим признакам: - автономность и самобытность жизнедеятельности, - наличие ведущей цели, - открытость объединения, - наличие комфортной среды, - самоуправление, самоорганизация, самодеятельность учащихся. - сотрудничество учителей и учащихся. - стиль взаимоотношений учителей и учащихся ''на равных'', - предоставление широких возможностей для самоактуализации личности.
Цель работы клуба – развитие литературных способностей учащихся.
Программа работы клуба: 1. Темы для работы над сочинениями разных жанров: - тезисы и конспект, - доклад, - цитирование, - репортаж, - интервью, - рецензирование, - аннотация, - библиография, - отзыв, - путевые заметки, - портретный очерк, - сравнительная характеристика, - рассуждение проблемного характера, - статья в газету, - рассказ с необычным построением, - юмористический рассказ, - фельетон, - устный рассказ, - стихотворение, - повесть, - басня… 2. Формы работы: - лекции и практические занятия по усвоению теоретического материала, - устное обсуждение написанного произведения, - письменные отзывы и рецензии с последующим устным обсуждением, - встречи с мастерами-художниками слова, - творческие командировки (в музей, музыкальную школу, на производство, на вечер, на спектакль, на концерт и т.д.), - литературные вечера, - встречи в литературных, музыкальных, художественных гостиных, - конкурсы на лучшее произведение, - презентации произведений, - работа в ''творческой мастерской писателя'', - работа в библиотеке, - чтение ''за круглым столом'', - публичные выступления, - размышление над словами известного писателя по вопросам литературного творчества, - литературные игры (''Умники и умницы'', ''Суд над писателем или героем произведения'', ''Письмо писателю Х1Х века'', КВН, этюды, воображаемые путешествия ''по следам литературных героев'' и т.д.), - инсценирование произведений, составление киносценария, - выпуск газеты, альманаха, оформление альбома,
- фотовыставки, - составление различных памяток по написанию сочинения, - радиопередачи … 3. Теоретический материал для изучения (например): т е м а с о ч и н е н и я – это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится; о с н о в н а я м ы с л ь - ответ на поставленный темой вопрос; т е з и с ы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем сочинении; тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания; ц и т а т а – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова используют для подтверждения своей собственной мысли, чтобы познакомит читателя с авторитетным мнением, для более красочного выражения собственных мыслей, для сохранения при изложении особенностей языка и колорита исходного текста); р е п о р т а ж – это ваш рассказ о каком-то важном факте, событии, очевидцем или участником которого вы являлись (репортаж воссоздает картину происшествия, рассказывает о том, как оно произошло); и н т е р в ь ю – это предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким – либо лицом; о т з ы в о прочитанной книге – обмен впечатлениями о ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображенным событиям, своего мнения о том, как относится к героям автор с элементами анализа литературного произведения (состоит из двух частей: высказывается мнение о том, что понравилось или не понравилось, затем обосновывается, аргументируется высказанная оценка); г а з е т н а я с т а т ь я – это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати; р а с с к а з – небольшое прозаическое произведение, рисующее одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц (в рассказе есть завязка, кульминация, развязка). 4. Памятка '' О работе над совершенствованием написанного'': Читая рукопись в первый раз, основное внимание обращайте на содержание написанного. Определите: - соответствует ли сочинение теме, - раскрыта ли основная мысль, - соответствует ли сочинение составленному плану, - соразмерны ли его части, - не нарушена ли связь между частями сочинения, - хорошо ли подобраны цитаты. Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки.
При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучие и т.п.. Перепишите рукопись, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и снова исправьте. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи. Углублению знаний учащихся по литературе, развитию их способностей, навыков самостоятельной работы над художественным произведением способствуют и факультативные занятия.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.026 с.) |