Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нтр и социальные сдвиги в западном обществе
Научно-техническая революция (НТР) представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса. Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление. Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие: 1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства. Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования – одной из лучших в мире. 2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении ЭВМ, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы. 3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции. Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение.
О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого машиностроения в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в транспорт. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному. 4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством. Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ – руководители производства – называются менеджерами. Подготовка их в последние годы начата и в России. Ресурсный фактор определял размещение производства с конца XIX века до начала XX века. Многие ресурсные бассейны стали центрами промышленности. Например, Урал – первая база индустриализации России. В эпоху НТР такая «привязка» промышленности к минерально-сырьевым базам проявляется гораздо реже, но для размещения отраслей добывающей промышленности ресурсный фактор продолжает оставаться главным. Так как многие старые бассейны и месторождения сильно истощены, именно в добывающей промышленности в первую очередь наметился сдвиг в районы нового освоения, зачастую с экстремальными условиями. В развивающихся странах ресурсный фактор до сих пор продолжает играть важную роль в индустриализации и оказывает влияние на размещение производства. Одним из важных факторов размещения производства в эпоху НТР становится тяготение к центрам науки и образования. Прежде всего, это обстоятельство определяет географию наукоемких отраслей, а они тяготеют к научным центрам, к учебным заведениям. Для некоторых стран характерна сильная территориальная концентрация научных исследований, для других, наоборот, рассредоточение их. В эпоху НТР для многих стран Запада характерна интеграция науки и производства. В результате возникают научно-промышленные комплексы или технополисы. Так, в Японии в 80-х годах начали создавать технополисы, отобрав для них наукоемкие направления: авиакосмическую технику, роботостроение, производство ЭВМ. Подобные технополисы встречаются и в США.
Фактор тяготения к квалифицированной рабочей силе всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Сейчас любой стране нужны не просто трудовые ресурсы, а высококвалифицированные люди, способные управлять современной техникой. Экологический фактор существовал и ранее, но в период НТР приобрел особое значение. Учет экологического фактора при сооружении хозяйственных объектов стал обязательным. Законодательством предусмотрены серьезные санкции в отношении лиц, пренебрегающих этим фактором. В эпоху НТР не потеряли своего значения и такие факторы, как потребительский, энергетический, территориальный. Существенную роль продолжает играть и географическое положение отдельных государств. 2. Развитие образования Академическая сфера в США, т.е. система фундаментальной науки и образования, сконцентрированная, прежде всего в университетах страны, приобрела столь всеобъемлющее влияние на экономику и общество, что в США активно заговорили о новом этапе в развитии капитализма, который получил название «академический капитализм». Однако, несмотря на все имеющиеся достижения, американское образование, как и наука, стоит перед серьезными вызовами. Американские эксперты называют следующие негативные тенденций, проявляющихся в сфере кадрового обеспечения науки и образования: 1) отмечается старение научных и инженерных кадров – более 50% всех ученых и инженеров имеют возраст старше 40 лет (для России, разумеется, этот показатель выглядит, как недостижимая мечта); 2) после террористических атак 2001 г. привлекательность США для иностранных ученых и инженеров несколько снизилась; более того, усложнились условия въезда в Америку, как студентов, так и специалистов. А ведь именно иностранные научно-технические кадры во многих специальностях формировали 50% и более совокупной потребности в таких специалистах; 3) страны, которые ранее были важным источником научно-технических кадров для США – Китай, Индия, Тайвань, Южная Корея, сами делают упор на подготовку кадров ученых и специалистов и увеличивают ассигнования на НИОКР и образование. Так, например, в Южной Корее число защищенных докторских диссертаций с 1986 по 1999 г. увеличилось на 400%, на Тайване – на 500%, а в Китае – на 5400%. Соответственно, число аспирантов из этих стран, защитивших докторские диссертации в США, сократилось. 4) все меньше американских студентов посвящают себя изучению естественных и инженерных наук и математики. Доля выпускников этих специальностей среди всех выпускников составляет: - в Китае – 60%,; - на Тайване – 41%; - в Южной Корее – 33%; - в США эта доля в 2000-е гг. не превышает 30%. Доля выпускников инженерных специальностей в составе населения в возрасте 24 года и старше составляет: - в Японии 5,8%;
- на Тайване – 4,3%; - в Европейском союзе – 2,7%, - в США – лишь 1,8%. Каждая из перечисленных новых тенденций сама по себе уже является проблемой для будущего научно-технического потенциала США. В совокупности они могут иметь крайне негативные последствия для американской науки. Так, одной из серьезных проблем высшего образования является его высокая стоимость. Средние годовые расходы студента, связанные, например, с пребыванием в частном 4-х-дичном колледже университета, в 2004 г. достигали 32,9 тыс. долл. Еще в 1985 г. они были более чем в 3 раза ниже. Проблемой высшей школы США остается нехватка преподавателей ряда научно-технических дисциплин, что приводит к активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Так, по имеющимся данным, в середине первого десятилетия XXI в. доля иностранцев среди преподавателей инженерных наук составляла 26%, в прикладной и теоретической математике – 33%, в физике – 22%. В начале века доля постоянно проживающих в США докторов наук — выходцев из-за рубежа составила 37%. В основном это ученые из Азии и Европы. Нехватка собственных кадров успешно преодолевается, как видно, без дополнительных затрат со стороны США с помощью «утечки умов» из-за рубежа. Интересам американской науки и экономики служит и растущее число защищаемых в США иностранцами докторских диссертаций. Что же касается студентов, окончивших вузы в США, то и они в основном планируют остаться в США – 56% общего числа выпускников. Для специалистов в области естественных наук и математики этот показатель превышает 60%. Цели инновации и модернизации, традиции, сложившиеся научные школы, накопленный опыт, методики обучения, учебно-научная и методическая литература в высшей школе России требуют в новых условиях качественной дифференциации при подготовке кадров с высшим образованием на три неравнозначные группы (уровня), разграниченные по сферам интеллектуальной деятельности. 1. Кадры по эксплуатации знаний, техники и технологий, решению конкретных задач, обработке текущей информации, управленцы среднего звена (бакалавр). 2. Создатели прикладных средств и методов, нано технологий, технической базы в конкретной области, а также для других областей знаний, в том числе и смежных (специалист). 3. Корпус ученых в фундаментальных науках и прикладных исследованиях: аналитики, теоретики, исследователи в каждой из областей знаний (магистр). Третий – высший уровень (магистр) ставит студента в условия, когда он должен быть погружен в образовательную среду фундаментального научного базиса, как профессиональной ориентации, так и по смежным научным направлениям, независимо от выбранной области знаний. В этот комплекс дисциплин и самостоятельной подготовки должны входить математические, физико-химические, философские, информационные, гуманитарные, художественные, медико-биологические блоки в разном объеме и сочетании. За основу формирования таких блоков может быть положен принцип современного учебного плана высшего образования. Главная задача - получить всесторонне образованного специалиста, знающего основы и перспективы современной. При этом студент должен постоянно добиваться высокого рейтинга в поэтапной оценке знаний (экзамены, зачеты, семинары, коллоквиумы, рейтинговые баллы), что также предусмотрено Болонскими соглашениями. Ясно, что талант, трудолюбие, творческий потенциал студентов различен. Здесь весьма важна роль личных контактов с преподавателями, научным руководителем, дискуссии, работа в СНО и НИРС.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.009 с.) |