Тема1. Общая характеристика Административного процессуально исполнительного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема1. Общая характеристика Административного процессуально исполнительного права.



Тема1. Общая характеристика Административного процессуально исполнительного права.

В1. Понятие предмет и задачи Процессуального исполнительного права.

    Изучаемая нами учебная дисциплина называется: Административно деликтное и процессуально исполнительное права, она объединяет две отдельные отрасли права:

1) Административно деликатное право (АДП);

2) Процессуально исполнительное право (ПИП).

ПИП – это отрасли права представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих административный процесс и исполнение административных взысканий.

Можно назвать следующие черты ПИП:

1) Процессуальная отрасль права (не материальная) Процессуальность данной отрасли права означает регулирование процедуры (процесса) рассмотрения юридических дел, результатом чего может быт привлечение к ответственности;

2) Публичная отрасль права (субъектами правоотношений данной отрасли обязательно выступаю носители данной отрасли права: 1) суд; 2) орган, ведущий административный процесс; 3) орган обеспечивающий исполнение административного взыскания;

3) Кодифицированная отрасль права (кодекс представляет собой вид закона, который объединяет все или значительную часть норм соответствующей отрасли в праве (правовой институт). Процессуальный исполнительный кодекс РБ об административных правонарушениях (ПИКоАП). (26 кодексов в РБ).

ПИП тесно связано с АДП, которое является материальной отраслью, определяя какие деяния являются А. правонарушениями, и какая ответственность должна наступать за их совершение. ПИП же, отвечает на вопрос, как, в каком порядке рассматриваются дела об А. правонарушениях, по какой процедуре лица привлекаются к АО.

Предмет ПИП государственно властные общественные отношения в ходе ведения административного процесса и исполнения административных взысканий. В литературе данное отношение называется процессуально-исполнительным, т.е. есть процессуальные отношения и исполнительные, поскольку они связанные с властью, то по сути, это политические отношения. Большинство из них являются отношениями по реализации государственной власти.

Задачи ПИП зафиксированы в статье 1.2 ПИКоАП (переписать):

1) установление правовой процедуры осуществления административного процесса;

2) регулирование исполнения постановления о наложении административного взыскания;

3) обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинены вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а равно защита прав, свобод и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию.

В2. Система ПИП.

    Система ПИП – это совокупность частей (элементов) данной отрасли и их взаимосвязь (структура).

    Элементами системы ПИП, выступают подотрасли и институты.

И подотрасли и институт права представляют собой некоторую совокупность норм отрасли права, которые регулируют похожие общественные отношения. Подотрасль больше чем институт;

    В ПИП две подотрасли:1) процессуальная подотрасль и 2) исполнительная подотрасль;

В структуре ПИП первое место принадлежит процессуальной подотсрали.

В3. Источники ПИП.

    Источниками ПИП называются – официальные документы, строго установленной формы, которые содержат хотя бы одну норму ПИП. (просто официальный документ, не является источником права).

    Основой для источников ПИП являются (не источник, а основание):

1) общепризнанные принципы Международного права (пример: принцип уважения прав и свобод человека);

2) Конституция Беларуси, в частности её нормы (Раздела 2. О личных правах человека, о юридических гарантиях личности; Раздела 4. Главы: Суд (о принципах организации и деятельности суженых органов))

    Источниками ПИП выступают:

1) Международные договоры (например: международный пакт о гражданских и политических правах);

2) ПИКоАП (кодекс – вид закона), он принят Парламентом в 2006 году, введен в действие специальным законом, введен одновременно с КоАП, вступил в силу с 1 марта 2007 года, ПИКоАП, единственный закон об А. процессе (но не единственный закон об исполнении А. взысканий);

3) Декреты и Указы президента;

4) Акты республиканских органов управления, прежде всего министерств и комитетов;

5) Акты органов местного управления и самоуправления;

Необходимо ответить, что ПИКоАП, единственный закон об А. процессе, но не единственный закон об исполнении А.взысканий, поэтому названные выше подзаконные акты относятся прежде всего к исполнению А.взысканий.

ПИКоАП (включает не все процессуальное право, но большую его часть, сердцевина его, основная часть).

Тема №4. Начало Административного процесса. Подготовка дела об А. Правонарушении к рассмотрению.

В.1 Начало А. процесса (первая стадия А. процесса).

Поводами для начала А. процесса являются определенные источники, из которых органы государства получают информацию о совершенном А. правонарушении, таким источником ст.9.1 ПИКоАП относит:

1) Заявление ФЛ об А. правонарушении, не обязательно, чтобы это лицо было потерпевшим. Заявление может быть устным или письменным. Устное заявление заносится в протокол. Заявитель предупреждается об АО, за заведомо ложно заявление. Анонимное заявление не может служить поводом начала А. процесса. Существует перечень А. правонарушения, по которым А, процесс начинается только по требованию потерпевшего или его законного представителя, привлечь лицо совершившего А, правонарушение к АО – это клевета; оскорбление; отказ в предоставлении гражданину информации и др. А. правонарушения. А. процесс подлежит здесь прекращению в случае примирения с лицом в отношении которого ведется А. процесс, примирение допускается до объявления постановления по делу об А. правонарушении. Дела от таких правонарушений называются делами частного обвинения, поскольку судьба А. процесса по ним зависит от усмотрения частных лиц, требование привлечь лицо совершившего А. правонарушение к АО излагается в виде заявления, оно может быть устным или письменным, как и заявление о других А. правонарушениях;

2) Сообщение ЮЛ (либо иной организации (подразделение ЮФ) об административном правонарушении, оно должно быть сделано в письменной форме и подписано руководителем организации.

3) Непосредственное обнаружение признаков А. процесса судом, органом, ведущим А. процесс. Это наиболее распространённый повод для начала А. процесса. Например, контролер выявляет безбилетника в общественном транспорте, сотрудник ГАИ устанавливает факт нарушения ПДД.

Письменной заявление, протоколы устных заявлений об А. правонарушении, сообщение организаций и другие документы об нарушении А, правонарушений, подлежат регистрации в органе, в который они поступили.

От поводов необходимо отличать основание для начала А, процесса, по сути им является само деяние отвечающие признакам А. правонарушения. Следовательно, сами по себе поводы начала А. процесса не порождают его. Устанавливать признаки А. правонарушения, т.е. основания для начала А. процесса можно путем совершения любых процессуальных действий, предусмотренных ПИКоАП, например, посредством осмотра места совершения А. правонарушения. Поводы и основания для начала А. процесса, действительно послужат его началом, если отсутствуют обстоятельства, исключающие А. процесс.

Обстоятельствами, исключающими А. процесс, являются, в том числе:

1) Истечение сроков наложения А. взысканий;

2) Не достижение ФЛ на день совершения деяния с которого наступает АО;

3) Смерть ФЛ, в отношении которого был начат А. процесс;

4) Ликвидация ЮЛ, либо прекращение деятельности ИП имевшего место ко дню вынесения постановления по делу об А. правонарушении.

5) Недоказанность виновности ФЛ, в отношении которого ведется А. процесс;

6) А равно недоказанность виновности ЮЛ или ИП, в отношении которых ведется А. процесс.

Если А. процесс уже был начат и имеются обстоятельства, исключающие А, процесс суд, орган ведущий этот процесс выносит постановление о прекращении дела об А. правонарушении.

Юридическое значение имеет определение момента начала А. процесса; В частности, это влияет на исчисление срока подготовки дела об А. правонарушении к рассмотрению. (на практике, сроки давят на гос. служащих, почему? Ответ достаточно печальный, потому что срок проверить не сложно, может проверить любой, а вникать никто не будет в протокол, возможно какие-то моменты были сложными и т.д.).

Согласно ст.9.5 ПИКоАП при наличии поводов и оснований для начала А. процесса, он считается начатым с момента:

1) Составление протокола об А. правонарушении;

2) Составление протокола о процессуальном действии (протокола осмотра, освидетельствования, опроса);

3) Вынесение постановления мерах обеспечения А. процесса (постановление о наложении ареста на имущество, о приводе);

4) Вынесение постановления о наложении А. взыскания в случаях, когда в соответствии с ПИКоАП протокол об А. правонарушении не составляется (в данном случае А. процесс начинается и заканчивается вынесением постановления об наложении А. взыскания);

5) А. задержания;

Отличие 3-го от 5-го моментов: В третьем моменте, документ является началом А. процесса, а в 5-том отсчет от фактического задержания.

Таким образом начало А. процесса не требует составления каких-либо специальных процессуальных документов об этом начале, в отличие от уголовного процесса, где выносится постановление о начале уголовного процесса.

Вместе с тем некоторые параллели с названной стадией Уг. Процесса здесь возможны, поэтому, в теме 2 вопросе 2, в качестве первой стадии А. процесса, мы употребили распространенное в литературе общее выражение, как возбуждение дела об А. правонарушении. Поскольку в ПИКоАП нет определения, слова – возбуждения А, процесса, точнее будет НАЧАЛО А. процесса (смотри тему 5, там термин начало процесса).

В литературе начало А. процесса, обычно называют первой стадией А. процесса, однако она не имеет четкого содержания и однозначного соотношения с последующей стадией подготовки дела об А. правонарушения к рассмотрению.

В2. Подготовка дела об А. правонарушении к рассмотрению: Общая характеристика (вторая стадия А. процесса).

Подготовка – является стадией А. процесса, направленной на собирание, проверку и оценку доказательств по делу об А. правонарушении, т.е. установление всех фактических обстоятельств, имеющихся по делу об А. правонарушении. Без подготовки дела к административному рассмотрению, была бы затруднена или невозможна следующая стадия А. процесса- рассмотрение дела об А. правонарушении, ибо на ней за частую не выполнима работа, которая проводится на подготовительной стадии. Так суд, орган ведущий А. процесс уполномоченный рассматривать дела об А. правонарушении не могут плодотворно заниматься собиранием доказательств по делу.

Подготовка дела об А. правонарушении к рассмотрению состоит из следующих элементов (под стадий):

1) Установление фактических обстоятельств по делу в А. правонарушении;

2) Составление протокола об А. правонарушении либо прекращение дела об А. правонарушении.

По общему правилу, закрепленного статьей 10.1 ПИКоАП подготовка дела к А. рассмотрению должна быть осуществлена не позднее 10 суток со дня начала А. процесса.

Из ПИКоАП, а именно из ч.2 ст.3.29, осуществление подготовки дела к А, рассмотрению вправе те виды должностных лиц, которые составляют протоколы об А. правонарушении.

В5 Подготовка дела об А. правонарушении к рассмотрению, когда протокол об А. правонарушении не составляется.

10.3 ПИКоАП предусмотрено, несколько случаев, когда протокол об А. правонарушении не составляется. А. процесс при это является упрощенным, на такие случаи надо обратить внимание, они имеют большое практическое значение, ибо охватывают многие А. правонарушения.

Случай №1: Если ФЛ, признало себя виновным в совершении А. правонарушения и выразило согласие о применении к нему А. взыскания, без составления протокола об А. правонарушении и возмещения вреда в случае его причинения, протокол об А, правонарушении не составляется.

Согласно КоАП, при наложении штрафа на ФЛ в рассматриваемом порядке, применяется нижний предел штрафа за совершенное правонарушение, а в случае его не установления в санкции статьи КоАП не более 50 БВ (ч. 6 ст. 6.5 КоАП).

Лицом, уполномоченное составлять протокол об А. правонарушении выносится постановление о наложении А. взыскания, которое вступает в силу с момента его вынесения.

Постановление подписывается его составившим и лицом, привлекаемым к А. ответственности, значит выносится данное постановление с участием лица в отношении которого ведется А. процесс.

Рассматриваемый порядок, не применяется при наличии обстоятельств, указанных в КоАП:

1) К ФЛ (не применяется), если в санкции статьи особенной части КоАП, предусмотрен А. арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация или депортация;

2) К ИП (не применяется), если совершенное А. правонарушение связано с осуществляемой им ПД;

3) Если повторное совершение А. правонарушения влечет УО;

4) По делам об А. правонарушениях, являющимися делами частного обвинения (клевета, оскорбление, отказ в предоставлении гражданину информации и некоторые иные перечисленные в КоАП (ч.7 ст. 6.5)

Согласно ПИКоАП в случае наложения А. взыскании в виде штрафа в рассматриваемом порядке, т.е. без составления протокола об А. правонарушении, штраф должен быть уплачен в течении 5 дней, со дня вынесения постановления о А. взыскании или может быть уплачен на месте (ч. 2 ст. 15.3 КоАП).

При взимании штрафа на месте совершения А. правонарушения лицу, привлекаемого к АО, выдается квитанция установленного образца, являющийся документом строгой финансовой отчетности (ст. 15.5 КоАП).

Если ФЛ, в отношении которого вынесено постановление об А. взыскании в виде штрафа в рассматриваемом порядке (без протокола) не уплатило штраф, в названный срок (5 дней), то составляется протокол об А. правонарушении и такое постановление утрачивает силу, в дальнейшем А. процесс по данному факту, ведется в общем порядке, предусмотренном ПИКоАП.

Случай №2: В случаях фиксации скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки ТС, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствам (фото фиксация). Протокол об А. правонарушении не составляется.

ДЛ уполномоченным составлять протокол об А. правонарушении выносится постановление о наложении А. взыскания, без участия лица в отношении которого ведется А. процесс, данное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.

Оно должно содержать: В том числе изображение ТС, зафиксированного вышеназванными специальными техническими средствами в момент совершения А. правонарушения.

Постановление о наложении А. взыскания, подписывается лицом, его составившим, копия постановления в течении 3-х дней, с момента его вынесения, вручается или отправляется заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено.

Если ФЛ, не согласно с привлечением его к АО в рассматриваемом порядке и подало об этом письменное заявление в ГАИ по месту жительства, в течении одного месяца, со дня получения копий постановления об А. взыскании, данное постановление утрачивает силу, в день получения данного заявления. В дальнейшем А. процесс по данному факту ведется в обычном порядке, предусмотренном ПИКоАП.

Тема1. Общая характеристика Административного процессуально исполнительного права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.025 с.)