Развитие письменной речи учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие письменной речи учащихся



Устная и письменная речь находятся в тесной взаимосвязи, потому и методика развития устной и письменной речи школьников на занятиях по литературе имеет много общего. Часто обучение устному ответу, сообщению, докладу требует предварительного составления плана, тезисов, конспекта. В то же время подготовка письменного изложения, сочинения, работы-миниатюры включает в себя устные ответы на вопросы, пересказы художественного текста, устные сочинения, диалоги по отдельным фрагментам работы. Таки образом, устная речь помогает овладению умениями письменной речи, а письменная способствует развитию более четкой, последовательной речи устной.

Вместе с тем, формируя умения письменной речи, следует иметь в виду ее специфические особенности, отличающие от устной речи.

Во-первых, устное высказывание предназначено для слухового восприятия, а письменное – для восприятия зрительного. Во-вторых, говорение возникает на основе общения с определенным собеседником или аудиторией. Произведения же письменной речи не имеют конкретного адресата. В-третьих, устное общение преимущественно диалоговое, в нем допустимы неполные предложения, употребление сокращенных форм, просторечных выражений; в ней присутствуют внеязыковые элементы (жесты, мимика). А формы письменной речи – монологические, для нее характерна упорядоченность, строгость построения фраз и т.д. В ней преобладает книжная лексика. обязательно строгое соблюдение языковых норм.

Методика преподавания литературы уделяет значительное внимание работе по развитию речь школьников (Л.С. Айзерман, О.Ю. Богданова, М.И. Бойко, В.В. Голубков, Н.В. Колокольцев, Т.А. Ладыженская, В.А. Никольский,

Ю.А. Озеров, М.А. Рыбникова, С.А. Смирнов и др.).

 

              Виды упражнений по развитию письменной речи

                             учащихся средних классов

Работа по развитию речи зависит

- от возрастных особенностей учащихся,

- от уровня их литературного и речевого развития,

- от рода и жанра художественного произведения, на базе которого проводится речевая работа со школьниками,

- от поставленных учителем познавательных и коммуникативных задач.

Упражнения по развитию письменной речи можно классифицировать:

1. Репродуктивные: изложение подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица

рассказчика, осложненное грамматическим заданием.

2. Репродуктивно-оценочные: изложение с элементами сочинения

 (аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев).

3. Сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице,

загадке, личным впечатлениям, по картине и т.д.

4. Сочинение и изложения с элементами художественного творчества: рассказ

о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй, художественные зарисовки, сценки, написание сценариев и т.д.

Организуя работу над упражнениями по развитию письменной речи

 школьников, важно помнить, что изложение – это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и проанализированного текста, а сочинение представляет собой размышления пишущего по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах.

 

Изложение: Сочинение:
пишущий воспроизводит готовый текст, пишущий создает собственный текст,
идея всего повторяет идею пересказываемого текста, идея самостоятельно определяется пишущим в итоге размышления,
композиция изложения всегда воспроизводит композицию пересказываемого произведения, композиция избирается пишущим самостоятельно в соответствии с темой, позицией автора сочинения,
содержание представляет собой воспроизведение текста, содержание – обоснование собственных рассуждений пишущего,
задача пишущего – сохранить стиль автора произведения. стиль определяется самим учащимся, пишущим сочинение.

 

            Письменные работы, проводимы в среднем звене, формируют у школьников необходимые умения для написания сочинений в старших классах при изучении курса литературы на историко-литературной основе.

 

Сочинения в старших классах

Старшеклассники пишут сочинения на литературную тему как заключительный этап работы с текстом художественного произведения. В результате самостоятельной работы над сочинением школьник выражает свою личностную позицию, показывает, насколько он был внимателен при чтении текста.

В методике выделяютс я виды сочинений на литературные темы:

1. Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика образов-персонажей). Темы таких сочинений звучат примерно таким образом: ''Прекрасное в любимых героях А.П. Чехова'',

''Роль образа Татьяны Лариной в раскрытии идейного содержания романа'', ''Базаров и Павел Петрович'', ''Семейное гнездо Ростовых в изображении и оценке автора'', ''Образ  Родиона Раскольникова'' и т.д.

2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом. Темы: ''Дубровский '' А.С. Пушкина как романтическое произведение'', ''Рок, судьба и человеческая воля в романе М.Ю. Лермонтова ''Герой нашего времени'',

 ''Прием антитезы в романе И.А. Гончарова ''Обломов'', ''Композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова ''Мастер и Маргарита'', ''Смысл названия романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева» и т.д.

3. Разборы отдельных эпизодов и частей произведения, например, ''Мои любимы страницы произведения…'', ''Природа в романе…'', ''Загадка финала поэмы А. Блока ''Двенадцать'', '' Сны героя и их художественная функция в романе Ф.М. Достоевского ''Преступление и наказание'', ''Фольклорные традиции в произведениях Н.В. Гоголя''…

4. Литературные обзоры типа ''Судьбы русской деревни в литературе 50-80-х гг. ХХ в.'', ''Человек и его время в рассказах А.С. Солженицына'', ''Тема мещанского быта в творчестве А.П. Чехова и М.М. Зощенко'', ''Образ абсурдного мира в мировой литературе'' и т.д.

5. Рассуждения (размышления) учащихся об отношении литературы к жизни, например: ''Что мне дало изучение русской классической литературы'', ''В Россию можно только верить…'', ''А. Чехов и драматургия ХХ века'', ''Чему учит русская литература'' и т.д.

6. Сочинения-исследования проблемного характера (''Революционер ли Базаров?'', '' Я себя убил или старушонку?'', ''Смешен или страшен Молчалин?'')…

 

                          Требования к ученическому сочинению

1. Соответствие содержания сочинения заданной теме.

2. Содержательность, завершенность, полнота охвата темы.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений.

4. Логичность и последовательность в изложении материала.

5. Самостоятельность в походе к раскрытию темы.

6. Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность

языка сочинения.

7. Точность в использовании эпиграфа (если он имеет место) и цитатного

материала.

8. Рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы.

9. Отсутствие фактических ошибок и неточностей.

10.  Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность,

соблюдение норм литературного языка.

Разумеется, учащихся необходимо готовить к написанию сочинения.

Основная деятельность осуществляется на уроках анализа текста художественного произведения. Однако на уроках развития речи необходимо учить школьников разбираться в формулировке темы сочинения, отбирать материал, составлять план высказывания, подбирать цитаты для аргументации мыслей, последовательно излагать и связывать темы и микротемы внутри сочинения, выбирать жанр высказывания, определять идею сочинения.

Огромную роль в обучении сочинению играет анализ сочинений учащихся, коллективная и индивидуальная работа над ошибками, написание рецензий на сочинение одноклассника, переработка сочинения учащимся с учетом замечаний и т.д.

Учителю важно помнить: прежде, чем давать учащимся задание – написать контрольное сочинение, необходимо много внимания уделить написанию обучающих сочинений.

Вопросы для самоконтроля.

1. Каковы основные направления по работе над развитием речи учащихся?

2. Назовите критерии речевого развития школьников.

3. Как и когда необходимо вести работу по развитию речь учащихся?

4. Что важно учитывать, создавая речевую ситуацию на уроке?

5. Каковы основные принципы и направления работы по развитию речи учащихся?

6. Чем письменная речь отличается от устной?

7. Какие бывают виды изложений и сочинений?

8. Перечислите требования к письменному сочинению.

9. Какие сочинения должны проводиться чаще: обучающие или контрольные?

Тестовые задания.

1.Работа по развитию устной речи учащихся должна проводиться

а) на каждом уроке,

б) на специальных уроках,

в) от случая к случаю.

 

2 Продуктивным высказывание будет, если

а) учащиеся пересказывают текст,

б) учащиеся делают доклад,

в) учащиеся читают вслух.

 

3 Работа по развитию речи зависит от

а) темы урока,

б) от умений учителя,

в) от уровня литературного развития школьников.

 

4 Письменный пересказ – это

а) сочинение,

б) изложение,

в) ответ на вопрос.

 

5 Способствуют развитию творческих способностей учащихся

а) изложения,

б) сочинения,

в) тестирование.

Творческие задания.

1. Составьте библиографию к теме «Развитие устной и письменной речи учащихся».

 

2. Познакомьтесь с методическими рекомендациями по развитию речи учащихся и составьте алгоритм обучения школьников изложению.

 

3. Напишите план обучающего урока  развития письменной речи (тема, вид работы, класс – на Ваше усмотрение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.024 с.)