Особенности искусства художественного чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности искусства художественного чтения



Понятие «в ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е» имеет несколько значений: 

- чтение вслух с сохранением правильной интонации (словарь

Д.М. Ушакова);

- искусство творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский);

- самостоятельный вид искусства, суть которого состоит в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове

(Б. Найденов);

- исполнительское искусство, материалом которого является литературное произведение (М. Германова);

- публичное исполнение литературного произведения (БСЭ).

Все эти определения объединяют три момента: выразительное чтение - это искусство, это искусство в действии, материалом для этого вида искусства является литература.

Таким образом, выразительное чтение - это вид искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове.

Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора.

Понятие выразительности исторически истолковывалось как выявление глубинных смыслов и скрытых элементов. Современный французский исследователь театра П. Пави отмечает: «...выразительность – не более чем вторичный процесс «извлечения» уже готовых смыслов, которые уже существуют в тексте».

   Искусство художественного (выразительного) чтения, так же, как и театральное, - искусство исполнительское, в основе которого лежит литературное произведение. Однако в каждом из названных искусств воплощение осуществляется разными выразительными средствами. В театре пьеса исполняется коллективом участников, в искусстве же художественного чтения исполнителем произведения является один человек. В театре каждый актер играет одну роль, воплощает один образ, а чтец, исполняя произведение, воплощает всю систему образов.

Театральное искусство – искусство синтетическое. «Жить» в пьесе и воздействовать на публику актеру помогают декорация, свет, реквизит, грим, костюмы. А в искусстве художественного чтения нет никаких дополнительных выразительных средств, кроме тех, которыми располагает сам исполнитель (его голос, интонация, мимика, жест).

Актер перевоплощается в образ персонажа, действует от его лица, живет его жизнью. Чтец не перевоплощается в образы персонажей. Он рассказывает о них, о том, как они живут, действуют, думают, говорят, выявляя одновременно

 собственное к ним отношение; рассказывает так, как будто сам является свидетелем тех событий, о которых повествует автор. При этом чтец в воображении слушателей вызывает не только образы персонажей, но и

окружающую их обстановку, их быт, условия их жизни и т. д.   Журавлев Д.Н.

пишет: «Чтец одновременно и автор, и декоратор, и осветитель, и гример, и

костюмер, и композитор, и герой, и героиня, потому что он один должен удержать в руках все составные части рассказа и перебросить их в зал (Об искусстве чтеца. - М., 1960, - С.43).

Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает.

Каждый исполнитель по-своему трактует образы героев, мысли и намерения автора, по – своему «видит» изображенную им жизнь, по-своему определяет смысл ее явлений и ту идею, которая в них раскрывается. Разнообразие трактовки обусловлено личными индивидуальными особенностями каждого исполнителя: его жизненным опытом, пониманием данного автора, теми оттенками чувств, переживаний, которые вызывают у него изображенные в произведении люди и события. Эти личные впечатления, мысли и чувства, обусловливая своеобразие трактовки, определяют творческое намерение чтеца, т. е. ч т о и с к а к о й ц е л ь ю он хочет раскрыть слушателям, читая данное произведение.

Конечная цель чтецав соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель.

Осуществление намеченной цели создает словесное действие, которое является «собственно художественным чтением» (В.Н. Аксенов).

К.С. Станиславский утверждал: «Активность, подлинное, продуктивное, целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть и в речи! Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача: внедрять в других свои видения. Неважно – увидит другой или нет. Об этом позаботятся матушка – природа и батюшка – подсознание. Ваше дело хотеть внедрять, а хотения порождают действия».

Через художественное (выразительное) чтение читатель лучше понимает суть произведения, его своеобразие, лучше чувствует героев, настроение произведения.

Выразительное чтение является могучим средством проникновения в текст художественного произведения. Методист М.А. Рыбникова утверждает, что основной метод проникновения слова в сознание – метод выразительного чтения.

Великий реформатор русского театра К.С. Станиславский в работах «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над ролью» четко сформулировал правила работы с текстом, образом, ролью, которые стали известны под названием системы Станиславского.

Методист В.В. Голубков из этой системы предлагает позаимствовать принципы работы над текстом:

- изучение текста, максимальное вживание в его идейно-художественное содержание;

- общественная направленность, действенность выразительного чтения;

- хорошее понимание «задач», которые следует поставить перед слушателем при чтении текста.

  Выразительное чтение – это практическое овладение учащимися основными законами искусства чтения. Обучение школьников выразительному чтению строится с учетом законов художественного чтения – искусства творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Выразительное чтение в школе преследует прежде всего воспитательные цели:-  формирование духовно богатой, всесторонне развитой, творческой личности учащегося. Содержание и методы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастом учащихся и программой по литературе, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения.

Выразительной чтение имеет две стороны:

- проникновение в смысл исполняемого произведения,

- ''передачу исполнительского проникновения слушателям'' ( С. Кочарян ).

В работе по выразительному чтению на уроке основное место и время зани –

мает проникновение в художественное произведение, творческое освоение текста. Важно зародить у ученика желание донести до слушателя свои мысли и чувства.

'' Читай с чувством'', - говорит иногда учитель ученику и не понимает, что ставит перед учеником невыполнимую задачу и толкает его на ложный путь наигрыша и притворства. Область чувств – эмоциональная сфера и не поддается прямому управлению. Теоретик актерской игры К.С. Станиславский учил: ''Чувству приказать нельзя, а надо его добиваться другими путями… Должна появиться такая психологическая ситуация, которая даетвозможность возникнуть эмоциональному отношениючеловека к определенному кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будет им пережито''.

Чтение вслух обращено к слушателям. Для восприятия чтения необходимо, чтобы слушатели понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием определенных знаний, определенного опыта. Поэтому учитель обязансчитаться с возрастом и развитием своих учеников.

Различают два вида понимания: непосредственное и опосредованное. Непосредственное понимание возникает сразу и сливается с восприятием. Это понимание возникает при первом знакомстве с произведением. Опосредованное понимание создается постепенно в процессе постижения произведения.

Для выразительного чтения в школе непосредственное восприятие, возникающее при первом знакомстве произведения, чрезвычайно важно, так как здесь решается вопрос: нравится или не нравится произведение. Именно первыевпечатления – ''семена'' будущего творчества (К. С. Станиславский). Поэтому при первом чтении произведения учителю рекомендуется читать либо самому, либо дать учащимся послушать чтение мастера в записи, либо разрешить прочитать специально для этого хорошо подготовленному ученику. Но может быть неправильным и восприятие слушателя. Поэтому первое чтение обычно предваряется беседой или лекцией учителя.

На уроках литературы применяется выразительное чтение трех видов:

- выразительное чтение учителя,

- выразительное чтение учащихся,

- чтение мастеров звучащего слова в грамзаписи.

Методология художественного чтения едина для всех. Она требует естест-

венности, простоты и действенности от любого чтеца. Но методика обучения для каждого возраста особая.

Обучение выразительному чтению начинается с первого класса. Уже в начальной школе перед учащимися ставятся основные задачи выразительногочтения:

- учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим,

 читая текст произведения;

- у учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем

говорится в произведении;

- учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием

 передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили.

В соответствии с возрастом детей решение этих задач в начальных классах достигается путем практической работы без опоры на какие-либо теоретические знания.

Сведения теоретического характера учащиеся получают в 1У – У1 классах.  

Восприимчивость, впечатлительность, конкретность мышления учащихся 1У – У1 классов создают прекрасную базу для развития воссоздающего и творческого воображения. Ребята легко включаются в рассказ.

Непосредственность, доверчивость и эмоциональность учащихся позволяет легко вовлекать их в переживание перипетий судьбы героя.

Развитие волевых качеств, желание действовать, влиять на окружающих создает благоприятные условия для развития умения действовать словом в процессе общения со слушателем.

В средних классах анализ литературного произведения проводится чаще всего ''вслед за автором'' (т.к. для учащихся главным при восприятии литературного произведения является сюжет, реальные события и эпизоды), и этот путь наиболее удобен для обучения выразительному чтению.

В методике выразительного чтения должен быть соблюден один из важнейших принципов дидактики – принцип постепенного накапливания знаний, умений и навыков (например, в У классе у школьников вырабатывается навык рассказа-повествования о последовательно происходящих событиях сказки, в У1 классе школьники знакомятся с особенностями чтения басни, в У11 классе учатся передавать многокрасочность и сложность композиции описания степи в повести Н.В. Гоголя ''Тарас Бульба'', в У111 классе, читая по ролям драматическое произведение, учащиеся выявляют характерные особенности героя и т.д.)

В каждом отдельном случае преподаватель должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста.

 

Подготовка и исполнение литературного произведения

 

Воплощение литературного произведения в звучащем слове – искусство нелегкое. «Прочесть как следует произведение лирическое, – говорил

  Н.В. Гоголь, - вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать. Нужно разделять искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно и душою и сердцем почувствовать всякое слово его – и тогда уже выступать на публичное его чтение».

Подготовка художественного текста для чтения включает в себя  

этапы (по Г.А. Олейнику):

1 этаплитературоведческий анализ текста:

- выяснение сведения об авторе,

- изучение эпохи, отраженной в тексте,

- понимание темы, идеи, жанрового своеобразие произведения,

- рассмотрение композиции, сюжета произведения,

- анализ образов,

- анализ эстетических качеств текста,

- раскрытие подтекста;

2 этап – действенный анализ произведения (процесс работы над произведением, который раскрывает и выявляет сквозное словесное действие произведения и основные этапы его развития):

- расчленение произведения на части, чтобы между ними была внутренняя

 связь,

- озаглавливание каждой части,

- определение перспективы творческого задания для каждой части (что

касается чтения произведения),

- выполнение соответствующих отметок в тексте (партитура текста).

Для выразительного чтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил его, глубоко понял, а потом исполнил его перед слушателями.

     Работа над выразительным чтением произведения происходит, как правило, в несколько э т а п о в:

1) подготовка слушателей к восприятию произведения, так называемое вводное занятие (содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения и осведомленности слушателей);

2) первое знакомство с произведением (важно позаботиться о правильном впечатлении);

3) анализ произведения (постижение глубины художественного текста);

4) выяснение композиции и членение произведения на части (главная цель – решение сверхзадачи. Но  этой цели достигают путем решения конкретных исполнительских задач, для определения которых надо проанализировать весь ход повествования, уяснить построение произведения и составить непрерывную цепь исполнительских задач. Большое произведение делится на части, последние – на куски);

5) определение отношения автора к изображаемой действительности (чтец как бы продолжает работу автора, воплощая написанное в звучащем слове);

6) уяснение особенностей языка автора (лексика, построение произведений, ритм и т.п., - т.е. что и как изображает автор);

7) работа над образами-персонажами (чтец должен представить героя, отношение автора к нему и выяснить свое отношение к герою);

8) представление изображаемых автором картин природы, событий, внешности и поведения героя (фантазирование);

9) запоминание текста (исполнитель не просто читает, а выполняет намеченные творческие задачи);

10) жизненно правдивое, целенаправленное чтение произведения по книге или наизусть.

Этот творческий процесс протекает на публике, поэтому всегда есть элемент импровизации, многое зависит от самочувствия исполнителя и восприятия аудиторией художественного чтения. Одно из главных условий творческого самочувствия чтеца – собранность и сосредоточенность.

 

Техника речи чтеца.

Овладение искусством чтения требует воспитания определенных качеств и умений. Для того, чтобы осуществить свои творческие намерения – заставить слушателей определенным образом увидеть, понять и эмоционально оценить то, о чем говорится в произведении, чтецу необходимо иметь четкую и правильную речь. Невнятное произношение, скороговорка, «проглачивание» окончаний в словах и т.п. мешают слушающим воспринять содержание текста.

Устранить подобные недостатки помогут занятия техникой речи. Отработанная техника речи должна обеспечить методичность, четкость, внешнюю и внутреннюю структуру мысли или чувства, выраженного автором.

П р е д м е т о м т е х н и к и р е ч и являются дыхание, голос, дикция.

Важно регулировать свое д ы х а н и е, правильное использование которого свидетельствует о культуре техники речи исполнителя. Для контроля за правильностью дыхания периодически можно выполнять упражнение: положить левую руку на диафрагму, правую – сбоку на ребро. При вдохе руки движутся вместе с ребром, а диафрагма опускается. Важную роль для выработки правильного дыхания играет заучивание текстов наизусть или многоразовое чтение.

Правильное дыхание играет существенную роль в изменении качества голоса.

Г о л о с – важное средство звуковой выразительности. Важно уметь изменять и усовершенствовать разные с в о й с т в а г о л о с а:

- тембр (характерная окраска голоса, которою человек наделен от рождения),

 - силу (максимальная ступень проявление голоса, напряжение, интенсивность его, от чего зависит разнообразие интонационной палитры чтения),

- темп (степень быстроты чтения, речи),

- звучность (четкое, чистое, гибкое и выразительное звучание голоса),

- диапазон (совокупность звуков разной высоты, которые может «брать» голос),

- движение (способность голоса развиваться, изменяться; способность голоса изменять высоту, силу, темп в зависимости от того, что требует текст, настрой произведения).

Д и к ц и я – четкое проговаривание звуков, слов, фраз, фундамент профессионального звучания речи.

Необходимым условием передачи содержания текста является способность правильно доносить фразу, отделять главное от второстепенного, удерживать внимание слушающих на основном, подчиняя ему отдельные подробности и детали, т.е. овладение логической выразительностью чтения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.043 с.)