Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)



Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

 

«Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…»  А.П.Чехов

 

Выполнил(а) студент(ка) I курса

____________________________________

  

 

 

 

 

I.

II.

Его врагом была пошлость; он всю жизнь боролся с ней,

он ее осмеивал и ее изображал бесстрастным, острым пером,

умел найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда,

казалось, все устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском.

Максим Горький

Максим Горький очень точно назвал чеховских героев людьми, «проглядевшими свою жизнь», это страшное наказание – «проглядеть» жизнь. Так произошло и с героями «Палаты № 6», и с героями маленькой трилогии, это случится и с героем рассказа «Ионыч».

Чехова всегда интересовали пути, по которым шли люди, «проглядевшие жизнь», каковы этапы их духовной деградации; когда, с какого момента начинается  духовное омертвение?

Проблема духовной деградации человека, его капитуляции перед пошлостью окружающей действительности – одна из основных тем творчества писателя.

Проведите словарную работу и объясним значения слов.

 

Деградация _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Капитуляция_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Пошлость __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Никто не понимал так ясно и тонко,

как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни,

никто до него не умел так беспощадно

правдиво нарисовать людям позорную и

тоскливую карту их жизни в тусклом хаосе

мещанской обыденности.

                      

                                           Максим Горький.

Еще одно слово, требующее объяснения. От какого слова оно образовано? Какие однокоренные слова известны? Давайте обратимся к словарю.

 

 


Итак, давайте проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева, героя рассказа «Ионыч»

 

Центральная тема рассказа? _______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Основная идея произведения? ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Композиция (5 глав, каждая имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С.(семья Туркиных), трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины. Раскрытие - через повторение художественных деталей, дополнение их новыми оттенками.

В чеховском произведении затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности, поэтому необходимо внимательное чтение.

Талантливая и интеллигентная семья Туркиных – украшение города. Ничто, казалось бы, не вызывает сомнения. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и рисует обстановку 1-2 предложениями. 1 предложение  начинается придаточным, стоящим перед главным. Такое построение сразу акцентирует внимание на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Так думают и местные жители («как бы оправдываясь»).

Нам представлена обстановка, в которой оказался молодой врач Старцев (фамилии «говорящие»).

О чем заставляет задуматься фамилия героя? Подберите однокоренные слова ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мы узнаем о главном герое из I главы? Каковы взгляды и характер человека?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каково ваше первое впечатление от семьи Туркиных?

Выпишите слова, которыми описываются «таланты» Туркиных в правую колонку, а в левую слова, в которых звучит истинная их оценка. Не забывайте про подтекст – любимое средство выражения художественной идеи Чехова.

 

Иван Петрович


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Вера Иосифовна


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Котик


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Как  оценивает автор семью  Туркиных? Насколько оправданы оценка Туркиных как самой талантливой и интеллигентной семьи в городе?______________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Доволен ли Старцев вечером, проведенным у Туркиных? Чтобы понять это, обратите внимание на окончание I главы. Как характеризует героя его оценка Туркиных?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Между событиями, описываемыми в 1 и 2 гл. прошло больше года. Время здесь – важная художественная деталь.  Что изменилось за год? _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Сюжетообразующим событием рассказа является влюбленность Старцева в Котика и развитие этого чувства.

Охарактеризуйте героиню (ее образ воспринимается с двух точек зрения – Старцева и автора), выписав ключевые слова из текста:


С точки зрения Старцева     

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С точки зрения Автора

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Что хотел сказать автор, назвав героиню Котик? ______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы цели жизни героини (подтвердите цитатой из текста)____________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТ СЛОВА К ЗРЕЛИЩУ

«Вишневый сад»

Напишите слова - ассоциации к слову «настроение»._________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из букв и слогов слова «нас - тро - е - ни - е» создайте новые слова._____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I

Драматургия - род литературы служебный. За редким исключением, которое так и называется «драма для чтения», пьесы пишут для театра, для того чтобы написанное слово на сцене стало звучащей речью, а имя из списка действующих лиц обрело плоть, жесты и мимику актера. Опытный драматург, работая над пьесой, уже, как правило, пред­ставляет себе возможности её сценического воплощения и учитывает их.

Свою последнюю пьесу «Вишнёвый сад» (1903-1904 гг.) Антон Павлович Чехов (1860-1904) писал для Московского Художественного театра. МХТ к тому времени имел опыт постановки трёх чеховских пьес: «Чайки», «Дяди Вани» и «Трёх сестёр». И, тем не менее, спектакль Художественного театра по «Вишнёвому саду» оказался не слишком ус­пешным. Сам Чехов остался недоволен излишним - с его точки зрения - драматизмом и преувеличенной серьёзностью этой постановки. С тех пор за «Вишнёвым садом» закре­пилась репутация пьесы трудной для театра, пьесы с секретом.

Прочтите ремарки, которые предпосланы первому, второму, третьему и четвёр­ тому действиям «Вишнёвого сада», и в левую часть страницы выпишите слова, соз­ дающие у вас настроение.

«Вишнёвый сад», настроение


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1- е действие:

«Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в ком­нату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты».

2- е действие:

 «Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле неё ко­лодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темне­ют тополя: там начинается вишнёвый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который быва­ет виден только в очень хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце».

3- е действие:

«Гостиная, отделённая аркой от залы. Горит люстра. Слышно, как в перед­ней играет еврейский оркестр, тот самый, о котором упоминается во втором ак­те. Вечер. В зале танцуют grand-rond».

4- е действие:

«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось только немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чув­ствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».

Теперь в правую часть (колонка на стр. 12) выпишите слова из прочитанных вами сейчас ремарок «Вишнёвого сада», по которым можно составить суждение о чертах характера персонажей пьесы.

Сравните ремарки, описывающие место действия в первом, втором, третьем и четвёртом актах «Вишнёвого сада». Можно ли по этим ремаркам определить, когда, в каком действии пьесы происходит кульминация, т. е. конфликт пьесы до­стигает точки предельного напряжения, и в судьбах героев происходят необра­тимые изменения? Сравнивая ремарки, проследите, как меняется освещение от первого действия к последнему.____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли по ремаркам, описывающим место действия в «Вишнёвом саде», пред­ ставить, что произошло с его героями от первого действия к финалу. Если вы ещё не читали «Вишнёвого сада», попробуйте по этим ремаркам придумать сюжет пье­сы, а если прочли, то кратко изложите сюжет, используя выписанные вами слова._____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следующее задание. Перед вами ремарки к первому, второму, третьему и четвёр­тому действиям драмы А. Н. Островского «Бесприданница». В левую часть страницы выпишите из ремарок Островского слова, создающие «настроение», а в правую - слова - характеристики действующих лиц.

«Настроение»                                                                    «Характер»


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1- е действие:

«Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Направо (от актёров) — вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чу­гунная решётка, за ней — вид на Волгу, на большое пространство: леса, сёла и проч. На площадке столы и стулья: один стол на правой стороне, подле кофейной, другой — на левой».

2- е действие:

«Комната в доме Огудаловой. Две двери: одна в глубине, входная; другая налево (от актёров); направо — окно; мебель приличная; фортепьяно, на нём лежит гитара».

3- е действие:

«Кабинет Карандышева. Комната, меблированная с претензиями, но без вкуса; на одной стороне прибит над диваном ковёр, на котором развешано оружие. Три двери: одна посредине, две по бокам».

4- е действие:

«Декорация первого действия. Светлая летняя ночь».

Сравните ремарки А. Н. Островского к «Бесприданнице» с ремарками А. П. Чехова к «Вишнёвому саду». Есть ли разница в том, как описывают эти два драматурга ме­ сто действия в своих пьесах? Если есть, то в чём она заключается?__________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II

Прежде чем перейти к следующим заданиям, коротко напомним сюжет «Вишнёвого сада».

В имение к брату, Леониду Андреевичу Гаеву, возвращается из Парижа Любовь Анд­реевна Раневская. Имение разорено, и если ничего не предпринять, оно будет продано с аукциона за долги. Гаев и Раневская должны спасти родовое гнездо, в котором выросли они сами, в котором живут дочери Раневской: приёмная дочь Варя и родная дочь Аня - их наследницы. Однако спасти имение не удается. На аукционе усадьбу Гаева покупает ку­пец Ермолай Лопахин и начинает её реконструкцию. Бывшие хозяева покидают усадьбу.

Теперь обратимся к тексту «Вишнёвого сада». Перед вами (на с.15 -16) разрозненные реплики одной из сцен первого действия. В сцене принимают участие Лопахин, Ранев­ская, Гаев, престарелый слуга Гаева Фирс, Варя и сосед Гаева и Раневской по поместью Борис Борисович Симеонов-Пищик. Попробуйте так расположить эти реплики, что­ бы построить диалог между персонажами. Чтобы вам легче было выполнить это за­ дание, вырежьте отдельные реплики и, свободно комбинируя листочки с репликами, сложите их в связную беседу.

В сцене, которую вы реконструировали, завязывается действие «Вишнёвого сада», т. е. начинает развиваться конфликт.

Запишите результат ваших рассуждений над следующими вопросами:

1. Кто конфликтует в этой сцене? В чём причина возникшего конфликта?______________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Чего в этой сцене добивается Лопахин? Почему он предлагает свой проект спасе­ния имения от кредиторов именно Любови Андреевне Раневской, а не Гаеву, владельцу имения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Для чего в сцене, где завязывается конфликт, Чехову оказался нужен Фирс, вспо­минающий о том, как давным-давно торговали вишней? ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реплики Лопахина:

«Л о п а х и н. Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решитель­но всё равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы" вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши уди­вительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Боже милосердный! Мой отец был крепо­стным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл всё и люблю вас, как родную... больше, чем родную».

«Л о п а х и н. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, весёлое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать... ну, да я в двух-трёх словах. Вам уже известно, вишнёвый сад ваш продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».

«Л о п а х и н. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то, я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конеч­но, нужно поубрать, почистить... например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишнёвый сад...»

«Л о п а х и н (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад, и всё имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет».

«Л о п а х и н. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...»

«Л о п а х и н. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два го­да, да и ту девать некуда, никто не покупает».

Реплики Раневской:

«Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волне­нии.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой».

«Любовь Андреевна (садится и пьёт кофе). Да, царство небесное. Мне писали». «Л юбовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей гу­бернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад». «Любовь Андреевна. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич». «Любовь Андреевна. А где же теперь этот способ?» «Любовь Андреевна. Крокодилов ела». «Любовь Андреевна. Это из Парижа. (Рвёт телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено...»

Реплики Гаева:

«Г а е в. А без тебя тут няня умерла».

«Г а е в. И Анастасий умер. Петрушка Косой от меня ушёл и теперь в городе у пристава живёт. (Вынима­ет из кармана коробку с леденцами, сосёт.)» «Г а е в. Извините, какая чепуха!»

«Гаев. Ив «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад». «Г а е в. Помолчи, Фирс». «Гаев (возмущаясь). Какая чепуха!»

«Г а е в. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей от­праздновать. Предмет неодушевлённый, а всё-таки, как-никак, книжный шкаф».

Реплики Фирса:

«Ф и р с. В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье ва­рили, и, бывало...»

«Ф и р с. И, бывало, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали...» «Ф и р с. Забыли. Никто не помнит».

Реплика Вари:

«В а р я. Тут, мамочка, вам две телеграммы. (Выбирает ключ и со звоном отпирает старинный шкаф.) Вот они».

Реплики Пищика:

«Пищик. Дочка моя, Дашенька... вам кланяется...»

«П и щ и к (Любови Андреевне). Что в Париже? Как? Ели лягушек?»

«Пищик. Вы подумайте...»

«П и щ и к (удивлённо). Сто лет... Вы подумайте!..»

IV

Участвуя в конфликте, герой драмы претерпевает изменения судьбы, он изменяется внутренне, изменяются его отношения с людьми, в конечном итоге вместе с героем ме­няется и мир, который его окружает. Наблюдение за этими изменениями, проживание и переживание их и является, по существу, главной целью драмы. Поэтому давайте про­следим, что происходит с основными персонажами «Вишнёвого сада» от начала пьесы к её финалу.

Перед вами три монолога Лопахина. Прочтите их и подчеркните слова и словосо­ четания, которые дают вам возможность охарактеризовать личность Лопахина, его желания, чувства, образ мышления.

И последнее замечание.

В построении системы образов пьесы А.П.Чехов отвергает классические каноны. В системе образов комедии отсутствует разделение на положительных и отрицательных, главных и второстепенных персонажей,  внимание автора сосредоточено не на их действиях, но на настроении. Представление о героях пьесы возникает на пересечении различных точек зрения, выраженных в самохарактеристиках персонажей, а также в стилевой разноплановости их речи, в оценках героев другими действующими лицами, в авторских комментариях, содержащимися в ремарках.

Но в драматургических произведениях непременно должен быть центр – событие или персонаж, вокруг которого развивается действие. В пьесе А.П.Чехова «центр» в традиционном понимании утрачен. На его место поставлен безмолвный вишневый сад и становится ее главным персонажем. В этом образе сопрягается конкретное («И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») – молодость, воспоминания, чистота, счастье.

Как вы думаете, что еще может олицетворять вишневый сад, исходя из содержания и проблематики пьесы _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

 

«Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…»  А.П.Чехов

 

Выполнил(а) студент(ка) I курса

____________________________________

  

 

 

 

 

I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.056 с.)