Законодательное чрево - Оноре Домье. 1834. Литография. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательное чрево - Оноре Домье. 1834. Литография.



Законодательное чрево - Оноре Домье. 1834. Литография.


Мастер карикатуры, Оноре Домье, двигаясь от сатиры и едких говорящих характеристик и своего морального самосознания, сумел возвести этот газетный жанр в область искусства. Работая в технике литографии, Домье создал уникальную эстетическую шкалу, где наравне с портретным сходством ценится гротеск, а ирония граничит с обличительностью и утрированной правдой. Несомненно, Оноре Домье был не только очень талантливым, но и смелым мастером.

Литография «Законодательное чрево» явилась своего рода этапной работой Домье – автор продемонстрировал своё блестящее владение портретом-карикатурой, выбрав для этого групповой портрет.

Перед зрителем предстают члены парламента Июльской монархии. Широкие скамьи, расположенные в виде амфитеатра, дают возможность разглядеть каждого, и современники Домье, без труда узнали «правящих мира сего». Физические характеристики мастер утрирует, а вот моральные качества, будто сами собой обезображивают лица, и всё равно портретное сходство настолько беспощадно, что только остаётся восхищаться смелостью автора.

Что читается на лицах представителей парламента? Злость, леность, тупость, заносчивость, горделивость, скука, продажность и чванство. Переходя от героя к герою, отмечаешь, что каждый портрет очень индивидуальный, но при целостном восприятии с удивлением приходишь к выводу – заостренный индивидуализм перерастает в некое обобщение, где царит непроходимая глупость и бесполезность. От частной иронии к общему гротеску и обличению – вот удивительный эффект, которого удалось добиться Домье.

Собрание, которое должно печься о судьбе народа и страны, заняты совсем другими делами: кто-то травит байки, кто-то откровенно спит, а некоторые просто уставились в потолок пустыми взглядами. Отталкивающие лица, уродливые толстые фигуры. Председатель положил руку на перила, он словно забыл, о чём должен был говорить парламенту.
Сама техника мастера также заслуживает отдельного внимания. Автор добивается не плоского изображения фигур – все его герои объёмны и пластичны. Домье будто просто создал объёмный чёрно-белый рисунок, зритель в какой-то момент забывает, что это литография.

Всю жизнь Оноре Домье боролся с коррупцией и продажностью известным для себя способом – карикатурой. Он был невероятно беден, а зрители с нетерпением ждали выхода новой карикатуры бесстрашного мастера. Сегодня работы Домье стоят на вес золота.

Милле. Человек с мотыгой


Сильный, атлетически сложенный человек изображен художником в момент короткой передышки в поле. Широко расставлены ноги, могучие руки опираются на мотыгу, тяжелое дыхание вырывается из открытого рта, неподвижно устремлен в одну точку усталый взгляд глубоко запавших глаз. Используя свой излюбленный прием светотеневой моделировки, Милле усиливает лепку форм тела, еще более подчеркивая монументальный характер фигуры, определяемый огромной внутренней выразительностью образа.

Крупнейшим мастером реализма середины XIX в. стал Гюстав Курбе (1819 — 1877). В ноябре 1840 г. он приехал в Париж копировать старых мастеров, но увлекся полотнами Делакруа и Жерико. Осень и зима 1849 г. стали временем высшего подъема творчества художника, ибо в этот период он написал свои знаменитые картины — «Дробильщики камней» и «Похороны в Орнане». Программа Курбе, изложенная в декларации 1861 г., сводилась к тому, что «искусство живописи не может быть не чем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником». Художник-реалист, по мнению Курбе, должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи. Такой картиной и стала «Похороны в Орнане». Огромное полотно включает 50 фигур, изображенных в натуральную величину. Художник начал работу над картиной с самых темных мест и постепенно высветлял выступающие освещенные места, что создавало ощущение повышенной материальности. Пейзажная живопись как жанр, непосредственно отображающий действительность, вливается в русло реалистического искусства Франции в середине XIX в.

Гюстав Курбе — Веяльщицы

«Веяльщицы» будто бы сошли с полотен Милле (1814-1875), однако в картине Курбе вместо патетичности, суровой аскетичности, присущих работам барбизонца, изображающего крестьянок за работой, мы находим очаровательных в своей простоте персонажей, искрящийся колорит, богатое освещение и, конечно, наполненную эротикой атмосферу. Сезанн,большой поклонник Курбе, был в восторге от этой картины и в одном из писем отмечал: «Заливающий все вокруг желтый свет; большое рыжеватое покрывало, расстеленное на полу; облака пыли, поднимающиеся над зерном; локон, ниспадающий на шею одной из женщин, как на самых чувственных полотнах Веронезе; и руки — эти руки цвета топленного молока, вытянутые руки крестьянки — гладкие, как прибрежные камни… А ведь это позировала его сестра… Ее можно поместить на одну из картин Веласкеса: она чудесно туда впишется, клянусь!.. Какое же все здесь насыщенное и зернистое! Сколько во всем этом жизни! Это действительно впечатляет!». Далее, говоря об этой же картине, Сезанн подчеркивает, что палитра Курбе «пахнет зерном». Это, без сомнения, высшая похвала со стороны художника, который считал, что для того, чтобы по-настоящему почувствовать картину, на нее нужно не только смотреть, но также… пить, есть, нюхать ее, слушать, короче говоря — вобрать в себя всем телом, всеми органами чувств.

Картина «Веяльщицы» занимает в творчестве Курбе исключительное место, впрочем, как и в истории живописи XIX века вообще. Художник отказывается от использования перспективы, поэтому сцена лишается глубины. Все фигуры кажутся плоскими и изображены на одном плане. Здесь можно проследить влияние искусства Востока, а в особенности японскими гравюрами. В этом смысле картина «Веяльщицы» становится своеобразной стилистической предшественницей работ Эдуарда Мане или Поля Гогена.

 

 

Задание: 1. Записать в тетради краткий конспект (о художнике, названия работ)

              2. Записать кратко о творчестве Бастьена-Лепажа (1848-1884)

 

Законодательное чрево - Оноре Домье. 1834. Литография.


Мастер карикатуры, Оноре Домье, двигаясь от сатиры и едких говорящих характеристик и своего морального самосознания, сумел возвести этот газетный жанр в область искусства. Работая в технике литографии, Домье создал уникальную эстетическую шкалу, где наравне с портретным сходством ценится гротеск, а ирония граничит с обличительностью и утрированной правдой. Несомненно, Оноре Домье был не только очень талантливым, но и смелым мастером.

Литография «Законодательное чрево» явилась своего рода этапной работой Домье – автор продемонстрировал своё блестящее владение портретом-карикатурой, выбрав для этого групповой портрет.

Перед зрителем предстают члены парламента Июльской монархии. Широкие скамьи, расположенные в виде амфитеатра, дают возможность разглядеть каждого, и современники Домье, без труда узнали «правящих мира сего». Физические характеристики мастер утрирует, а вот моральные качества, будто сами собой обезображивают лица, и всё равно портретное сходство настолько беспощадно, что только остаётся восхищаться смелостью автора.

Что читается на лицах представителей парламента? Злость, леность, тупость, заносчивость, горделивость, скука, продажность и чванство. Переходя от героя к герою, отмечаешь, что каждый портрет очень индивидуальный, но при целостном восприятии с удивлением приходишь к выводу – заостренный индивидуализм перерастает в некое обобщение, где царит непроходимая глупость и бесполезность. От частной иронии к общему гротеску и обличению – вот удивительный эффект, которого удалось добиться Домье.

Собрание, которое должно печься о судьбе народа и страны, заняты совсем другими делами: кто-то травит байки, кто-то откровенно спит, а некоторые просто уставились в потолок пустыми взглядами. Отталкивающие лица, уродливые толстые фигуры. Председатель положил руку на перила, он словно забыл, о чём должен был говорить парламенту.
Сама техника мастера также заслуживает отдельного внимания. Автор добивается не плоского изображения фигур – все его герои объёмны и пластичны. Домье будто просто создал объёмный чёрно-белый рисунок, зритель в какой-то момент забывает, что это литография.

Всю жизнь Оноре Домье боролся с коррупцией и продажностью известным для себя способом – карикатурой. Он был невероятно беден, а зрители с нетерпением ждали выхода новой карикатуры бесстрашного мастера. Сегодня работы Домье стоят на вес золота.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.008 с.)