Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие.



Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравст­венно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.

 Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфо­логические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекват­ную адаптацию человека к внешним условиям.

 Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонента­ми. Основой его является состояние эмоционально-когнитив­ного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособ­ность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потреб­ностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

 Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состоя­ния человека. Оно выражается в степени адекватности пове­дения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодейст­вия с внешней средой (биологической и социальной) и спо­собность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные Требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для моло­дых людей — быть здоровыми.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% - от наследственности, на 20-25% - от состояния окружающей среды (экологии) и на 8—12% — от работы национальной системы здравое хранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человек зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья являете здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной деятельности человека, укрепляющие и совершенствующий адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни.

Биологические принципы образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным.      Социаль­ные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не иное, как рациональная организация жизнедеятельности чело­века на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения - поведенческих факторов. Перечислим основные из них:

- культивация положительных эмоций, способствующих психи­ческому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

- оптимальная двигательная активность (ДА) - ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

- рациональное питание - базисный фактор биопрогресса и здо­ровья;

- ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам,

 - ос­новной принцип жизнедеятельности организма;

- эффективная организация трудовой деятельности- основная форма   самореализации, формирования и отражения челове­ческой сущности;

- сексуальная культура - ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

- щоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;

- отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, таба­кокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна. Одной из главных причин этого следует исткать отсутствие мотивации положительною отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело в том, что в иерархии потребностей лежащих в основе поведения человека (например, студента), первые находится далеко не на первом месте.

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирова­ния у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, и контролирующим образ жизни человека.

 

2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни

Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей (в пище, жилье и др.) относительная ценность здоровья все больше будет возрастать.

Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье, норма и т.д.), условия общественной жизни (социальные и природные), в которых происходит формирование, развитие удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации — продукты материального и духовного производства. Ценностный подход требует учитывать мотивационно-личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции. Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей.

Отношение к здоровью обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диаметрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требованиям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях мнений и суждений оно выступает как уровень осведомленности и компетентное индивида. Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического и психического состояния, которая является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70—80% случаев) ее соответствия объективной характерис­тике здоровья.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации бо­лезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не го­воря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто, безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита.

Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется, прежде всего, с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью.Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если лица хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состояние здоровья человека, прежде всего, зависит от него самого», то лица удовлетворительной и плохой самооценкой — соответственно в 35,5 и 37,3%

В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентации отношений к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Второй — преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль.

    Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с личностными свойствами.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на обще­культурное развитие личности в большей степени связаны с улучше­нием форм телесного и функционального развития Заметное сниже­ние влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, нега­тивным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

     Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недо­статочная эффективность пропаганды здорового образа жизни препо­давателями физического воспитания, медицинскими работниками.

Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем — 75,6%, курение — 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окру­жающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окру­жающими указали 29,1%, на перегруженность учебно-профессиональ­ными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, — суще­ственный фактор возникновения астенических состояний студентов.

Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состоя­ние? Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравить­ся им, вызывать у них уважение» (68,1% опрошенных) и «получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и кра­соту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус» (44,5% опрошенных) Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершен­ствования студентов Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегод­няшних студентов (2,5% женщин и 6% мужчин). К сожалению, воз­можности физической культуры как средства поддержания работоспо­собности еще не получили должной оценки у студентов.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24-30%, на режим питания – 10-16%, на режим двигательной активности – 15-30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко являются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.  

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохра­нение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие со­ставляющие образа жизни, среди которых большое место принадле­жит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

 

3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение

                                               в образе жизни.

    Образ жизни студентов есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится. На какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие для занятий физическими упражнениями, третьи на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может включатся в широкую сеть таких связей, либо обособляться. Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

    Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Эта поведенческая система, характеризуется определенным постоянством составляющих ее компонентов включает приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает свободу от сферы сознательного контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.012 с.)