Глава 1. 1. Наука как сфера исследовательской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. 1. Наука как сфера исследовательской деятельности.



 

 

1.1.1. Сущность, содержание и классификации наук.

 

Понятие «наука» имеет несколько основных значений:

- во-первых, под наукой понимается система знаний о закономерностях развития какой-либо объективной реальности;

- во-вторых, как сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира;

- в-третьих, как результат научной деятельности в форме системы полученных научных знаний.

Целью науки является получение знаний о субъективном и объективном мире, постижение объективной истины того или иного явления.

Особый интерес представляют экономические науки, непосредственными целями которых является: описание, объяснение и представление социально-экономических процессов и явлений действительности.

Экономическая наука - наука о хозяйстве, управлении хозяйством, отношениях между людьми, а также между людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продуктов, благ, услуг.

Методологическую основу научной деятельности составляет совокупность признаков, функций и задач науки.

В качестве основных признаков науки выступают следующие:

· деятельность, направленная на получение новых, достоверных знаний;

· совокупность объективных законов и закономерностей, а также обоснованных знаний о природе, Человеке, Обществе;

· наличие специальных институтов, обеспечивающих функционирование и развитие научного знания;

· разграничение отдельных областей научных знаний: математика, физика, биология, экономика и др.

Задачами науки являются:

· накопление, анализ. Обобщение и оценка факторов;

· выявления законов движения природы, общества, мышления и познания;

· систематизация вновь полученных знаний;

· объяснения сущности и характера различных явлений и процессов;

· прогнозирование событий, явлений, процессов;

· установление путей и форм практического использования научных результатов.

Основные функции научной деятельности сложились в ХХ столетии, когда наука превратилась в главную производительную силу общества. В связи с этим, выделяют прежде всего, производительную функцию науки.

Не менее важно выделить мировоззренческую функцию науки. Которая была и остается основой формирования научных взглядов, процесса познания.

К мировоззренческой функции близка образовательная функция, главная задача которой состоит в приобщении людей к ценностям науки, культуры, искусства.

Классификация наук. Логика распределения наук исходит из принципов развития движущейся материи от низших форм к высшим. В своей книге «Диалектика природы» Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: механику, физику, химию, биологию и социальные науки.

Классификация наук – это система распределения и взаимосвязи наук в зависимости от форм движения материи и отрасли знаний.

В настоящее время классификация наук строится в зависимости от сферы, предмета и метода познания:

· О природе – естественные науки

· Об обществе – гуманитарные и социальные науки;

· О мышлении и познании – логика, гносеология.

Важно отметить, что в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования (ВПО) и перечне магистровских программ выделены: естественные, гуманитарные, технические и сельскохозяйственные науки (см. рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Классификация наук (по Классификатору специальностей ВПО и магистровских программ).

 

Науки по методу познания подразделяют на:

- эмпирические науки, которые более углубленно изучают знания, полученные в результате материальной практики или благодаря непосредственному контакту с действительностью. Главными методами эмпирических наук являются наблюдения, измерения и эксперименты. Наука, которая находится на эмпирическом уровне, занимается сбором факторов, их первоначальным обобщением и классификацией. Эмпирические познания предоставляют науке факты. При этом фиксируются устойчивые связи и закономерности окружающего мира;

- теоретические науки, которые являются результатом обобщения эмпирических данных. На теоретическом уровне формулируются законы науки, которые дают возможность объяснения и предсказания эмпирических ситуаций, т.е. познания сущности явлений. Теоретические знания всегда опираются на эмпирическую действительность.

По отношению к практике – науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментальных наук – познание основных законов природы, общества и мышления, а прикладных – практическая реализация результатов деятельности отраслей фундаментальных наук.

 

 

Эволюционное развитие науки

 

Одно из основных свойств человека – это его умение проявлять интерес, стремиться к познанию процессов и событий, продметов и отношений, вещей и законов.

Всю сферу тяги людей к новому обслуживает наука. Как специфическая область занятий – наука устремлена на раскрытие таинственного и загадочного. Задавая вопрос «что?», и получая ответ «это!», сотни людей определяют своё существование, интеллектуальное развитие.

Наука поднимает завесы неизвестного и открывает двери к знаниям, выводя на путь познания. А этот путь – это дорога дальше и дальше – в бесконечность.

Эволюция науки «сорока пяти поколений от Фалеса из Милета до Владимира Соловьева, этапы её развития, имена величайших ученых, доминанты их учений и взглядов приведены в таблице 1.2.

Первые, важные предпосылки будущей науки появились и накапливались в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай), начиная с xxxv века до н.э. В этот период появляются первые признаки, связанные с организацией исследований. Возникают и консолидируются ученые сообщества, научно-исследовательские группы. Например, в Древнем Египте уже тогда существовало своеобразное научное учреждение – «дом жизни», где накапливались наиболее ценные научные достижения.

Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей развития природы и общества. Некоторые историки считают, что научное познание в целом берут своё начало в Древней Греции. Особое место занимает деятельность Фалеса Милетского. Он первым поставил вопрос о солнцевороте и осуществил предсказание Солнечного затмения. Греческая философия, особенно в начальный период её развития, отличалась стремлением понять сущность природы, космоса и мира в целом. Первые Греческие философы размышляли о происхождении мира, его строении, пытались постигнуть его начала и причины. Поэтому их и называли – «физиками», от греческого слова «фюсис» - природа.

В древней Греции в практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, появилась традиция поиска объективных законов мироздания. В этот период создавались первые теоретические познания в геометрии, механике, астрономии, медицине.

В 385 г. до н.э. Платоном была основана Академия – философское сообщество, ставшее прототипом высших учебных заведений.

Огромный вклад в развитие науки в эпоху Средневековья внесли известные учёные Арабского Востока и Средней Азии, которые сохранили и углубили древнегреческие научные традиции. Они обогатили науку в таких областях знания, как философия, математика, астрономия, физика, геология, история и др.

 

Хронология развития наук «трёх тысячелетий» (этапы, концепции, имена)

Таблица 1.2

Период времени Имена и годы жизни Доминанта учения
VII-VI век до н.э. Фалес из Милета (625-547 г. до н.э.) Книги: О солнцевороте», «О равноденствии». Первые рассуждения о природе, предсказания солнечных затмений.

VI век до н.э.

Хикон из Эфор (596-528 гг. до н.э.) «Познай самого себя» - фраза высеченная на Храме Аполлона.
Пифагор Самосский (580-500 гг. до н.э.) Основатель пифагоризма – учения о числе как основе всего существующего. Доказал «теорему Пифагора» прямоугольного треугольника.
Анаксимен из Милета (585-525 гг. до н.э.) «Начало всех сущих вещей – воздух». Учение о дыхании и воздухе – из них них все возникает и в них все разрешается.

VI-V век до н.э.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Учения:
  • По природе люди близки друг другу, а по привычкам – далеки;
  • Знать нечто – хуже, чем любить;
  • «Золотое правило нравственности – не делай человеку того, чего не желаешь себе.
  • Написал книги: «Шицзин» («Книга песен»); «Луньюй» (Беседы и высказывания»).
Гераклит из Эфеса (535-475 гг. до н.э.) Учения:
  • Все течёт, все меняется;
  • Нельзя дважды войти в одну и ту же реку; в изменении покоится …;
  • Мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и прислушиваться к голосу природы.

V-IV век до н.э.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) Заговорили, чтобы я тебя увидел. Учения:
  • О самобытности;
  • О рассудительности;
  • О добродетели;
  • Править должны знающие;
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
Антисфен из Афин (444-366 гг. до н.э.) Самая необходимая наука – это «наука забывать ненужное». Государства погибают тогда, когда не могут отличить хороших людей от дурных. Сочинения: «Истина»; «О мнении и знании»; «О противоречии»; «О воспитании» и др.

IV век до н.э.

Платон (428-347 гг. до н.э.) Платоном (385 г. до н.э.) была основана Академия – философское сообщество, ставшее прообразом ВУЗов. Обогатил науку диалогового (или двустороннего) рассуждения диалектическим методом.
Аристотель (385-322 гг. до н.э.) Впервые ввёл понятия «развитие» как выражение процесса новообразования, преобразование строго в нечто новое. В недрах учения Аристотеля также зародилось понятие «категория» в смысле высказываться, утверждать что-либо о чем-либо в понимании бытия.
IV-III век до н.э. Пиррон (365-278 гг. до н.э.) «Пирронизм – искусство обсуждать все вопросы, всегда приходя к воздержанию от суждения» (Пьер Бейль). Пиррон заложил основы акаталепсии – учения об основании своего незнания.
III век до н.э. Архимед (287-212 гг. до н.э.) Древнегреческий учёный, математик, механик – изобрёл планетарий, «архимедов винт», «архимедову спираль» и др. Установил «архимедов закон» о теле, погружённом в жидкость. Архимед предвосхитил интегральное исчисление, применил методы нахождения площадей, поверхностей, объемов различных фигур.
III-II век до н.э. Корнеад (219-129 гг. до н.э.) Не все, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти. Всякая истина – это «убежденность с оттенком относительности, а если ещё более точно и строго, то «вероятность».

I век до н.э.

Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) В сочинении «О природе богов» написал: «То, что вы называете богами – это естественное, а не божественное».
Тит Лукреций (99-55 гг. до н.э.) «Из ничего ничто не возникает». Отрицает «создание мира», а утверждает «мир был всегда».
Стратон (64 г. до н.э. – 23 г. н. э.) Античный учёный, автор «Географии» в 17 томах и «Исторических записок».
I век н.э. Гай Плиний (старший) (23-79 гг). Римский учёный, написавший знаменитую «Естественную историю» в 37 книгах, охватывающую все представления о мире, науке (начиная с астрономии и физики и кончая человеческим обществом и его культурой).

II-III века

Нагарджуне (113-213 гг.) «В этом мире благополучие настоящего и стремление к лучшему будущему противоречат друг другу». Ему приписывают труды: · «Сухрил-лекха» («Письмо другу») – послание царю; · «Ратна-аване-раджа-парикатха» - («Строфы о драгоценностях»); · «Виграхе-вьевартани» - («Обсуждение разногласий»); · «Ишваре-картритва-ниракртир» - «Опровержение идеи творения мира богом-творцом».
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (160-220 гг.) · Философы утверждают, что они ищут; стало быть, они еще не нашли. · Истина существовала изначально, а заблуждение явилось впоследствии. · Учение наше древнее всякого другого; а поэтому оно и истинно. Сочинения: «Апологетик», «Против язычников», «О воскресении плоти» и др.
III век Секст Эмпирик (200-250 гг.) Сочинения: «Против ученых»; «Против физиков»; «Против догматических философов»; «Против этиков». Скептический способ рассуждений Секст Эмпирик называл «ищущим», «недоумевающим», «удерживающим».

V век

Аврелий Августин (354-430 гг.) Говорил о тайне и чуде чисел «7» и «12» (число апостолов – 12 – это произведение числа 3 (Троицы) и 4 (число элементов материальных вещей). Сумма три и четыре равно семи (семь возрастов; семь добродетелей; семь грехов; семь планет; семь дней создания мира; семь нот григорианской музыки).
Ф. Бьондо Понятие «средние века» появилось.
XII век Ибн-Рушд (1126-1198 гг.) В книге «Опровержение опровержения» выдвинул формулу: «Что касается тех, кто помогает, что до существования мира была единая по числу, никогда не прекращающаяся возможность, то они должны согласится и с тем, что мир извечен.

XIII век

Виллард д’Оннекур (1170-1245 гг.) Французский архитектор т инженер в альбоме чертежей «Книга рисунков» в 1235 г. привел описание первого проекта вечного двигателя – perpetuummobile.
Роджер Бэкон (1214-1294 гг.) В книге «Умозрительная алхимия» дал определение алхимии, науки, в которой был сведущ и которую он сам исповедовал.
Франи Майронис (1243-1325 гг.) Ввел знаменитые «сорбонские диспуты» на богословском факультете Парижского университета
XIII-XIV век Уильям Оккаме (1281-1349 гг.) Первооткрыватель «закона достаточного основания»: «Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное, или по опыту». Сочинения: «Свод всей логики»; «О неделимых»; «Философия природы» и др.
XIV век Бертольд Шварц Открыл порох (1330 г.)

XV век

Иоганн Гуттенберг В немецком городе Майне пускает в ход первый печатный станок (1440 г.)
Христофор Колумб (1446-1506 гг.) Испанский первооткрыватель, совершая свое путешествие, неожиданно и случайно открыл Американский континент.

XV-XVI век

Помпонацци Пьетро (1462-1525 гг.) Трактат «О бессмертии души» (1516 г.)
Гертсен Герт (1469-1536 гг.) · Истина не умеет лгать. · В жизни надо быть бдительным. · Ничего не избегает, кроме позора.
Макиавелли Никколо ди Бернардо (1469-1527 гг.) · Цель оправдывает средства. · Свидетельство моей честности и верности – моя бедность. · Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу.

XVI век

Томас Мор (1478-1535 гг.) Выпустил золотую книгу «Утопия», столь же полезную, как и забавную о наилучшем устройстве государства.
Николай Коперник (1473-1543 гг.) Опубликовал в 1543 г. свой труд «Об обращениях небесных тел» (об основах гелиоцентрической системе мира).
Андреас Везалий (1514-1565 гг.) В своем труде «О строении человеческого тела» изложил начало современной анатомии (1543 г.).
Конрад Гесснер (1516-1565 гг.) Профессор медицины напечатал обширную «Историю животных» (1551 г.).

XVI-XVII век

Галилей Галилео (1564-1642 гг.) · Создал трубу-телескоп, которая состояла из двух линз: собирающей – объектива и рассеивающей – окуляра. · Сочинения: «Звездный вестник»; «О солнечных пятнах»; «Диалог о двух системах мира» и др. · «человеческая наука никогда не решит, конечна ли вселенная или бесконечная?»
Декарт Рене (1596-1650 гг.) · Дайте мне материю и движение, и я построю вам из этого вселенную. · Я мыслю, следовательно, я существую. · Сочинения: «Правила для руководства ума»; «Мировоззрение, или трактат о свете»; «Начала философии»; «Геометрия» и др.

XVII век

Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) Немецкий астроном установил три основных закона движения планет: («Тайна Вселенной» (1596 г.))
Уильям Гарвей (1578-1657 гг.) В своем фундаментальном труде «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628 г.). Он же заложил основы эмбриологии, выдвинув принцип «Все живое из яйца».
Рене Декарт (1596-1650 гг.) Французский ученый открыл «закон сохранения движения».
Исаак Ньютон (1643-172 гг.) В своей книге «Математические начала натуральной философии» сформулировал и обосновал «закон всемирного тяготения».
XVII-XVIII век Беркли Джордж (1685-1753 гг.) · Единственное преимущество, на которое я претендую – это то, что я всегда мыслил и судил самостоятельно. · Я больше, чем другие придерживаюсь реальности. · Существовать – значит быть воспринимаемым.
XVIII век Карл Линней (1707-1783 гг.) Шведский естествоиспытатель в своей книге «Система природы» создал первую классификацию животного и растительного мира и установил соотношение между классами, родами, видами и разновидностями.
XVIII-XIX век Лаплас Пьер-Симон (1749-1827 гг.) · То, что мы знаем, так ничтожно по сравнению с тем, чего не знаем. · Сочинения: «Изображения мировой системы»; «Небесная механика»; «Аналитическая теория вероятностей».

XIX век

Майкл Фарадей (1791-1867 гг.) Основоположник учения об электромагнитном поле, открыл электромагнитную индукцию.
Жан Батист Пьер Антуан Лемарк (1744-1829 гг.) В своем главном труде «Философия зоология» изложил целостную теорию эволюционного развития животного мира.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.) · Природа не может покориться человеку, если сам человек рабски относятся к социальным фактам. · Я не только верю во все сверхъестественное, но собственно говоря, только в это и верю. · Сочинения: «Три силы»; «Критика отвлеченных начал»; «Теоретическая философия»; «Идолы и идеалы» и др.

 

В Средневековой Европе появились первые университеты. Они были не только учебными, но и научными центрами. Старейшими университетами являются Болонский (1119 г.), Парижский (1150 г.), Оксфордский (1229 г.), Пражский (1348 г.), Падуанский (1222 г.), Венский (1365 г.), Гарвардский (1648 г.), Московский (1755 г.).

Наука в современном понимании начала складываться в XYI-XYII вв. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и наука начала превращается в самостоятельный фактор общественной жизни. Именно тогда наука берет на вооружение эксперимент, который сегодня является ведущим методом исследования.

В этот период появляются первые исследовательские центры. В Риме (1603 г.) создаётся первая академия наук – Академия Деи Личеи. В Лондоне (1660 г.) основывается один из ведущих научных центров Европы – Лондонское королевское общество, которое с 1665 года издаёт «Философские записки» - один из старейших научных журналов мира. Оценка наиболее значимых научных результатов на страницах профессионального журнала становится нормой.

Успехи науки этого периода способствовали тому, что она стала выступать как высшая общественная ценность. Произошла первая научная революция, которая привела к формированию механической теории построения мира.

Значительные изменения в организации исследований (прежде всего химических и физических) происходят в середине XIX в. На смену ученым-одиночкам приходят научно-исследовательские лаборатории. Первые лаборатории были открыты при Лейпцигском, Геттингенском, Гайдельбердском университетах. В 1872 году в России была организована первая физическая лаборатория по инициативе А.Г. Столетова. Впоследствии многие лаборатории преобразуются в научно-исследовательские институты. Таким образом, создаются предпосылки для формирования научных школ.

С возникновением университетских исследовательских лабораторий связано рождение современной науки, так как они проводили исследования, имеющие важное прикладное значение. Новая модель образования привела к появлению на рынке таких товаров, разработка которых предполагала доступ к научному знанию.

С открытием электроники, в области физики, радиоактивности, а также с появлением теории относительности Эйнштейна, наступил кризис классической науки и крах механистического мировоззрения. Кризис разрешился новой революцией. В науке резко возрос объем коллективного туда, появилась прочная взаимосвязь с техникой [2, 34].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.026 с.)