Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие принципы участия государства,
Автономной Республики Крым, территориальных громад в гражданских отношениях Как указано в части 2 ст. 2 ГК Украины, участниками гражданских отношений могут быть как субъекты частного, так и субъекты публичного права. К субъектам публичного права, в частности, относятся государство Украина, Автономная Республика Крым, территориальные громады, иностранные государства и прочие социально-публичные образования. Поскольку государство и прочие социально-публичные образования являются сложными организациями, выполняющими различные функции (как в области публичного, так и в области частного права), а государство вдобавок является носителем политической власти и суверенитета, то в гражданском праве Украины они традиционно не признаются юридическими лицами, а квалифицируются как особый вид субъектов гражданского права. В связи с этим, следует вспомнить, что в правовых системах некоторых стран государство, территориальные громады, другие социально-публичные образования признаются юридическими лицами публичного права и относятся к так называемым особым субъектам. Некоторые отголоски такого решения наблюдаются и в национальном украинском гражданском законодательстве. Например, ст. 3 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» предусматривает, что Украина в лице ее органов, местные органы власти и управления в лице созданных ими внешнеэкономических организаций, принимающих участие во внешнеэкономической деятельности, а также другие государства, принимающие участие в хозяйственной деятельности на территории Украины, действуют как юридические лица. Аналогичный подход предлагался в некоторых «промежуточных» проектах Гражданского кодекса Украины, но преобладали все-таки традиционные взгляды. Как и все субъекты гражданского права, государство и прочие социально-публичные образования имеют гражданскую правосубъектность, охватывающую их гражданскую правоспособность и гражданскую дееспособность. Вместе с тем, правосубъектность субъектов публичного права нередко имеет проявления, не присущие правоспособности физических и юридических лиц. Например, государство может наследовать имущество на основании завещания. Таким образом, оно как бы имеет тестаментоспособность. Вместе с тем, государство не может передавать свое имущество по наследству ни прямо, ни опосредствованно, то есть не выступает как полноценный участник наследственных правоотношений.
Особенности гражданской правоспособности государства связаны с тем, что оно является также главным субъектом публичного права, носителем публичной власти. Оно само регулирует различные, в том числе и гражданские, отношения, устанавливая общеобязательные правила поведения субъектов и порядок рассмотрения споров с их участием. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, принимая участие в гражданских отношениях, государство должно соблюдать им же установленные правила. Оно не имеет права использовать свои властные полномочия для произвольного изменения гражданско-правовых норм в своих интересах или навязывать свою волю контрагентам в конкретных гражданских отношениях. В соответствии со ст. 5 Конституции Украины, носителем суверенитета и единым источником власти в Украине является народ, осуществляющий власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, Верховная Рада Украины, принимая этот нормативно-правовой акт, определяет существование ряда органов государственной власти и органов местного самоуправления, уже наделяя их соответствующей правосубъектностью, которая в гражданских правоотношениях определяется как правосубъектность юридического лица публичного права. Как субъекты гражданского права, государство и прочие социально-публичные образования имеют такой же правовой статус, как и другие участники гражданских правоотношений, и так же отвечают за нарушение или невыполнение своих обязательств, как и другие субъекты гражданского права. То есть они действуют в гражданских отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений (ст.ст. 167-169 ГК Украины). Гражданская правосубъектность государства и иных социально-публичных образований обусловлена наличием у них соответствующих свойств, обеспечивающих реализацию гражданской правосубъектности. В частности, государство имеет свое обособленное имущество, состоящее из той части государственного имущества, которое не закреплено за отдельными юридическими лицами публичного права. Прежде всего, это имущество государственной казны, которая входит в состав государственного бюджета. Имущество казны является материальной базой самостоятельного участия государства в гражданских правоотношениях. Кроме того, государство самостоятельно выступает в гражданском обороте через свои органы. Причем, эти органы или вообще не имеют прав юридического лица, или, будучи таковыми, в данных правоотношениях не пользуются правами юридического лица. Действия этих органов считаются действиями самого государства. Например, таким образом государство действует через Кабинет Министров Украины. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы, поэтому именно они чаще всего выступают как органы, уполномоченные для участия в гражданских правоотношениях от имени государства, в частности, при выпуске государственных займов, предоставлении кредитов и т.п. Государство принимает участие в гражданских правоотношениях не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней. Все они независимы один от другого и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношениях как «государство» принимают участие две категории субъектов: государство Украина, Автономная Республика Крым. Что касается территориальных громад, то в гражданских отношениях они выступают не от имени государства, а как объединения граждан по месту проживания, являющихся социальными образованиями публично-правового характера.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.005 с.) |