Нтр и социальные сдвиги в западном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нтр и социальные сдвиги в западном обществе



Научно-техническая революция (НТР) представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление. Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие:

1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства.

Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования – одной из лучших в мире.

2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.

3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции. Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение.

О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого машиностроения в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в транспорт. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному.

4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ – руководители производства – называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России.

Ресурсный фактор определял размещение производства с конца XIX века до начала XX века. Многие ресурсные бассейны стали центрами промышленности. Например, Урал – первая база индустриализации России. В эпоху НТР такая «привязка» промышленности к минерально-сырьевым базам проявляется гораздо реже, но для размещения отраслей добывающей промышленности ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Так как многие старые бассейны и месторождения сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую с экстремальными условиями.

В развивающихся странах ресурсный фактор до сих пор продолжает играть важную роль в индустриализации и оказывает влияние на размещение производства.

Одним из важных факторов размещения производства в эпоху НТР становится тяготение к центрам науки и образования. Прежде всего, это обстоятельство определяет географию наукоемких отраслей, а они тяготеют к научным центрам, к учебным заведениям. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, наоборот, рассредоточение их. В эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы. Так, в Японии в 80-х годах начали создавать технополисы, отобрав для них наукоемкие направления: авиакосмическую технику, роботостроение, производство ЭВМ. Подобные технополисы встречаются и в США.

Фактор тяготения к квалифицированной рабочей силе всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Сейчас любой стране нужны не просто трудовые ресурсы, а высококвалифицированные люди, способные управлять современной техникой.

Экологический фактор существовал и ранее, но в период НТР приобрел особое значение. Учет экологического фактора при сооружении хозяйственных объектов стал обязательным. Законодательством предусмотрены серьезные санкции в отношении лиц, пренебрегающих этим фактором.

В эпоху НТР не потеряли своего значения и такие факторы, как потребительский, энергетический, территориальный. Существенную роль продолжает играть и географическое положение отдельных государств.

2. Развитие образования

Академическая сфера в США, т.е. система фундаментальной науки и образования, сконцентрированная, прежде всего в университетах страны, приобрела столь всеобъемлющее влияние на экономику и общество, что в США активно заговорили о новом этапе в развитии капитализма, который получил название «академический капитализм».

Однако, несмотря на все имеющиеся достижения, американское образование, как и наука, стоит перед серьезными вызовами. Американские эксперты называют следующие негативные тенденций, проявляющихся в сфере кадрового обеспечения науки и образования:

1) отмечается старение научных и инженерных кадров – более 50% всех ученых и инженеров имеют возраст старше 40 лет (для России, разумеется, этот показатель выглядит, как недостижимая мечта);

2) после террористических атак 2001 г. привлекательность США для иностранных ученых и инженеров несколько снизилась; более того, усложнились условия въезда в Америку, как студентов, так и специалистов. А ведь именно иностранные научно-технические кадры во многих специальностях формировали 50% и более совокупной потребности в таких специалистах;

3)  страны, которые ранее были важным источником научно-технических кадров для США – Китай, Индия, Тайвань, Южная Корея, сами делают упор на подготовку кадров ученых и специалистов и увеличивают ассигнования на НИОКР и образование. Так, например, в Южной Корее число защищенных докторских диссертаций с 1986 по 1999 г. увеличилось на 400%, на Тайване – на 500%, а в Китае – на 5400%. Соответственно, число аспирантов из этих стран, защитивших докторские диссертации в США, сократилось.

4)  все меньше американских студентов посвящают себя изучению естественных и инженерных наук и математики. Доля выпускников этих специальностей среди всех выпускников составляет:

- в Китае – 60%,;

- на Тайване – 41%;

- в Южной Корее – 33%;

- в США эта доля в 2000-е гг. не превышает 30%.

Доля выпускников инженерных специальностей в составе населения в возрасте 24 года и старше составляет:

- в Японии 5,8%;

- на Тайване – 4,3%;

- в Европейском союзе – 2,7%,

- в США – лишь 1,8%.

Каждая из перечисленных новых тенденций сама по себе уже является проблемой для будущего научно-технического потенциала США. В совокупности они могут иметь крайне негативные последствия для американской науки.

Так, одной из серьезных проблем высшего образования является его высокая стоимость. Средние годовые расходы студента, связанные, например, с пребыванием в частном 4-х-дичном колледже университета, в 2004 г. достигали 32,9 тыс. долл. Еще в 1985 г. они были более чем в 3 раза ниже.

Проблемой высшей школы США остается нехватка преподавателей ряда научно-технических дисциплин, что приводит к активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Так, по имеющимся данным, в середине первого десятилетия XXI в. доля иностранцев среди преподавателей инженерных наук составляла 26%, в прикладной и теоретической математике – 33%, в физике – 22%.

В начале века доля постоянно проживающих в США докторов наук — выходцев из-за рубежа составила 37%. В основном это ученые из Азии и Европы. Нехватка собственных кадров успешно преодолевается, как видно, без дополнительных затрат со стороны США с помощью «утечки умов» из-за рубежа. Интересам американской науки и экономики служит и растущее число защищаемых в США иностранцами докторских диссертаций.

Что же касается студентов, окончивших вузы в США, то и они в основном планируют остаться в США – 56% общего числа выпускников. Для специалистов в области естественных наук и математики этот показатель превышает 60%.

Цели инновации и модернизации, традиции, сложившиеся научные школы, накопленный опыт, методики обучения, учебно-научная и методическая литература в высшей школе России требуют в новых условиях качественной дифференциации при подготовке кадров с высшим образованием на три неравнозначные группы (уровня), разграниченные по сферам интеллектуальной деятельности.

1. Кадры по эксплуатации знаний, техники и технологий, решению конкретных задач, обработке текущей информации, управленцы среднего звена (бакалавр).

2. Создатели прикладных средств и методов, нано технологий, технической базы в конкретной области, а также для других областей знаний, в том числе и смежных (специалист).

3. Корпус ученых в фундаментальных науках и прикладных исследованиях: аналитики, теоретики, исследователи в каждой из областей знаний (магистр).

Третий – высший уровень (магистр) ставит студента в условия, когда он должен быть погружен в образовательную среду фундаментального научного базиса, как профессиональной ориентации, так и по смежным научным направлениям, независимо от выбранной области знаний.

В этот комплекс дисциплин и самостоятельной подготовки должны входить математические, физико-химические, философские, информационные, гуманитарные, художественные, медико-биологические блоки в разном объеме и сочетании. За основу формирования таких блоков может быть положен принцип современного учебного плана высшего образования. Главная задача - получить всесторонне образованного специалиста, знающего основы и перспективы современной. При этом студент должен постоянно добиваться высокого рейтинга в поэтапной оценке знаний (экзамены, зачеты, семинары, коллоквиумы, рейтинговые баллы), что также предусмотрено Болонскими соглашениями. Ясно, что талант, трудолюбие, творческий потенциал студентов различен. Здесь весьма важна роль личных контактов с преподавателями, научным руководителем, дискуссии, работа в СНО и НИРС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.009 с.)