Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине



XX- начале XXI века.

 

План

1. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ века. Борьба за демократические преобразования.

2. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия)

 

1. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ века. Борьба за демократические преобразования.

Латинская Америка – регион, располагающийся в Западном полушарии и простирающийся от границы США и Мексики на севере, до Огненной Земли и Антарктиды на юге, и по протяженности растянувшийся на более чем 12 000 километров. Он включает южную часть материка Северная Америка, Центральную Америку, острова Вест-Индии и материк Южная Америка. С запада омывается Тихим океаном, с востока - Атлантическим. Страны Латинской Америки подразделяются на 33 государства и 13 колоний и зависимых территорий, а общая площадь этого региона, составляет 21 млн. кв. км, что является более 15% суши земного шара.

Название «Латинская Америка» было введено французским императором Наполеоном III как политический термин.

Страны Латинской Америки объединяли общие проблемы в отношениях с мировым сообществом. В послевоенные годы продолжали сосуществовать, бороться и сменять друг друга консервативная, реформистская и революционная модели развития. Специфика политической традиции, большая роль личности лидера (каудильо, вождя), увлекающего за собой массы.

Наиболее развитые страны взяли курс на «импортзамещающую индустриализацию», стремясь создать собственную промышленность.

Особенности послевоенного развития

1. Процесс индустриализации, рост городов и городского населения не решили проблем зависимости от импорта высокотехнологичных машин и оборудования.

2. Сохранялось невыгодное для Латинской Америки международное разделение труда, при котором регион рассматривался, прежде всего, как поставщик сырья и сельскохозяйственной продукции.

3. Ведущие державы монопольно устанавливали соотношение цен на сырье и промышленную продукцию в свою пользу.

4. До сегодняшнего дня велика внешняя задолженность латиноамериканских стран, вовлеченность населения в производство наркотиков.

Перед лицом ухудшающейся экономической конъюнктуры, инфляции и роста социальной напряженности Латинская Америка в 60-е гг. ощутила необходимость коренных реформ. Многие страны провели аграрную реформу, покончившую с засильем латифундизма. Основной реакцией на экономические трудности стало изменение политических режимов.

Аргентина

Социальные меры президента Аргентины Хуан Доминго Перона (1946-1955 и 1973-1974 гг.):

1) разработано законодательство (пенсии, отпуска, дома отдыха для рабочих, повышена зарплата, запрещен детский труд);

2) национализированы (за выкуп) принадлежавшие иностранному капиталу железные дороги, телефонные линии, Центральный банк;

3) разработан 5-летний план экономического развития;

4) поощрялись национальные промышленность и капитал;

5) попытки колонизации пустующих земель;

6) принята новая конституция

Его правление отличалось, с одной стороны, авторитарными чертами, а с другой – комплексом социальных преобразований. Падение цен на традиционные виды латиноамериканского экспорта в начале 50-х гг. ухудшило экономическую конъюнктуру, усилило инфляцию и обострило социальные отношения. В сентябре 1955 г., после очередного военного переворота, Перон бежал в Парагвай.

Куба.

Фидель Алеха́ндро Кастро – кубинский революционный, государственный, политический и партийный деятель, команданте, председатель Госсовета Кубы с 1976 по 2008 год. Герой Советского Союза (1963).

Кастро национализировал американскую собственность и установил контакты с СССР. Госсектор занял монопольное положение. Значительные экономические трудности начались в 60-е гг. (карточки на продукты питания и товары существуют и поныне). Курс на ускоренное «строительство коммунизма», индустриализацию в отрыве от реальных возможностей, монополия партии Кастро в политической сфере, копирование советского образца общественного развития привели к установлению на Кубе командно-административной экономики со всеми негативными последствиями, проявившимися со временем.

С 1952 г. на Куба зависела от американского капитала, занимавшего командные позиции в производстве сахара – основной статьи национального экспорта. На Кубе практически не было влиятельной оппозиционной силы. За смену режима взялись молодые патриоты-демократы во главе с обаятельным адвокатом Фиделем Кастро.

Поначалу Кастро придерживался демократических убеждений. По мере продвижения к власти взгляды Кастро приобретали все более «левый», радикальный характер.

В 1960 г. США объявили экономическую блокаду Кубы, а в 1961 г. произошла неудачная попытка прямой военной интервенции. Для прежней Кубы закрытие американского рынка было равносильно катастрофе. Из страны в США бежала довольно значительная часть населения. В 90-е гг. экономические трудности на Кубе, объявлявшиеся происками врагов и мирового империализма, резко возросли. Не изменяя сущности режима, Ф. Кастро с трудом согласился на частичные реформы в сфере либерализации экономики.

Чили

Военный переворот, тщательно спланированный и квалифицированно организованный, произошел в стране 11 сентября 1973 г.: были расстреляны все нелояльные офицеры, убит президент-социалист Альенде.

Правительство – военную хунту – с чрезвычайными полномочиями на неопределенный срок возглавил генерал А. Пиночет. В Чили начались широкомасштабные преследования инакомыслящих. Против террора выступили ООН и все мировое сообщество, социалистические страны разорвали с Чили отношения. Пиночет предложил стране наиболее оптимальный, по его мнению, путь развития:

- запрет политических партий;

- контроль над профсоюзами;

- ограничение прав человека.

Негативные тенденции немного смягчились в 80-е гг. В начале 90-х экономика Чили переживала стремительный подъем, что способствовало снижению социальной напряженности и стабильности в обществе.

Преобразования Пиночета:

1) поощрение частного предпринимательства, денационализация значительной части госсектора;

2) привлечение иностранного капитала;

3) возвращение частной собственности на землю, поощрение фермерских хозяйств;

4) модернизация и техническое переоснащение традиционных отраслей промышленности (прежде всего медной);

5) защита идей национализма, католичества и испанских традиций — «органической демократии».

Мексика

Национал-реформистский курс политики проводили правительства Мексики.

Демократический режим отличался рядом особенностей:

- сильная власть;

- политика уступок рабочему движению.

В Мексике продолжалась аграрная реформа, создание в ряде сфер хозяйства государственного сектора. Рост экономических связей на североамериканском континенте и экспансия в страну иностранного капитала впоследствии подвели Мексику к участию в интеграционной системе Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).

Бразилия

Сходные черты имела политика Ж.Варгаса в Бразилии в период «нового государства» и его президентства в 1951-1954 гг.

В отличие от национал-реформизма под влиянием кубинской революции в ряде стран в 60е и первой половине 70х гг. пришли к власти революционные, левонационалистицеские режимы, часто опиравшиеся на революционное офицерство. После победы кубинской революции в 1959 г. революционерам в Латинской Америке казалось, что перспективен путь вооруженных революций и партизанских битв. Подогревала подобные идеи и маоистская пропаганда.

В результате военных переворотов в 60-е гг. в целом ряде стран пришли к власти левонационалистические режимы. Это было новым явлением в регионе.

До середины 70-х годов политика модернизации означала:

- курс на создание государственного сектора;

- усиление государственного регулирования;

- защиту национального рынка;

- социальные преобразования.

Политическое направление этого курса получило наименование национал-реформизм и экономический национализм.

2. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия).

С середины 70-х гг. в мировой экономике обозначился крутой поворот. Новая фаза научно-технической революции в развитых капиталистических странах и экономических кризисы ускорили процесс обновления производства. В таких условиях гигантские монопольные государственные компании, сросшиеся с бюрократическим аппаратом, превращались в тормоз экономического развития. Приватизация части государственного сектора стала экономической необходимостью.

Новый уровень глобализации, привлечение современной технологии и иностранного капитала, стал частью стратегии латиноамериканских стран. Суть новой стратегии модернизации состояла в разгосударствлении собственности и поощрении механизмов свободной рыночной экономики.

Таким образом, в странах региона произошло кардинальное переосмысление места государства в жизни общества. Ушло в прошлое крайнее преувеличение роли государства.

Основным источником накопления капиталов и модернизации стали широкое привлечение иностранного капитала в форме инвестиций, займов кредитов, развитие экспортных отраслей. Эта политика привела к развитию производства в области энергетики, электронной промышленности, к ускорению научно-технического прогресса.

В 1980 г. валовой национальный продукт региона превзошёл уровень 1960 г. в 3,5 раза. Но эти процессы имели и негативные стороны:

- поражение левых сил в целом ряде стран;

- установление авторитарных режимов;

- громадный рост внешней задолженности;

- колоссальные выплаты по внешним долгам;

- рост инфляции;

- безработица;

- увеличился слой бедных, и оказавшихся на обочине жизни групп населения.

Важной особенностью межамериканских экономических отношений явилось развитие региональной экономической интеграции. Для Латинской Америки оказалась привлекательной идея создания свободной торговле на континенте. Поэтому в ряде стран получила поддержку идея присоединения к соглашению о создании североамериканской зоны свободной торговли в составе США, Канады и Мексики (НАФТА).

В 1991 г. Бразилия, Аргентина и другие страны подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга континента. В 2001 г. в Квебеке все страны 2-х американских континентов (кроме Кубы) подписали Декларацию о создании с 2005 г. панамериканской зоны свободной торговли.

Политика военных режимов и негативные последствия модернизации, её издержки усилили напряженность в обществе. Недовольство вызывало и отсутствие демократических свобод и прав человека. В странах континента:

- стали нарастать забастовки, развертывалась борьба за демократические права, в неё включились средние слои, мелкие и средние предприниматели;

- господствующие классы укрепили свое положение и не нуждались в репрессивных режимах;

- изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно стало городским и индустриальным;

- повысился уровень образования населения.

В итоге в Латинской Америке начался процесс демократизации. С политической карты страны исчезла последняя диктатура. Потерпели поражение попытки создания общества, альтернативного капиталистическому. Сандинистская революция в Никарагуа привела к установлению революционного режима 1979-1990 гг. однако, она примирением враждующих сторон. Никарагуанская революция замкнула круг революций, начатый в 19010 г. мексиканской революцией. Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь характерные для латиноамериканской истории, стали сменяться конструктивными, демократическими.

Впервые в своей истории в концу ХХ в. Латинская Америка развивается без диктатур и революций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.019 с.)