Прибыль и рентабельность – главные показатели эффективного использования ресурсов организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль и рентабельность – главные показатели эффективного использования ресурсов организации.



1. Экономическое содержание дохода и прибыли.

2. Виды прибыли

3. Рентабельность.

-1-

Доход предприятия - вся сумма денежных средств, поступающих в распоряжение предприятия. В отечественной системе учёта существуют 4 объёмных показателя дохода:

1. Объём товарной продукции. товарная продукция – это уже готовая продукция, предназначенная на продажу. ТП = n * ц, где n – количество продукции, ц – цена единицы продукции.

2. Объём валовой продукции ВП = ТП + незавершенное производство;

3. Объём реализованной продукции. в настоящий момент времени он определяется двумя способами:

а) по отгрузке: Рп = Тп + Гпн – Гпк, Где Гпн, Гпк – остатки нереализованной готовой продукции на начало и конец отчётного периода (соответственно).

б) по оплате (выручка): Рп = Тп + Гпн – Гпк + Тон - Ток, где тон и ток – товары отгруженные, но неоплаченные в срок покупателем.

4. НЧП - нормативно-чистая продукция (самостоятельно).

Полученный доход следует сравнить с затратами: если доход превышает затраты, то получается прибыль, если доход меньше затрат, то – убыток.

 

-2-

 

Прибыль – качественный показатель работы предприятия. В общем виде П = Д – Р, где Д – доход, Р – расход.

Функции прибыли.

1. Прибыль характеризует экономический эффект, т.е. прибыль отражает конечный финансовый результат.

2. Прибыль обладает стимулирующей функцией, т.е. она не только отражает финансовый результат, но и является основным элементом всех ресурсов предприятия.

3. Прибыль является главным источником формирования бюджетов различных уровней, она поступает в бюджет в виде налогов и используется для удовлетворения совместных общественных потребностей.

Виды прибыли.

1. Балансовая прибыль Пб. Это сумма прибыли, полученной от:

а) Реализации продукции Прп = РП – С/С – НДС – А, где РП –объём реализованной продукции, С/С – себестоимость, НДС – налог на добавленную стоимость (18%), А – акцизы

б) Прочих операций Ппроч (главным образом, от реализации имущества: основных и оборотных средств, доходы по ценным бумагам и т.д.;). Эта сумма определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию. Ппроч = Дпроч -Рпроч

Итак, Пб = Прп + Ппроч

Налоговое законодательство РФ предусматривает ряд льгот по налогу на прибыль, поэтому, если предприятие может пользоваться этими льготами, то определяют величину прибыли, подлежащей налогообложению.

2. Чистая прибыль Пч = Пб – налог на прибыль. Эта прибыль поступает в распоряжение предприятия. Налоги, выплачиваемые из прибыли:

- налог на прибыль – 20% от Пб

Предприятие самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено уставом. Схема распределения прибыли зависит от организационно- правовой формы предприятия.

Резервный фонд создаётся на случай прекращения деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Эта сумма не должна превышать 50% облагаемой налогом прибыли.

Фонд накопления – это источник средств предприятия для создания нового имущества, приобретения основных и оборотных средств и т.д.

Фонд потребления является источником средств предприятия, зарезервированных для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. 

 

-3-

По абсолютной величине прибыли нельзя судить об эффективности использования материальных и трудовых затрат, финансовых ресурсов на предприятии; нельзя сравнивать работу различных предприятий. Для этой цели служит относительный показатель – рентабельность. В общем виде рентабельность – это отношение прибыли к затратам. Он показывает сколько копеек прибыли приносит каждый вложенный рубль в затраты. различают несколько показателей рентабельности:

1. Рентабельность продукции Рпр = Ппр: С/С * 100%

2. Рентабельность производства (предприятия) 

                 Рп-ва = Пб / основные +оборотные средства *100%

3. Рентабельность продаж

                  Рп-ж = Пб / Выручка * 100%

Т о., рентабельная работа предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Её можно рассчитать и по показателям чистой прибыли. В этом случае показатели рентабельности называют расчётными. 

Контрольные вопросы:

1. Какие показатели характеризуют конечный финансовый результат?

2. Почему прибыли уделяется значительное внимание при оценке деятельности предприятия?

3. Дайте определение: балансовая прибыль, чистая прибыль, прибыль от реализации.

4. Что включает в себя понятие «система прибылей и доходов»

5. Какие налоги уменьшают прибыль? назовите современные значения ставок и базу для их расчёта.

6. Укажите порядок распределения чистой прибыли.

7. Каков порядок расчёта показателей рентабельности?. За счёт каких мероприятий можно повысить рентабельность работы предприятия?

 Механизмы ценообразования

 Цена и ценовая политика на предприятии

 

1.Теория ценообразования.

2.Функции и система цен на предприятии.

-1-

Ценность товаров выражается в определенном количестве денежных знаков. Цена – денежное выражение стоимости товара. Цена является важнейшим экономическим рычагом в повышении эффективности производства и оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. Размер цены определяется с помощью двух диаметрально противоположных подходов:

1. Стоимостная концепция ценообразования (разработана к. Марксом). Стоимость-это воплощенные в товаре общественно – полезные затраты труда. Цена по этой теории определяется по формуле

Цена = себестоимость + прибыль.

Это объективный подход к образованию цены, который выражает позицию производителя и предпринимателя.

2. Объясняет цену товара суммой денежного производителя в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. Здесь рыночная цена товара зависит не столько от затрат, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. Это субъективный подход к образованию цены, который выражает позицию покупателя.

Задача современной экономической теории совместить в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность).

-2-

В рыночной экономике цена выполняет 3 функции:

1. Даёт информацию, ориентирующую действие покупателей и продавцов;

2. Стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса;

3. Через цену происходит распределение доходов между её участниками.

Хотя система цен очень сложна, все цены можно свести к трём основным видам.

Виды цен

1. Договорные - это подлинно рыночные свободные цены, они устанавливаются соглашением между продавцами и покупателями. Недостаток их в том, что они могут быть спекулятивно завышены или занижены, тем самым нарушить равновесное состояние рынка.

2. Государственные - они устанавливаются:

А) на продукцию предприятий монополистов;

Б) на базовые для экономики данной страны ресурсы;

В) на социально значимые товары.

Система государственных цен включает:

-фиксированные цены (жёстко установленные правительством);

-регулируемые, учитывающие изменения экономической конъюнктуры (тарифы)

Государственные цены устанавливаются по ограниченному кругу товаров производственно-технического назначения.

Государственное регулирование цены состоит в установлении её предельного уровня.

3. Мировые – применяются в международной торговле, но оказывают активное влияние на внутренние цены и служат в качестве оптимальных ориентиров.

Мировая цена может откланяться под влиянием 2 факторов:

А) условий транспортировки данного товара;

Б) объёмом покупки: оптовые, розничные

Цопт. = себестоимость + прибыль + НДС+ акцизы

Црознич.= себестоимость + прибыль + НДС + акцизы + Нсб + Нт,

Где нсб – снабженческо-бытовая надбавка, нт – торговая наценка. 

Кроме выше перечисленных цен в российской практике существуют понятия:

- Закупочная цена – это цена на продукцию, поставляемую через посредников;

- Базисная цена – это цена для определения качества товара и согласия на переговорах между покупателем и продавцом;

- Фактурная цена – это цена купли-продажи, определяемая условиями поставки, согласованными в контракте.

Государство не должно прямо регулировать цену, но оно должно стимулировать создание оптимальной системы цен, позволяющей сочетать интересы общества, производителя и потребителя.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание двух диаметрально противоположных подходов к образованию цены, существующих в экономической теории.

2. Каковы основные функции цены?

3. Охарактеризуйте систему цен, применяемую в России.

4. Какова структура оптовой и розничной цены?


Раздел 5. Планирование деятельности организации.

1. Сущность и виды планов.

2. Методология планирования.

3. Структура и содержание бизнес-плана.

-1-

  Эффективность деятельности предприятия в условиях рынка зависит от того, на сколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития. Сущность планирования проявляется в том, что:

1. Этот процесс имеет дело с выбором из множества возможностей альтернативы развития по одному пути.

2. Исходным критерием для выбора альтернативного пути развития (планирования) является положение при котором предприятие должно быть эффективным,т.е. рентабельным.

3. Планирование – это непрерывный процесс принятия решений.

План – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных показателей его развития. Планирование – это один из главных элементов управления предприятием.

Виды планов

1. Стратегические – набросок на 10-15 лет, является прерогативой высшего руководства фирмы.

2. Долгосрочные – на 3-5 лет, здесь уточняется стратегия развития.

3. Краткосрочные – планы развития предприятия с периодом от 1-3 лет. их особенность в том, что показатели ближайшего года корректируют ежеквартально, а показатели 2-го и 3-го годов – каждые полгода или ежегодно.

1. Текущие –сроком до года. в таких планах показатели устанавливаются на 1 год с разбивкой по кварталам: на первые 3 месяца устанавливаются жесткие показатели, а на последние 9 месяцев показатели подвергаются корректировке с учётом выполнения планов предыдущих кварталов.

2. Оперативно- технические (календарные, сменно-суточные) – период действия 10 дней. в этом плане более тесная координация различных служб предприятия и он служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия.

3. Бизнес-планы разрабатывается для вновь создаваемых коммерческих проектов с целью привлечения инвесторов и получения ссуд и кредитов.

 

-2-

Методология планирования – это совокупность приёмов и способов. Существует несколько методов планирования:

- балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана.

- расчётно-аналитический используется для расчёта показателей плана, анализа, динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. Здесь определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счёт количественного влияния основных факторов.

- экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

- Графоаналитический метод даёт возможность изобразить результаты анализа графическими средствами. Сетевые графики являются разновидностью этих методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени.

Плановые показатели устанавливаются на основе:

- норм. Это максимально допустимая величина абсолютного расхода ресурсов на изготовление единицы продукции установленного качества.

-Нормативов. Это величина относительная. Она характеризует степень использования, орудия и предметов труда, их расходования на единицу площади, веса, объёма и т.д. (фондоотдача, трудоёмкость).

 

 

-3-

В экономике бурно протекает процесс «умирания» одних предприятий и «рождение» других. Практически все предприятия сталкиваются с проблемой инвестиций, т.е. денежных средств. В рыночной экономике для того. Чтобы убедить инвесторов предоставить денежные средства, необходимо разработать бизнес-план. Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются:

- цели предприятия, даётся их обоснование

- определяются пути достижения, источники финансирования

- конечные финансовые показатели работы.

Функции бизнес-плана

1. Разработка стратегии бизнеса

2. Планирование

3. Привлечение денежных средств (ссуды и кредиты)

4. Привлечение к реализации планов фирмы потенциальных партнеров.

Типы бизнес-планов

1. Внутренний (производственный) бизнес-план

2. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств

3. Инвестиционный бизнес-план

4. Бизнес-план финансового оздоровления

Структура бизнес-плана

1. Резюме (краткое описание проекта). Пишется в последнюю очередь, но текст составляется из ключевых фраз всех разделов.

2. Общая характеристика предприятия, продукции. включает в себя следующие сведения: наименование предприятия, дату образования, юридический адрес, организационно-правовую форму. Размер уставного капитала, характеристика менеджеров высшего звена управления, основной вид деятельности, описание продукта.

3. Анализ рынка и основных конкурентов. В этом разделе определяется ёмкость рынка, выясняются наиболее перспективные сбыта и причины их предпочтения. Оценивают сильные и слабые стороны конкурентов.

4. Производственный план. Составляется производственная программа предприятия. Описывается подробно производственный процесс, потребность в основных средствах и персонале. Определяется себестоимость товара.

5. План маркетинговой деятельности. Он предусматривает следующие разделы: выбор схемы распространения товара, анализ ценовой политики предприятия. реклама, методы стимулирования продаж.

6. Организационный план. Юридический план. В этом разделе раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается производственная структура предприятия (линейная, функциональная, штабная, матричная)

7. План по рискам. Составляется перечень простых рисков. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам.

8. Финансовый план. Здесь обобщаются все предшествующие материалы. Он включает в себя следующие разделы:

- распределение чистой прибыли

- финансовый план предприятия на 1-год

- расчет безубыточности и график безубыточности

- прогнозный баланс активов и пассивов предприятия

- показатели планируемой финансово-экономической деятельности предприятия.

 

Задания для закрепления

1. Инвестиции 2. Прибыль предприятия 3. Себестоимость продукции 4. Балансовая прибыль 5. Ценообразование 6. План 7. Бизнес - план 4. Принципы планирования 5. Заработная плата 6. Основные фонды. А) процесс установления на конкретный товар Б) суммарная величина всех прибылей В) схема действий по достижению определённой цели Г) чистый доход, созданный в сфере материального производства Д) выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции Е) денежные средства государства, предприятий и физических лиц, направленное на создание, обновление основных фондов, расширение действующих производственных мощностей, а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов. Ж) краткое и точное описание предлагаемого бизнеса З) правила, которые необходимо соблюдать при разработке планов К) выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником; поступает в личное потребление Л) наиболее значимая составная часть имущества предприятия и его внеоборотных активов.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение «планирования».

2. Обоснуйте необходимость планирования в условиях рынка.

3. Какие методы планирования может использовать предприятия в своей практике? Охарактеризуйте каждый метод.

4. раскройте сущность системы планов на предприятии.

5. В каких случаях составляется бизнес-план? Укажите цели создания и типы бизнес-планов.

6. Какие разделы включает в себя типовой бизнес-план? Раскройте содержание каждого раздела.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.068 с.)