Кодификатор фипи «человек. Общество»: что вы должны знать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодификатор фипи «человек. Общество»: что вы должны знать



КОДИФИКАТОР ФИПИ «ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО»: ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.)

2. Мировоззрение, его виды и формы

3. Виды знаний

4. Понятие истины, её критерии

5. Мышление и деятельность

6. Потребности и интересы

7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

9. Основные институты общества

10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

12. Образование, его значение для личности и общества

13. Религия

14. Искусство

15. Мораль

16. Понятие общественного прогресса

17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

 

Раздел 1. ОБЩЕСТВО

Тема: Общество как особенная часть мира.

Общество - это часть материального мира,

обособленная  от природы

основанная на взаимодействии между людьми

имеющая разные масштабы (от общества в школе до общества страны) такого взаимодействия

Функции общества

Производство и распределение благ

Управление поведением личности (социальный контроль)

Распределение труда

Социализация личности (то есть вхождение ее в общество, продвижение в обществе, приобщение к ценностям и нормам, принятым в обществе в целом и в отдельных социальных группах)

2.Виды общественных отношений   

материальные (производство товаров, работ, услуг, экология,..)

духовные (политика, культура, искусство, наука, религия, …)

Обществоэто динамичная саморазвивающаяся система в экономической, социальной, культурной сферах, это сложная система отношений между людьми, группами, коллективами.

Общество,  природа, культура

Природа

стихийна

самоорганизуется

не всегда подконтрольна человеку

Общество

управляемо организуется

имеет цели развития  

иногда конфликтует с природой

Общество и культура

Общество производит материальные и нематериальные блага, культура – это образ жизни общества, его ценности, привычки, обычаи, достижения, в том числе в отношении к природе

Классификация общества

Критерии Традиционное До 19 века Индустриальное 19-первая половина 20 века Постиндустриальное к 20 – 21 век
Факторы производства Земля Капитал Знания
Продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Способ производства Ручной труд Механизмы Автоматика и компьютеры
Характер труда Индивидуальный Стандартная деятельность Творческий труд
Занятость 2/3 – сельское хозяйство 85% - промышленность Услуги – 70% Промышленность – 27 % С/х – 3%
Вид экспорта (что вывозим из страны) Сырье Промышленные товары Услуги
Социальная структура Сословия, классы, замкнутость Подвижность и открытость социальных структур, много возможностей для изменения соц. статуса Большая доля среднего класса, высокая ценность знаний
Продолжительность жизни 40-50 лет 70 лет Основная масса более 80 лет
Человек и природа Зависимость от природы Возможен контроль, активная эксплуатация природы, Глобальный экологический контроль, жесткие экологические стандарты
Политика Нет политических свобод, монархии Преобразования в целях политических свобод, в том числе революции Гражданское общество, многообразие мнений (плюрализм), демократия
Духовная жизнь Религиозные ценности, однородная культура, низкая грамотность Ценности прогресса, успеха, карьеры, массовая культура (кино, музыка) Высока роль науки и образования, непрерывность образования в любом возрасте  

 

Тема: Сферы жизни общества. Социальные институты и многовариантность общественного  развития.

1.Сфера жизни общества – это определенная область деятельности людей и организаций

экономическая

политическая

социальная

культурная

их взаимосвязь

2.Социальные институты – это   исторически сложившиеся,  устойчивые формы организации совместной деятельности в целях удовлетворения социальных потребностей

Виды социальных институтов

экономические – финансы, обмен, собственность, хозяйственные отношения, и др.

политические – власть, разделение властей, органы власти, местное самоуправление, политические партии, суды, армия, и др.

собственно социальные институты – семья, брак, наследство, материнство, отцовство, кровная месть, и др.

духовные институты – религия, образование, общественное мнение, искусство, наука, и др.

Для упорядочения общественных отношений большая часть из них регулируется нормами права, а также нормами морали, религии, обычаями

3.Многовариантность общественного развития: эволюции и революции

Развитие общества – реформаторское и революционное

Реформаторское  

прогрессивное (Александр 2, Столыпин, Горбачев)  

регрессивное (Елизавета Петровна, Александр 3,..)

Революционное   

длительные «революции» (неолит – от каменных к металлическим орудиям труда – столетия 10 тыс. – 3 тыс. лет до н.э.)

промышленная революция

кратковременные революции (февраль 1917 г – свержение российского императора, бархатные революции в Европе в конце 80-х г.г. 20 века)

Виды реформ

экономические (приватизация, деноминация, курс Рузвельта, реформы Хрущева, Гайдара, и др.)

социальные (материнский капитал, переход на 11 летнее школьное образование, введение ЕГЭ, монетизация льгот, и др.)

политические (принятие   Конституции 1993 г., изменения в избирательных системах, реформа армии, изменения в законодательстве о партиях, и др.)

Виды ОЭФ

доклассовая ОЭФ – первобытно-общинный строй – первичная

классовые ОЭФ – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая – вторичные

бесклассовая – коммунистическая  - третичная

2.Цивилизационный подход - это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах (Шпенглер, Тоффлер, Морган, Тойнби, Гумилев, и др.)

Современая классификация   – традиционное, индустриальное, постиндустриальное (постомодерн, информационное, цифровое и т.д.)

Критерии прогресса

развитие человеческого разума

совершенствование нравственности

развитие производительных сил

прогресс науки и техники

возрастание степени свободы личности

Регресс – тип развития от высшего к низшему, деградация, утрата результатов достигнутого и возможностей 

Стагнация – это застой, отсутствие развития

Причины глобализации

индустриализация

информатизация, информационный обмен

экономические взаимосвязи

международное разделение труда

миграционные процессы

интеграция культур

Направления глобализации

транснациональные корпорации (крупные международные фирмы)

На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причём 40 % этой торговли происходит внутри ТНК

Apple (США), Exxon Mobile (нефтяной бизнес, США), Microsoft (США),  IMB (США),  Wall-Mart Store (крупнейшая в мире сеть розничной торговли, США),  Chevron (энергетика, США),  General Electric (производство локомотивов, энергетических установок, газовых турбин, авиадвигателей, медицинского оборудования, осветительной техники, США),  Google (США),  Berkshire Hathaway (инвестирование и страхование, США). AT&T Inc (телекоммуникации, AT&Inc)

международные финансовые организации (ЕБРР, МВФ, ВТО, Всемирный банк, и др.)

межгосударственные объединения (ЕС, ШОС, БРИК, ОЭСР, USMCA (ранее НАФТА)

международные организации (ООН, Европарламент, ЕСПЧ, Международный Гаагский трибунал, МОК, и др.)

 

Последствия глобализации

Положительные

стимул для развития экономики

распределение ресурсов между странами

разделение труда

снижение издержек

обмен новыми технологиями

научный прогресс

обмен культурой и знаниями

сближение наций и народов

единое информационное пространство

Отрицательные

сильная конкуренция для слабых экономик

неравенство в развитии стран – усиление сильных и ослабление слабых

конфликт культур

борьба за их самосохранение

противоречия традиций

национализм как протест против «чужой» культуры

пандемии

Виды глобальных проблем

ядерная угроза

избыток оружия

локальные войны

отсталость Юга от Севера (африканских стран от европейских)

загрязнение природной среды

неорганические продукты питания

истощение ресурсов

отрицательные последствия научно-технического прогресса

демографические проблемы(старение населения в одних странах и чрезмерная рождаемость в других)

массовые миграции населения

пандемии

Эти проблемы требуют международных усилий, единой политики государств.

Виды культуры

материальная – изменения физической природы, материальные средства труда, сооружения культурно – бытовые, производственный опыт, навыки, технологии

духовная – наука, искусство, религия, мораль, политика, право

Функции культуры

познавательная – формируются представления об окружающем мире

оценочная – выявление ценностей в окружающем мире

регулятивная - правила поведения в обществе

информативная – получение знаний

коммуникативная – развитие личности через общение

социализация – усвоение системы ценностей личностью в обществе

Элитарная культура

сложна для понимания

требует высокого уровня образования

немногочисленные потребители

развивает вкус, эстетические потребности, ценности

Массовая культура

доступность для всех людей

интерес со стороны потребителя

серийность и многотиражность

легкость и пассивность для восприятия

исключительно коммерческие цели

Народная культура

отражает народный уклад, образ жизни

создается и передается народом на протяжении длительного периода времени

чаще всего в устных формах

проста для понимания при условии знаний традиций

многочисленная аудитория

часто отсутствует различие между создателем и потребителем

Влияние массовой культуры

Положительное

формирует представления о мире,образе жизни

дает  ориентир в жизни  

самовыражение, близкое массовому потребителю

демократизм

простота понимания

Отрицательное

снижает планку культуры

потакает массовым вкусам

унифицирует мысли

массовое потребление

навязывание вкусов

Функции СМИ

коммуникативная

идеологическая

культурно-образовательная

рекламно-справочная

рекреационная (снятие напряжения, отдых)

экономическая (бизнес-проекты)

 

Функции искусства    

культурно-воспитательная

познавательная

гедонистическая (наслаждение)

аналитическая

эстетическая

компенсаторная

познавательно-эвристическая

общественно-преобразующая

художественно-концептуальная

и др.

Тема: Наука

Наука - это форма духовной деятельности людей для производства знаний о природе, обществе, для открытия истины и объективных законов

Наука – это

социальный институт

отрасль духовной жизни

особая система знаний

Виды наук

По областям научных знаний

естественные – физика, биология, химия, ботаника, …

общественные – гуманитарные и социальные (право, социология, религиоведение, политология, филология, история, …)

науки о познании - гносеология, логика, диалектика

технические – математика,  инженерные науки, механика, мехатроника, …

По результатам

прикладные (результаты применимы в ближайшем будущем)

фундаментальные (результаты дадут эффект в отдаленном будущем)

Функции науки

познавательная

прогностическая

культурная

мировоззренческая

экономическая

Тема:  Образование, его социальная и личностная значимость

Образование – это способ становления личности путем получения знаний, умений и навыков через социальные институты (семью, школу, СМИ)

Пути образования – обучение и самообразование

1.Цели образования

приобщение к достижениям цивилизации

ретрансляция (передача) и сохранение культурного достояния

формирование и развитие личности

2.Функции образования

экономическая

социальная

культурная

коммуникационная

3.Элементы системы образования

Программы и стандарты

Учреждения образования

Органы управления образованием

Принципы

4.Принципы образования

светскость

гуманизм

свободное развитие

общедоступность

демократичность

свобода

плюрализм

5.Особенности современного образования

продолжительность

непрерывность

самостоятельность

демократизация

доступность

дистанционный характер 

интернационализация

интерактивность

компьютеризация

специализация

гуманитаризация

гуманизация

Признаки религии

вера в сверхъестественное

система моральных ценностей

культ, религиозные обряды и традиции

религиозные источники

Группы религий

родоплеменные  

национально-государственные (иудаизм, индуизм)

мировые

- ислам (шииты, сунниты)

- христианство (православие, католицизм, протестантизм)

- буддизм

3.Церковьэто социальный институт, который

организует отправление культа  

формирует религиозные доктрины, толкующие священные тексты  

развивает религиозную культуру

создает и реставрирует памятники религиозного назначения.

4.Функции религии  

мировоззренческая

компенсаторная (духовная терапия)

коммуникативная

регулятивная

интегрирующая

культурно-транслирующая

легитимации власти

Виды моральных норм

Требования – не лги, ….

Качества – доброта, ….

Механизмы - долг, совесть, ….

Ценности – свобода, …

Мораль и право

Общее морали и права - это

социальные нормы

распространенные

регулируют поведение людей

являются мерой свободы поведения

устанавливают основы социальной справедливости

Отличия

Мораль Право Критерии
Формируется и выражается в общественном мнении Устанавливается и санкционируется государством Источник
Соблюдается добровольно Обязательны для соблюдения Степень обязательности
Не нуждаются во внедрении Специальный аппарат принуждения (прокуратура, суд, полиция) Кто вводит нормы
Большой простор для толкования Конкретно прописаны Степень точности
Регулируют многие сферы, в том числе и неподведомственные государству (любовь и дружба) Регулируют наиболее значимые сферы отношений Масштаб
Добро и зло, справедливость и несправедливость Законность, правопорядок, и др. Основные категории

 

Функции морали

регулятивная

ценностно-ориентационная

мотивационная

координационная, и др.

Структура нравственности

культура этического мышления

культура чувств

культура поведения

этикет

Проблемы

снижение нормативности культуры, утрата традиционных ценностей

неучастие в культурной жизни значительной части населения

вопрос межнациональных отношений, толерантность к «чужим» культурам

низкий уровень политической культуры, отсутствие представлений о политике или примитивная оценка политических событий

ломка старых культурных стереотипов и отсутствие новых

РАЗДЕЛ 3. ЧЕЛОВЕК

Потребности человека

Бытие – существование реальности. Бытие

материальное

социальное  

духовное

Бытие бывает индивидуальное и коллективное (социальное)

Потребность – нуждаемость человека в том, что ему необходимо.

Биологические - воспроизводство себя, пища, одежда, жилье (первичные)

Социальные – общение, взаимодействие,… (вторичные)

Духовные – познание, культура, …(вторичные)

Потребности должны быть разумными.

Интерес – целенаправленное отношение к чему-либо

Склонность – устойчивые действия или способность к какой-либо деятельности

Виды деятельности по формам

Игра – цель – сам процесс, замещение реальных лиц и ситуаций

Общение – обмен идеями и эмоциями

Учение - деятельность по получению знаний

Труд – деятельность по производству товаров, работ, услуг, знаний

Творчество – деятельность по производству нового, ранее не существовавшего

Виды деятельности по сферам

материальная (создание вещей, ценностей)

духовная (производятся научные, художественные, нравственные ценности

Цель и смысл жизни человека

Цель – ориентир, определяющий дела и поступки

Смысл – осознание цели и способов достижения

Подходы к смыслу жизни

Аскетизм (крайнее ограничение потребностей)

Гедонизм (жизнь – это наслаждение)

Утилитаризм (извлечение из всего пользы)

Эвдемонизм (стремление к счастью)

Этика долга (служение своему идеалу)

Самореализация – применение своих возможностей для достижения целей

Индивид и индивидуальность

Структура личности

Социальный статус

Социальная роль

Социализация

(семья, школа, трудовой коллектив, различные группы и общности)

Внутренний мир человека

Познание – потребность в знаниях, интеллектуальная способность усваивать новую информацию

Эмоции – переживание по поводу конкретной ситуации

Чувства  - длительное эмоциональное состояние

Мировоззрение – система взглядов и убеждений об окружающем мире и его явлениях

Менталитет – индивидуальные особенности, присущие в целом определенной социальной группе

Виды самооценки

Реалистическая

Завышенная

Заниженная

3.Поведение - это совокупность действий человека в определенный период в постоянно изменяющихся условиях.

Виды поведения

Массовое (мода, паника, общественное движение,…)

Групповое (волонтеры, экологи, …)

Индивидуальное

Просоциальное поведение – стремление осуществлять деятельность в гуманных целях, для достижения добра и справедливости

Образцы поведения – нравы, обычаи, привычки

4.Свободапознанная необходимость и возможность поступать в соответствии со своими ценностями и установками

Ответственность – последствия своего поведения, ограничитель свободы

историческая

политическая

юридическая

социальная

РАЗДЕЛ 4.ПОЗНАНИЕ

Тема: Познание мира

1.Познание мира - это процесс деятельности человека для получения новых знаний

Структура познания

субъекты – человек и общество в целом

объект – мир, предметы, процесс, информация, явления

результат – новое знание

формы познания – чувственное и рациональное

Взгляды на познание

агностицизм – отрицание возможности познания

скептицизм – сомнение в степени достоверности познания

оптимизм – вера в познание мира и полезность его результатов

Виды познания

обыденное

научное

социальное

мифологическое

художественное                                                                                                                                                       

Формы познания

Чувственное

ощущение (осознание отдельных свойств предмета или явления)

восприятие (целостная картина предмета или явления)

представление (обобщенный образ предмета или явления)

Рациональное

понятие (отображенное в мышлении единство свойств предметов или явлений)

суждение (мысль о наличии или отсутствии какого-либо положения)

умозаключение (логический вывод из нескольких высказываний)

Знание – средство чувственного и рационального познания.  

5. Интуиция – вид познания, при котором истина познается в озарении, возникает непосредственно.

интеллектуальная (на основе системы знаний)

мистическая (необъяснимая)

Заблуждение  - знание, не соответствующее истине

Ложь – сознательное искажение действительности

Истина и ее критерии

Истина – знание, соответствующее действительному предмету.

объективная истина – не зависит от человека

абсолютная истина – знание, соответствующее предмету, которое не может быть опровергнуто

относительная истина – неполные и неточные знания о предмете, знание зависит от каких-либо обстоятельств

Критерий истиныте признаки, которые указывают на ее точность, исключают заблуждение

Практика – критерий истины

Формы практики

материальное производство

социальные действия (революции, реформы)

научный эксперимент

Виды знания

житейское - носит эмпирический характер, основано на здравом смысле, обыденном сознании; констатирует факты и их описывает

научное - понимание действительности в прошлом, настоящем и будущем, предвидение явлений (это понятия, формулы, категории, принципы, законы, формулы, графики, схемы,..)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.362 с.)