Из разговора с Петей Трофимовым в третьем действии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из разговора с Петей Трофимовым в третьем действии



Трофимов. Продано ли сегодня имение или не продано — не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза.

Любовь Андреевна. Какой правде? Вы видите, где правда и где не­правда, а я точно потеряла зрение, ничего не вижу. Вы смело решаете все важные вопросы, но скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успе­ли перестрадать ни одного вашего вопроса? Вы смело смотрите вперед, и не потому ли, что не видите и не ждёте ничего страшного, так как жизнь ещё скрыта от ва­ших молодых глаз? Вы смелее, честнее, глубже нас, но вдумайтесь, будьте велико­душны хоть на кончике пальца, пощадите меня. Ведь я родилась здесь, здесь жи­ли мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с са­дом... (Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул здесь... (Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек.

Трофимов. Вы знаете, я сочувствую всей душой.

Любовь Андреевна. Но надо иначе, иначе это сказать... (Вынимает платок, на пол падает телеграмма.) У меня сегодня тяжело на душе, вы не мо­жете себе представить. Здесь мне шумно, дрожит дупла от каждого звука, я вся дрожу, а уйти к себе не могу, мне одной в тишине страшно. Не осуждайте меня, Петя... Я вас люблю, как родного. Я охотно бы отдала за вас Аню, клянусь вам, только, голубчик, надо же учиться, надо курс кончить. Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с места на место, так это странно... Не правда ли? Да? И надо же что-нибудь с бородой сделать, чтобы она росла как-нибудь... (Смеётся.) Смешной вы!

Трофимов (поднимает телеграмму). Я не желаю быть красавцем.

Любовь Андреевна. Это из Парижа телеграмма. Каждый день полу­чаю. И вчера, и сегодня. Этот дикий человек опять заболел, опять с ним нехоро­шо... Он просит прощения, умоляет приехать, и по-настоящему мне следовало бы съездить в Париж, побыть возле него. У вас, Петя, строгое лицо, но что же делать, голубчик мой, что мне делать, он болен, он одинок, несчастлив, а кто там погля­дит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему вовремя лекарство? И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу. (Жмёт Трофимову руку.) Не думайте дурно, Петя, не говорите мне ничего, не го­ворите...

Что по этим отрывкам можно сказать о Раневской? К чему она стремится, какие чувства ею владеют? Как вам кажется, её желание вернуться в Париж связано с тем, что продают усадьбу, или оно объясняется иными причинами?

Обратите внимание: в первом действии Раневская даже не взглянула на телеграммы из Парижа, во втором - прочла и порвала их, а в третьем действии прочла, сохранила и приняла решение вернуться к «нему».

Ещё один вопрос:  как, по-вашему, Любовь Андреевна Раневская  - сильный человек или нет? На эти вопросы дайте письменные ответы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочтите сцену из первого действия, в которой Гаев даёт обещание перед Варей и Аней спасти имение. В репликах и монологах Гаева подчеркните слова и словосоче­ тания, которые помогут вам охарактеризовать его.

Гаев. Да...

Пауза.

Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это зна­чит, что болезнь  неизлечима. Я думаю, напрягаю мозги, у меня много средств, очень много и, значит, в сущности, ни одного. Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тётушки-графини. Тётка ведь очень, очень богата.

Варя (плачет). Если бы бог помог.

Гаев. Не реви. Тётка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина...

Аня показывается в дверях.

Вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я её очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, всё же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в её малейшем движении.

Варя (шёпотом). Аня стоит в дверях.

Гаев. Кого?

Пауза. Удивительно, мне что-то в правый глаз попало... плохо стал видеть. И в четверг, когда я был в окружном суде...

Входит Аня.

Варя. Что же ты не спишь, Аня?

Аня. Не спится. Не могу.

Гаев. Крошка моя. (Целует Ане лицо, руки.) Дитя мое... (Сквозь слёзы.) Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня всё. Верь мне, верь...

Аня. Я верю тебе, дядя. Тебя все любят, уважают... но, милый дядя, тебе на­до молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?

Гаев. Да, да... (Её рукой закрывает себе лицо.) В самом деле, это ужасно! Бо­же мой! Боже, спаси меня! И сегодня я речь говорил перед шкапом... так глупо! И только когда кончил, понял, что глупо.

Варя. Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и всё.

Гаев. Молчу. (Целует Ане и Варе руки.) Молчу. Только вот о деле. В четверг я был в окружном суде, ну, сошлась компания, начался разговор о том о сём, пятое-десятое, и, кажется, вот можно будет устроить заём под векселя, чтобы запла­тить проценты в банк.

Варя. Если бы господь помог!

Гаев. Во вторник поеду, ещё раз поговорю. (Варе.) Не реви. (Ане.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет... А ты, как отдохнешь, по­едешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трёх концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убеждён... (Кладёт в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбу­ждённо.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!

Гаев объявляет о том, что он сделает всё для спасения имения, уже после того, как Лопахин предложил разбить землю на участки и сдать в аренду. Сравните план дейст­ вий Гаева с предложением Лопахина. В чём их принципиальная разница? Что можно сказать о Гаеве по приведённому выше отрывку? Запишите ваши ответы

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Прочтите одну из последних сцен «Вишнёвого сада» (4- е действие), разговор ме­ жду Гаевым, Раневской и Аней. Подчеркните слова и словосочетания в репликах геро­ ев, которые выражают их душевное состояние.

Любовь Андреевна. Минут через десять давайте уже в экипажи са­диться... (Окидывает взглядом комнату.) Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдёт зима, настанет весна, а там тебя уже не будет, тебя сломают. Сколько ви­дели эти стены! (Целует горячо дочь.) Сокровище моё, ты сияешь, твои глазки иг­рают, как два алмаза. Ты довольна? Очень?

Аня. Очень! Начинается новая жизнь, мама!

Гаев (весело). В самом деле, теперь всё хорошо. До продажи вишнёвого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бес­поворотно, все успокоились, повеселели даже... Я банковский служака, теперь я финансист... жёлтого в середину, и ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно.

Любовь Андреевна. Да. Нервы мои лучше, это правда.

Ей подают шляпу и пальто.

Я сплю хорошо. Выносите мои вещи, Яша. Пора. (Ане.) Девочка моя, скоро мы увидимся... Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твоя ярославская бабушка на покупку имения — да здравствует бабушка! — а денег этих хватит ненадолго.

Что изменилось в жизни для Гаева, Раневской, Ани с потерей имения? Что изме­ нилось в них самих? Сравните слова Гаева и Раневской с монологом Лопахина из чет­ вёртого действия, который вы уже анализировали. Кто из них троих больше счаст­лив: Лопахин, купивший усадьбу, или Гаев и Раневская, лишившиеся родового гнезда? Кто торжествует в финале «Вишнёвого сада»? Объясните вашу точку зрения пись­ менно.___________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В пьесе «Вишнёвый сад» есть персонаж, о котором мы уже вскользь упоминали, -это Петя Трофимов, учитель погибшего сына Раневской. Он не связан с имением Гаева какими бы то ни было материальными интересами, в имении его удерживают чувства, симпатия к Любови Андреевне и влюблённость в её дочь Аню, хотя сам он свою влюб­лённость отрицает и, наверное, вполне искренне. Это значит, что непосредственного от­ношения к конфликту, который возник из-за продажи вишнёвого сада, он как будто бы не имеет. Тогда какова его роль в пьесе? Давайте постараемся в этом разобраться. Про­ чтите разговор Пети Трофимова и Ани из второго действия и подчеркните слова и словосочетания, которые помогут понять, к чему стремится Петя Трофимов.

 

Аня.   Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад.

Трофимов. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.

Пауза.

Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владев­шие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с ка­ждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите го­лосов... Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живёте в долг, на чужой счёт, на счёт тех людей, которых вы не пускаете дальше перед­ней... Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет ещё ровно ничего, нет определённого отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьём водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо снача­ла искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страда­нием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.

Аня. Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово.

Трофимов. Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер.

А н я (в восторге). Как хорошо вы сказали!

Трофимов. Верьте мне, Аня, верьте! Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, бе­ден, как нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И всё же душа моя всегда, во всякую минуту, и днём и ночью, была полна неизъясни­мых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его...

Аня (задумчиво). Восходит луна.

Слышно, как Епиходов играет на гитаре всё ту же грустную песню. Восходит луна. Где-то около тополей Варя ищет Аню и зовёт: «Аня! Где ты?»

Трофимов. Да, восходит луна.

Пауза.

Вот оно счастье, вот оно идёт, подходит всё ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!

Голос Вари: «Аня! Где ты?»

Опять эта Варя! (Сердито.) Возмутительно!

Итак, к чему стремится Петя Трофимов? Как он представляет себе счастье? И, как вы думаете, почему Аня готова так безоговорочно довериться его призывам? Запишите ответы на эти вопросы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочтите ещё одну сцену с Петей Трофимовым из второго действия и подчерк­ ните то, что покажется вам наиболее важным в его словах.

Любовь Андреевна. Нет, давайте продолжим вчерашний разговор.

Трофимов. О чём это?

Гаев. О гордом человеке.

Трофимов. Мы вчера говорили долго, но ни к чему не пришли. В гордом че­ловеке, в вашем смысле, есть что-то мистическое. Быть может, вы и правы по-сво­ему, но если рассуждать попросту, без затей, то какая там гордость, есть ли в ней смысл, если человек физиологически устроен неважно, если в своём громадном большинстве он груб, неумён, глубоко несчастлив. Надо перестать восхищаться со­бой. Надо бы только работать.

Гаев. Всё равно умрёшь.

Трофимов. Кто знает? И что значит — умрёшь? Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы.

Любовь Андреевна. Какой вы умный, Петя!..

Л о п а х и н (иронически). Страсть!

Трофимов. Человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, ра­ботают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с живот­ными, учатся плохо, серьёзно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало. Все серьёзны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота... И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим. Укажите мне, где у нас ясли, о которых говорят так много и часто, где читальни? О них только в романах пишут, на деле же их нет совсем. Есть только грязь, пошлость, азиатчи­на... Я боюсь и не люблю очень серьёзных физиономий, боюсь серьёзных разгово­ров. Лучше помолчим!

Как вам кажется, почему в пьесе, главное событие которой - продажа имения, Че­ хову понадобился этот монолог о «гордом человеке», о будущем человечества и о на­ стоящем России? К кому обращены слова Пети Трофимова?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 1902 г., т. е. за два года до выхода «Вишнёвого сада», в Московском Художествен­ном театре состоялась премьера пьесы Максима Горького «На дне». Спектакль имел большой общественный резонанс. Особенно сильное впечатление на зрителей произво­дил монолог одного из обитателей ночлежного дома, в котором происходило действие пьесы. Прочтите этот монолог и подчеркните в нём те слова, которые будут пере­ кликаться с речью Пети Трофимова.

Сатин. Когда я пьян... мне всё нравится. Н-да... Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и по­тому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все на­чала и концы... Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это зву­чит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жало­стью... уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встаёт.) Хорошо это... чувст­вовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по ули­це, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся, и оглядываются... и час­то говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Че­ловек — выше сытости!..

Попробуйте объяснить, почему слова Сатина с воодушевлением принимал зри­тельный зал в 1902 г.? Что в этом монологе может вызвать у вас эмоциональный отклик?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Письменно сравните речь Сатина и речь Пети Трофимова. Можно ли сказать, что ус­ тами героев здесь говорят сами авторы? Если да, то почему вы сделали такой вывод?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В финале «Вишнёвого сада», когда все персонажи готовятся к отъезду, а в саду уже вырубаются деревья, Петя Трофимов произносит последнюю торжественную речь, от­вергая деньги, предложенные Лопахиным. Прочтите этот монолог Пети Трофимова и подчеркните в нём слова, которыми Трофимов сам себя характеризует.

Трофимов. Твой отец был мужик, мой — аптекарь, и из этого не следует ре­шительно ничего.

Лопахин вынимает бумажник.

Оставь, оставь... Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни ма­лейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силён и горд. Человечество идёт к высшей прав­де, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!

Лопахин. Дойдёшь?

Трофимов. Дойду.

Пауза.

Дойду, или укажу другим путь, как дойти.

Какие черты в характере Пети Трофимова открывает этот монолог? Сравните его с предыдущими монологами Пети Трофимова, а также с монологом Сатина. Мож­ но ли сказать, что Петя Трофимов изменился к концу пьесы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V

В пьесе «Вишнёвый сад» есть одна особенность, необычная для русской драматур­гии XIX в. Пьеса написана в прозе, на бытовом материале, а что может быть менее по­этическим, чем торги, залоги, долги, которые составляют стержень драматического дей­ствия? Но прочтите несколько небольших отрывков из «Вишнёвого сада» вслух и вслушайтесь в интонацию и ритм звучащих реплик.

«Далеко за садом пастух играет на свирели. Трофимов идет через сцену и, увидев Варю и Аню, останавливается. Варя. Тссс... Она спит... спит... Пойдём, родная.

Аня (тихо, в полусне). Я так устала... все колокольчики... Дядя... милый... и мама и дядя...

Варя. Пойдём, родная, пойдём... (Уходят в комнату Ани.) Трофимов (в умилении). Солнышко мое! Весна моя!»

«В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре. Аня (задумчиво). Епиходов идёт... Гаев. Солнце село, господа.

Трофимов. Да».

 

«Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя...

Любовь Андреевна. О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!.. Прощай!..

Голос Ани весело, призывающе: «Мама!..» Голос Трофимова весело, возбуждённо: «Ау!..» Любовь Андреевна. В последний раз взглянуть на стены, на окна... По этой комнате любила ходить покойная мать... Гаев. Сестра моя, сестра моя!..»

Какую роль играют в этих репликах словесные повторы? Эти маленькие отрывки звучат как обычная повседневная речь или в этот момент в пьесе возникает ка­кая - то иная интонация?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Чехов использует в пьесе особый  драматургический приём - это система лейтмотивов, т. е. какой-то образ (зрительный, звуковой, словесный) или даже какой-то крошечный эпизод повторяется и варьируется на протяжении пьесы. Рассмотрим три примера.

Пример 1. Сравните три отрывка и подчеркните в них ключевое слово:

«Любовь Андреевна. О сад мой! После тёмной, ненастной осени и хо­лодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!». (1-е действие.)

«Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле неё коло­дец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и ста­рая скамья». (Из ремарки ко 2-му действию.)

«Любовь Андреевна. И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люб­лю этот камень и жить без него не могу». (3-е действие.)

Пример 2. Сравните два отрывка и подчеркните общее в них:

«Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздаётся отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замираю­щий, печальный». (Ремарка из 2-го действия.)

«Ф и р с (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали... (Садится на диван.) Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал... (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел... Мо­лодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил... (Ложится.) Я полежу... Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ни­чего... Эх ты... недотёпа!.. (Лежит неподвижно.)

Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. На­ступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву». (Конец 4-го действия, последние слова пьесы.)

Пример 3. Сравните четыре отрывка и назовите общий мотив, который их свя­зывает.

«Л о п а х и н. Пришёл поезд, слава богу. Который час? Д у н я ш а. Скоро два. (Тушит свечу.) Уже светло.

Л о п а х и н. На сколько же это опоздал поезд? Часа на два, по крайней мере». (Начало 1-го действия.)

«Л о п а х и н. Да, время идёт.

Гаев. Кого?

Лопахин. Время, говорю, идёт». (1-е действие.)

«Лопахин. Надо окончательно решить — время не ждёт. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!» (2-е действие.)

«Лопахин. На дворе октябрь, а солнечно и тихо, как летом. Строиться хо­рошо. (Поглядев на часы, в дверь.) Господа, имейте в виду, до поезда осталось всего сорок шесть минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать. Поторапли­вайтесь». (4-е действие.)

Напишите, в каких искусствах роль основного художественного приёма выполня­ют повторы и лейтмотивы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какую роль в пьесе могут играть лейтмотивы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

И последнее замечание.

В построении системы образов пьесы А.П.Чехов отвергает классические каноны. В системе образов комедии отсутствует разделение на положительных и отрицательных, главных и второстепенных персонажей,  внимание автора сосредоточено не на их действиях, но на настроении. Представление о героях пьесы возникает на пересечении различных точек зрения, выраженных в самохарактеристиках персонажей, а также в стилевой разноплановости их речи, в оценках героев другими действующими лицами, в авторских комментариях, содержащимися в ремарках.

Но в драматургических произведениях непременно должен быть центр – событие или персонаж, вокруг которого развивается действие. В пьесе А.П.Чехова «центр» в традиционном понимании утрачен. На его место поставлен безмолвный вишневый сад и становится ее главным персонажем. В этом образе сопрягается конкретное («И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») – молодость, воспоминания, чистота, счастье.

Как вы думаете, что еще может олицетворять вишневый сад, исходя из содержания и проблематики пьесы _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.069 с.)