Модуль 3. Организация воспитательной работы с обучающимися. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 3. Организация воспитательной работы с обучающимися.



Цель: содействовать овладению формами и методами организации совместной и индивидуальной воспитательной деятельности всех участников образовательных отношений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

3.1. Общая характеристика методов воспитания. Сущность и содержание понятий, «метод воспитания», «средство воспитания», «технология воспитания», «методика воспитания». Организация воспитательной работы с различными субъектами. Классификация методов воспитания. Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы. Виды педагогического взаимодействия. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач. Признаки педагогических технологий. Различные подходы к классификации педагогических технологий. Личностно-ориентированные технологии.

Задания для текущего контроля

1) Способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленные на решение воспитательных задач. О каком понятии идет речь?

· Метод воспитания

· Форма воспитания

· Принцип воспитания

2) Ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества. О каком понятии идет речь?

· Методика

· Технология

3) К какой группе методов воспитания относятся методы поощрение, наказание, игра, соревнование, одобрение, осуждение.

· Методы формирования сознания

· Методы организации деятельности

· Методы стимулирования и мотивации

· Методы контроля и оценки

4) Определите правильную последовательность алгоритма разрешения педагогической ситуации

1. Конструирование и реализация педагогического процесса
2. Целеполагание и планирование
3. Анализ педагогической ситуации
4. Итоговый контроль и учет полученных результатов
5. Регулирование и коррегирование
6. Обнаружение факта педагогической ситуации

 

5) Автор наиболее полной классификации педагогических технологий.

· В.А. Сластенин

· Г.К. Селевко

· Т.Б. Лихачев

· Ю.К. Бабанский

3.2. Организационные формы воспитательной работы. Понятие «форма воспитания». Различные подходы к классификации форм воспитания. Мероприятие как форма воспитания. Алгоритм его подготовки и проведения. Структура воспитательного мероприятия. Анализ воспитательного мероприятия. Разнообразие воспитательных мероприятий. Игра как форма воспитания. История возникновения игры. Сущность и значение игры. Признаки игры. Составляющие элементы игры. Классификация игр по разным основаниям. Методика подготовки и проведения игр. Особенности организации игрового взаимодействия в разных возрастных группах. Дело как форма воспитания. Технология коллективного творческого дела И.П. Иванова. Стадии КТД. Условия успешной организации КТД. Формы организации воспитательного процесса событийного характера: сборы, поход, экспедиция. Методика планирования воспитательной работы классным руководителем. Классный руководитель, его права и должностные обязанности. Задачи, содержание деятельности и критерии оценки работы классного руководителя в современной школе. Взаимодействие классного руководителя с семьей обучающегося и педагогическим коллективом. Принципы планирования воспитательной работы. Нормативная база планирования воспитательной работы в образовательной организации. Этапы планирования. Структура, виды и правила оформления планов воспитательной работы в группе, классе и образовательной организации в целом.

Задания для текущего контроля

1) Внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в актах, приёмах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. О каком понятии идет речь?

· Метод воспитания

· Форма воспитания

· Принцип воспитания

2) Соотнесите формы воспитания с классификационным критерием

1. По основным решаемым задачам (В.С. Селиванов) а Словесно-логические; образно-художественные; трудовые; игровые; психологические
2. По количеству участников (Ю.К. Бабанский) б Педагоги, родители, другие взрослые; на основе сотрудничества; по инициативе обучающихся
3. По субъекту организации (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова) в Управления, самоуправления жизнью воспитанников; познавательные; развлекательные
4. По главным средствам воспитания (В.В. Воронов) г Мероприятия; игры; дела  
5. По логике возрастания воспитательных возможностей (Е.В. Титова) д Индивидуальные; групповые; массовые  

 

3) Автор технологии «коллективное творческое дело - КТД».

· А.С. Макаренко

· И.П. Иванов

· К.Д. Ушинский

· В.А. Сластенин

· Г.К. Селевко

4) К нормативным документам уровня учреждения, которыми должен руководствоваться классный руководитель в своей деятельности, являются… (выберите несколько вариантов)

· Конституция РФ

· Устав ОУ

· Локальные акты ОУ

· Закон «Об образовании в РФ»

· Семейный кодекс РФ

· Образовательная программа ОУ

· Отчет о воспитательной работе

·  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

· ФГОС

· План воспитательной работы

5) План воспитательной работы обязательно включает в себя

· Анализ воспитательной деятельности за прошедший период

· Индивидуальная работа с обучающимися

· Характеристика класса

· Методические разработки воспитательных мероприятий

· Работа с обучающимися из “группы риска”

· Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы

· Перечень табелей с оценками обучающихся

· Логины и пароли от электронного журнала

· Работа с родителями обучающихся

· Взаимодействие педагогами-предметниками

· Список ФИО родителей и домашних адресов обучающихся

3.3. Коллектив как объект и субъект воспитания. Роль коллектива в обществе. Особенности коллективной системы воспитания. Сущность и признаки коллектива. Принципы и стадии развития коллектива А.С. Макаренко, развитие его педагогических идей в трудах В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Е. Щурковой. Личность и коллектив. Изучение способностей, возможностей, интересов обучающихся. Методика создания ситуации успеха. Поддержка самостоятельности и инициативы обучающихся. Основы самовоспитания. Школьный коллектив. Развитие самоуправления в коллективе. Детские и юношеские объединения. Организационные основы и принципы деятельности детских и юношеских объединений. Структура и основные направления деятельности Российского движения школьников. Воспитательная работа с детским коллективом в летний период. Психолого-педагогические основы летнего отдыха детей и подростков. Оздоровительная работа с детьми, ее формы. Планирование работы с детским коллективом. Воспитательная работа с детьми и подростками в летнем оздоровительном лагере. Методика составления программы работы с отрядом. Задачи, содержание и средства работы с детьми и подростками в организационный период. Разнообразие форм работы с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере.

Задания для текущего контроля

1) Выберите характерные признаки коллектива, отличающие данное понятие от группы:

· объединение людей

· вовлеченность членов в совместную социально-полезную деятельность

· наличие общей цели и интересов

· возможность для удовлетворения собственных потребностей и интересов.

2) Утверждение, что коллектив развивается только в движении и впереди у него всегда должны быть новые цели и дела раскрывает принцип:

· параллельного действия;

· активной целеустремленности

· перспективных линий

· ответственной зависимости.

3) На какой стадии своего развития, с точки зрения А.С. Макаренко, коллектив может самостоятельно предъявлять требования к учащимся

· На I стадии

· На II стадии

· На III стадии

· На IV стадии

4) Высшим органом самоуправления в коллективе, который принимает основные решения является:

· сбор

· совет дела

· конференция

· консилиум

5) В соответствии с положениями федерального закона «Об общественных объединениях» членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие:

· 6-летнего возраста

· 8-летнего возраста

· 10-летнего возраста

· 14-летнего возраста

3.4. Организация воспитательной работы с родителями. Функции воспитательной работы с родителями. Наглядные формы воспитательной работы с родителями (стенды, стенгазеты, буклеты). Активные формы воспитательной работы с родителями (индивидуальные консультации, беседы, «телефонные линии»). Интерактивные формы воспитательной работы с родителями (родительские конференции, мастер-классы, привлечение к участию в мероприятиях, родительские клубы, неформальные встречи). Родительское собрание как основная форма взаимодействия с родителями. Дистанционные технологии как средство организации педагогического взаимодействия с родителями.

Задания для текущего контроля

1) В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами имеют:

· педагоги

· родители

· сами обучающиеся

· образовательные организации

2) К основным характеристикам взаимодействия относятся:

  • взаимопознание
  • взаимопонимание
  • взаимовлияние
  • взаимоконтроль

3) Наиболее распространенной формой организации воспитательной работы с родителями в нашей стране, является:

  • родительское собрание
  • родительская конференция
  • родительский всеобуч
  • родительский ринг

 

4) Общешкольные родительские собрания относятся:

  • к индивидуальным формам работы
  • к групповым формам работы
  • к коллективным формам работы

5) Развитию неформального общения между родителями в наибольшей степени способствует:

  • электронная почта,
  • мессенджер Whatsapp
  • платформа Mirapolis

3.5. Особенности воспитания детей и подростков, испытывающих трудности в социализации. Сущность и содержание понятий «социализация», «социальное воспитание», «социально-педагогическая деятельность». Формы и методы социального воспитания девиантных подростков. Профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, компьютерной и гаджетозависимости, шопоголизма, бьютизависимости и др. Социально-педагогическая деятельность с мигрантами. Формы и методы инклюзивного взаимодействия. Социально-педагогические технологии: понятие классификация. Этапы реализации социально-педагогической технологии. Виды социально-педагогических технологий (профилактика, адаптация, коррекция, реабилитация.

Задания для текущего контроля

1) Процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования. О каком понятии идет речь?

· Социализация

· Социальное воспитание

2) Совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. О каком понятии идет речь?

· Девиантное поведение

· Противоправное поведение

· Антисоциальное поведение

3) Категория детей, характеризующаяся антиобщественным противоправным поведением, которое проявляется в поступках ребенка (действиях или бездействии), и наносит вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

· Девианты

· Делинквенты

· Дети-сироты

· Дети из неблагополучных семей

4) Процесс устранения отрицательных свойств личности и замещениях их положительными. О каком понятии идет речь?

· перевоспитание

· воспитание

· социализация

· адаптация

· обучение

5) Основные принципы реализации социально-педагогической деятельности

· природосообразность, культуросообразность и гуманизм

· научность, системность, последовательность

· активность, доступность, наглядность

· открытость, вариативность, избыточность

 

Результаты изучения модуля:

Знает:

- формы и способы организации воспитательной деятельности;

- актуальные проекты и программы духовно-нравственного воспитания обучающихся;

Умеет:

- учитывать индивидуальные особенности развития личности при организации деятельности с детским коллективом;

- ставить цели и определять задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей;

- обосновывать выбор проектов и программ для организации духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- выбирать методы средства, формы воспитания при решении задач духовно-нравственного воспитания обучающихся;

Владеет:

- информацией из учебно-методических источников, в том числе электронных о способах организации воспитательной деятельности с обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями;

- способами целеполагания.

 

Литература

1. Асипова, Н. А., Ткачёва, С. А. Методика воспитательной работы: Учебно-методическое пособие / Н. А. Асипова, С. А. Ткачёва. – Каракол: Изд-во Иссык-Кульского государственного университета 2015. – 88 с.

2. Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 188 с.

3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. –  509 с.

4. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций [Электронный ресурс] / Лихачев Б. Т. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 648 с.

5. Методикавоспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П.Сергеева, Э. К.Никитина, М. Н. Недвецкая и др.; под ред. В. П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с.

6. Основы педагогики: учебник / Т. С. Дорохова, Ю. А. Верхотурова, М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 272 с.

7. Подласый, И. П. Педагогика: в 3 книгах: учебник / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 3: Теория и технологии воспитания: учебник. – 463 с.

8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник по для студентов вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

9. Сборник педагогических ситуационных задач; сост. Т. А. Наумова, Е. В. Мухавчева, А. Е. Причинин. – Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2020. – 62 с.

10. Сорокина, И. Р. Теория и методика воспитания; учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – 177 с.

11. Социальная педагогика: учебник / М. А. Галагузова, М. А. Беляева, Ю. Н. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 320 с.

12. Сумина, Т. Г. Теория и методика воспитательной работы: курс лекций / Т. Г. Сумина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 124 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1. Перечислите документы, составляющие нормативно-правовую базу воспитательной работы в современной системе образования.

2. Раскройте суть одной из концепций воспитания (на выбор) «системного построения процесса воспитания» В. А. Караковского; «формирование образа жизни, достойного человека» Н.Е. Щурковой; «воспитание ребенка как человека культуры» Е.В. Бондаревской.

3. Назовите основные характеристики духовно нравственного воспитания согласно взглядам одного из классиков отечественной педагогики (на выбор) К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

4. Приведите пример не менее трех проблем, которые можно разрешить с помощью коллективного трудового дела.

5. Назовите виды здоровьесберегающих технологий, проиллюстрировав их конкретными примерами.

6. Приведите пример педагогической ситуации и ее решения.

7. Раскройте воспитательный потенциал коллектива, опираясь на теорию А.С. Макаренко и труды его последователей.

8. Дайте характеристику одной из результативных, на ваш взгляд, форм воспитательной работы с родителями.

9. Составьте примерный план воспитательной работы классного руководителя на неделю.

10. Разработайте технологию социально-педагогической деятельности с одной из категорий детей (на выбор), испытывающих трудности в социализации.

 

Учебно-методическое обеспечение

5.1. Перечень печатных и (или) электронных изданий:

Печатные

1. Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 188 с.

2. Журавлёва, О. П., Михалёва Л. П. Теоретико-прикладные основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов: в 2 ч. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – Ч. 1. – 188 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26633485 (23.10.2017)

3. Журавлёва, О.П., Михалёва Л.П. Теоретико-прикладные основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов: в 2 ч. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – Ч. 2. – 176 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26700713 (23.10.2017)

4. Коротаева, Е.В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 229 с. URL:  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275106

5. Методикавоспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая и др.; под ред. В. П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с.

6. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18074706 (23.10.2017)

7. Околелов, О.П. Справочник по инновационным теориям и методам обучения, воспитания и развития личности: настольная книга педагога. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 272 с. URL:  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278853

8. Основы педагогики: учебник / Т. С. Дорохова, Ю. А. Верхотурова, М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 272 с.

9. Практикум по решению профессиональных задач: учебно-методическое пособие / авт. сост. С.В. Курашева. – М.: Флинта, 2014. – 155 с. URL:  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272514

10. Сборник педагогических ситуационных задач; сост. Т. А. Наумова, Е. В. Мухавчева, А. Е. Причинин. – Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2020. – 62 с.

11. Скоробогатов, А.В., Борисова Н.Р. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебное пособие; Институт экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Познание, 2014. 288 с. URL:  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257983

12. Сорокина, И. Р. Теория и методика воспитания; учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – 177 с.

13. Социальная педагогика: учебник / М. А. Галагузова, М. А. Беляева, Ю. Н. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 320 с.

14. Шкарлупина, Г.Д. Образовательное законодательство России: проблемы, поиски, решения: монография. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. – 220 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256238 1

 

Электронные

1. Асипова, Н. А., Ткачёва, С. А. Методика воспитательной работы [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Н. А. Асипова, С. А. Ткачёва. – Каракол: Изд-во Иссык-Кульского государственного университета 2015. – 88 с. URL:   http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/IGUTKACHEVA2015_2.pdfhttp://arch.kyrlibnet.kg/uploads/IGUTKACHEVA2015_2.pdf.

2. Засобина, Г. А., Корягина И.И., Куклина Л.В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 250 с. URL:   https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316

3. Марусева, И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / И.В. Марусева. – М.|Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 624 с. URL http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291.

4. Сорокина, И. Р. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – 177 с. URL: http://op.vlsu.ru/fileadmin/Programmy/Specialitet/44.05.01/Metod_doc/Metod_TMV_PPDP_18102016.PDF.

 

5.2. Электронные образовательные ресурсы, в т.ч. профессиональные базы данных и информационные справочные системы

http://library.uspu.ru Сайт ИИЦ-Научной библиотеки
http://opac.biblio.uspu.ru Электронный каталог ИИЦ-Научной библиотеки
http://elar.uspu.ru Электронная библиотека УрГПУ
http://biblioclub.ru ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
http://e.lanbook.com ЭБС издательства ЛАНЬ
http://elibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.ebiblioteka.ru Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС»
http://apps.webofknowledge.com/WOS_GeneralSearch_input.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&SID=Z2pXBwFk6K2aJfdbcIn&preferencesSaved= Система "Web of Science" (WoS): рамках Национальной подписки
https://www.scopus.com/freelookup/form/author.uri База данных «Scopus»: рамках Национальной подписки
http://www.sciencedirect.com Полнотекстовая база данных ScienceDirect: рамках Национальной подписки
http://dvs.rsl.ru Электронная библиотека РГБ диссертаций
http://www.consultant.ru "КонсультантПлюс"
https://xn--b1a3bf.xn--p1ai  Школа цифрового века
https://icdlib.nspu.ru Межвузовская электронная библиотека
http://opac.urfu.ru/consensus Consensus Omnium: Корпоративная сеть библиотек Урала
https://arbicon.ru/services/mars_analitic.html Межрегиональная аналитическая роспись статей - сводный каталог периодики библиотек России
http://cyberleninka.ru НЭБ «КиберЛенинка»

5.3. Печатные и (или) электронные образовательные ресурсы для лиц с ОВЗ

Печатные и (или) электронные ресурсы в формах, адаптированных к нарушениям здоровья лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, представлены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.

В Центре представлено специализированное оборудование, такое, как:

1. Читающая машина SARA CE

2. Видео-увеличитель стационарный электронный TOPAZ XL-20

3. Персональный компьютер с брайлевским дисплеем «Эверест».

Центр располагает также следующим программным обеспечением:

· программой экранного доступа JAWS версия 13.0;

· программой для чтения книг в текстовых форматах и перевода их в звуковые файлы БАЛАБОЛКА;

· программой экранного доступа NVDA;

· системой распознавания текста ADDYY Fine Reader;

· голосовым модулем АЛЁНА (ACAPELA GROUP).

Учебно-методические материалы для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и особенностям восприятия и обработки поступающей учебной информации.

Для обучающихся с нарушениями зрения:

· в печатной форме увеличенным шрифтом и с необходимой контрастностью;

· в форме электронного документа (версия для слабовидящих);

· в форме аудиофайла;

· в печатной форме на языке Брайля.

Обучающиеся могут воспользоваться официальным сайтом Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: http: //sosbs.ru/

Для обучающихся с нарушением слуха:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа;

· в форме аудиофайла.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.143 (0.091 с.)