Использование метода проектов на уроке литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование метода проектов на уроке литературы



Проектный метод обеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном процессе, так как позволяет интегрировать знания в различных научных областях, а также помогает построить процесс взаимодействия между учеником и учителем на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития.

Литература как учебный предмет в школе предполагает в качестве основной

деятельности чтение и анализ художественного произведения. Анализ художественных произведений в школе осуществляется на основе достижений формальной поэтики (анализ формы и содержания). Однако на основе ученых-герменевтиков (М. Бахтин, Г.-Г. Гадамер, П. Риккер и др.), ученых-дидактов

(В. Гузеев, В. Андреев, И. Зимняя и др.), ученых-психологов (С. Бондырева,

 И. Якиманская, Э. Сайко и др.), главной мыслью которых становится мысль о диалогизме отношений, в том числе и художественно-эстетических, анализ художественного текста возможно осуществлять не только традиционными способами, но и посредством реализации проектной деятельности

Проектная деятельность обеспечивает новый уровень общения с эстетическим объектом (художественным текстом), реализует интерпретационное начало, активизирует личностный взгляд ученика на текст и его автора, содействует межличностной коммуникации в процессе освоения художественной структуры произведения.

Учитывая то, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока литературы («минипроекты»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся, третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности, учитель организует проектную деятельность школьников.

Например, при изучении в 5 классе русских народных волшебных сказок можно таким образом организовать работу над проектом в течение урока (Желтикова З.А.).

  Перед учащимися ставится основополагающий вопрос: как устроен мир русских народных волшебных сказок? Учащиеся должны  создать ученический альманах. Создавать альманах будет «редакция», состоящая из групп:

- ученые (составляют справку, откуда взялась сказка, какие бывают сказки, как узнать сказку, что делает сказку волшебной);

- журналисты (проводят журналистское расследование на тему «Почему мы любим сказки»);

- картографы (рисуют карту «Страны русских сказок»);

- детективы (составляют картотеку «досье» сказочных героев);

- художники (рисуют портреты для «досье»);

- писатели (пишут собственную сказку по примеру русской народной).

В процессе изучения литературы в 11 классе можно внедрять в практику информационные технологии и организовывать внеурочную проектную деятельность учащихся. Например, при подготовке к уроку школьникам предлагается выполнить электронное домашнее задание (Вершинина Л.В.):

- выбрать понравившиеся стихотворение поэта Серебряного века, озвучить и оформить, используя иллюстрации художников-импрессионистов;

- составить таблицу культурных предпочтений О. Мандельштама, ориентирующегося на архитектуру (зодчество);

- «издать» электронную энциклопедию «Поэты Серебряного века» и т.п.

Организуя исследовательскую деятельность учеников средних и старших классов, можно предложить им создать проект «Пишем сценарий», в котором в течение серии уроков и во внеурочной работе текст произведения насыщается конкретной исторической информацией, описывающей детали быта, социальной, общественно-политической и экономической ситуации. Это могут быть иллюстративные материалы, рецепты блюд, мемуарные бытовые зарисовки, описание одежды, мебели, газетные статьи, относящиеся к сюжету или ко времени, отраженному в произведении и т.п. Результат работы – устное сообщение. Ценность проекта в том, что, работая в группе, учащиеся исследуют художественный текст, систематизируют знания в области культуры, истории и могут публично представить результат.

С интересом будут работать учащиеся над проектом «Добро и Зло – две бесконечные стихии в душе человека» (по трагедии И.В. Гете «Фауст»), если перед уроком по теме перед ними поставить основополагающий вопрос: «Что есть человек?», распределить задачи, обсудить возможные методы исследования, сформировать группы. Каждая группа получает задание:

- первая группа (теоретики) – сравнить просветительский реализм и предромантизм, выяснить, как меняется отношение к миру и человеку, к Добру и Злу;

- вторая группа (культурологи) – проследить, как развивается «фаустовский сюжет» в мировой литературе, какими чертами обладал Фауст в различных источниках; рассмотреть образ Фауста в соотношении с категориями «Добро» и «Зло»;

- третья группа (критики) – рассмотреть образы Фауста. Маргариты. Мефистофеля с точки зрения борьбы между Добром и Злом;

- четвертая группа (аналитики) – выяснить, Фауст и Мефистофель – это протагонист и антагонист или две стороны одного и того же жизненного противоречия, понять, можно ли достичь компромисса между Добром и Злом.

На уроке по данной теме каждая группа учащихся представляет результаты проекта в удобной для них форме.

Пробудить интерес к чтению художественной литературы о Великой Отечественной войне  у старшеклассников поможет участие в проекте «Это надо живым» (презентация книги).

Работа над проектом осуществляется  поэтапно:

1) постановка проблемы и начало самостоятельной деятельности, создание проектных групп;

2) разработка целей и задач каждой группы для выполнения проекта;

3) реализация проекта (самообразование, исследование);

4) презентация на внеклассном мероприятии или уроке внеклассного чтения книг Б. Васильева «А зори здесь тихие», В. Быкова «Обелиск», В. Закруткина «Матерь человеческая».

При помощи метода проектов можно организовать празднование знаменательной даты. Например, ко дню рождения А.С. Пушкина как на уроке, так и вне урока можно выполнить несколько проектов: «Путешествие по пушкинским местам», «Лицейские друзья Пушкина», «Родословная Пушкина», «По страницам…» (любого произведения поэта).

Один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите проекта, - проектная папка (портфолио). Ее задача – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет

- четко организовать работу каждого участника группы,

- стать удобным справочником на протяжении работы над проектом,

- судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения,

- сэкономит время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В составпортфолио входят:

- паспорт проекта (титульный лист, оглавление, цель проекта, задачи проекта, идея проекта (гипотеза), актуальность темы, словарь понятий);

- планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

- промежуточные отчеты группы;

- вся собранная информация по теме (ксерокопии, распечатки из Интернета);

- результаты исследований и анализ;

- записи всех идей, решений;

- отчет о совещаниях группы, дискуссиях. «мозговых штурмах» и пр.;

- краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться;

- эскизы, чертежи, наброски проекта;

- материалы к презентации;

- список использованной литературы;

- приложения (диагностика, сценарии и т.д.);

- лист самооценки и рефлексии на основе критерием внешней оценки.

Выполнение проекта предусматривает использование совокупности

разнообразных методов и средств, интегрированных знаний, умений из различных областей науки и искусства, творческих областей. Важно, чтобы творческая деятельность учащихся вызывала к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовало.

Естественно, что этот метод не может использоваться на каждом уроке. Его целесообразно применять, если

- существует значимая проблема (интеграция знания, исследование);

- есть теоретическая или практическая значимость результатов;

-предполагается самостоятельная деятельность учащихся;

- имеется возможность структурирования (этапности) проекта;

- используются исследовательские методы (формулировка задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, обсуждение способов оформления результата, сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных);

- важен результат – материальный продукт.

Метод учебного проекта – это личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В компетентностно направленном образовании проектный метод – это инструмент, который создает уникальные условия для развития ключевых компетенций (социальных, поликультурных, информационных, коммуникативных и др.), самостоятельности учеников в осмыслении нового. стимулируя их творческий потенциал, и формирования читательских компетенций.

Проектная методика способствует установлению субъект-субъектных взаимоотношений учителя и ученика.

Г. Король обращает внимание на существенные изменения отношений «учитель» - «ученик» в проектной методике:

 

Деятельность ученика Деятельность учителя
Определяет цель деятельности Помогает ученику в этом
Открывает новые знания Рекомендует источники знаний.
Экспериментирует Раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательную деятельность
Выбирает Способствует прогнозированию результатов выбора
Активный Создает условия для развития личности
Субъект обучения Партнер
Отвечает за результаты своей деятельности Помогает оценить полученные результаты, определить способы совершенствования деятельности  

 

    

Вопросы для самоконтроля.

1. Как соотносятся между собой методы и приемы обучения?

2. Какие методы обучения вы знаете?

3. Чем отличаются названные классификации методов обучения?

4. В чем сущность репродуктивного метода?

5. Перечислите приемы методов творческого чтения, эвристического и исследовательского.

6. В каком классе чаще можно использовать исследовательский метод и почему?

7. В чем своеобразие методов развивающего обучения?

8. Что вы знаете об истории развития метода проектов

9. Почему сегодня актуальны проектные технологии?

10. Что является методологической основой проектной деятельности?

11. В чем заключается сущность метода проектов?

12.  Какие компетенции развивает проектная методика?

13.  Когда целесообразно использовать метод проектов?

14.  Как строятся взаимоотношения учителя и ученика при использовании метода проектов?

 

Тестовые задания.

1. Важнее всего учить школьников

а) слушать и слышать учителя,

б) слушать и слышать художественное слово,

в) по учебнику осваивать проблемы художественного произведения.

 

2. Наиболее продуктивными методами являются:

а) репродуктивный метод,

б) эвристический метод,

в) исследовательский метод.

 

3. Метод творческого чтения реализуется

а) в лекции учителя,

б) рассказе учителя,

в) беседе.

 

4. Виды деятельности эвристического метода:

а) пересказ,

б) лекция,

в) выступление на диспуте.

 

5. Самостоятельный анализ текста применяется в методе

а) эвристическом,

б) исследовательском,

в) репродуктивном.

 

6. Выбор методов обучения определяется

а) велением времени,

б) талантом учителя,

в) теоретической подготовкой учителя.

 

7. Метод проектов призван

а) обеспечить школьников определенной суммой знаний,

б) подготовить их к жизни.

в) научить учиться.

 

Творческие задания.

1. Подумайте, какие методы и приемы вы используете на уроке литературы

в 11 классе по теме: «Тема Великой Отечественной войны в украинской и русской литературе»?

 

2. Современный украинский писатель В. Шевчук назвал четыре составные

 человеческого счастья: наличие живых родителей, найти себя в этом мире, иметь хорошую семью, не сказать ни одного «кривого» слова. Подумайте, когда и как на уроке вы можете использовать этот материал.

 

3. Подумайте и приведите пример, как можно сделать продуктивным слушание

 лекции.

 

4. Известный русский методист В.П. Острогорский в 1885г. в «Беседах о преподавании словесности» метод обучения назвал смешанным: то сократический (эвристический), то академический (лекция, рассказ). Используйте этот метод при написании плана урока по стихотворению

А.С. Пушкина «Арион» (или по самостоятельно выбранной теме).

 

5. Разработайте программу изучения художественного произведения (автор, произведение, класс – на Ваше усмотрение) с использованием метода проектов.

 

6. Напишите план урока литературы (тема, класс - на Ваше усмотрение) с использованием метода проектов.

 

 

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

 

                                                         Кто не знает, куда направляется,

                                                                                    очень удивится, что попал не туда.

                                                                                                                                         М. Твен

 

Урок – основная форма организации учебной деятельности учащихся. Повышение развивающей и воспитательной эффективности урока – одна из главных задач современной школы.

Следует помнить, что урок – это творчество учителя, в котором участвуют и школьники.

При проведении урока литературы учитель должен реализовывать цели и задачи литературного образования школьников.

Главная цель урока литературы сегодня – на основе восприятия лучших произведений искусства слова обеспечить саморазвитие юной личности, познание ею мира и себя в этом мире (Е. Исаева). Специфика урока литературы состоит в «соединении объективного и субъективного: ученику предлагается объективно существующее произведение, ему передаются определенные литературоведческие знания, одновременно и восприятие текста, и его понимание являются неповторимо личностными» (Г. Токмань).

Важно помнить, что урок должен быть всегда направлен к ученику, учитель должен создавать условия для самоактуализации школьника, для развития его творческого потенциала, а сам учитель должен быть организатором диалога между текстом художественного произведения и учениками, с одной стороны, и между учащимися класса – с другой.

Из этого вытекает основная тенденция учебного процесса: от познания - к творческой деятельности.

На протяжении обучения определяем три основных вида деятельности школьников:

- репродуктивный – усвоение знаний путем запоминания информации и

формирование умений и навыков по образцу;

- исследовательско-поисковый – поиск конкретной информации на основе

 анализа и систематизации в соответствии с поставленной целью;

- репродуктивно-творческий – творческая деятельность как максимальная

мобилизация информативного и творческого потенциала ученика и, как результат, выполнение какого-либо интеллектуального действия впервые, то есть перенесение его в нестандартные ситуации.

В рамках этих методов знания, умения и навыки могут выступать и как

объект усвоения, и как способ целенаправленной творческой деятельности. Когда эти два момента объединяются, тогда мы имеем дело с хорошо организованным процессом ''добывания знаний''.

Когда речь идет об уроке литературы, следует помнить, что литература – это искусство, искусство – это образное восприятие мира. Образ связан с философскими, психологическими, историческими, социальными, культурными и другими понятиями своего времени. Поэтому литература – это школьный предмет, призванный обогатить духовный мир человека.

Предмет «литература» занимает в учебном процессе особое место: все другие школьные дисциплины, кроме музыки и изобразительного искусства, -нормативны, т.к. они дают определенный объем знаний. На уроках же литературы изучается и осмысливается художественное произведение. А оно - результат творческой деятельности. Художественное произведение – это собственное открытие автора. Поэтому оно оригинально и неповторимо. В этом и уникальность предмета «литература».

Современный урок литературы имеет дело с произведениями, которые современны всегда (те, что были современны только для своего времени, утратили сегодня свое значение). Именно они дают возможность читателю извлечь урок для себя лично, так как ведут откровенный разговор с читателем любого возраста. Но разговор возможен только в диалоге. Диалог- это форма общения. Умение вести диалог, навык общения – одна из основных проблем нашего времени.

Отсюда – специфика задач урока литературы:

- обучение общению в диалоге: автор - читатель, учитель – ученик, ученик –

учитель, ученик – ученик;

- развитие творческого потенциала каждого ученика в осознанном чтении

художественного произведения;

- воспитание компетентного читателя.

Диалог на уроке состоится только в том случае, если и учитель и ученики

умеют понимать произведение. А этому надо учиться. Поэтому учитель должен вести обучение в трех направлениях:

- обучать умению самостоятельно читать, т.е. понимать прочитанное и

 сказанное автором;

- учить элементам анализа, т.е. умению понимать, каким образом автор

 доносит до читателя свои чувства, ощущения, идеи, мысли и т.п.;

- развивать речь учащихся: урок литературы предназначен для того, чтобы

научить читателя не только понимать прочитанное, но и уметь ясно, логично объяснить свое восприятие и доказать свое понимание.

Для этого необходимо учить школьников:

1. Осваивать основные умения:

- выделять эпизоды, определять их роль в произведении;

- устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями в произведении.

2. Воспринимать произведение как единое целое (единство формы,

содержания, способов передачи собственной мысли).

3. Анализировать характер героя через его поступки, портрет, речь…

4. Воспитывать умение сопереживать герою, персонажу…

5. Понимать авторскую позицию, которая выражена в названии произведения,

структуре, выборе выразительных средств изображения…

Характерными чертами современного урока литературы являются:

- активизация познавательной деятельности школьников, стимулирование их творчества;

- использование компетентностного подхода в образовании;

- личностно ориентированный подход к учащимся;

- изучение литературы как искусства слова на культурологической основе;

- применение современных технологий формирования читательской культуры школьников.

-

Типы уроков литературы

Качество  урока и его результат во многом зависят от правильно выбранного типа урока. А этот выбор – от поставленных учителем целей и задач. Типологий уроков множество (Голубков В.В., Есипов Б.П., Иванов С.В., Казанцев И.Н., Кудряшев Н.И., Силкин Н.И., Станчек Н. А.)

Можно предложить следующие подходы при определении типа урока.

1. Первый подход. Функциональное назначение:

- уроки литературы,

- уроки внеклассного чтения,

- уроки развития речи,

- вспомогательные уроки (анализ письменных работ, урок для родителей и др.).

 

2. Второй подход. Основа – организация учебной деятельности:

А. Уроки группируются по основной дидактической цели:

- ознакомление с новым материалом;

- закрепление изученного;

- применение знаний и умений;

- систематизация и обобщение знаний;

- комбинированный.

Б. Уроки группируются по основному способу или методу ведения:

- лекция;

- семинар;

- беседа;

- экскурсия;

- киноурок;

- лабораторная работа;

- самостоятельная работа;

- исследование;

- комбинированный.

В. Уроки группируются по основным психолого-педагогическим типам усвоения материала:

- вводный;

- первичное ознакомление с материалом;

- образование понятий, установление закономерностей и правил;

- повторение;

- систематизация;

- обобщение;

- контрольный;

- комбинированный.

3. Третий подход. Основа – форма проведения занятий:

- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, эстафета, КВН, дуэль, кроссворд, викторина и т.д.;

- уроки в форме нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок – раздумье, урок совести и т.п.;

- уроки в форме, известной в общественной практике: исследование, комментарий, мозговая атака, интервью, рецензия;

- уроки в форме имитации известной деятельности: следствие, ученый совет, художественный совет, суд, мастерская и т.п.;

- уроки в форме публичного общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, дискуссия, диспут, панорама, репортаж, диалог, устный журнал и т.п.;

- уроки в форме, имитирующей деятельность при проведении мероприятия: заочная экскурсия, путешествие в прошлое, прогулки, концерт, гостиная, выставка и т.п.;

- уроки, опирающиеся на фантазию: сказки, сюрприз, подарок, путешествие и т.п.;

- уроки – трансформация традиционной организации: лекция – парадокс, урок – консультация, экспресс – опрос и т.п.

4. Четвертый подход. Основа – способ и средство подачи содержания урока:

- творческая деятельность;

- внутрипредметный или межпредметный;

- интегрирование;

- театрализация;

- игра: деловая, ролевая и т.п.

Каждый и названных типов урока имеет свою структуру, т.е. внутреннюю

 форму организации системы, представляющей множество связанных между собой элементов, образующих определенную целостность.  Первоэлементом

структуры урока является учебная ситуация (Л.Ф. Мирошниченко) как определенный шаг к осуществлению цели урока. Урок литературы представляет собой цепочку учебных ситуаций (Е.А. Пасичник), и чем теснее связь звеньев этой цепочки, тем удачнее структура урока.

В дидактике выделяют структурные компоненты урока: актуализация опорных знаний, объяснение нового материала, опрос учащихся, закрепление, повторение, объяснение домашнего задания.

Структура урока литературы определяется многими факторами:

- содержанием учебного материала,

- спецификой предмета,

- возрастными особенностями школьников,

- типом урока,

- уровнем подготовки класса,

- целями и задачами урока.

Учителю литературы необходимо выбирать такую структуру урока, такую неповторимую комбинацию учебных ситуаций, которая бы приближала урок к искусству. Важно вызвать у учащихся коллективное художественное переживание и обмен эстетическими эмоциями, дать импульс работе мысли учащихся, подготовить их к полилогу с писателем, учителем и одноклассниками. Эту задачу помогают решить нестандартные формы урока литературы (уроки в форме конференции, презентации, инсценизации, ролевой игры и т.д.)

     

                                        Роль учителя на уроке

У учителя – великая миссия на земле. Он учит, вдохновляет, наполняет смыслом жизнь подрастающего поколения. «Учитель словесности – не просто проводник знаний, он творец искусства. Притом, тончайшего: душевного, нравственного» (Е. Ильин).

Поскольку приобщение учащихся к чтению художественной литературы, формирование их читательской компетентности является основной задачей учителя литературы, он должен постоянно заботиться о том, чтобы

- заинтересовать школьников чтением,

- вызвать у учащихся потребность в чтении,

- научить детей выбирать соответствующую литературу для чтения с учетом возраста и личных интересов,

- формировать навыки анализа художественного произведения,

- организовывать исследовательскую работу учащихся,

- развивать устную и письменную речь школьников,

- формировать эстетический вкус учащихся.

Для того, чтобы организовать урок литературы как «противоядие пошлости и нравственному уродству современного общества» (В. Непомнящий), учитель литературы должен

- быть увлечен своим предметом,

- любить детей.

- уметь разбираться в искусствах,

- иметь развитую эмоциональную память,

- быть разносторонне одаренным (главное – дар слова),

- иметь эстетический вкус и высокую читательскую культуру,

- испытывать жажду поиска новых форм, методов, приемов обучения на уроке,

- иметь тонкий душевный склад.

Базовыми компонентами профессионализма учителя являются:

- общекультурный уровень,

- предметная подготовка,

- психологическая подготовка,

- дидактическая подготовка,

- опорные человеческие качества: сориентированность, компетентность, нравственность, функциональность.

Творческий педагогический труд выявляет разные направления

деятельности учителя:

- исследовательское (анализировать педагогические явления; наблюдать за учащимися; изучать их интересы; анализировать литературоведческие проблемы, художественные произведения, результаты своего труда; обобщать опыт лучших учителей);

- конструкторское (разрабатывать систему преподавания предмета: методов, путей анализа, изучения биографии писателя, уроков, внеурочных мероприятий);

- организаторское (проводить учебно-воспитательную работу среди учащихся и в классном коллективе);

- коммуникативное (общаться с учащимися, их родителями, коллегами; выразительно читать и рассказывать, используя наглядность и технические средства обучения и др.)

Своеобразие урока литературы определяет личность самого учителя. Умение нестандартно, оригинально решать постоянно возникающие учебно-воспитательные задачи – это то педагогическое творчество, которое отличает одного учителя от другого.

     Сегодня учитель должен четко представлять себе традиционные и современные цели учебно-воспитательного процесса (Бэх И.Д.):

\

традиционные инновационные
учитель обучает всех детей сумме знаний, умений и навыков учитель способствует накоплению каждым ребенком собственного опыта
учитель определяет учебные задачи, формы работа, демонстрирует детям образцы выполнения задания учитель предлагает детям на выбор учебные задачи, стимулирует самостоятельный поиск решения
учитель стремится заинтересовать тем учебным материалом, который предлагает сам учитель стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор материала
учитель направляет учебную деятельность школьников в определенное русло учитель помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
учитель оценивает результаты работы учащихся дети самостоятельно замечают и исправляют ошибки
учитель решает детские конфликты дети сами находят выход из конфликтной ситуации

 

 Исходя из сегодняшних целей и задач литературного образования

школьников, роль учителя принципиально меняется по сравнению со вчерашним днем. Сегодня учащийся получает статус субъекта, деятельность которого направлена на предмет, на творчество. Но таковым можно назвать лишь учащегося, который осознаетучебную задачу, сам ищет пути решения, сам решает её и сам оценивает результат деятельности, ощущая при этом определенное удовлетворение.

И тогда мы можем говорить о созидательной деятельности. Выбрав учебную задачу или получив её от учителя, школьник сразу ''освобождается'' от диктата учителя, его мышления, становится хозяином ситуации и начинает действовать на свое усмотрение как свободное лицо. Тут он – субъект.

  Творчески – исполнительская деятельность учителя сводится до минимума, потому что от этого зависит доля участия в ней самих учащихся. Сильныйучитель работает дома, а слабый – в классе. Основная функция учителя на уроке – организаторская, режиссерская: учитель должен строить и активизировать самостоятельную деятельность учеников, что требует высокой профессиональной квалификации и тщательной подготовки к уроку.

Современный учитель литературы в процессе работы исполняет разнообразные роли:

- роль энтузиаста, который мотивирует учащихся на достижение цели;

- роль специалиста, имеющего знания в области литературы;

- роль консультанта, который помогает организовать работу;

- роль руководителя процессом обучения;

- роль координатора групповой работы;

- роль человека, который задает вопросы с целью выявления ошибок;

- роль эксперта, анализирующего результаты работы и т.д.

  Учитель может оказывать влияние через разного рода поддержки, но мастерство педагога основывается на умении вести учебно-воспитательный процесс и одновременно ''стоять в стороне'', оставляя ученику роль интеллектуального лидера.

  Основным каналом автономного руководства процессом обучения. воспитания и развития становится специально направленная подготовка урока. Продуманная организация, режиссура урока способствуют развитию и воспитанию учащихся в процессе обучения.

И тогда проблема учебной мотивации в школе сводится не к тому, чтобы сформировать стремление ребенка к деятельности, к самоутверждению, - а к тому, чтобы её сберечь, не растерять, не разрушить, обеспечить школьнику радость собственного достижения.

Для того, чтобы организовать исследовательскую и творческую деятельность учащихся, развить  соответствующие компетенции, необходимые для решения нестандартных заданий, обусловленных текстом произведения, научить самостоятельному поиску истины, необходимо создать:

- благоприятную психологическую атмосферу урока (взаимоотношения между учителем и учениками на принципах сотрудничества, доверия, взаимного уважения, когда учитель постоянно оберегает право ученика на ошибку, на чувство собственного достоинства, право быть Человеком);

- эмоциональный характер обучения (отсутствие эмоции – источник равнодушия на уроке и нежелания учиться);

- индивидуализацию процесса обучения (создать возможность каждому ученику, учитывая его интеллектуальный уровень, занять '' свой пьедестал'');

- ''дух поиска'' на уроке, что ведет к полифонии мышления, поливариативности решений.

Приемы, которые используются для активизации учебной репродуктивно-

творческой и поисковой деятельности учащихся, могут быть такими:

- интригующее начало урока,

- полемический характер изложения материала,

- контрастное сопоставление аргументов,

- рассмотрение проблемных вопросов,

- сопоставление произведений литературы с экранизацией, театральной постановкой,

- творческие задания,

- самостоятельный поиск решения проблем и т.д.

Так учащиеся вместе с учителем создают оригинальное: мысль,

вопрос, проблему, действие. Они становятся сотворцами,  урока, различая при этом гармонию и дисгармонию, прекрасное и безобразное, сопоставляя собственные мысли и чувства с мыслями и чувствами героем произведения, т.е. познают жизнь и художественную литературу.

В литературном произведении не может быть все понятным, если это происходит, то произведение теряет свою таинственность.

Принципиально важно создать атмосферу на уроке литературы, когда не все решено, когда есть простор для мысли и чувства, когда ученик сам захочет вернуться к любимой книги еще раз, прочитав ее наедине. Поэтому важно неотвернуть дидактикой от талантливой книги. Сегодня необходимо прислушаться к Софии Русовой, которая считала: ''Не нужно учителю исчерпывать тему: необходимо давать детям возможность самим дойти до нее. Дайте детям проявить сначала элементарное творчество, и оно у них будет развиваться все больше; дайте им материал, развивайте воображение детей, и их творческие силы будут крепнуть''.

Урок литературы может быть нестандартным и традиционным, азартным и ''тихим'' (чтение любимых страниц, беседа, лекция …) Важно, чтобы форма высвечивала, а не затемняла содержание. Чтобы личность учителя подчеркивала, а не перечеркивала личность писателя.

Поскольку формирование читательской компетентности (в первую очередь умения анализировать, интерпретировать художественный текст, адекватно его воспринимать), главная задача учителя литературы – быть посредником между литературой и учащимися. Это под силу учителю, имеющему хорошую литературоведческую и культурологическую подготовку, творческое, художественно-педагогическое мышление и хорошую методическую подготовку. Такой учитель научит детей понимать глубинную сущность художественного произведения, а значит, сможет заложить в сознание учащихся основы читательской культуры.

 

                          Подготовка учителя к уроку

При подготовке к уроку учителю как организатору общения писателя и учащихся необходимо:

- изучить требования к программе по литературе и саму программу;

- спланировать изучение темы от урока к уроку;

- изучить материал (текст произведения, критическую и методическую литературу, учебник);

- продумать цели и задачи урока в соответствии с программой и возрастными

и другими особенностями (техникой чтения, объемом памяти, уровнем знаний и умений) учащихся;

- отобрать содержание материала на урок в соответствии с целями и задачами;

- определить тип и структуру урока;

- продумать методы, приемы работы на уроке;

- продумать виды работ на уроке;

- продумать оценивание работы учащихся на уроке

- написать план урока.

Остановимся на каждом из этапов подготовки к уроку.

Подготовка к изучению литературы в данном классе начинается с изученияпрограммы. Важно внимательно изучить объяснительную записку к программе для определения целей и задач изучения литературы с учащимися данного класса, выделения того, какие знания, умения и навыки необходимо развивать у школьников на протяжении учебного года. Необходимо выяснить, сколько текущих и контрольных работ нужно выполнить за год (четверть), какие виды упражнений по развитию речи учащихся необходимо выполнить.

Затем необходимо написать календарно-тематический план на год (полугодие), распределить материал по четвертям и темам (тематический учет знаний – необходимое условие учебного процесса). Допустим, на четверть отводится 36 часов литературы, из них на изучение произведений 28 часов, на уроки развития речи – 6 часов, на уроки внеклассного чтения –2 часа. Распределим материал по темам. Помним, что в течение четверти необходимо провести 4 текущих контрольных работы (цель – проверить процесс усвоения материала, на уроке для работы отводится 10-15 минут и могут быть оценены не все учащиеся; если на работу отводится весь урок - оцениваются все учащиеся) и 2 итоговых контрольных работы. 

Приведем пример календарно-тематического плана для 10 класса (одна тема):

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.248 с.)