Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российская культура и ее место в мировой культуре ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Россия – это уникальная страна, в которой существует самобытная культура, адекватная как географическим условиям, так и ее историческим традициям и национальному характеру русской нации. Эта культура веками складывалась во многом как острая гуманистическая реакция на неустроенность и административный произвол в практической жизни. Поэтому русская культура выработала своеобразный «компенсаторный» механизм развития, суть которого – в самозабвенном искании чистых идеалов в ответ на внешнее насилие (град Китеж, фанатизм Аввакума, сектантство, образ «Святой Руси», хождение в народ, русская идея и др.). Россия – это страна крайностей. В географическом и социально-экономическом отношении Россия оказалась обществом, материальный фундамент которого чем дальше, тем больше приобретал черты азиатского способа производства: масса сельских общин и огромное государство, вынужденное на этапе централизации власти и управления прибегнуть к «закрепощению» и податного, и служивого сословий, в т.ч. и по причине постоянной военной опасности для страны. Основное противоречие российской социокультурной жизни, ее цивилизационного типа изначально было задано двумя факторами: с одной стороны, ее принадлежностью к европейско-христианской цивилизации, а с другой – в социально-экономическом плане – представленностью в социальной системе традиционного, азиатского способа производства. Это противоречие существенно модифицируется в условиях включения России в мировой рынок, приобретая явно выраженный динамический оттенок. Отражением этого противоречия и его модификации в общественном сознании послепетровской России стала оппозиция: православие – секуляризм, консерватизм – прогрессизм.
Социокультурные особенности России: ü коллективистское мировоззрение, ценностно-рациональный подход к миру; ü повышенная эмоциональность и душевность в общении, склонность к неформальным коммуникациям; ü слабый уровень дисциплинированности и организованности, небрежный стиль; ü упование на случайность (авось, небось, да как-нибудь); ü доминирование должного над сущим; ü приверженность мессианским настроениям и эсхатологическим утопиям; ü максимализм и радикализм, отрицание компромисса, согласия;
ü правовой нигилизм; ü сакральное отношение к власти, ее персонализация; ü амбивалентность сознания русского человека, его двойственность, противоречивое сочетание взаимоисключающих качеств: сострадание и жестокость, мягкость и склонность к насилию, покорность и терпение, но бунтарство и вольность и т.п.
В наше время глобализации безостановочно идет процесс интеграции и взаимообогащения культур. Занимая выгодное географическое положение, учитывая свою евразийскую природу и опираясь на богатство своей культуры, Россия способна содействовать диалогу Запада и Востока, внести в этот диалог свой посильный вклад.
Контрольные вопросы: 1. Что такое культура? Какие существуют подходы к ее пониманию и объяснению? 2. В чем специфика философского понимания культуры? 3. Какие философские концепции культуры Вы знаете? 4. Как взаимосвязаны общество и культура? Как вы понимаете активное обратное воздействие культуры на общество? 5. Какова структура культуры? Как соотносятся материальная и духовная культуры? 6. Какие Вы знаете исторические типы, эпохи и ступени развития культуры? 7. Почему культуру называют ценностным отношением к миру? 8. Как соотносятся массовая и элитарная культура? 9. Какую роль в культуре играет просвещение и образование? 10. Объясните место медицины в культуре общества. 11. Как Вы понимаете единство и многообразие культур? 12. Раскройте взаимодействие различных культур. 13. Что такое цивилизация? Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»? 14. Чем отличается современная цивилизация? 15. Раскройте социокультурную специфику России. Что такое «российский менталитет»? 16. Как Вы понимаете тезис «Россия – мост между Востоком и Западом»?
Темы докладов и рефератов: 1. Философское понимание культуры. 2. Альтернативные теоретические подходы к осмыслению культуры. 3. Взаимодействие общества и культуры. 4. М. Вебер о взаимосвязи общества и культуры. 5. Структура и типология культуры. 6. Исторические типы культуры. 7. культура и цивилизация. 8. Единство и взаимодействие культур.
9. О. Шпенглер и Н.Я. Данилевский о развитии культуры. 10. Глобальная цивилизация. 11. Российская культура и ее место в мировой культуре. 12. Диалог культур и его перспективы в современную эпоху.
Основная литература:
Гобозов И. Социальная философия. Учебник для вузов. — М., 2010. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2014. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2017. Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2018. Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для вузов. – М., 2014.
Дополнительная литература:
Аванесова Г.А. Роль православия в развитии отечественной культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 2. – С. 52 – 67. Григорьев Н.Ю. Культура и цивилизация. Российская цивилизация в диалоге западной и восточной культур // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2013. - Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с. Лапина Т.С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование // Философия и общество. – 2008. – № 2. – С. 54 – 70. Межуев Б.В. Есть ли у России свой «цивилизационный код» и в чем он может заключаться? // Вопросы философии. – 2018. – № 7. – С. 35 – 43. Миголантьев А.А. Философия культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2003. № 3. С. 85 – 104. Миголантьев А.А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4. – С. 64 – 80; № 6. – С. 71 – 94. Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 2. – С. 39 – 51. Назаретян А.П. Вызовы и перспективы цивилизации: станет ли эволюция на Земле космически значимой? // Вопросы философии. – 2018. – № 6. – С. 99 – 110. Петров-Стромский В. Идеи М.М. Бахтина в гуманитарной парадигме культуры // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 82 – 94. Решетников С.Ю. Теория культуры // Общественные науки и современность. – 2007. – № 2. – С. 156 – 162. Шапиро С. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Лань, 2006. Шендрик И.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити – Дана, Единство, 2000. – 519 с.
[1] См.: Мещерякова Я.А., Жаров С.Я. Концептуальные основания философского метода и содержание вузовского курса философии // Наука, образование, человек. – М., 1991. С. 88 – 90.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.011 с.) |