Социальные институты культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные институты культуры



Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:

ü устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;

ü общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;

ü система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:

1) потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака;

2) потребность в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;

3) потребность в средствах существования — экономические институты, производство;

4) потребность в получении знаний, в инкультурации и социализации подрастающего поколения, подготовка кадров — институты образования и воспитания в широком смысле, включая науку;

5) потребность решения духовных проблем, смысла жизни — институт религии.

Основные институты содержат неосновные, которые называют также социальными практиками или обычаями. У каждого основного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур, механизмов. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребности.

 

Вопрос 3. Структура, типология и уровни культуры

 

Общепринятым является подразделение культуры на материальную и духовную. Деление на материальную и духовную культуруозначает различие между двумя типами деятельности, взаимосвязанными в диалектическом единстве. Особенности материальной деятельности субъекта обусловлены технико-технологической и предметно-продуктивной сторонами культуры.

К материальной культуре относятся средства производства и предметы труда, а также широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку, удовлетворению его материальных потребностей. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природы.

Материальная культура имеет свою внутреннюю структуру. Вещественные плоды материального производства – наследие, предназначенное для потребления, а также оснащения материального производства – первая сторона материальной культуры. Это вещи, одежда, промышленное оснащение, технологии, творческий потенциал работников.

Вторая сторона – культура воспроизводства человечества, способы поведения человека в интимной сфере. Отношения мужчины и женщины определяют характер общей культуры человека. Рождение и становление людей опосредовано культурой и представлено множеством моделей и деталей, удивительным многообразием.

Физическая культура – третья сторона материальной культуры. Здесь тело человека является объектом его деятельности. К культуре физического развития относят: становление и изменение физических возможностей человека, врачевание. Это различные виды спорта, гимнастика, гигиена тела, профилактика заболеваний и их лечение, активный отдых. Социально-политическая культура как сторона материальной культуры есть сфера общественного бытия, в которой организуется практика установления, сохранения и изменения, смены социальных институтов.

 

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образованности населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка. Существенной составляющей духовной культурой является также религия. Таким образом, культура охватывает все достижения человечества как в области материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда и его продуктах, не только в знании, но и в навыках и умениях. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений людей.

 

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам. Нравственная субстанция, по Г. Гегелю, немыслима без социально сращенной жизни людей, т.е. феномен нравственности возможен только в обществе, во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу, а такая жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия. Существенной добродетелью, например, является моральная твердость воли человека в соблюдении им долга.

Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

Эстетическое сознание — это феномен духовной культуры. Как отмечали многие мыслители, и как показал Г. Гегель, разум безжизнен без чувства и бессилен без воли. Понятия Истины и Добра неполны без Красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. «Я убежден, — писал Гегель, — что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте». Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством. Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством — это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни.

Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство

Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», т.е. его философия как неотъемлемый компонент его мировоззрения.

Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовы­ражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Наука стремится выразить мудрость в формах мысли. Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении [1]. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говоря словами Г. Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приво­дят к многообразию спорящих между собой философских учений.

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

 

Некоторые виды культуры невозможно определенно отнести ни к материальной, ни к духовной области, их считают «вертикальным сечением» культуры. Они как бы пронизывают все ее уровни. Это следующие виды культуры:

1) экономическая;

2) политическая;

3) эстетическая;

4) экологическая культуры.

 

Альтернативный подход к структуре культуры разработали американские антропологи. У них культура состоит из четырех элементов: понятия, отношения, ценности и правила.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.

Например, в языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников. Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Все эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

4. Нормы представляют собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

 

Культуру принято рассматривать также с позиций осуществления ценностей. Различают ценности позитивные – негативные, специфические – вечные, внутренние – внешние и др. На основе последней пары критериев культуру подразделяют на субъективную (развитие способностей отдельного человека) и объективную (процесс изменения людьми ареала своего обитания).

Объективная культура в свою очередь складывается из множества составляющих. Наиболее важными составляющими объективной культуры являются культурные универсалии и культурный порядок. Универсалий (наиболее общих понятий культуры) ученые насчитывают около 100 (среди них календарь, число, имя, семья, ритуалы и т.д.). Универсалии присущи всем культурам независимо от времени, места и социального устройства общества.

Культурный порядок – это совокупность мировоззренческих установок, представлений, правил, норм, управляющих отношениями между культурными элементами. Это письменный язык, устная речь, научные теории, жанры искусства.

Объективную культуру подразделяют также по характеру ее локализации в географическом и социальном пространствах на культурный ареал (географический район, который может не совпадать с государственными рамками). Выделяют:

ü доминирующая культура. Это ценности, которыми руководствуется большинство членов общества.

ü субкультура – национальная, профессиональная, возрастная. Субкультураэто часть общей культуры данного общества, своеобразная система норм, ценностей, обычаев и традиций, присущих определенной социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей общей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, обычаями и т.п. Различия могут быть весьма заметными и существенными, но субкультура все же не противостоит доминирующей культуре общества.

ü контркультура, т.е. культура, которая находится в конфликте с общепринятыми ценностями. Контркультураэто такая субкультура, которая не просто отличается от общей культуры, но противостоит ей, находится в устойчивом конфликте с господствующими ценностями. В качестве примеров можно назвать субкультуру хиппи, террористов и т.п.

 

       Принято выделять три основных уровня культуры. Критерий выделения: кто создает культуру и на кого она ориентирована.

1. Элитарная культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными авторами. Как правило, для ее восприятия и понимания требуется некоторая предварительная подготовка и наличие определенных знаний. Она включает в себя изящное искусство, серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу, например, живопись П. Пикассо, музыка А. Шенберга и С. Губайдуллиной. Такая культура трудна для понимания неподготовленного человека и на десятилетия опережает уровень восприятия среднего человека. Ее девиз: искусство для искусства.

2. Народная культура создается коллективно анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Ее главная задача – сохранение и ретрансляция нормативно-ценностной структуры общества. Она включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Фольклор четко локализован, т.е. связан с традициями данной местности, а также демократичен, ведь в его создании и распространении участвуют все желающие.

3. Массовая культура создается большей частью профессиональными авторами и широко распространяется с помощью средств массовой информации. Она практически не выражает духовных ценностей народа и для ее восприятия не требуется никакой подготовки и никаких знаний. Она очень легко усваивается, общедоступна и поэтому может быть весьма агрессивной и назойливой. Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие в жизни общества.

Типологии культуры

         

Типология культуры – это метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью описания и сопоставления. Типология культуры стала необходимой в связи с неоднозначностью и множественностью социокультурного мира. Задача типологии культуры – это упорядоченное описание и объяснение разнородного по составу множества объектов культуры. Для типологии культуры могут использовать различные основания.

Основными принципами или критериями типологии культур являются:

ü географический – локализация культур в территориальном пространстве;

ü хронологический – локализация во времени, выделение этапов в историческом развитии;

ü национальный – относительные особенности этнических и национальных признаков культуры.

В современной философии сложились два основных методологических подхода к типологизапии культур. Первый из них рассматривает культуру в диахроническом аспекте, т.е. в ее историческом развитии, и дает различные модели исторической типологии. Второй подход типологизирует культуру в синхронном аспекте — через пространственное размещение культурных центров и их взаимодействие между собой. По этой методологии типология культуры дает дихотомию Запад-Восток, представленную в разных моделях и вариантах.

 

Типологизировать культуру можно по самым разным основаниям. Самой распространенной и общей является типологию на два противоположных типа – западный и восточный.

Восточная и западная культуры всегда представлялись полярными друг другу. Это деление учитывает не только территориальное и географическое положение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

Восток – это, прежде всего, традиционное общество и традиционный путь развития, основанные на примате (корпоративной) этики над техникой, общинном коллективизме, синкретическом мировоззрении и политической деспотии. Восточная культура развивается крайне медленно и органично, точнее, она эволюционирует, причем циклично.

В противоположность этому, Запад – это особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Западной Европе XV – XVII вв. Его фундаментальными основами выступают принципы индивидуализма и прав человека, персонализма и технократизма, рационализма и прагматизма, свободной конкуренции и частной собственности, демократии и правового государства. Хотя прогресс человечества в последние столетия связан с Западной культурой, однако ее достижения не абсолютны. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Частнопредпринимательская деятельность и жестокая конкуренция резко ограничивают сферу сострадания и милосердия, деформируют нравственные принципы братства и уважения к каждой личности. Культы активизма, насилия и техники не оставляют места для благоговения перед жизнью.

Именно Восток в широком смысле этого слова стал колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры. Для всех его локальных социокультурных образований было характерно стремление к сохранению жесткой нормы, устойчивого социального порядка и религиозных и моральных стандартов поведения. Сущность этих социальных систем определяется азиатским способом производства и сводится к консервативной стабильности. Это концепция Л.С. Васильева.

Другая точка зрения на эту проблему – концепция Р. Генона, по которой восточные цивилизации сущностно не противоречат друг другу в силу следования изначально общему высшему принципу.

При обоих объяснениях мы видим, что в современном мире, с одной стороны, цивилизации, оставшиеся стоять на традиционных позициях (таковы цивилизации Востока), с другой стороны, откровенно антитрадиционные цивилизации или цивилизация Запада.

Л.С. Васильев выделяет три гигантские структуры: китайскую, индо-буддийскую и арабо-мусульманскую. Р. Генон представлял восточный мир следующей классификацией: Дальний Восток – китайская цивилизация, Средний Восток – индуистская, Ближний Восток – исламская.

В работах Л.И. Седова, принявшего социологическую концепцию Т. Парсонса, на базе тезиса о возможности гипертрофированного развития одной из четырех социальных подсистем с превращением ее в фундамент общества – цивилизации – данная классификация получила новое основание.

Запад представляет в ней экономический тип общества, тогда как три восточные цивилизации соответствуют в основном «ценностному», «социетальному» и «политическому» типам.

Восток не отвергает старого, традиционного, органично вписываясь в него. Характерные черты восточной культуры:

ü погруженность во внутренний мир человека;

ü убеждение в том, что усовершенствование мира основано на обретении человеком целостности и гармонии в самом себе;

ü гармония с природой;

ü развитие не с помощью техники и технологии, а естественным путем.

Сегодня восточные культуры утрачивают свою замкнутость и закрытость, воспринимая влияние западной культуры, но оставаясь при этом индивидуальными и самобытными.

Если Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или тремя основными, то Запад представляется рядом сменяющихся эпох:

1) классической эллинской культурой;

2) эллинистически-римской ступенью;

3) романо-германской культурой христианского Средневековья;

4) новоевропейской культурой.

Три последние ступени можно рассматривать и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной культуры римлян и германцев, а затем и всей романо-германской Европы.

 

Свою типологию культур разработал П.А. Сорокин. Основным критерием разделения культур на типы стала система ценностей и отношение к миру. Выделяются:

1. Идеациональный тип. В данном типе культуры все сферы жизни, как правило, основаны на религии.

2. Идеалистический тип. Это следующий по счету тип культуры, и он начинает проявляться после упадка идеациональной культуры и является промежуточным. Огромное значение приобретает также чувственный объективный мир. В мире преобладал идеалистический тип культуры во времена раннего Возрождения. В этом типе культуры объективная реальность и смысл этой реальности чувственны.

3. Чувственный тип. В данном типе культуры наиболее важным является представление о «сверхчувственной реальности» и убеждение о том, что земная человеческая жизнь сама по себе ничего не значит. Реальностью признаются только чувственные ценности окружающей среды.

 

 

       Медицина является важным и неотъемлемым элементом культуры сразу по нескольким основаниям. Во-первых, она выступает специфическим видом человеческой осмысленной и рациональной деятельности по освоению и преобразованию окружающего мира, в том числе и организма самого человека, следовательно, участвует в создании «второй природы», т.е. культуры. Во-вторых, медицина имманентно ориентирована на гуманистические идеалы и ценности, вырабатываемые культурой. Отсюда, в-третьих, медицина ориентирована не только на физическое здоровье, человека, но и на его социальное здоровье и благополучие. Это – подход культурный. В-четвертых, медицина основана на знаниях и технологиях, т.е. на инструментах и составных частях культуры. В-пятых, медицина предполагает опора на социальный опыт, на ненаследуемые знание и умения, а важнейшей функцией культуры как раз и является передача социального опыта. В-шестых, подготовка квалифицированного врача предполагает не только формирование профессиональных знаний и умений, но и воспитание его как личности, а это возможно только в мире культуры. И, наконец, в-седьмых, медицинская помощь поможет человеку реализовать свои творческие возможности и способности, реализовать себя как личность, т.е. содействует выполнению главного предназначения культуры.

 

Вопрос 4. Исторические модификации культуры. Культура и цивилизация. Россия как особая историко-культурная ценность.

 

Культура, с одной стороны, является аккумулятором общественно значимого опыта, накопленного народами в ходе исторического развития, с другой, — связана с целеполаганием, т.е. постановкой социально значимых целей и интенций их достижения. Поэтому культура включает институты, учреждения и механизмы, обеспечивающие, во-первых, сохранность, во-вторых, преемственность базовых ее элементов и образцов, в-третьих, формирование новых ценностей и моделей.

Уровень культуры общества, в конечном счете, детерминируется социально-экономическим бытием. Это измерение культуры, будучи сущностным, определяющим, не является единственным: в культуре одного уровня наблюдается огромное разнообразие культур. Преобразование культуры, сколь бы не было оно медленным, происходит путем «взрыва», в результате которого старая культура преодолевается. Преодоление это, однако, происходит только на основе старой культуры, чем и обеспечивается преемственность в культуре.

Основа социальной динамики — смена традиций, то есть ломка, преодоление культуры. Сложный сам по себе, не поддающийся однозначной трактовке, этот процесс направляется мощными стимулами, лежащими вне самой культуры. В то же время это внешнее воздействие обязательно проявляется также и в работе внутренних механизмов. А культурная динамика катализирует процесс смены социальных идеалов, представляющих собой высшие слои культуры.

Не будучи абсолютно самостоятельной, культура в той мере, в какой она обладает атрибутами внутренней автономии, развивается из определенной исходной клеточки. Если понимать культуру как одну из детерминант общественного развития, то тогда в основу понятия «культура» полагается опыт — фиксированная сторона труда, практики, своего рода «застывшая практика», структура и условие реализации того или иного способа деятельности.

Здесь, правда, возникает антиномия традиции, понимаемой как передача опыта. Ведь, с одной стороны, смысл традиции — в неизменности, консерватизме, неподвижности. Но, с другой, — передача, трансляция — это всегда процесс. Разрешение этой антиномии видится в обращении к категории «форма». Традиция — форма, которой передается культурное содержание. Между тем традиция содержательна. Не меняющееся, по сути, содержание традиции облекается в постоянно видоизменяющуюся форму.

Исторические типы культуры:

восточная (III-I тыс. до н.э.);

античная (VI-I вв. до н.э.);

христианская (V-ХV вв.).

 

Исторические типологии основываются на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Исторические типологии базируются на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. При этом в Средние века на этой линии всемирно-исторического развития выделяли 4 царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклически в соответствии с природными процессами смены времен года, а также в соответствии с делением по возрастам человечества (младенчество, юность, зрелость и старость). С тех пор значительно выросло число оснований, по которым выделяются исторические и культу рные эпохи, сменяющие друг друга. Сегодня в рамках исторических типологий культуры выделяют несколько подходов.

Этнографическая типология выделяет 2 основных периода: архаический (первобытный) и цивилизационный

Хозяйственно-культурная типология выделяет присваивающий тип хозяйства и производящий тип (пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство и плужное земледелие).

Типология на основе материалов и технологий, используемых человечеством. Эта типология делит всю историю человечества на 4 периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.

Формационная типология (марксизм) на основе выделения способов производства.

Типология Г. Мак-Люэна в качестве критерия типологии берет средства и способы общения. В соответствии с этим критерием выделяются а) дописьменные (бесписьменные), б) письменные (книжные) и в) экранные (информационные) общества и культуры.

Типология культур М.К. Петрова основывается на способах передачи знаний от поколения к поколению и в определенном смысле примыкает к типологии Мак-Люэна. Петров выделяет три способа трансляции знаний и соответствующие им типы культуры:

1. лично-именной тип передачи знаний (от индивида к индивиду, например, от отца сыну).

2. профессионально-именной способ трансляции знаний, возникающий с появлением первых цивилизаций и характеризующийся передачей знаний членами одной социальной группы, где на место индивида заступает коллективный хранитель, накопитель и транслятор групповою знания. Как правило, такой группой являются жрецы.

3. универсально-понятийный тип трансляции знаний, возникший в античности вместе с появлением науки как самостоятельной сферы культуры и функционирующий в европейской цивилизации. Он не регламентирует субъекта познания родовыми, профессиональными и иными рамками, знание становится доступным любому человеку.

В рамках структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Д. Белл) сложилось разделение культур на традиционные, индустриальныеи постиндустриальные культуры — одна из широко распространенных современных типологий культуры.

Теория постиндустриального общества (Д. Бэлл, Г. Кан, О. Тоффлер, Ж. Фурастье, А. Турен) вполне адекватна потребностям времени, открыта для совершенствования и вместе с тем методологически близка марксизму, что может оказаться весьма полезным для российского обществоведения.

С точки зрения теории постиндустриального общества, современный мир оказывается разделенным на три группы цивилизаций.

1. собственно постиндустриальные общества — Западная Европа, США, Канада, Япония.

2. страны «догоняющего развития» — Восточная Европа, Россия, Юго-Восточная Азия, Китай с относительно развитой промышленностью и обладающие отдельными характеристиками постиндустриализма.

3. развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, выступающие в основном источником сырьевых ресурсов для первой группы.

Основной вектор мирового развития обусловлен общецивилизационной тенденцией перехода к постиндустриализму, который тем временем уже вступил во вторую фазу — информационное общество.

Характеристиками информационного общества являются:

ü производство, функционирование и доступность современных информационных технологий;

ü возможность для индивидов или групп людей в любой точке общества и в любое время получить необходимую информацию и знания;

ü наличие развитых инфраструктур, обеспечивающих создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно ускоряющегося научно-технологического и социально-исторического процесса;

ü ускоренная автоматизация и роботизация всех сфер производства и управления;

ü радикальное изменение социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг;

ü неуклонное снижение количества людей, занятых в традиционных отраслях, при столь же неуклонном повышении производительности труда.

 

Культура и цивилизация.

Понятие «цивилизация» появилось в XVIII веке в русле теории прогресса и несло на себе отпечаток просветительского мышления. В это время практически отсутствовало критическое рассмотрение этого понятия. Цивилизация понималась как прогресс, развитие общества на началах разума и «универсализма», некий идеал. Цивилизация отождествляется также с цивилизованностью, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля (Вольтер). В эпоху Реставрации во Франции Ф. Гизо рассматривает цивилизацию как единство двух элементов — уровня социального развития и уровня интеллектуального развития.

Затем значение термина расширяется и помимо обладания воспитанностью и навыками «цивилизованного поведения» он стал употребляться для характеристики стадий развития человечества. Л.Г. Морган, а вслед за ним и Ф. Энгельс рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую после дикости и варварства. В это время понятие цивилизация используется также как характеристика европейского капитализма в целом.

И. Кант первым ввел различение культуры от цивилизации. Ранее под культурой понимали все созданное человеком. А Кант определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. В свою очередь, чисто внешний, технический тип культуры он назвал цивилизацией. При этом он с тревогой говорил об отрыве цивилизации от культуры, культура развивается гораздо медленнее цивилизации. Эта пагубная диспропорция чревата серьезными бедами. Цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества.

С кантовским подходом коррелируется известное выражение М.М. Пришвина: «культура – это связь людей, а цивилизация – связь вещей».

 

К ХХ в. постепенно сформировались и другие подходы к феномену цивилизации. Все многообразие концепций в этом вопросе можно свести к двум основным подходам: материалистическому и культурно-историческому. Материалистический подход (К. Маркс, М. Вебер, французская школа Анналов) делает основной упор на изучении экономики, материального производства, способа хозяйствования и порожденных ими отношений. Духовные же факторы четко привязываются к типу технологии или социальности. Цивилизация здесь трактуется как определенная ступень в развитии общества.

Культурно-исторический подход (Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби, Н. Элиас, А. Кребер, Ф. Нортон) акцентирует внимание на духовных факторах. Цивилизация здесь – это локализованная во времени и пространстве культура. Каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, сакральной ценности или символе, вокруг которых и формируются сложные духовные комплексы. При этом все теоретики данного подхода отвергают линейную концепцию истории человечества, идею прогресса и выдвигают циклические или ритмические теории.

Многообразие определений, концепций и точек зрения относительно понятия «цивилизация» можно свести в несколько групп:

ü культурологические (М. Вебер, В. Каволис),

ü социологические (Д. Уилкинс, П. Сорокин),

ü этнопсихологические (Л. Гумилев),

ü географические (Л. Мечников)

 

Все концепции сводится, в конечном счете, к трем основным группам:

1. Синоним культуры.

2. Уровень, ступень, общественного развития, материальной и духовной культуры.

3. Стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью и варварством.

В целом цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.087 с.)