Возникновение и прекращение юридических лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и прекращение юридических лиц



Традиционно в советском и постсоветском гражданском пра­ве различали три способа возникновения юридических лиц: рас­порядительный, нормативно-явочный и разрешительный.

Обычно отмечается, что распорядительный порядок возникно­вения юридического лица имеет место в том случае, когда оно создается вследствие распоряжения (выражения воли) собствен­ника имущества или его представителя. Это было характерным способом создания государственных юридических лиц.

Нормативно-явочный (регистрационный) порядок означает, что в случаях, когда юридическое лицо создано в соответствии с условиями, закрепленными в законе, государственный орган не может отказать ему в легализации (государственной регистрации).

Разрешительный порядок состоит в требовании получения разрешения соответствующего государственного органа, предпри­ятия и т.п. на создание юридического лица. В частности, разре­шение соответствующих государственных органов необходимо для создания организаций, которые будут заниматься деятельностью, связанной с обеспечением правопорядка, здравоохранением, обра­зованием и тому подобное.

Иногда в цивилистической литературе упоминается также до­говорный порядок возникновения юридических лиц.[29]

Однако такая классификация является неточной, поскольку несколько отождествляются порядок и основания возникновения юридического лица.

Так, основанием возникновения можно считать то волеизъ­явление, которое повлекло создание юридического лица. Соот­ветственно, классификация может быть осуществлена в зависи­мости от характера такого волеизъявления.

С учетом этого критерия можно выделить:

а) создание юридического лица путем одностороннего воле­изъявления (распоряжение Президента Украины, органа государ­ственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления — для юридических лиц публичного права, собственника или уполномоченного им лица — для юридических лиц частного права).

Этот способ создания юридических лиц традиционно называ­ется «распорядительным порядком»;

б) создание юридического лица путем договора между его уч­редителями. В таких случаях инициатива создания юридическо­го лица может быть выражена в любой форме: договор участни­ков, решение собрания учредителей и т.п.

Следует отметить, что законодательными актами не установле­ны специальные требования о форме и содержании решения о со­здании юридического лица, тем не менее, по общепринятым требо­ваниям такое решение может быть оформлено распоряжением субъекта публичного права, актом управления, выданным собствен­ником имущества (уполномоченным им органом) в соответствии с его компетенцией, определенной действующим законодательством. Если учредителей предприятия два или более, решением о созда­нии предприятия является учредительный договор.

Этот способ создания юридических лиц традиционно называ­ется «договорным порядком».

Итак, распорядительный и договорной порядок — это клас­сификация порядка создания юридического лица в зависимос­ти от оснований его возникновения.

Если же в качестве критерия классификации взять порядок легализации, то можно сделать вывод, что юридические лица воз­никают или в нормативно-явочном, или в разрешительном по­рядке.

При этом юридические лица, создаваемые путем распоряже­ния, легитимируются в явочно-нормативном порядке, а те, кото­рые создаются путем договора, легитимируются в нормативно-явочном, или в разрешительном порядке.

Порядок создания юридических лиц частного права определя­ется актами гражданского законодательства. Прежде всего, это Гражданский кодекс Украины. Кроме того, порядок создания юридических лиц, имеющих целью занятие предпринимательством, дополнительно регламентируется Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвер­жденным Постановлением Кабинета Министров от 25 мая 1998 г. (С 1 июля 2004 г. регистрация юридических лиц должна осуще­ствляться в соответствии с положениями Закона Украины «О го­сударственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей» от 15 мая 2003 г.).

Регистрация объединений граждан осуществляется в зависи­мости от их статуса или Министерством юстиции, или местными органами исполнительной государственной власти (ст.ст. 15, 16 Закона «Об объединениях граждан»).

Юридические лица публичного права создаются в порядке, предусмотренном отдельными законодательными актами.

Создание юридических лиц частного права должно происхо­дить в соответствии с положениями ст.ст. 87-89 ГК Украины.

В соответствии с указанными нормами, для создания юриди­ческого лица его участники (учредители) разрабатывают учреди­тельные документы в письменной форме, которые подписывают­ся всеми участниками (учредителями), если законом не установ­лен иной порядок их утверждения.

Учредительным документом общества является утвержден­ный участниками устав или учредительный договор между участниками, если иное не установлено законом.

При этом общество, созданное одним лицом, действует на ос­новании устава, утвержденного этим лицом.

В уставе общества указываются:

— наименование юридического лица,

— местонахождение юридического лица,

— адрес юридического лица,

— органы управления обществом,

— компетенция органов управления обществом,

— порядок принятия решений органами управления обществом,

— порядок вступления в общество и выхода из него,

— другие положения, установленные ГК Украины, иным зако­ном или соглашением учредителей.

Учредительный договор, как и решение о создании предприя­тия, должен заключаться в письменной форме, поскольку законо­дательство предусматривает представление этого документа для осуществления государственной регистрации.

Учредительный договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным услови­ям договора, необходимым для его осуществления и выполнения.

В учредительном договоре общества определяются:

— обязательство участников создать общество,

— порядок их совместной деятельности,

— порядок его создания,

— условия передачи обществу имущества участников,

— Другие положения, установленные ГК Украины, иным зако­ном или учредителями.

К учредительному договору применяются общие нормы граж­данского законодательства о соглашениях и обязательствах.

Учреждение создается на основании индивидуального или общего учредительного акта, составленного учредителем (учре­дителями). Учредительный акт может содержаться также и в завещании. До создания учреждения учредительный акт, состав­ленный одним или несколькими лицами, может быть упразднен учредителем (учредителями).

В учредительном акте учреждения указываются:

— цель учреждения,

— имущество, которое передается учреждению, необходимое для достижения этой цели,

— структура управления учреждением.

Если в учредительном акте, содержащемся в завещании, отсут­ствуют отдельные из указанных выше положений, их устанавли­вает орган, осуществляющий государственную регистрацию.

В учредительные документы могут быть включены любые ус­ловия, не предусмотренные законодательством, но не противоре­чащие ему.

Вместе с тем, несоответствие их требованиям закона (если та­кие точно определены) может обусловить недействительность уч­редительных документов. Основаниями для признания недействи­тельными учредительных документов и решений о создании юри­дического лица, например, могут быть несоответствие фактическим обстоятельствам содержащихся в учредительных документах све­дений о виде юридического лица, цели его создания и т.п.

Для акционерных обществ учредительным документом явля­ется устав, хотя перед принятием устава заключается договор меж­ду учредителями. В соответствии с Законом Украины «О хозяй­ственных обществах» акционерное общество, общество с ограниченной и общество с дополнительной ответственностью создают­ся и действуют на основании учредительного договора и устава, полное и коммандитное общество — учредительного договора. Учредительные документы общества в случаях, предусмотренных действующим законодательством, согласовываются с Антимоно­польным комитетом Украины.

Юридическое лицо считается созданным с момента его госу­дарственной регистрации.

В развитие этого Положения ст. 89 ГК Украины устанавлива­ет, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом. Данные государственной ре­гистрации включаются в единый государственный реестр, откры­тый для общего ознакомления.

Значение государственной регистрации юридических лиц, орга­низация этой регистрации, полнота единого реестра юридических лиц, достоверность сведений, которые вносятся в государственный реестр, состоит в том, что такая регистрация обеспечивает возмож­ность получения необходимой информации хозяйствующим субъек­там. Такая информация является важной при решении вопросов заключения договоров, развитии хозяйственных связей, осуществ­лении торговых операций, и, следовательно, формировании устой­чивости экономического оборота. Юридическое лицо считается созданным с момента записи о регистрации в едином государствен­ном реестре и с этого момента приобретает правоспособность.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в исполнительном комитете город­ского, районного в городе Совета народных депутатов или в рай­онной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению или местожительству дан­ного субъекта, если иное не предусмотрено законом. Действую­щее законодательство связывает государственную регистрацию с внесением данных в регистрационную карточку субъекта пред­принимательской деятельности (которая вместе с тем является заявлением о государственной регистрации) в Реестр субъектов предпринимательской деятельности и выдачей свидетельства о государственной регистрации установленного образца.

Орган, на который возложено осуществление государственной регистрации, не вправе делегировать эти функции другим орга­нам, структурным подразделениям, хотя бы и наделенным стату­сом юридического лица, или должностным лицам по доверенно­сти. Нарушение этого правила и принятие решения с превыше­нием компетенции соответствующего органа власти может быть основанием для отмены такого решения. Недействительность регистрации влечет и установление факта фальсификации учре­дительных документов.

Вместе с тем, свидетельство о государственной регистрации может быть выдано структурным подразделением или должностным лицом в соответствии с распределением функциональ­ных обязанностей, поскольку свидетельство является производ­ным документом от соответствующего решения.

Для отдельных видов юридических лиц может быть преду­смотрен специальный порядок государственной регистрации. На­пример, регистрация всеукраинских и международных благотво­рительных организаций, отделений (филиалов, представительств) всеукраинских международных благотворительных организаций осуществляется соответствующими местными органами исполни­тельной власти (ст. 8 Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях»). Решение о регистрации та­кой благотворительной организации принимается соответствую­щим органом исполнительной власти по месту нахождения бла­готворительной организации.

Гражданский кодекс Украины не содержит исчерпывающего перечня сведений, которые должны быть сообщены при подаче заявления на регистрацию юридического лица. Тем не менее, это обязательно должны быть сведения об организационно-правовой форме, наименовании, местонахождении юридического лица, орга­нах управления, филиале и представительстве, цели создания. Другие сведения могут быть истребованы только в случае, предус­мотренном законом.

Нарушение установленного законом порядка создания юри­дического лица или несоответствие его учредительных докумен­тов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регис­трации по другим мотивам (нецелесообразность и т.п.) не допу­скается.

Отказ в государственной регистрации, а также промедление с ее проведением, могут быть обжалованы в суд.

Учредительные документы изменяются в порядке, преду­смотренном законом и самими документами. Решение об изме­нении устава принимается, как правило, высшим органом управ­ления юридического лица или учредителями.

Изменения регистрируются тем же органом и в том же по­рядке, как и сами юридические лица.

Изменения в учредительные документы юридического лица вступают в силу для третьих лиц со дня их государственной реги­страции, а в случаях, установленных законом, — с момента уве­домления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Юридические лица и их участники не име­ют права ссылаться на отсутствие государственной регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовав­шими с учетом этих изменений.

В случаях, установленных законом, юридическое лицо может быть создано путем принудительного выдела.

Прекращение юридических лиц возможно по решению орга­нов, указанных в законе, а также в учредительных документах юридического лица, путем реорганизации или ликвидации.

Реорганизация возможна путем слияния, присоединения, раз­деления, выдела, преобразования юридических лиц.

Слияние означает, что вместо нескольких юридических лиц создается одно новое.

Присоединение состоит в поглощении одного юридического лица другим.

В результате разделения вместо одного юридического лица возникает несколько новых.

При выделе сохраняется первоначальное юридическое лицо, но от него отделяется одно или несколько новых.

Преобразование состоит в изменении организационно-право­вой формы юридического лица (например, колхоз превращен в акционерное общество).

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть, переходят к другим субъектам права, то есть имеет место универсальное правопреемство.

Реорганизация, как правило, осуществляется по решению участ­ников юридического лица, то есть добровольно. Однако, если она имеет место по решению собственника юридического лица, то речь идет о принудительной реорганизации. Например, превращение кооператива в общество с ограниченной ответственностью по ре­шению его членов является актом добровольным. Но создание дочернего предприятия (выдел) по решению собственника имеет характер принудительный.

Ликвидация юридического лица возможна:

— по решению собственника имущества, уполномоченного им органа, а также по решению органа, уполномоченного на это учредительными документами юридического лица;

— по решению суда в случае банкротства (несостоятельности) или в случае систематического осуществления деятельнос­ти юридического лица:

1) без надлежащего разрешения (лицензии);

2) запрещенной законодательными актами;

3) с неоднократным или грубым нарушением законодатель­ства.

Юридическое лицо может быть также ликвидировано в связи с окончанием срока, на который оно создано, или с достижением цели, ради которой оно создано.

Ликвидация юридического лица, решение возникающих при этом вопросов, рассмотрение финансовых претензий и т.п. осу­ществляется ликвидационной комиссией, которая назначается органом, утвердившим решение о ликвидации.

Глава 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.034 с.)