Здоровый образ жизни и его составляющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровый образ жизни и его составляющие



 

В последние годы активизировалось внимание к здорово­му образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последую­щим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представ­лять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адап­тивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросре­ду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывает­ся психофизиологический потенциал личности, актуализируется про­цесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть обще­культурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особен­ностей поведения, способности построить себя как личность в соответ­ствии с собственными представлениями о полноценной в духовном нравственном и физическом отношении жизни.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде об­разцов до уровня традиционного.

 Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целе­сообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий — занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые об­разцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее "индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики. Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэто­му в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью об­щественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориента­ции, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды де­ятельности, общение, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присва­иваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностя­ми, нормами, частью ядра личности — ее самосознания.

  Курение. Его роль в развитии заболеваний

 

Какие «героические» усилия проявляют юноши в 12-15 лет для того, чтобы приобщиться к курению. Первые попытки вызывают головокружение и рвоту, неприятные ощущения во рту, которые никогда и не исчезают и проявляются постоянно, особенно утром. Но эти препятствия «мужественно» преодолеваются, и ради чего?! Если бы новоявленный курильщик знал, преодолевая защитную реакцию организма, на какой опасный путь он встает. Зависимость от прения это, прежде всего - ослабление воли. Это первый шаг к другим дурным привычкам. Ученые обнаружили, что среди курящих больше алкоголиков и наркоманов.

Курение - настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез.

Никотин один из сильнейших ядов растительного происхожде­ния. Воробьи, голуби погибают моментально, если к их клюву под­вести смоченную никотином палочку. Пиявка, посаженная на кожу заядлого курильщика, погибает через 1-2 мин. Кролик гибнет от 1/4, собака - от 1/2 капли никотина. Для человека смертельную дозу составляет от 50 до 100 мг или 2-3 капли никотина. Именно такая доза поступает в кровь человека, выкуривающего 20-25 сигарет в день (в одной сигарете содержится примерно 68 мг никотина). Ку­рильщик не погибает потому, что яд вводится постепенно, часть никотина нейтрализуется другим ядом табака - формальдегидом. Постепенное введение никотина в организм человека вызывает привыкание к нему. Никотин включается в обмен веществ. Отказ от курения сопровождается достаточно сильной и неприятной реакци­ей организма, сходной в некоторой степени с «ломкой» у наркома­нов. Она носит название «абстинентный синдром» (от латинского слова «абстиненция» - воздержание). Никотин оказывает отрица­тельное влияние на все органы человеческого тела.

Центральная нервная система. Никотин достигает головного мозга через 7 сек. после затяжки. Он возбуждает всю центральную нервную систему и может вызвать тремор (дрожание рук), а при значительной дозе и судороги. Вначале никотин вызывает расши­рение сосудов мозга. Это сопровождается улучшением его питания, что проявляется в ощущении свежести и бодрости. Но вскоре рас­ширение сосудов сменяется их сужением. За возбуждением мозга следует торможение (депрессия), в результате чего человек испыты­вает потребность вновь ввести никотин. Так возникает сильная за­висимость от никотина.

Сердечно-сосудистая система. Курение вызывает учащение ра­боты сердца, повышение тонуса мышц стенок сосудов (т. е. сужение их), повышает кровяное давление, увеличивает свертываемость крови, что способствует образованию тромбов и приводит к разви­тию атеросклеротических заболеваний, к инфарктам и инсультам, к нарушениям кровообращения сердца. По опубликованным дан­ным, 92% людей до 45 лет, нуждающихся в шунтировании коронар­ной артерии, составляют курильщики. Часто развивается болезнь Бюргера, которая поражает кровообращение нижних конечностей молодых мужчин. Это заболевание приводит к гангрене ног и к их ампутации.

Пищеварительная система. Никотин усиливает выделение ад­реналина корой надпочечников, что вызывает выделение глюкозы в кровь, подавление чувства голода. Курение снижает количество витаминов В6, В12, С, в крови, так как большое количество их расходуется на процесс детоксикации химических веществ, содер­жащихся в табачном дыму. А их в табачном дыму содержится около 3000. Среди них способных повреждать живые ткани - смо­лы и различные их соединения, синильная кислота, радиоактив­ный полоний - 210, такие газы, как окись углерода (угарный газ), цианистый водород, двуокись азота.

Зрение. Австралийские медики установили, что каждый пятый случай приобретенной с возрастом слепоты, вызван пристрастием к табаку. Статистика показывает, что у курильщика в 2-5 раз больше шансов ослепнуть к 50 годам, чем у некурящих.

Курение подростков в первую очередь сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет пристрастившиеся к табаку уже жалуются на одышку при физической нагрузке. Есть данные, что если человек выкуривает в день от 1 до 9 сигарет он сокращает продолжительность жизни на 4,6 года; потребляя от 10 до 19 сигарет - на 5,5 лет; от 20 до 39 - на 6,2 года. Люди, начав­шие курить до 15 лет, умирают от рака в пять раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Однако, если бросить ку­рить, риск рака снижается почти до того уровня, который харак­терен для абсолютно некурящих.

Всемирная организация здравоохранения вынесла такой при­говор: «Табак представляет собой чудовищно распространенное смертоносное оружие. Никакая организация, стремящаяся к улуч­шению здравоохранения, не может занимать нейтрального поло­жения».

Борьба с курением табака становится общемировой пробле­мой. И многие страны включились в эту работу. На первом месте в этом деле стоит пропаганда знаний о вреде курения. Зная все о вреде курения, человек сознательно выбирает свое отношение к нему, как и сознательно принимает на себя всю ответственность за последствия для своего здоровья. Чтобы защитить некурящих людей от вредных последствий вдыхания дыма табака, принима­ются запретительные меры. Так, в США во многих штатах запре­щено курение в общественных местах, в офисах, самолетах и на судах. Многие компании отдают предпочтение при приеме на ра­боту некурящим работникам.

В 1998 г. королевой Великобритании Елизаветой II издан указ, запрещающий курение в королевском дворце. Доводом в пользу такого решения послужило число умирающих от этого пристрастия в Англии ежегодно - 122000 человек. Два предыдущих монарха также умерли от болезней, вызванных курением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.011 с.)