Нужна международная и национальные стратегии борьбы с терроризмом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нужна международная и национальные стратегии борьбы с терроризмом.



В конце 2001 года создана международная антитеррористическая коалиция (МАК) под эгидой США для борьбы с «угрозами исламистского фундаменталистского терроризма». Причем к названной коалиции были привлечены в той или иной степени некоторые мусульманские страны – Пакистан, Королевство Саудовская Аравия и др.

Помимо этого, международное сотрудничество государств в сфере борьбы с терроризмом организуется Комитетом по борьбе с терроризмом при Совете безопасности ООН (КБТ ООН), также образованном в октябре 2001 года. Россия принимает активное участие в мероприятиях, проводимых данным комитетом, в том числе оказывая помощь заинтересованным странам и обучая антитеррористические кадры.

Проблемами противодействия терроризму с 2002 года также активно занялись европейские структуры от ОБСЕ и Совета Европы до НАТО.

Однако решение США о проведении военной операции по свержению режима Саддама Хусейна в Ираке, привело как к фактическому распаду МАК, росту антиамериканских настроений в странах, традиционно исповедующих ислам, так и сделало европейские государства – Великобританию, Испанию, ФРГ и другие, объектом террористических атак структур, связанных или ассоциирующих себя с «Аль-Каидой». «Аль-Каида» существует с начала 1990-х годов, с 1996 года проводила по 1 – 2 крупных диверсионно-террористических операции против американских объектов за пределами США.

В апреле 1998 года в Пакистане был образован Международный фронт джихада (МФД, другое, встречающееся в СМИ, его наименование – «Международный фронт борьбы против иудеев и крестоносцев»), представляющий собой международный союз радикально-фундаменталистских организаций различных государств мира. При этом многие организации, входящие в МФД, находятся вне закона даже в собственных странах – Египте, Судане, Саудовской Аравии, Пакистане, на Филиппинах.

Агрессия США против Ирака мобилизовала поддерживающие МФД и «Аль-Каиду» силы на проведение террористических операций не только против коалиционных сил в Афганистане и Ираке, но и против государств, имеющих свои воинские контингенты в этих странах.

Геополитической целью МФД является образование теократического исламского государства на территории современной Турции, Палестины, Ирака, Ирана, Чечни, Дагестана, Азербайджана, ряда республик Поволжья, Туркмении, Таджикистана, Киргизии и даже Китая, а также создание зависимых от него анклавов в других частях света – на Филиппинах, в Кашмире, Косово, ряде регионов Африки.

Цель создания теократического исламского государства – установление контроля над регионами, богатыми углеводородными энергоносителями, которые являются становым хребтом глобальной экономики ХХI века. Такой контроль призван изменить направление мировых финансовых потоков, поставить их на службу руководству МФД.

Это является своеобразным ответом на известную концепцию «золотого миллиарда», откровенно пропагандирующей неизбежное отставание в социокультурном развитии остальной части человечества, а это 6/7 населения планеты.

МФД, не смотря на объявленный «всемирный поход против терроризма», сегодня располагает:

- значительными материальными и финансовыми ресурсами;

- опорными базами – одной в 90-е годы стала Чечня;

- разветвленной системой организаций, предприятий, доверенных лиц в десятках государств на всех континентах;

- подготовленными кадрами «моджахедов» («воинов ислама»), насчитывавших не менее 15–20 тысяч боевиков, прошедших подготовку в спецлагерях «Аль-Каиды». Последняя же является, скорее всего, лишь «исполнительным» органом «Международного фронта джихада».

Прошедшие с начала «антитеррористических» операций в Афганистане и Ираке годы показали, что, несмотря на понесенные потери, костяк «Аль-Каиды» не только не был уничтожен, но и полностью сохранил свою боеспособность и управляемость подчиненными структурами, международные контакты, а также «авторитет» и привлекательность для своих единомышленников. В мае 2011 года убит руководитель «Аль-Каиды» Усама бен Ладен. Новым лидером «Аль-Каиды» объявлен Айман аз-Завахири.

Идеологи «Аль-Каиды» и МФД не оставили попыток спровоцировать «войну цивилизаций», способную серьезно дестабилизировать международную обстановку и безопасность.

Следует также отметить, что начало активных боевых действий в Ираке сократило, но отнюдь не ликвидировало зарубежную поддержку сил вооруженных сепаратистов на Севером Кавказе, их НВФ.

В рамках общих действий МАК по противодействию терроризму Грузия, Азербайджан, Турция, усилили меры контроля за режимом госграницы с Россией. Это позитивно повлияло на оперативную обстановку в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах Российской Федерации.

По прогнозу американских аналитиков из Национального совета по разведке, «к 2020 году на смену «Аль-Каиде» придут не менее фанатичные, но более децентрализованные группы исламских экстремистов».

В ближайшие годы очаги терроризма, достаточно влиятельные террористические организации сохранятся в Пакистане, Афганистане, Ираке, Северной Африке, Косово, Центрально-Азиатском регионе (ЦАР), что может самым непосредственным образом сказываться на оперативной обстановке в СНГ.

Определенную угрозу представляют также трансграничные преступные сообщества, в первую очередь связанные с незаконным оборотом наркотиков, оружия, «живого товара», ОМП (оружие массового поражения). С их стороны отмечались попытки уничтожения сотрудников правоохранительных органов, дестабилизации обстановки в конкретных регионах. В России имели место нападения и атаки на объекты погранвойск, включая жилые городки и дома пограничников.

.

С момента завершения первой фазы международной контртеррористической операции в Афганистане в декабре 2001 года, объем наркотрафика из этой страны, направляемого в Европу через Россию и другие страны СНГ, вырос как минимум вдвое, а его «конечная» цена, по сравнению с первоначальной в Кабуле, возрастает более чем в тысячу раз.

Одними из главных причин распространения экстремистских идей и настроений являются:

- стимулирование недовольства в отношении экономической и политической экспансии Запада в исламском мире;

- неурегулированность арабо-израильского конфликта;

- периодические обострения ситуации в Ираке, Афганистане;

- попытки стран Запада воздействовать на политические процессы в Иране, Сирии и др.

Необходимо:

- создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов;

- обеспечить реализацию их интересов, чтобы предотвратить конфликты на национальной почве;

- государственные органы должны активизировать свои усилия по устранению предпосылок формирования террористических организаций;

- повысить контроль за деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран;

- активизировать молодежную политику.

Основными направлениями противодействия терроризму и экстремизму являются:

- создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий;

- формирование международных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом;

- оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.

Одним из важнейших направлений в области борьбы с терроризмом является объединение усилий государств–участников СНГ. Создан Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств (20–21 июня 2000 года), а также утверждена Программа государств-участников Содружества Независимых Государств по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года.

В Совете Европы (ЕС) создан ряд органов, отвечающих за борьбу с экстремизмом и терроризмом:

- Координатор по борьбе с терроризмом;

- Департамент по борьбе с серьезными преступлениями;

- Специальная комиссия по борьбе с терроризмом Совета Европы;

- Комитет экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы CODEXTER.

В большинстве зарубежных стран (Канада, Франция, Дания и Нидерланды) законодательство запрещает расистские выступления, пропаганду и провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности.

В США борьба с различными проявлениями экстремизма объявлена одной из важнейших задач обеспечения внутренней безопасности государства. Вооруженный экстремизм определяется как незаконное использование или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, достижения политических, религиозных или идеологических целей. Подход США к борьбе с терроризмом базируется на принципе преследования террористов по всему миру, перенося боевые операции на территорию противника.

В Египте накоплен определенный опыт по предотвращению экстремистских, террористических актов. Руководство Египта в начале 1990-х годов выдвинуло лозунг «Искоренить зло», имея в виду террор исламских экстремистов. Запрещенны в стране деятельность таких организаций, как «Братья-мусульмане», «Аль-Гамаа аль-ислами», «Аль-джихад аль ислами». По данным министерства внутренних дел, с 1992 года, после вспышки исламского экстремизма в стране, силы безопасности арестовали свыше 3 тысяч человек. Всего же в египетских тюрьмах содержится не менее 12 тысяч осужденных за терроризм. В последнее время Египет стремится как можно активнее привлекать к борьбе с религиозно-политическим экстремизмом легальную оппозицию.

В Пакистане в качестве первоочередных мер по противодействию терроризму выделены следующие направления: повышение общего уровня образования (в том числе религиозного) у населения, особенно в сельской местности; создание новых рабочих мест и повышение занятости; укрепление позитивной социальной мотивации населения, его вовлеченность в законный политический процесс в стране.

Основные направления деятельности Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в области антитеррора:

1. Мобилизация политической поддержки: очень важно донести до сознания наций то, что перед ними стоит возможная угроза терроризма и это поможет мобилизовать поддержку, как национальную, так и политическую. Утверждаются нормативы, стандарты, рекомендации по борьбе с терроризмом. Примером служит введение электронных паспортов.

2. Проблема прав человека. Требуется сохранить баланс между либерализмом и борьбой с терроризмом. Борьба с терроризмом должна проводиться в соответствии с гражданскими правами беженцев и гуманитарным законодательством.

3. Программный менеджмент. Необходимо как продолжать работу над уже существующими программами, так и внедрять новые проекты, изучение новых угроз терроризма, разработка ответных действий на их появление.

Планируется взаимодействие общественного и частного секторов, защита критических инфраструктур, обеспечение безопасности каналов поставок, исследование радикальных и экстремистских течений, а также роль СМИ в борьбе с терроризмом.

Четыре ключевых момента:

1. Борьба с терроризмом требует совместных усилий государств.

2. Существует взаимосвязь между радикализацией и оружием массового уничтожения.

3. Существует необходимость проведения различных мероприятий по обсуждению и выработке методов борьбы с терроризмом.

4. Россия обладает огромным опытом в борьбе с терроризмом и поэтому ОБСЕ надеется на продолжение совместной работы над этой проблемой.

В деле противодействия международному терроризму резко возрастает значение информационных технологий и информационной войны. Отсюда – важность сотрудничества органов государственной власти со СМИ. Необходимо формирование единого информационного пространства планеты для полной ликвидации баз и пунктов подготовки террористов. Государства, на территории которых такие базы находятся, должны персонально отвечать за это перед международным сообществом, желательно перед Советом Безопасности ООН Спецслужбы ведущих стран мира должны принять решение о создании единого банка данных в этой области.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.013 с.)