Физическое лицо как предприниматель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое лицо как предприниматель



Как упоминалось выше, важным элементом дееспособности физического лица является бизнесдееспособность — возможность заниматься предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Предпринимательство — это непосредственная самостоятель­ная, систематическая деятельность, которая состоит в производ­стве продукции, выполнении работ, предоставлении услуг с целью получения прибыли, которая осуществляется на собственный риск физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности, и направленная на систематическое получение прибыли.

Основой этой нормы является ст. 42 Конституции Украины, устанавливающая общее правило, согласно с которым каждый че­ловек имеет право на занятие предпринимательской деятельнос­тью, не запрещенной законом. Тем не менее, следует иметь в виду, что в Конституции право на занятие предпринимательской дея­тельностью закреплено как элемент правоспособности, то есть как общая абстрактная возможность. Для того, чтобы реализовать это право, физическое лицо должно иметь бизнесдееспособность.

Условия существования бизнесдееспособности определяет ст. 50 ГК Украины, которая устанавливает, что право на осуществление не запрещенной законом предпринимательской деятельности имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью. Таким образом, самостоятельно заниматься предпринимательской дея­тельностью может не каждое физическое лицо, а лишь достиг­шее 18 лет (совершеннолетия) и не ограниченное в дееспособ­ности (ст.ст. 34, 36 ГК Украины).

Физическим лицам, желающим заниматься предприниматель­ской деятельностью и достигшим 16 лет, сначала необходимо по­лучить письменное согласие на регистрацию, как предпринимате­ля, от родителей (усыновителей), опекуна или органа опеки и попе­чительства. При наличии указанного согласия такое лицо может быть зарегистрировано как предприниматель. В этом случае оно приобретает полную гражданскую дееспособность с момента госу­дарственной регистрации его как предпринимателя (ч. 3 ст. 35 Украины).

Кроме того, в других случаях предоставления полной дееспо­собности (эмансипации) лицам, не достигшим 18 лет, они приоб­ретают ее в полном объеме, в том числе и бизнесдееспособность. Таким образом, если согласно с ч. 2 ст. 34 ГК Украины лицо заключило брак до достижения 18 лет, оно признается полностью дееспособным и может самостоятельно заниматься предприни­мательской деятельностью.

Ст.ст. 50, 35 ГК Украины не упоминают о значении членства в производственном кооперативе для возникновения бизнесдееспо­собности, однако, очевидно, членство в кооперативе лица, достигше­го 16 лет, по аналогии с трудовым договором, может быть основа­нием предоставления полной гражданской дееспособности.

Некоторые категории граждан ограничены в бизнесдееспо­собности. Например, ограничено право на занятие предпринимательской деятельностью депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуп­равления и т.п.

Наличие бизнесдееспособности само по себе недостаточно для обретения статуса предпринимателя. Необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация физического лица как предпри­нимателя, которая проводится органами юстиции.

Основанием отказа в регистрации может быть недееспособность лица, высказанное намерение заниматься запрещенной законом деятельностью и т.п. Отказ в государственной регистрации, а так­же промедление регистрации могут быть обжалованы в суд.

Физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, теряет это право с момента прекращения действия государственной регистрации, ее аннулирования и т.п.

Если физическое лицо начало предпринимательскую деятель­ность без государственной регистрации, заключив соответствую­щие договоры, оно не имеет права оспаривать настоящие догово­ры на том основании, что оно не является предпринимателем. Суд при решении спора может применить к настоящим догово­рам правила об обязательстве, связанном с предпринимательской деятельностью (ч. 3 ст. 50 ГК Украины).

Как устанавливает ст. 51 ГК Украины, к предпринимательской деятельности физических лиц применяются нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность юридических лиц, если иное не установлено законом или не вытекает из сути отношений.

Отсюда следует ряд выводов:

Во-первых, правосубъектность индивидуального предпринима­теля практически приравнивается к правосубъектности юриди­ческих лиц — коммерческих организаций.

Во-вторых, к предпринимательской деятельности физического лица применяются нормы общего гражданского законодательства (Гражданского кодекса Украины) и нормы специального законо­дательства — Хозяйственного кодекса Украины. Однако, положе­ния последнего не могут применяться к тем случаям предприни­мательской деятельности, которые достаточно полно и конкретно урегулированы ГК (например, правила купли-продажи и других договоров достаточно полно изложены в главе 54 ГК Украины, и потому соответствующие обязательства предпринимателей могут регулироваться ХК Украины в той части, которая не урегулиро­вана нормами ГК Украины).

В-третьих, нормативно-правовые акты, регулирующие предпри­нимательскую деятельность юридических лиц, не применяются в случаях, если это вытекает из самой сути отношений. Например, не применяются нормы о гражданской дееспособности юридического лица (ст. 92 ГК Украины), о филиалах и представительствах (ст. 95 ГК Украины) и т.п.

Гражданско-правовая ответственность физического лица-предпринимателя в ст. 52 ГК Украины рассматривается как воз­ложение на такое лицо обязанности отвечать по обязательствам, связанным с его деятельностью. При этом ст. 52 ГК определяет объем такой ответственности, указывая, что физическое лицо-пред­приниматель отвечает в таких случаях всем своим имуществом, кроме имущества, на которое согласно закону не может быть об­ращено взыскание. Вместе с тем приведенная норма не опреде­ляет основания и условия ответственности. Поэтому при выяс­нении оснований и условий ответственности физического лица-предпринимателя следует обращаться к нормам главы 51 ГК Украины.

Для определения объема возмещения убытков существует два критерия: а) стоимость всего имущества предпринимателя; б) сто­имость имущества предпринимателя, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание.

В первую очередь взыскание по исполнительным документам обращается на средства должника в отечественной и иностран­ной валюте и на другие ценности, в том числе на находящиеся в банках и других кредитных учреждениях. Средства, выявленные у должника, изымаются судебными исполнителями, на средства и другие ценности, находящиеся на счетах или на сохранении в банковских учреждениях и других кредитных организациях, на­кладывается арест. Из-за отсутствия у должника средств, доста­точных для удовлетворения требований кредиторов, взыскание обращается на другое имущество, принадлежащее должнику, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Должник вправе указать те виды или предметы имущества, на которые следует обратить взыска­ние в первую очередь.

В случае если должник имеет имущество, которое принадле­жит ему на праве общей собственности, взыскание обращается на его долю, определенную в соответствии с законом. Это может быть доля в общей собственности супругов, взносы в уставный фонд хозяйственных обществ и т.п.

На некоторые виды доходов граждан взыскание не может быть обращено. К ним относятся выплаты по возмещению вреда, при­чиненного здоровью, в результате смерти кормильца, помощь в связи с рождением ребенка и т.п., а также выходное пособие, вып­лачиваемое при увольнении работника.

Физическое лицо, которое не в состоянии удовлетворить тре­бования кредиторов, связанные с осуществлением им предпри­нимательской деятельности, может быть признано банкротом (ст. 53 ГК Украины) на общих основаниях.

Банкротство — это признанная судом такая неплатежеспо­собность должника, при которой его имущества недостаточно для уплаты долга. Результатом банкротства является принудитель­ное прекращение предпринимательской деятельности. Физическое лицо-предприниматель может добровольно объявить себя банкро­том, но для этого ему необходимо согласие всех его кредиторов.

В случаях признания банкротом предпринимателя требова­ния к нему кредиторов по обязательствам, связанным с предпри­нимательской деятельностью, объединяются с требованиями по его личным обязательствам о взыскании алиментов, возмещении вреда и т.п. Все эти требования удовлетворяются за счет имуще­ства, принадлежащего предпринимателю, на которое может быть обращено взыскание. При этом, требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного рас­чета с кредиторами предшествующей.

После завершения расчетов с кредиторами предприниматель, признанный банкротом, считается свободным от выполнения обя­зательств, связанных с его предпринимательской деятельностью. Но неудовлетворенные требования о возмещении вреда, причи­ненного жизни и здоровью, и прочие требования личного харак­тера сохраняются независимо от того, были ли предъявлены тре­бования об их взыскании в процессе банкротства.

После завершения процедуры банкротства (с момента вынесе­ния решения суда, а при внесудебном порядке — после расчетов с кредиторами на основании официальной публикации о банк­ротстве) теряет силу регистрация физического лица как пред­принимателя.

Если физическое лицо-предприниматель признано безвестно отсутствующим, недееспособным или его гражданская дееспособ­ность ограничена или если собственником имущества, которое использовалось в предпринимательской деятельности, оказалось несовершеннолетнее или малолетнее лицо, орган опеки и попе­чительства может назначить управляющего имуществом, с ко­торым заключается договор об управлении этим имуществом (ст. 54 ГК Украины).

Управляющий при осуществлении полномочий по управлению имуществом действует от своего имени в интересах лица, являю­щегося собственником имущества. Контроль за его деятельнос­тью осуществляет орган опеки и попечительства.

Опека и попечительство

Опека и забота устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолет­них, несовершеннолетних лиц, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществ­лять свои права и исполнять обязанности (ст. 55 ГК Украины).

Вместе с тем, кроме общих целей опеки и попечительства, за­кон определяет также специальные цели в отношении групп лиц, права и интересы которых призван, прежде всего, защищать ин­ститут опеки и попечительства:

1) в отношении несовершеннолетних детей целью опеки и попечительства является воспитание несовершеннолетних, которые вследствие смерти родителей, лишения родитель­ских прав, болезни родителей или по другой причине оста­лись без родительской заботы, а также защита личных и имущественных интересов этих детей;

2) в отношении совершеннолетних физических лиц опека и попечительство устанавливаются для защиты личных и имущественных прав совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять права и исполнять обязанности, а также для создания им необходимых бытовых условий, осуществления за ними ухо­да, обеспечения их воспитания, обучения и развития, а в необходимых случаях и лечения (ст.ст. 67, 69 ГК Украины, ст. 249 СК Украины).

Согласно ст. 56 ГК Украины органы, на которые возложено осуществление опеки и попечительства, их права и обязанности по обеспечению прав и интересов физических лиц, требующих опеки и попечительства, устанавливаются законом и другими нормативно-правовыми актами.

В данное время перечень органов опеки и попечительства пре­дусмотрен ст. 129 Кодекса о браке и семье УССР 1969 г., а также п. 1.3 и п. 1.4 Правил опеки и попечительства, утвержденных Государственным комитетом по делам семьи и молодежи, Ми­нистерством образования, Министерством здравоохранения, Ми­нистерством работы и социальной политики Украины 26 мая 1999 г. (Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 17 июня 1999 г.).

В соответствии с этими актами опека и попечительство уста­навливаются государственной администрацией районов, районов городов Киева и Севастополя, исполнительными комитетами го­родских в городах, сельских, поселковых Советов. Непосредствен­ное ведение дел по опеке и попечительству возлагается на соот­ветствующие отделы местной государственной администрации районов, районов городов Киева и Севастополя, исполкомов го­родских в городах Советов. Непосредственно ведение дел по опе­ке и попечительству в исполкомах районных (городских) Советов возлагается: в отношении несовершеннолетних — на отделы об­разования; в отношении лиц, признанных судом недееспособны­ми или ограничено.дееспособными, — на отделы здравоохранения; в отношении взрослых дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья — на органы социальной защиты населения. Эти отделы выполняют всю подготовитель­ную работу, связанную с назначением опеки (попечительства), осуществляют организационные и контрольные функции.

В сельской местности и в поселках опекой и попечительством непосредственно ведают исполкомы поселковых и сельских со­ветов.

Согласно ст. 58 ГК Украины опека устанавливается над ма­лолетними лицами, лишенными родительской опеки, и физичес­кими лицами, признанными недееспособными.

Опекун обязан заботиться о сохранении и использовании иму­щества подопечного в его интересах.

Если малолетнее лицо может самостоятельно определить свои потребности и интересы, опекун, осуществляя управление его иму­ществом, должен учесть его желание.

Опекун самостоятельно осуществляет затраты, необходимые для удовлетворения потребностей подопечного, за счет пенсии, али­ментов, доходов от имущества и т.п.

Если подопечный является собственником недвижимого иму­щества или имущества, которое требует постоянного управления, опекун может с разрешения органа опеки и попечительства уп­равлять этим имуществом или передать его по договору в управ­ление другому лицу.

Опекун обязан заботиться о сохранении этого имущества, но, вместе с тем, имеет право осуществлять за счет этого имущества затраты, необходимые для удовлетворения потребностей подопеч­ного.

Однако, опекуны не несут обязанностей по содержанию своих подопечных. На такие цели расходуется получаемая на подопеч­ного пенсия, алименты, другие доходы от его имущества и т.п.

Опекун, как правило, должен проживать вместе с подопечным (п. 4.3 Правил опеки и попечительства).

Опекун является представителем подопечного и действует от имени и в интересах последнего. Поскольку малолетние лица могут самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, а недее­способные лица вообще не вправе совершать сделки, то от имени малолетнего лица опекун совершает сделки, выходящие за преде­лы мелких бытовых сделок, а от имени лица, признанного недее­способным, совершает любые сделки.

Вместе с тем, закон ограничивает опекуна в возможности со­вершать ряд сделок от имени подопечного.

В частности, опекун не может осуществлять дарение от имени подопечного, а также обязываться от его имени поручительством.

Кроме того, в соответствии с частью 1 ст. 68 ГК Украины, опе­кун, его жена, муж, а также близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) не могут заключать с подопечным договоры.

Из этого общего правила существует два исключения. Ука­занные лица могут:

1) заключать договоры дарения в пользу подопечного (то есть безвозмездно и безусловно передавать ему имущество в соб­ственность);

2) заключать договор ссуды в пользу подопечного (то есть без­возмездно предоставлять ему имущество во временное пользование).

Некоторые сделки с имуществом подопечного опекун может осуществлять только с разрешения органов опеки и попечитель­ства. В частности, без их согласия он не может:

1) отказываться от имущественных прав подопечного;

2) выдавать письменные обязательства от лица подопечного;

3) заключать договоры, требующие нотариального удостовере­ния и (или) государственной регистрации;

4) заключать договоры в отношении другого ценного имуще­ства.

(В свою очередь, опекун имеет право дать согласие на соверше­ние таких сделок лишь с разрешения органов опеки и попечи­тельства).

Анализируя часть I ст. 71 ГК Украины, где содержатся указан­ные ограничения, можно сделать вывод, о том, что закон различа­ет два случая заключения сделок опекуном:

1) сделки, которые характеризуются особой фактической сто роной: факт отказа от имущественных прав подопечного, факт выдачи письменного обязательства от имени подопеч­ного, факт заключения договора, требующего определенной формы. При этом не имеет значения ценность имущества, в отношении которого такие обстоятельства имели место. Достаточно установления факта совершения сделки, предус­мотренного п.п. 1-3 части 1 ст. 71 ГК Украины. Его нали­чие свидетельствует о нарушении закона и влечет недей­ствительность сделки (ст. 215 ГК Украины);

2) сделки с ценным имуществом (независимо от их формы).

В таком случае суд должен установить, является ли имуще­ство «ценным». Поскольку закон не содержит критериев «ценно­сти имущества», при решении этого вопроса, очевидно, может учи­тываться не только его стоимость в деньгах, но и ценность как культурного наследия и т.п.

Кроме опеки над физическим лицом, опека в соответствии со ст. 74 ГК Украины может быть установлена также над имуще­ством. Это возможно в таких случаях:

1) если у лица, над которым установлена опека и попечитель­ство, есть имущество, находящееся в другой местности;

2) если существует необходимость опеки над имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим или над имуществом

физического лица, место пребывания которого неизвестно (ст. 44 ГК Украины);

3) если это предусмотрено специальным законом.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними лицами, лишенными родительской заботы, и физическими ли­цами, гражданская дееспособность которых ограничена (ст. 59 ГК Украины).

Поскольку несовершеннолетние лица имеют право самостоя­тельно совершать только сделки, указанные в ч. 1 ст. 32 ГК Укра­ины, а лицо, ограниченное в гражданской дееспособности, может совершать только мелкие бытовые сделки, то попечитель дает со­гласие на совершение несовершеннолетними лицами и лицами, ограниченными в гражданской дееспособности, сделок, которые они не могут совершать самостоятельно. Попечитель также обя­зан принимать меры для защиты гражданских прав и интересов подопечного (ч.З ст.69 ГК Украины).

Опека и попечительство могут устанавливаться судом или орга­нами опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 60 ГК Украины суд устанавливает опеку над физическим лицом в случае признания его недееспособным, в случае ограничения его гражданской дееспособности, а также опеку над малолетним лицом и попечительство над несовершен­нолетним лицом, если при рассмотрении дела будет установлено, что они лишены родительского попечения. При назначении опе­куна или попечителя суд должен учесть мнение органов опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 61 ГК Украины установление опеки и попечительства в административном порядке (органом опеки и попечительства) имеет место, если речь идет об опеке над мало­летним лицом и попечительстве над несовершеннолетним ли­цом, кроме случаев, установленных частями первой и второй ста­тьи 60 ГК Украины.

Назначение конкретного опекуна или попечителя произво­дится органом опеки и попечительства. При этом учитывается, что в соответствии с положениями ст. 64 ГК Украины опекуном или попечителем не может быть физическое лицо:

1) лишенное родительских прав, если эти права не были вос­становлены;

2) поведение и интересы которого противоречат интересам физического лица, требующего опеки и попечительства (на­пример, не могут быть опекунами или попечителями лица, состоящие на учете или находящиеся на лечении в психо­неврологических и наркологических учреждениях; лица, которые ранее были опекунами или попечителями и по их вине опека или попечительство были прекращены; лица, осужденные за осуществление тяжкого преступления).

Исключительными случаями опеки и попечительства явля­ется установление этих отношений, если опекун или попечитель нужны, но не назначены. Собственно, таких ситуаций закон пре­дусматривает две:

1) временное выполнение функций опекуна (попечителя). Их по назначению опекуна или попечителя над физическим лицом осуществляет соответствующий орган опеки и попе­чительства;

2) постоянное выполнение таких функций вместо опекуна или попечителя. Оно может иметь место в отношении физичес­кого лица, находящегося в учебном заведении, учреждении здравоохранения или учреждении социальной защиты на­селения, и над которым не установлена опека и попечи­тельство или не назначен опекун или попечитель. При та­ких условиях опеку и попечительство над этим физичес­ким лицом осуществляет указанное учреждение (ст. 66 ГК Украины).

Опекуны и попечители назначаются преимущественно из числа лиц, находящихся в родственных отношениях с подопечным. Поэтому, как правило, обязанности по опеке и попечительству вы­полняются бесплатно. Вместе с тем, ст.73 ГК Украины предусмат­ривает, что Кабинет Министров Украины определяет основания возникновения права на оплату услуг опекуна и попечителя, размер и порядок их выплаты. То есть принципиально вопрос об оплате обязанностей опекуна или попечителя не исклю­чен. В связи с этим следует обратить внимание на коллизию норм Гражданского и Семейного кодексов, возникающую в связи с тем, что часть 5 ст. 249 СК Украины предусматривает безвозмездность выполнения обязанностей опеки и попечительства над ребенком (кстати, здесь возникает вопрос, означает ли это положение СК, что опека над недееспособным может быть возмездной?).

Принципиальный вывод должен основываться на учете оцен­ки ГК Украины как основного акта гражданского законодатель­ства (ст. 4 ГК Украины), вследствие чего при решении этого воп­роса нормы Гражданского кодекса преобладают над положения­ми СК Украины.

Часть 1 ст. 79 ГК Украины предусматривает право заинтере­сованных лиц, в том числе родственников подопечного, обжа­ловать действия опекуна в органы опеки и попечительства или в суд. Очевидно, используя аналогию закона, заинтересованные лица, имеют право обжаловать действия не только опекуна, но и попе­чителя.

Решение органов опеки и попечительства могут быть обжалова­ны в вышестоящий орган или в суд (ч. 2 ст. 79 ГК Украины, пп. 1, 4.8. Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 3 де­кабря 1997 г. «О практике рассмотрения судами дел по жалобам на решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических, должност­ных и служебных лиц в сфере управленческой деятельности, на­рушающих права и свободы граждан»).

1 Освобождение опекуна и попечителя от выполнения их обя­занностей возможно в таких случаях:

1) опекун или попечитель могут быть по их заявлению осво­бождены от выполнения этих обязанностей органом опеки и попечительства.

Такое заявление должно быть рассмотрено на протяжении од­ного месяца со дня его подачи. Лицо выполняет полномочия опе­куна или попечителя до вынесения решения об освобождении его от полномочий опекуна или попечителя или до окончания месяч­ного строка со дня подачи заявления, если оно не было рассмотре­но на протяжении этого срока.

Правила опеки и попечительства предусматривают возможность освобождения от выполнения обязанностей опекунов и попечите­лей по их просьбе, при условии, что орган опеки и попечительства по месту проживания подопечного признает, что данная просьба вызвана уважительной причиной.

В случае, если органы опеки и попечительства откажут в удов­летворении просьбы об освобождении от обязанностей опекуна или попечителя, их отказ в соответствии с частью 2 ст. 79'ГК Украины может быть обжалован в орган, которому подчинены органы опеки и попечительства, или в суд;

2) по заявлению органа опеки и попечительства освободить лицо от полномочий опекуна или попечителя может суд — в слу­чае невыполнения им своих обязанностей, а также в случае помещения подопечного в учебное заведение, учреждение здра­воохранения или учреждение социальной защиты;

3) по заявлению лица, над которым установлено попечитель­ство, попечитель освобождается от выполнения обязаннос­тей (и полномочий) органом опеки и попечительства.

І Прекращение опеки возможно по следующим основаниям: і 1) в случае передачи малолетнего лица родителям (усынови­телям), о чем орган опеки и попечительства принимает со­ответствующее решение;

2) в случае достижения подопечным четырнадцати лет. При этом лицо, исполнявшее обязанности опекуна, становится попечителем без специального решения об этом;

3) в случае возобновления гражданской дееспособности физи­ческого лица, признанного недееспособным. В этом случае решение суда о возобновлении гражданской дееспособности физического лица является основанием для решения органа опеки и попечительства о прекращении опеки (ст. 76 ГК Украины);

4) в случае смерти опекуна или подопечного. Основаниями прекращения попечительства является:

1) достижение физическим лицом совершеннолетия;

2) регистрация брака несовершеннолетнего лица;

3) предоставление несовершеннолетнему лицу полной граж­данской дееспособности;

4) возобновление гражданской дееспособности физического лица, гражданская дееспособность которого была ограниче­на (ст. 77 ГК Украины);

5) смерть подопечного или попечителя.

Особым видом отношений в области опеки и попечительства является предусмотренный ст. 78 ГК Украины «институт помощ­ников», назначение которого состоит в оказании дееспособному физическому лицу помощи в осуществлении прав и выполнении обязанностей последним. Специфика этого института заключается в том, что «помощник» не является опекуном или попечителем, поскольку назначается для оказания помощи полностью дееспо­собному физическому лицу и по его просьбе (по его выбору).

По своим юридическим свойствам институт «помощи» — это отношения, базирующиеся на договоре поручения. Вместе с тем с учетом специфики субъекта, которому оказывается помощь (это всегда дееспособное физическое лицо, которое по состоянию здо­ровья не может самостоятельно осуществлять свои права и ис­полнять обязанности), и специфики оформления соответствующих отношений, в ГК Украины нормы, содержащие принципиальные начала «помощи», помещены в главе «Опека и попечительство».

Характерные признаки института «помощи»:

1) помощник назначается по просьбе дееспособного лица, кото­рое вследствие состояния здоровья нуждается в помощнике;

2) помощником может быть только дееспособное физическое лицо;

3) по заявлению лица, нуждающегося в помощи, имя его по­мощника регистрируется органом опеки и попечительства и подтверждается соответствующим документом.

Помощник имеет право на получение пенсии, алиментов, зара­ботной платы, почтовой корреспонденции, принадлежащих нужда­ющемуся в помощи физическому лицу. Он также имеет право со­вершать мелкие бытовые сделки в интересах лица, нуждающегося в помощи, в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Помощник представляет лицо в органах государственной влас­ти, органах власти Автономной Республики Крым, органах местно­го самоуправления и организациях, деятельность которых связана с обслуживанием населения. Однако представлять физическое лицо в суде он может лишь на основании специальной доверенности.

Услуги помощника являются возмездными, если иное не опре­делено соглашением сторон.

Помощник может быть в любое время отозван лицом, нужда­ющимся в помощи. В этом случае полномочия помощника пре­кращаются с момента заявления (письма и т.п.) об отзыве.

Глава 9 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

1. Понятие и признаки юридического лица.

2. Сущность юридического лица.

3. Правосубъектность юридического лица.

4. Классификации юридических лиц.

5. Виды (формы) юридических лиц частного права.

6. Возникновение и прекращение юридических лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.066 с.)