Особенности организации экспериментальных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации экспериментальных исследований



Эксперимент является важнейшей составной частью научных исследований, в основе которого находится научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. В научном языке и исследовательской работе термин эксперимент обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, опыт, организация особых условий его существования, проверка предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом его развития и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Само по себе понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий в целях воспроизведения того или иного явления и по возможности наиболее чистого, т.е. не осложняемого другими явлениями [3, 8, 9].

Основная цель эксперимента – выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования. Постановка и организация эксперимента определяются его назначением. Эксперименты, которые проводятся в различных отраслях науки, являются отраслевыми и имеют соответствующие названия: физические, химические, биологические, социальные, психологические, и т.п. В табл. 2.2 дана классификация экспериментов по основным признакам.

Классификация экспериментов

Таблица 2.2

Признак классификации Классификация экспериментов Характер использования экспериментов
1. По целевой направленности 1.1 Констатирующие 1.2 Преобразующие 1.3 Поисковые 1.4 Решающие 1.5 Контролирующие 1.1 Используется для проверки определенных предположений по наличию связи между воздействий на объект исследования и результатом. 1.2 Предполагает активное изменение структуры и функций объекта в соответствии с выдвинутой гипотезой. 1.3 Проводится в случае отсутствия достаточных предварительных данных. 1.4 Ставится для проверки соответствий теорий и двух или нескольких гипотез. 1.5 Сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования.
2. По способу формирования условий 2.1 Естественные 2.2 Искусственные 2.1.  Предполагает проведение эксперимента (опыта) в естественных условиях существования объекта исследования. 2.2.  Предлагает формирование искусственных условий (технические и естественные науки)
3. По структуре изучаемых объектов 3.1 Простые 3.2Сложные   3.1 Используется для изучения простых объектов, с небольшим количеством элементов, выполняющих простые функции. 3.2 Используется для изучения сложных объектов (явлений).
4. По организации проведения 4.1 Лабораторные 4.2 Натурные 4.3 Вычислительные 4.1. Проводится в лабораторных условиях с применением специального инструментария и оборудования 4.2. Проводится в естественных условиях и на реальных объектах 4.3. Используется с применением прикладной математике и ЭВМ.    
5. По характеру внешних воздействий на объект 5.1 Вещественные 5.2 Энергетические 5.3 информационные 5.1 Предполагает изучение влияния различных вещественных факторов на состояние объекта 5.2 Используется для изучения воздействия различных видов энергии (механической, тепловой, электромагнитной и т.д.) на объект исследования. 5.3 Используется при изучении воздействия определенной информации на объект исследования.
6. По характеру взаимодействия 6.1 Обычные 6.2 Классические 6.1 Предусматривает в роли субъекта самого экспериментатора, познающего объект исследования с помощью средств эксперимента (приборы, инструменты). 6.2 В отличии от классического имеет дело с моделью исследуемого объекта, которая входит в состав экспериментальной установки
7. По типу используемых моделей 7.1 Материальный 7.2 Мысленный 7.1 Используются материальные, а не идеальные или воображаемые объекты исследования. 7.2 Это одна из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которой структура реального эксперимента воспроизводится в воображении.
8. По числу рассматриваемых факторов 8.1 Однофакторный 8.2 Многофакторный 8.1 Предполагает: выделение особо значимых факторов; поочередное варьирование факторов; стабилизацию “мешающих “ факторов. 8.2 Варьируются все переменные сразу и оценивается каждый эффект по результатам опыта.
9. По контролирующим величинам 9.1 Пассивный 9.2 Активный 9.1 Измеряются только выбранные показатели (параметры) без искусственного вмешательства в поведение эксперимента. 9.2 Связан с выбором специальных входных сигналов (факторов) и контролем входа и входа исследуемой системы.
10. По характеру изучаемых объектов 10.1 Технологический 10.2 Производственный 10.1 Направлен на изучение элементов технологического процесса (операций). 10.2 Предполагает изучение всех стадий производственного процесса.

 

Наиболее распространенными в практике экспериментальных исследований являются вычислительные эксперименты, которые способны отражать свойства объекта, проявляемые им в различных условиях.

В основе каждого вычислительного эксперимента находится соответствующая модель, основанная на приемах вычислительной математики. Вместе с бурным развитием электронно-вычислительной техники развивается и современная вычислительная база, состоящая из многих разделов, и прежде всего, в технике, математике, экономике.

Но эти математические модели могут быть использованы при некоторых условиях:

когда элементам структуры дается физическая интерпретация;

при возможности установления соотношения между параметрами математическойструктуры и экспериментально определенными свойствами объекта;

когда характеристики некоторых элементов модели и модели вцелом находят соответствие свойствам объекта.

Математические структуры являются моделью изучаемого объекта и отражают в математической, то есть символической или знаковой форме объективно существующие в зависимости, связи и законы.

Практически всегда математическая модель или её часть может сопровождаться элементами наглядности с соответствующими пояснениями, например, диаграммами, графиками, рисунками и т.д. Иногда модель какого-либо сложного устройства может по некоторым свойствам уподобляться модели простого объекта.

Например, не так давно появился дискретный анализ, дающий возможность получения любого численного результата только с помощью арифметических и логических действий. Здесь задача математики сводится к представлению решений, возможно приблизительных, в виде последовательности арифметических операций, то есть алгоритма решения.

Теория и практика вычислительного эксперимента создавалась на основе принципов математического моделирования и вычислительной технике.

Технологический цикл вычислительного эксперимента делят на несколько этапов.

1. Для исследуемого объекта строится физическая или какая-либо другая модель. В рассматриваемом явлении она фиксирует разделение всех действующих факторов на внутренние и внешние, главные и второстепенные. Последние на этом этапе исследования отбрасываются. Одновременно формулируются допущения и условия применимости модели, а также границы, в которых будут справедливы полученные результаты. Создают модель специалисты, хорошо знающие данную область естествознания или техники, а также математики, представляющие себе возможности решения математической задачи. Модель записывается в математических терминах, в виде дифференциальных или интегродифференциальных уравнений.

2. Разрабатывается метод расчета сформулированной математической задачи. Эта задача представляется в виде совокупности алгебраических или других формул, по которым должны проводиться вычисления, а также условий, показывающих последовательность применения этих формул. Набор таких формул и условий носит название вычислительного алгоритма.

Вычислительный эксперимент имеет многовариантный характер, потому что решение поставленных задач часто зависит от многочисленных входных параметров. Но тем не менее каждый конкретный расчет в вычислительном эксперименте проводится при фиксированных значениях всех параметров. В результате вычислительного эксперимента довольно часто ставится задача определения оптимального набора параметров. При создании оптимальной установки приходится проводить большое число расчетов однотипных вариантов задачи, отличающихся значением лишь некоторых параметров. Поэтому при организации вычислительного эксперимента экспериментатору необходимо использовать эффективные численные методы.

3. Разрабатывается алгоритм и программа решения задачи.

4. При проведении расчетов результат получается в виде некоторой цифровой информации, которую затем необходимо расшифровать. При вычислительном эксперименте точность информации определяется достоверностью модели, положенной в его основу, правильностью программ и алгоритмов для чего обычно проводятся предварительные «тестовые» испытания модели.

5. Обработка результатов расчетов, их анализ и выводы. На данном этапе может возникнуть необходимость уточнения модели, то есть её упрощения или усложнения; появиться предложения по созданию упрощенных инженерных способов решения и формул, дающих возможность получить необходимую информацию более простым способом.

В случае когда проведение натурных экспериментов и построение физической модели оказываются невозможными или слишком дорогостоящими, вычислительный эксперимент приобретает исключительное значение.

В науке и технике также известно немало областей, в которых вычислительный эксперимент оказывается единственно возможным при исследовании сложных систем [3].

В заключение отметим, что для проведения эксперимента любого типа необходимо:

сформулировать гипотезу,подлежащую проверке;

создать программы экспериментальных работ;

определить способы и приемы вмешательства в объект исследования;

обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;

разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента;

подготовить средства эксперимента(модели,установки,приборы, и т.п.);

обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом.

Раздел 3. Методические рекомендации по выполнению магистерской диссертации

Заключительным этапом подготовки квалификационных кадров, имеющим высокую профессиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной работе, является выполнение и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) или магистерской диссертации (МД).

 Эта работа называется квалификационной потому, что позволяет оценить квалификацию выпускника на момент окончания обучения и определить уровень подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач. На практике же это означает его способность решать конкретные задачи и занимать определенные должности, используя всю совокупность знаний, умений, опыта и личных качеств для успешной деятельности в определенной профессиональной области.

Приступая к работе по написанию МД магистранту необходимо:

· знать, что такое МД;

· понять, для чего нужна МД и что она дает;

· осознать последовательность действий для написания МД.

Начиная любое дело, целесообразно задать себе три основных вопроса:

Зачем? (с какой целью я буду его делать?)

Что? (в чем будет заключаться содержание предстоящей деятельности?)

Как? (какими методами будет проводиться необходимая работа?).

 Методическое пособие, которые Вы держите в руках должно помочь Вам ответить на эти вопросы. С этой целью мы, используя свой опыт работы в качестве научных руководителей, обобщили вопросы, которые задавали нам студенты-дипломники, магистранты в процессе выполнения ВКР (МД) на протяжении нескольких лет. Разделив три основных вопроса, приведенных выше на множество более  частных и конкретных, мы попытались дать на них достаточно полные ответы.

Предлагаемые Вашему вниманию Методические рекомендации составлены в соответствии:

с нормативно-правовой базой Российской Федерации в сфере образования, федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки 38.04.01. «Экономика», 38.04.02. «Менеджмент», 08.04.01. «Строительство», 23.04.01. «Технология транспортных процессов», 23.04.03.»Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 40.04.01. «Юриспруденция», 20.03.01. «Техносферная безопасность»

Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155. П.15;

Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ФГБОУ ВО «ВГУВТ», утвержденного приказом ректора университета

Данные документы определяют цели и задачи магистерской диссертации, требования к структуре, содержанию и оформлению текста работы, раскрывают организационный механизм процесса выполнения и защиты ВКР (МД). Более подробно ознакомиться с Методическими указаниями можно на сайте ФГБОУ ВО «ВГУВТ».

 

 

Глава 3.1. Общие положения и основные требования к магистерским диссертациям.

3.1.1. Признаки и общие требования к магистерской диссертации

Выполнение и защита магистерской диссертации (МД) являются завершающим этапом учебного процесса в ВУЗе. МД представляет собой самостоятельное и законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное лично выпускником под руководством руководителя и свидетельствующее о формировании общекультурных, профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику решать профессиональные задачи и занимать соответствующие должности. МД может основываться на обобщении ранее выполненных бакалаврских работ и содержать материалы, полученные выпускниками в период производственной практики и научно-исследовательской работы.

Защита МД является необходимым этапом государственной аттестации магистранта. По итогам аттестации выпускнику присваивается соответствующая квалификация (степень) магистра и выдается документ – диплом государственного образца о высшем образовании.

Форма МД устанавливается государственным образовательными стандартами высшего образования по направлениям подготовки. МД носит исследовательский характер, что означает использование современных научных методов изучения конкретного явления или процесса и предполагает:

· ясное и точное формулирование решаемой проблемы и обоснование ее актуальности;

· определение объекта и предмета исследования. Под объектом понимается конкретное явление или конкретный процесс. Предмет исследования — это определенный аспект в изучении объекта с позиции той или иной науки; например, исходя из направления (профиля) обучения: «Экономика», «Финансы и кредит», Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

· определение целей и конкретных задач исследования, ожидаемого результата, т. е. что хотелось бы получить нового и полезного в теоретическом и практическом смыслах об исследуемом объекте;

· планирование исследования: какая последовательность действий при изучении объекта целесообразна, исходя из поставленной цели и задач.

Полноценное исследование должно содержать:

· теоретическую часть в виде концептуальной модели исследования, описания понятий и категорий, их взаимосвязи между собой;

· методологическую часть в виде описания методов сбора и методов анализа полученных данных;

· практическую часть, в которой описываются и анализируются полученные данные и делаются выводы и рекомендации по использованию результатов исследования.

В процессе исследования используется достаточно широкий спектр методов исследования в социально-экономических областях науки и практики: общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения, систематизации, экспертных оценок, методы системного и проектного подходов, моделирование и т.п.

МД должна содержать разработку экономической проблемы, связанной с управлением инвестиционной или инновационной деятельностью. В теоретической части работы студент должен продемонстрировать знания экономической теории, изучаемых дисциплин по разрабатываемой проблеме, а в практической части показать умение использовать приемы и методы, освоенные в процессе обучения для решения поставленных в работе задач. Практическая часть работы должна быть выполнена на примере избранной в качестве объекта исследования организации, предприятия, отрасли, региона.

В ходе написания МДмагистрант выпускного курса обязан показать умение систематизировать, анализировать и обобщать финансово экономическую информацию; глубоко и самостоятельно разрабатывать конкретную проблему; выдвигать предложения и рекомендации по решению выявленных в ходе практического анализа проблем; проводить экономическое обоснование разработанных предложений и рекомендаций.

При выполнении МДмагистрант несет личную ответственность:

· за достоверность представленного материала;

· за качество представленного текста в соответствии с требованиями к МДмагистрантов ФГБОУ ВО «ВГУВТ»;

· за недостатки, сохраняющиеся в работе после указания на них научного руководителя;

· за получение и оформление внешней рецензии;

· за использование материалов чужих исследований без ссылок на них (проще говоря, за плагиат).

К МД предъявляются следующие основные требования:

1) высокий теоретический уровень, что достигается посредством изучения теоретических исследований российских и зарубежных авторов, законодательных и нормативных документов;

2) критическое осмысление взглядов российских и зарубежных экономистов по теоретическим и практическим вопросам, умение выдвигать и обосновывать собственное мнение;

3) творческий подход к изучаемому фактическому материалу, направленный на выявление резервов повышения эффективности инновационных проектов; выявление резервов экономического роста; улучшение управления инвестиционным портфелем организации (предприятия);

4) использование статистической информации, ее обработка и подготовка для анализа и оценки;

5) самостоятельная проработка направлений совершенствования деятельности организаций по рассматриваемой проблеме;

6) рассмотрение проблем, не получивших достаточного освещения в специальной литературе;

7) выбор актуальной темы исследования проблемного характера;

8) четкое построение логической последовательности изложения материала;

9) выполнение работы с использованием экономико-математических методов и моделей, а также специализированных программ для ЭВМ;

10) содержание убедительной аргументации, графического материала, таблиц и иллюстраций;

11) завершение исследования обоснованными рекомендациями и доказательными выводами.

Выпускник, претендующий на получение соответствующей квалификации, должен хорошо владеть логикой изложения теоретического и фактического материалов, уметь аргументировать собственные предложения, правильно пользоваться специальными экономическими терминами.

Написание МД обеспечивает формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В части первых можно указать на владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь. Среди профессиональных компетенций следует выделить способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений; способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений; способность к экономическому образу мышления; умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели; способность проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования; способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

В результате написания МДмагистранты должны:

· знать: теоретическую сущность, функции и основные принципы организационного, производственно-технологического, финансового и инновационного проектирования, их информационное обеспечение; достижения НТП, современное законодательство, нормативные документы методические материалы, регулирующие научную, производственную, экономическую деятельность, практику организации производства, основы планирования и управления реальными инвестициями, формирования инвестиционных ресурсов; основную отечественную и зарубежную литературу по теоретическим и практическим вопросам управления финансово производственно-хозяйственной деятельностью организаций (предприятий);

· уметь: анализировать информационные и статистические материалы по всесторонней оценке экономической деятельности организации, используя современные методы и показатели оценки; владеть методиками оценки и управления трудовыми и экономическими ресурсами; использовать современное программное обеспечение для разработки и реализации управленческих решений, а также оценки их эффективности;

· владеть: методами выбора экономической стратегии организации и тактики ее выполнения; методами анализа и оценки экономического состояния организации (предприятия) и эффективности инновационной деятельности; методами оценки и нивелирования производственно-экономических и инвестиционных рисков; навыками обоснованного выбора метода инвестирования бизнес-проектов с учетом внутренних возможностей и факторов внешней среды; способами управления инвестиционным портфелем.

 

3.1.2. Структура и содержание магистерской диссертации

Выпускная квалификационная работа - самостоятельная творческая работа. Но, независимо от избранной темы, рекоменду­ется придерживаться приведенной ниже примерной структуры текста МД всех форм обучения:

· титульный лист;

· задание на выполнение ВКР;

· аннотация;

· содержание (оглавление);

· введение;

· главы 1-3;

· заключение;

· список использованных литературных источников;

· приложения.

Титульный лист является первой страницей МД и содержит:

· сведения о вузе (его полное название, название факультета, название кафедры, на которой выполняется МД);

· тема работы;   

· сведения о студенте-магистранте (ФИО, группа);

· направление (профиль) обучения;

· сведения о научном руководителе (ФИО, ученая степень, ученое звание, должность);

· место и год выполнения работы.

Образец оформления титульного листа МД приведен в приложении 2.

 

Задание для магистерскойдиссертации оформляется на типовом бланке, подписывается магистрантом, руководителем и утвер­ждается заведующим кафедрой. 

Титульный лист и задание включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не проставляют. Образец оформления задания приведен в приложении 3.

 

Аннотация должна содержать текст, а также сведения об объеме работы (количество страниц, иллюстраций, таблиц, приложений использованных литературных источников. Текст аннотации должен отражать актуальность темы исследования, предмет, характер и цель работы, методы иссле­дования, полученные результаты и их новизну, степень внедре­ния и рекомендации по внедрению, технико-экономические и социальные характеристики. Примерный объем аннотации 1 страница формата А4.

Содержание (оглавление) МД составляется исходя из сформулированных целей и должно быть направлено на полное раскрытие темы. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (симмет­рично тексту) прописными буквами.

В содержании (оглавлении) последовательно перечисляются заголовки МД: введение, номера и заголовки глав, параграфов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номера страницы, на ко­торой помещен каждый заголовок. Все заголовки в содержании записывают строчными бук­вами (первая — прописная). Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы, на которой расположен заголовок. Номер страницы проставляют справа арабской циф­рой без буквы «с» и знаков препинания.

Пример оформления содержания приведен в приложении 4.

Введение должно содержать краткую информацию о следующих аспектах исследования:

· актуальность выбранной темы;

· объект и предмет исследования;

· цель работы;

· задачи, которые необходимо решить для раскрытия темы;

· характеристика методов исследования;

· характеристика теоретической, правовой и статистической базы исследования.

Актуальность темы характеризует значимость, важность исследуемой проблемы в производственной деятельности и в социальной сфере, а также обоснованность причин, по которым была выбрана данная тема МД.

Объект исследования - область, сфера деятельности или совокупность организаций или учреждений и их деятель­ность. Объект должен быть обозначен и в названии темы.

Предмет исследования - одна из сторон деятельности объекта, связанная с той проблемой, которую Вы хотите решить в ходе исследования.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Пример: тема МД Бизнес-план инновационного проекта по модернизации судов смешанного «река-море» плавания».

Объект исследования: суда смешанного «река-море» плавания.

Предмет исследования: повышением технико-экономических характеристик судов смешанного «река-море» плавания.

Цель исследования должна быть связана с решением определенной управленческой, экономической, социальной проблемы. обозначен­ной в теме дипломного проекта. Цель, как правило, формулируется научным руководителем в соответствии с темой и фиксируется в задании на МД.

Проблема – ситуация несоответствия между текущим и желаемым состояни­ем какой-либо системы или процесса.

Задачи исследования определяются в соответствии с поставленной целью и представляют собой логи­чески связанные между собой этапы, пути решения исследуемой проблемы. Задачи, как правило, определяют структуру работы, так как являются основой для формулировки назва­ния глав и параграфов, которые, например, могут раскрывать следующее:

· специфику и проблемы управляемого объекта;

· характер и содержание деятельности соответствующих структур по управлению данным объектом;

· предложения и рекомендации по совершенствованию данной деятельности

Перечень этих задач, с одной стороны, должен быть исчерпывающим, т.е. достаточным для достижения и, с другой стороны, не должен содержать лишние задачи, не имеющие отношения к поставленной цели.

При определении задач можно использовать, например, следующие глаголы: «изучить», «определить», «найти», «выявить», «выяснить», «доказать», «разработать», «дать рекомендации» и т.д.

Во введении указываются труды отечественных и зарубежных ученых (5-7 фамилий), работы которых использовались при выполнении МД в качестве теоретической и методической базы исследования. Названия источников должны быть указаны в списке использованных литературных источников.

Далее дается краткая характеристика базы исследования (предприятия, организации, региона), содержание информации: отчетные данные, статистические материалы, ссылки на законодательные и нормативные акты.

Во введении магистрант не должен давать оценку самому себе о достижении целей исследования и выполнения поставленных задач.

Основная часть МД состоит, как правило, из трех глав.

Глава 1– теоретическая, должна быть посвящена изучению теоретических вопросов по разрабатываемой проблеме. В частности, это может быть: изучение экономической природы исследуемого явления, его сущности и форм проявления, уточнении классификационных признаков, выявление узких мест и дискуссионных вопросов. Магистрант приводит результаты научного обзора различных концепций, научных подходов и взаимосвязей элементов систем, методических позиций.

Все приводимые в работе заимствованные положения, цитаты, факты, цифровой материал необходимо сопровождать ссылками на источники заимствования или информации с указанием автора, названия, издательства, года, номера конкретной страницы печатного труда, названия и года или иного периода использованной формы отчетности.

Первая глава должна быть написана магистрантом на основе основательного изучения всех положений, раскрывающих теорию вопроса: сущность, классификацию, роль, содержание, задачи, принципы, методы и методики исследования, способы обработки информации, наличие и характер взаимосвязей. Важно оценить специфические особенности проявления теоретических положений и их эффективность в современных условиях.

В результате изучения основ теории поставленной проблемы магистрант должен четко представить себе пути ее решения, исходя из современных достижений теории и практики.

Глава 2 – аналитическая. В ней магистрант должен представить результаты анализа организационно-экономической, финансовой и учетной деятельности объекта исследования на основе отчетных данных с применением различных методических приемов, с оценкой полученных результатов. Период анализа, как правило, должен составлять не менее 3х лет. В ходе проведения ретроспективного анализа изучается динамика исследуемых процессов, выявляются тенденции и закономерности развития. Задачами магистранта являются объективная оценка полученных результатов анализа, выявление причин сложившегося положения.

В оценочной части магистрант должен самостоятельно провести расчеты, представить их и первичный фактический материал в виде наглядного иллюстративного материала рисунков (графики, диаграммы, схемы) и таблиц. Иллюстративный материал служит целям анализа и подтверждением выводов по исследуемой проблеме. В конце каждого параграфа должны содержаться выводы по результатам проведенного анализа, в том числе о выявленных нарушениях и недостатках организации исследуемых процессов, причинах, снижающих эффективность деятельности организации.

Содержание второй главы, как правило, включает такие аспекты, как:

· общие данные о предприятии (организации, территории, отрасли), организационно-экономическая характеристика объекта исследования, его организационно-правовая форма, производственная и управленческая структуры, основные уставные положения;

· анализ факторов внутренней и внешней среды. При анализе внутренней среды дается характеристика материально-технической базы, основных показателей производственной, экономической, финансовой, деятельности, бухгалтерского и управленческого учета, состав, структура персонала, условий менеджмента. При анализе внешней среды дается оценка факторов зоны прямого влияния (поставщики, потребители, конкуренты, посредники, законодательство, контактные аудитории) и факторов зоны косвенного влияния (экономические, социальные, технологические, политические, природные). Здесь же приводятся результаты анализа состояния рынка продукции (услуг) объекта исследования, условия закупок и сбыта, уровень цен (тарифов) и т.п.;

· выявление проблем перспективного развития предприятия (организации, территории, отрасли) и определение наиболее приоритетных направлений повышения эффективности, которые могут быть: организационными, технологическими, экономическими, транспортными, информационными, управленческими и др. Характер проблем, степень и вектор их влияния на финансово-экономическую деятельность предприятия должны выявляться, исходя из результатов анализа факторов внутренней и внешней среды и оценки финансово-экономического положения объекта исследования в современных условиях, используя SWOT- и PEST-анализы.

Материалами для анализа и оценки существующего состояния объекта исследования могут быть: учредительные акты, стратегические планы, годовые (квартальные, месячные) отчеты, статистическая и бухгалтерская отчетность, документы оперативного и текущего учета, инструкции, положения, нормативы и другая служебная документация, собранная и изученная студентов во время производственной практики и научно-исследовательской работы.

Глава 3 содержит организационное и экономическое обоснование управленческих решений. Является наиболее важным разделом МД. Конкретное содержание этой главы определяется темой исследования, сформулированными целью и задачами работы и глубиной их проработки.

В первой части главы должны быть четко сформулированы суть предлагаемых решений и их отличие от существующих. Кроме словесного описа­ния решений целесообразно привести соответствующие схемы, ри­сунки, чертежи.

При обосновании управленческих решений необходимо рас­сматривать, как правило, несколько вариантов возможных решений (минимум два). По каждому предложенному варианту должны быть приведены расчеты организационных, экономических и финансовых пара­метров.

Особое внимание нужно уделить формированию объективных исходных данных для проведения расчетов. При этом следует при­вести источники и способы их получения

После формирования вариантов управленческих решений должны быть предложены критерии для их оценки и произведен этим критериям выбор наилучших среди рассматриваемых альтернатив

В качестве критерия,могут использоваться: доходы, прибыль, себестои­мость, рентабельность капитальных вложений, производства и продукции, рыночная стои­мость предприятия, производительность труда, совокупные издержки, приведенные затраты и другие экономические, производственные и транс финансовые показатели.

Если управленческие решения предусматривают необходимость инвестиций в основные или оборотные фонды, то должны быть показаны источники и объемы инвестиций по годам расчетного периода, а также проведен расчет срока окупаемости, текущей дисконтированной стоимости и внутренней нормы доходности проекта. В случае привлечения заемных средств проводится разработка кредитного плана.    

С учетом особенностей конкретной МД в ряде случаев целесообразно показать не только коммерческую, но и макроэкономическую, социальную, бюджетную, экологическую и другие виды эффективности управленческих решений.

В МД обязательно должен быть представлен комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих реализацию (внедрение) инновационных решений (план внедрения мероприятий, источники денежных средств, изменение организационной структуры предприятия, программа подготовки персонала, изменение коммуникационно-информационных потоков и т.д.). Если разработанные решения оказывают влияние на состав, количество, цену и качество транспортно-логистических услуг, то необходимо представить систему маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение услуг на рынке.

При подготовке МД может быть использовано различное программное обеспечение, например:

· программныепродуктыпакета Microsoft Office (Word, Excel, Power Point ит.д.) - для набора текста диссертации, для создания графических объектов и диаграмм, баз данных и презентаций;

· специализированные программные продукты для создания информационных систем, web-ресурсов, управления проектами, системы электронного документооборота, справочно-правовые системы «Г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.091 с.)