Особенности выразительного чтения стихотворений . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности выразительного чтения стихотворений .



Выразительное чтение поэзии – это своеобразная школа проверки творческого «я» каждого читателя. Поэзия специфическими средствами заостряет чувств, способствует эмоциональному познанию действительности.

Лирика занимает особое место в жизни человека. Она раскрывает перед слушателем реальную жизнь через переживания. Известный ученый И. Забелин настаивал на особенном влиянии поэзии даже на развитие науки: «Осознается это учеными или не осознается, но без предшествующего развития искусств невозможна была бы современная наука… Не потому, конечно, что ученый А не может жить без поэта Б, а потому, что современная наука не может развиваться без способности к образному мышлению, воспитывается это образное мышление поэзией и искусством» (Забелин И. О культуре мышления //Новый мир – 1961 – № 1.- С.165)

Поэзия - это искусство, к тому же искусство образное. Автор в образах и картинах передает возникший в его сознании мир. И чтец вводит слушателей в мир художественных образов через чувства, заставляет их жить эмоциональной жизнью и ведет через чувства к мыслям и выводам.

Благодаря своей глубокой эмоциональности поэзия может активно влиять на слушателя, заставляя его волноваться, радоваться, сочувствовать, но никогда не оставаться равнодушным. Эмоциональное состояние слушателя зависит от эмоционального заряда исполнителя, который должен обязательно разобраться во всех вопросах относительно замысла и содержания произведения, что взволновало автора и стало объектом исследования.

Основные компоненты стиха - ритм ( звуковое созвучие) и гармония, звуковая организация стихов, в которой отражено все богатство окружающего мира человека.

Главное для чтеца – умение свободно владеть ритмом как художественным средством. Ритм решает определенные идейно-художественные задачи. Основа ритма – стихотворная строка. Обязательной нормой чтения считается остановка голоса – пауза в конце строки. Слова каждой строчки тяготеют к слиянию одного с другим, и весь речевой поток тяготеет к последнему ударному слогу. Эта устремленность поддерживается наличием р и ф м ы, которая замыкает строку:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(А. Пушкин)

 

Тяготение слов в строке одного к другому в чтении выражается в плавном их произношении. Плавное течение стихотворной строки в некоторых случаях прерывается ц е з у р о й, особого рода паузой. Она возникает в удлиненной строке, например, после 2 или 3 стопы в пяти - шестистопном ямбе. Остановка на цезуре по своей протяженности несколько меньше, чем пауза в конце строки. Цезура не останавливает движение голоса, а лишь приостанавливает с тем, чтобы звуковой поток сейчас же устремился дальше:

Я – вождь земных царей / и царь, Ассаргадон.

Владыки и вожди, / вам говорю я: горе!

Едва я принял власть, / на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг / и камень бросил в море.

(В. Брюсов)

Чтение стихотворных произведений зависит от вида лирики: гражданская лирика имеет сильное волевое начало, несет утверждение определенных нравственных норм, поэтому она требует активного влияния на слушателей;

пейзажная лирика сопровождается другой формой общения: чтец «делится» своими чувствами, которые возникли у него под влиянием увиденного; любовная лирика требует передачи гаммы чувств, тончайших изгибов человеческой души...

При чтении любого стихотворения исполнителю важно добиться, чтобы слушатели попали «на одну волну» с ним. Чтец всегда субъективен в своих чувствах, но он должен быть объективным в передаче мысли замысла автора. При таком условии слушатель воспринимает объективную оценку исполнителя и откликается мыслями и переживаниями. Происходит взаимное понимание и ощущение авторского замысла.

Капская А.Й. предлагает такой план исполнения поэтических произведений:

1. Определить жанровые особенности лирического произведения.

2. Раскрыть и прочувствовать настроение лирического героя и всего произведения.

3. Передать развитие переживаний лирического героя.

4. Определить отношение чтеца к герою, которое основывается на правильном понимании и ощущении его переживаний.

5. Сохранять во время чтения единство содержания и формы.

6. Обращать внимание на особенную роль «творческого видения» во время чтения.

7. Использовать соответствующую форму общения, учитывая вид лирики.

8. Обратить внимание на лаконизм и ограниченность в исполнении мимики и жестов.

9. Придерживаться пауз после каждой строчки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.004 с.)