Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и прекращение юридических лиц
Традиционно в советском и постсоветском гражданском праве различали три способа возникновения юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный. Обычно отмечается, что распорядительный порядок возникновения юридического лица имеет место в том случае, когда оно создается вследствие распоряжения (выражения воли) собственника имущества или его представителя. Это было характерным способом создания государственных юридических лиц. Нормативно-явочный (регистрационный) порядок означает, что в случаях, когда юридическое лицо создано в соответствии с условиями, закрепленными в законе, государственный орган не может отказать ему в легализации (государственной регистрации). Разрешительный порядок состоит в требовании получения разрешения соответствующего государственного органа, предприятия и т.п. на создание юридического лица. В частности, разрешение соответствующих государственных органов необходимо для создания организаций, которые будут заниматься деятельностью, связанной с обеспечением правопорядка, здравоохранением, образованием и тому подобное. Иногда в цивилистической литературе упоминается также договорный порядок возникновения юридических лиц.[29] Однако такая классификация является неточной, поскольку несколько отождествляются порядок и основания возникновения юридического лица. Так, основанием возникновения можно считать то волеизъявление, которое повлекло создание юридического лица. Соответственно, классификация может быть осуществлена в зависимости от характера такого волеизъявления. С учетом этого критерия можно выделить: а) создание юридического лица путем одностороннего волеизъявления (распоряжение Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления — для юридических лиц публичного права, собственника или уполномоченного им лица — для юридических лиц частного права). Этот способ создания юридических лиц традиционно называется «распорядительным порядком»; б) создание юридического лица путем договора между его учредителями. В таких случаях инициатива создания юридического лица может быть выражена в любой форме: договор участников, решение собрания учредителей и т.п.
Следует отметить, что законодательными актами не установлены специальные требования о форме и содержании решения о создании юридического лица, тем не менее, по общепринятым требованиям такое решение может быть оформлено распоряжением субъекта публичного права, актом управления, выданным собственником имущества (уполномоченным им органом) в соответствии с его компетенцией, определенной действующим законодательством. Если учредителей предприятия два или более, решением о создании предприятия является учредительный договор. Этот способ создания юридических лиц традиционно называется «договорным порядком». Итак, распорядительный и договорной порядок — это классификация порядка создания юридического лица в зависимости от оснований его возникновения. Если же в качестве критерия классификации взять порядок легализации, то можно сделать вывод, что юридические лица возникают или в нормативно-явочном, или в разрешительном порядке. При этом юридические лица, создаваемые путем распоряжения, легитимируются в явочно-нормативном порядке, а те, которые создаются путем договора, легитимируются в нормативно-явочном, или в разрешительном порядке. Порядок создания юридических лиц частного права определяется актами гражданского законодательства. Прежде всего, это Гражданский кодекс Украины. Кроме того, порядок создания юридических лиц, имеющих целью занятие предпринимательством, дополнительно регламентируется Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 25 мая 1998 г. (С 1 июля 2004 г. регистрация юридических лиц должна осуществляться в соответствии с положениями Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей» от 15 мая 2003 г.). Регистрация объединений граждан осуществляется в зависимости от их статуса или Министерством юстиции, или местными органами исполнительной государственной власти (ст.ст. 15, 16 Закона «Об объединениях граждан»).
Юридические лица публичного права создаются в порядке, предусмотренном отдельными законодательными актами. Создание юридических лиц частного права должно происходить в соответствии с положениями ст.ст. 87-89 ГК Украины. В соответствии с указанными нормами, для создания юридического лица его участники (учредители) разрабатывают учредительные документы в письменной форме, которые подписываются всеми участниками (учредителями), если законом не установлен иной порядок их утверждения. Учредительным документом общества является утвержденный участниками устав или учредительный договор между участниками, если иное не установлено законом. При этом общество, созданное одним лицом, действует на основании устава, утвержденного этим лицом. В уставе общества указываются: — наименование юридического лица, — местонахождение юридического лица, — адрес юридического лица, — органы управления обществом, — компетенция органов управления обществом, — порядок принятия решений органами управления обществом, — порядок вступления в общество и выхода из него, — другие положения, установленные ГК Украины, иным законом или соглашением учредителей. Учредительный договор, как и решение о создании предприятия, должен заключаться в письменной форме, поскольку законодательство предусматривает представление этого документа для осуществления государственной регистрации. Учредительный договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, необходимым для его осуществления и выполнения. В учредительном договоре общества определяются: — обязательство участников создать общество, — порядок их совместной деятельности, — порядок его создания, — условия передачи обществу имущества участников, — Другие положения, установленные ГК Украины, иным законом или учредителями. К учредительному договору применяются общие нормы гражданского законодательства о соглашениях и обязательствах. Учреждение создается на основании индивидуального или общего учредительного акта, составленного учредителем (учредителями). Учредительный акт может содержаться также и в завещании. До создания учреждения учредительный акт, составленный одним или несколькими лицами, может быть упразднен учредителем (учредителями). В учредительном акте учреждения указываются: — цель учреждения, — имущество, которое передается учреждению, необходимое для достижения этой цели, — структура управления учреждением. Если в учредительном акте, содержащемся в завещании, отсутствуют отдельные из указанных выше положений, их устанавливает орган, осуществляющий государственную регистрацию. В учредительные документы могут быть включены любые условия, не предусмотренные законодательством, но не противоречащие ему. Вместе с тем, несоответствие их требованиям закона (если такие точно определены) может обусловить недействительность учредительных документов. Основаниями для признания недействительными учредительных документов и решений о создании юридического лица, например, могут быть несоответствие фактическим обстоятельствам содержащихся в учредительных документах сведений о виде юридического лица, цели его создания и т.п.
Для акционерных обществ учредительным документом является устав, хотя перед принятием устава заключается договор между учредителями. В соответствии с Законом Украины «О хозяйственных обществах» акционерное общество, общество с ограниченной и общество с дополнительной ответственностью создаются и действуют на основании учредительного договора и устава, полное и коммандитное общество — учредительного договора. Учредительные документы общества в случаях, предусмотренных действующим законодательством, согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В развитие этого Положения ст. 89 ГК Украины устанавливает, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр, открытый для общего ознакомления. Значение государственной регистрации юридических лиц, организация этой регистрации, полнота единого реестра юридических лиц, достоверность сведений, которые вносятся в государственный реестр, состоит в том, что такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации хозяйствующим субъектам. Такая информация является важной при решении вопросов заключения договоров, развитии хозяйственных связей, осуществлении торговых операций, и, следовательно, формировании устойчивости экономического оборота. Юридическое лицо считается созданным с момента записи о регистрации в едином государственном реестре и с этого момента приобретает правоспособность. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в исполнительном комитете городского, районного в городе Совета народных депутатов или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по местонахождению или местожительству данного субъекта, если иное не предусмотрено законом. Действующее законодательство связывает государственную регистрацию с внесением данных в регистрационную карточку субъекта предпринимательской деятельности (которая вместе с тем является заявлением о государственной регистрации) в Реестр субъектов предпринимательской деятельности и выдачей свидетельства о государственной регистрации установленного образца.
Орган, на который возложено осуществление государственной регистрации, не вправе делегировать эти функции другим органам, структурным подразделениям, хотя бы и наделенным статусом юридического лица, или должностным лицам по доверенности. Нарушение этого правила и принятие решения с превышением компетенции соответствующего органа власти может быть основанием для отмены такого решения. Недействительность регистрации влечет и установление факта фальсификации учредительных документов. Вместе с тем, свидетельство о государственной регистрации может быть выдано структурным подразделением или должностным лицом в соответствии с распределением функциональных обязанностей, поскольку свидетельство является производным документом от соответствующего решения. Для отдельных видов юридических лиц может быть предусмотрен специальный порядок государственной регистрации. Например, регистрация всеукраинских и международных благотворительных организаций, отделений (филиалов, представительств) всеукраинских международных благотворительных организаций осуществляется соответствующими местными органами исполнительной власти (ст. 8 Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях»). Решение о регистрации такой благотворительной организации принимается соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения благотворительной организации. Гражданский кодекс Украины не содержит исчерпывающего перечня сведений, которые должны быть сообщены при подаче заявления на регистрацию юридического лица. Тем не менее, это обязательно должны быть сведения об организационно-правовой форме, наименовании, местонахождении юридического лица, органах управления, филиале и представительстве, цели создания. Другие сведения могут быть истребованы только в случае, предусмотренном законом. Нарушение установленного законом порядка создания юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам (нецелесообразность и т.п.) не допускается. Отказ в государственной регистрации, а также промедление с ее проведением, могут быть обжалованы в суд. Учредительные документы изменяются в порядке, предусмотренном законом и самими документами. Решение об изменении устава принимается, как правило, высшим органом управления юридического лица или учредителями. Изменения регистрируются тем же органом и в том же порядке, как и сами юридические лица. Изменения в учредительные документы юридического лица вступают в силу для третьих лиц со дня их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Юридические лица и их участники не имеют права ссылаться на отсутствие государственной регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
В случаях, установленных законом, юридическое лицо может быть создано путем принудительного выдела. Прекращение юридических лиц возможно по решению органов, указанных в законе, а также в учредительных документах юридического лица, путем реорганизации или ликвидации. Реорганизация возможна путем слияния, присоединения, разделения, выдела, преобразования юридических лиц. Слияние означает, что вместо нескольких юридических лиц создается одно новое. Присоединение состоит в поглощении одного юридического лица другим. В результате разделения вместо одного юридического лица возникает несколько новых. При выделе сохраняется первоначальное юридическое лицо, но от него отделяется одно или несколько новых. Преобразование состоит в изменении организационно-правовой формы юридического лица (например, колхоз превращен в акционерное общество). При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть, переходят к другим субъектам права, то есть имеет место универсальное правопреемство. Реорганизация, как правило, осуществляется по решению участников юридического лица, то есть добровольно. Однако, если она имеет место по решению собственника юридического лица, то речь идет о принудительной реорганизации. Например, превращение кооператива в общество с ограниченной ответственностью по решению его членов является актом добровольным. Но создание дочернего предприятия (выдел) по решению собственника имеет характер принудительный. Ликвидация юридического лица возможна: — по решению собственника имущества, уполномоченного им органа, а также по решению органа, уполномоченного на это учредительными документами юридического лица; — по решению суда в случае банкротства (несостоятельности) или в случае систематического осуществления деятельности юридического лица: 1) без надлежащего разрешения (лицензии); 2) запрещенной законодательными актами; 3) с неоднократным или грубым нарушением законодательства. Юридическое лицо может быть также ликвидировано в связи с окончанием срока, на который оно создано, или с достижением цели, ради которой оно создано. Ликвидация юридического лица, решение возникающих при этом вопросов, рассмотрение финансовых претензий и т.п. осуществляется ликвидационной комиссией, которая назначается органом, утвердившим решение о ликвидации. Глава 10
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.034 с.) |