О чем размышляет  старцев, оказавшись на кладбище. Подумайте, прочитав отрывок, как соотносятся  между собой состояние природы и состояние героя. Выпишите ключевые цитаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О чем размышляет  старцев, оказавшись на кладбище. Подумайте, прочитав отрывок, как соотносятся  между собой состояние природы и состояние героя. Выпишите ключевые цитаты



…Светила луна. Было тихо, тепло, но тепло по-осеннему. …

С полверсты он прошел полем. Кладбище обозначалось вдали темной полосой, как лес или большой сад. Показалась ограда из белого камня, ворота... При лунном свете на воротах можно было прочесть: «Грядет час в онь же...» Старцев вошел в калитку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по обе стороны широкой аллеи и черные тени от них и от тополей; и кругом далеко было видно белое и черное, и сонные деревья склоняли свои ветви над белым. Казалось, что здесь было светлей, чем в поле; листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей и на плитах, и надписи на памятниках были ясны. На первых порах Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое, — мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом темном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью и покоем.

Кругом безмолвие; в глубоком смирении с неба смотрели звезды, и шаги Старцева раздавались так резко и некстати. И только когда в церкви стали бить часы и он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь навеки, то ему показалось, что кто-то смотрит на него, и он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние...

Памятник Деметти в виде часовни, с ангелом наверху; когда-то в С. была проездом итальянская опера, одна из певиц умерла, ее похоронили и поставили этот памятник. В городе уже никто не помнил о ней, но лампадка над входом отражала лунный свет и, казалось, горела.

Никого не было. Да и кто пойдет сюда в полночь? Но Старцев ждал, и, точно лунный свет подогревал в нем страсть, ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи, объятия. Он посидел около памятника с полчаса, потом прошелся по боковым аллеям, со шляпой в руке, поджидая и думая о том, сколько здесь, в этих могилах, зарыто женщин и девушек, которые были красивы, очаровательны, которые любили, сгорали по ночам страстью, отдаваясь ласке. Как, в сущности, нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало; перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущал тепло, и это томление становилось тягостным...

И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом. Старцев едва нашел ворота, — уже было темно, как в осеннюю ночь, — потом часа полтора бродил, отыскивая переулок, где оставил своих лошадей.


Чувства Старцева 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Состояние природы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Сделайте вывод: __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. Читатель уже к этому внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждения в тексте ­­­­­­______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ 4 главы. Прошло 4 года. Какие изменения произошли в семье Туркиных? _________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А каков теперь Старцев? ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? _______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как складываются отношения Старцева с горожанами?_____________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Старцев одинок… но возвращается из Москвы Котик. В начале рассказа она такова, какой ее воспитали: взбалмошная, самоуверенная, она отвергает любовь молодого врача, потому что верит только в свой талант. Безусловно, есть ее вина в одиночестве их обоих, но к концу рассказа она изменилась, многое поняла

Каков, по-вашему мнению, символический смысл предложения: « И больше уж он никогда не бывал у Туркиных». _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 глава – итог всей жизни Старцева. Вспомните начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев – два противоположных полюса. А в конце рассказа…

           Расскажите об Ионыче в эту пору, выписав наиболее характерные детали из текста

___________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А что стало с Туркиными? Изменилось ли у них что-нибудь? __________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием – расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они иду по разным направлениям: жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал романа с Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева.  В результате сжатости композиции образуется между этими вехами как бы пространство, которое автор оставляет для заполнения. 

Попробуйте сделать это сами

 

 

 


                                                                                                                                                      «Языческий бог»

     

 


                                                11

«Весна                                                                                                                                                «Вот и все»

жизни»

             
 
 
 

 


                                                                                                                                                              «Огонек погас»

 

 

Вывод: За несколько лет молодой ________________ врач, посвящающий себя ___________ _____________, интересующийся ___________, __________, превращается в ___________ _____________, интересующегося только ________________ _______________.

Видимо, добрые мысли и чувства Старцева были довольно _____________, если он не смог противостоять _____________ __________________________.

Все начинается с мелочей в характере и ______________ человека: сначала не очень _________ ___________, которые проходят, как только девушка уехала, раздражительность, __________________ соображения, нежелание ______________ и ________________ свои убеждения,  а заканчивается ________________ ________________.

Одной из важнейших тем для А.П. Чехова является тема нравственной ответственности человека за все, что происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем ______________ и ________________ свои взгляды, выстоять перед тихим воздействием пошлости.

Рассказ вызывает стремление к сопротивлению ___________ и __________________, заставляет задуматься о самом главном – ___________ _________________, о степени _____________   __________________ каждого перед собой и другими.

ОТ СЛОВА К ЗРЕЛИЩУ

«Вишневый сад»

Напишите слова - ассоциации к слову «настроение»._________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из букв и слогов слова «нас - тро - е - ни - е» создайте новые слова._____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I

Драматургия - род литературы служебный. За редким исключением, которое так и называется «драма для чтения», пьесы пишут для театра, для того чтобы написанное слово на сцене стало звучащей речью, а имя из списка действующих лиц обрело плоть, жесты и мимику актера. Опытный драматург, работая над пьесой, уже, как правило, пред­ставляет себе возможности её сценического воплощения и учитывает их.

Свою последнюю пьесу «Вишнёвый сад» (1903-1904 гг.) Антон Павлович Чехов (1860-1904) писал для Московского Художественного театра. МХТ к тому времени имел опыт постановки трёх чеховских пьес: «Чайки», «Дяди Вани» и «Трёх сестёр». И, тем не менее, спектакль Художественного театра по «Вишнёвому саду» оказался не слишком ус­пешным. Сам Чехов остался недоволен излишним - с его точки зрения - драматизмом и преувеличенной серьёзностью этой постановки. С тех пор за «Вишнёвым садом» закре­пилась репутация пьесы трудной для театра, пьесы с секретом.

Прочтите ремарки, которые предпосланы первому, второму, третьему и четвёр­ тому действиям «Вишнёвого сада», и в левую часть страницы выпишите слова, соз­ дающие у вас настроение.

«Вишнёвый сад», настроение


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1- е действие:

«Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в ком­нату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты».

2- е действие:

 «Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле неё ко­лодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темне­ют тополя: там начинается вишнёвый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который быва­ет виден только в очень хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце».

3- е действие:

«Гостиная, отделённая аркой от залы. Горит люстра. Слышно, как в перед­ней играет еврейский оркестр, тот самый, о котором упоминается во втором ак­те. Вечер. В зале танцуют grand-rond».

4- е действие:

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось только немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чув­ствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».

Теперь в правую часть (колонка на стр. 12) выпишите слова из прочитанных вами сейчас ремарок «Вишнёвого сада», по которым можно составить суждение о чертах характера персонажей пьесы.

Сравните ремарки, описывающие место действия в первом, втором, третьем и четвёртом актах «Вишнёвого сада». Можно ли по этим ремаркам определить, когда, в каком действии пьесы происходит кульминация, т. е. конфликт пьесы до­стигает точки предельного напряжения, и в судьбах героев происходят необра­тимые изменения? Сравнивая ремарки, проследите, как меняется освещение от первого действия к последнему.____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли по ремаркам, описывающим место действия в «Вишнёвом саде», пред­ ставить, что произошло с его героями от первого действия к финалу. Если вы ещё не читали «Вишнёвого сада», попробуйте по этим ремаркам придумать сюжет пье­сы, а если прочли, то кратко изложите сюжет, используя выписанные вами слова._____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следующее задание. Перед вами ремарки к первому, второму, третьему и четвёр­тому действиям драмы А. Н. Островского «Бесприданница». В левую часть страницы выпишите из ремарок Островского слова, создающие «настроение», а в правую - слова - характеристики действующих лиц.

«Настроение»                                                                    «Характер»


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1- е действие:

«Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Направо (от актёров) — вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чу­гунная решётка, за ней — вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла и проч. На площадке столы и стулья: один стол на правой стороне, подле кофейной, другой — на левой».

2- е действие:

«Комната в доме Огудаловой. Две двери: одна в глубине, входная; другая налево (от актёров); направо — окно; мебель приличная; фортепьяно, на нём лежит гитара».

3- е действие:

«Кабинет Карандышева. Комната, меблированная с претензиями, но без вкуса; на одной стороне прибит над диваном ковёр, на котором развешано оружие. Три двери: одна посредине, две по бокам».

4- е действие:

«Декорация первого действия. Светлая летняя ночь».

Сравните ремарки А. Н. Островского к «Бесприданнице» с ремарками А. П. Чехова к «Вишнёвому саду». Есть ли разница в том, как описывают эти два драматурга ме­ сто действия в своих пьесах? Если есть, то в чём она заключается?__________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II

Прежде чем перейти к следующим заданиям, коротко напомним сюжет «Вишнёвого сада».

В имение к брату, Леониду Андреевичу Гаеву, возвращается из Парижа Любовь Анд­реевна Раневская. Имение разорено, и если ничего не предпринять, оно будет продано с аукциона за долги. Гаев и Раневская должны спасти родовое гнездо, в котором выросли они сами, в котором живут дочери Раневской: приёмная дочь Варя и родная дочь Аня - их наследницы. Однако спасти имение не удается. На аукционе усадьбу Гаева покупает ку­пец Ермолай Лопахин и начинает её реконструкцию. Бывшие хозяева покидают усадьбу.

Теперь обратимся к тексту «Вишнёвого сада». Перед вами (на с.15 -16) разрозненные реплики одной из сцен первого действия. В сцене принимают участие Лопахин, Ранев­ская, Гаев, престарелый слуга Гаева Фирс, Варя и сосед Гаева и Раневской по поместью Борис Борисович Симеонов-Пищик. Попробуйте так расположить эти реплики, что­ бы построить диалог между персонажами. Чтобы вам легче было выполнить это за­ дание, вырежьте отдельные реплики и, свободно комбинируя листочки с репликами, сложите их в связную беседу.

В сцене, которую вы реконструировали, завязывается действие «Вишнёвого сада», т. е. начинает развиваться конфликт.

Запишите результат ваших рассуждений над следующими вопросами:

1. Кто конфликтует в этой сцене? В чём причина возникшего конфликта?______________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чего в этой сцене добивается Лопахин? Почему он предлагает свой проект спасе­ния имения от кредиторов именно Любови Андреевне Раневской, а не Гаеву, владельцу имения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Для чего в сцене, где завязывается конфликт, Чехову оказался нужен Фирс, вспо­минающий о том, как давным-давно торговали вишней? ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реплики Лопахина:

«Л о п а х и н. Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решитель­но всё равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы" вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши уди­вительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепо­стным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл всё и люблю вас, как родную... больше, чем родную».

«Л о п а х и н. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».

«Л о п а х и н. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конеч­но, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад...»

«Л о п а х и н (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад, и всё имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет».

«Л о п а х и н. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...»

«Л о п а х и н. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два го­да, да и ту девать некуда, никто не покупает».

Реплики Раневской:

«Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волне­нии.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой».

«Любовь Андреевна (садится и пьёт кофе). Да, царство небесное. Мне писали». «Л юбовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей гу­бернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад». «Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич». «Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?» «Любовь Андреевна. Крокодилов ела». «Любовь Андреевна. Это из Парижа. (Рвёт телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено...»

Реплики Гаева:

«Г а е в. А без тебя тут няня умерла».

«Г а е в. И Анастасий умер. Петрушка Косой от меня ушёл и теперь в городе у пристава живёт. (Вынима­ет из кармана коробку с леденцами, сосёт.)» «Г а е в. Извините, какая чепуха!»

«Гаев. Ив «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад». «Г а е в. Помолчи, Фирс». «Гаев (возмущаясь). Какая чепуха!»

«Г а е в. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей от­праздновать. Предмет неодушевлённый, а всё-таки, как-никак, книжный шкаф».

Реплики Фирса:

«Ф и р с. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье ва­рили, и, бывало...»

«Ф и р с. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...» «Ф и р с. Забыли. Никто не помнит».

Реплика Вари:

«В а р я. Тут, мамочка, вам две телеграммы. (Выбирает ключ и со звоном отпирает старинный шкаф.) Вот они».

Реплики Пищика:

«Пищик. Дочка моя, Дашенька... вам кланяется...»

«П и щ и к (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек?»

«Пищик. Вы подумайте...»

«П и щ и к (удивлённо). Сто лет... Вы подумайте!..»

IV

Участвуя в конфликте, герой драмы претерпевает изменения судьбы, он изменяется внутренне, изменяются его отношения с людьми, в конечном итоге вместе с героем ме­няется и мир, который его окружает. Наблюдение за этими изменениями, проживание и переживание их и является, по существу, главной целью драмы. Поэтому давайте про­следим, что происходит с основными персонажами «Вишнёвого сада» от начала пьесы к её финалу.

Перед вами три монолога Лопахина. Прочтите их и подчеркните слова и словосо­ четания, которые дают вам возможность охарактеризовать личность Лопахина, его желания, чувства, образ мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.076 с.)