Российская культура и ее место в мировой культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российская культура и ее место в мировой культуре



Россия – это уникальная страна, в которой существует самобытная культура, адекватная как географическим условиям, так и ее историческим традициям и национальному характеру русской нации. Эта культура веками складывалась во многом как острая гуманистическая реакция на неустроенность и административный произвол в практической жизни. Поэтому русская культура выработала своеобразный «компенсаторный» механизм развития, суть которого – в самозабвенном искании чистых идеалов в ответ на внешнее насилие (град Китеж, фанатизм Аввакума, сектантство, образ «Святой Руси», хождение в народ, русская идея и др.). Россия – это страна крайностей.

В географическом и социально-экономическом отношении Россия оказалась обществом, материальный фундамент которого чем дальше, тем больше приобретал черты азиатского способа производства: масса сельских общин и огромное государство, вынужденное на этапе централизации власти и управления прибегнуть к «закрепощению» и податного, и служивого сословий, в т.ч. и по причине постоянной военной опасности для страны.

Основное противоречие российской социокультурной жизни, ее цивилизационного типа изначально было задано двумя факторами: с одной стороны, ее принадлежностью к европейско-христианской цивилизации, а с другой – в социально-экономическом плане – представленностью в социальной системе традиционного, азиатского способа производства.

Это противоречие существенно модифицируется в условиях включения России в мировой рынок, приобретая явно выраженный динамический оттенок. Отражением этого противоречия и его модификации в общественном сознании послепетровской России стала оппозиция: православие – секуляризм, консерватизм – прогрессизм.

 

Социокультурные особенности России:

ü коллективистское мировоззрение, ценностно-рациональный подход к миру;

ü повышенная эмоциональность и душевность в общении, склонность к неформальным коммуникациям;

ü слабый уровень дисциплинированности и организованности, небрежный стиль;

ü упование на случайность (авось, небось, да как-нибудь);

ü доминирование должного над сущим;

ü приверженность мессианским настроениям и эсхатологическим утопиям;

ü максимализм и радикализм, отрицание компромисса, согласия;

ü правовой нигилизм;

ü сакральное отношение к власти, ее персонализация;

ü амбивалентность сознания русского человека, его двойственность, противоречивое сочетание взаимоисключающих качеств: сострадание и жестокость, мягкость и склонность к насилию, покорность и терпение, но бунтарство и вольность и т.п.

 

       В наше время глобализации безостановочно идет процесс интеграции и взаимообогащения культур. Занимая выгодное географическое положение, учитывая свою евразийскую природу и опираясь на богатство своей культуры, Россия способна содействовать диалогу Запада и Востока, внести в этот диалог свой посильный вклад.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое культура? Какие существуют подходы к ее пониманию и объяснению?

2. В чем специфика философского понимания культуры?

3. Какие философские концепции культуры Вы знаете?

4. Как взаимосвязаны общество и культура? Как вы понимаете активное обратное воздействие культуры на общество?

5. Какова структура культуры? Как соотносятся материальная и духовная культуры?

6. Какие Вы знаете исторические типы, эпохи и ступени развития культуры?

7. Почему культуру называют ценностным отношением к миру?

8. Как соотносятся массовая и элитарная культура?

9. Какую роль в культуре играет просвещение и образование?

10. Объясните место медицины в культуре общества.

11. Как Вы понимаете единство и многообразие культур?

12. Раскройте взаимодействие различных культур.

13. Что такое цивилизация? Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

14. Чем отличается современная цивилизация?

15. Раскройте социокультурную специфику России. Что такое «российский менталитет»?

16. Как Вы понимаете тезис «Россия – мост между Востоком и Западом»?

 

Темы докладов и рефератов:

1. Философское понимание культуры.

2. Альтернативные теоретические подходы к осмыслению культуры.

3. Взаимодействие общества и культуры.

4. М. Вебер о взаимосвязи общества и культуры.

5. Структура и типология культуры.

6. Исторические типы культуры.

7. культура и цивилизация.

8. Единство и взаимодействие культур.

9. О. Шпенглер и Н.Я. Данилевский о развитии культуры.

10. Глобальная цивилизация.

11. Российская культура и ее место в мировой культуре.

12. Диалог культур и его перспективы в современную эпоху.

 

Основная литература:

 

Гобозов И. Социальная философия. Учебник для вузов. — М., 2010.

Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб., 2014.

Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2017.

Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2018.

Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для вузов. – М., 2014.

 

Дополнительная литература:

 

       Аванесова Г.А. Роль православия в развитии отечественной культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 2. – С. 52 – 67.

       Григорьев Н.Ю. Культура и цивилизация. Российская цивилизация в диалоге западной и восточной культур // Традиционное прикладное искусство и образование. – 2013. -

       Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с.

Лапина Т.С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование // Философия и общество. – 2008. – № 2. – С. 54 – 70.

       Межуев Б.В. Есть ли у России свой «цивилизационный код» и в чем он может заключаться? // Вопросы философии. – 2018. – № 7. – С. 35 – 43.

       Миголантьев А.А. Философия культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2003. № 3. С. 85 – 104.

       Миголантьев А.А. Философия цивилизации // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4. – С. 64 – 80; № 6. – С. 71 – 94.

       Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 2. – С. 39 – 51.

       Назаретян А.П. Вызовы и перспективы цивилизации: станет ли эволюция на Земле космически значимой? // Вопросы философии. – 2018. – № 6. – С. 99 – 110.

       Петров-Стромский В. Идеи М.М. Бахтина в гуманитарной парадигме культуры // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 82 – 94.

       Решетников С.Ю. Теория культуры // Общественные науки и современность. – 2007. – № 2. – С. 156 – 162.

Шапиро С. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб.: Лань, 2006.

Шендрик И.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юнити – Дана, Единство, 2000. – 519 с.

 

 


[1] См.: Мещерякова Я.А., Жаров С.Я. Концептуальные основания философского метода и содержание вузовского курса философии // Наука, образование, человек. – М., 1991. С. 88 – 90.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.011 с.)