Модуль 1. Теоретические основания воспитательной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Теоретические основания воспитательной работы.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика воспитательной работы»,

модуль К.М.01 «Психолого-педагогические и медико-биологические основы профессиональной деятельности»

для утвержденных ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (3++)

по направлениям бакалавриата

 

 

 

 

Екатеринбург 2020


 

Учебная программа онлайн курса

«Методика воспитательной работы»

 

 

Составители:

Галагузова Юлия Николаевна, профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики;

Верхотурова Юлия Анатольевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики;

Дорохова Татьяна Сергеевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики;

Мазурчук Нина Ивановна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики;

Николаева Марина Андреевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью.

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы

Содержание программы согласовано с ключевыми компетенциями XXI века 4К (креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация)

Цель – способствовать развитию общепрофессиональных компетенций студентов в области организации совместной и индивидуальной воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях разных типов на основе базовых национальных ценностей.

1.2. Перечень планируемых результатов обучения

Процесс изучения программы направлен на формирование следующих компетенций:

Компетенция(и) Индикатор(ы) Дескрипторы

ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ИОПК 3.1. Анализирует и отбирает учебно-методические источники, в том числе электронные, в рамках предметной области для реализации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Знает учебно-методические источники, в том числе электронные по теории и методике воспитания.
Умеет отбирать нормативные документы и учебно-методические источники для реализации задач воспитательной работы.
Владеет навыками анализа документов.

ИОПК 3.2. Анализирует и учитывает индивидуальные особенности развития личности обучающихся

при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности.

Знает формы и способы организации воспитательной работы.
Умеет учитывать индивидуальные особенности развития личности при организации работы с детским коллективом.
Владеет информацией из учебно-методических источников, в том числе электронных о способах организации воспитательной работы с обучающимися, в том числе с особыми образовательными потребностями.

ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ИОПК 4.1. Анализирует и отбирает учебно-методические источники, в том числе электронные, в рамках предметной области для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Знает учебно-методические источники, в том числе электронные для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Умеет отбирать учебно-методические источники для осуществления воспитательной работы определенной направленности.
Владеет навыками анализа текста.

ИОПК 4.3. Определяет целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

Знает целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания обучающихся; базовые национальные ценности.
Умеет ставить цели и определять задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей.
Владеет способами целеполагания.

ИОПК 4.4. Осуществляет поиск и отбирает для реализации актуальные проекты и программы для организации духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Знает актуальные проекты и программы духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Умеет обосновывать выбор проектов и программ для организации духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Владеет информацией о социальных институтах, принимающих участие в организации духовно-нравственного воспитания обучающихся.

ИОПК 4.5. Отбирает и применяет современный педагогический инструментарий для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Знает принципы и основные направления организации воспитательной работы.
Умеет выбирать методы средства, формы воспитания при решении задач духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Владеет информацией об особенностях применения педагогического инструментария в рамках определенного направления воспитательной работы.

Объем в зачетных единицах.

Общая трудоемкость – 3 зачетные единицы.

1.4. Особенности реализации дисциплины.

Программа реализуется с использованием электронного обучения (онлайн курс) и ресурсов других образовательных организаций.

2. Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование раздела и (или) темы Объем в часах Всего Изучение лекционного материала Выполнение практических заданий Самостоятельная работа Промежуточный контроль
1. Модуль 1. Теоретические основания воспитательной работы. 18 4 2 2 12 2
1.1. Целевые ориентиры воспитательной работы 8 2 1 1 6  
1.2. Основные воспитательные концепции 8 2 1 1 6  
  Промежуточный контроль 2  
2. Модуль 2. Направления воспитательной работы в образовательной организации 42 14 5 9 26 2
2.1. Духовно-нравственное направление в воспитание 8 3 1 2 5  
2.2. Гражданско-патриотическое воспитание 8 3 1 2 5  
2.3. Экологическое и трудовое воспитание. Популяризация научных знаний 8 3 1 2 5  
2.4. Физическое воспитание и культура здоровья 8 3 1 2 5  
2.5. Эстетическое воспитание 8 2 1 1 6  
  Промежуточный контроль 2  
3. Модуль 3. Организация воспитательной работы с обучающимися 43 12 5 7 28 3
3.1. Общая характеристика форм и методов воспитания 8 2 1 1 6  
3.2. Организационные формы воспитательной работы с обучающимися 8 3 1 2 5  
3.3. Коллектив как объект и субъект воспитания 8 3 1 2 5  
3.4. Организация воспитательной работы с родителями 8 2 1 1 6  
3.5. Особенности воспитания детей и подростков, испытывающих трудности в социализации 8 2 1 1 6  
  Промежуточный контроль 3  
  Итоговая аттестация 5 5
  Итого 108 30 12 18 66 12

3. Содержание дисциплины

 

Задания для текущего контроля

1) Установите соответствие между представленными понятиями и их формулировками

Понятие Формулировка понятия
1 Воспитание а вид педагогической деятельности, направленный на создание условий для самоопределения и социализации ребенка на основе освоения им системы ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения
2 Самовоспитание б целенаправленный процесс и результат формирования нравственных качеств личности
3 Воспитательная работа в целенаправленная самостоятельная деятельность личности, способствующая ее нравственному развитию и самосовершенствованию

 

2) Результаты образования, как единого процесса обучения и воспитания, определены в следующих документах:

· Федеральном государственном образовательном стандарте

· Образовательной программе образовательной организации

· Федеральном законе «Об образовании в РФ»

· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

3) Какие направления воспитательной работы получили развитие в деятельности Российского движения школьников?

· военно-патриотическое

· личностное

· популяризация научных знаний

· трудовое воспитание

4) В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, базовыми национальными ценностями являются:

· человечество, традиционные российские религии, семья

· гражданственность, патриотизм, социальная солидарность

· отечество, земля, мир

· свобода, совесть, справедливость

5) Дополните фразу. Закрепившиеся отношения человека к природе, обществу, продуктам деятельности, самому себе; а также определенная система мотивов, форм и способов поведения, в которых эти отношения реализуются определяются как _______________________________________.

1.2. Основные воспитательные концепции. Закономерности воспитания.  Классические принципы воспитания: народности (К.Д. Ушинский), природосообразности (Я.А. Коменский), культуросообразности (Ф.А. Дистервег), гуманизма. Современные принципы воспитания. Основные воспитательные концепции. Воспитание как управление процессом социализации личности (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). Социально-ролевая концепция развития личности (Н.И. Таланчук). Формирование образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова). Воспитание ребенка как человека культуры (Е.В. Бондаревская). Педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития (О.С. Газман). Концепция творческой самодеятельности личности (В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев). Гуманистическая концепция воспитания (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, Ш.Г. Амонашвили). Концепция самоопределения личности (А.Н. Тубельский).  

Задания для текущего контроля

Литература

1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 18-22.

2. Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 188 с.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 39-46.

4. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. –  509 с.

5. Методикавоспитательной работы [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая и др.; под ред. В. П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с.

6. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. 268 с.

7. Подласый, И.П. Педагогика: в трех книгах: учебник / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 3: Теория и технологии воспитания: учебник. – 463 с.

8. Савченков, А. В. Методика воспитательной работы [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Савченков. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2015. – 110 с.

9. Скоробогатов, А. В., Борисова Н. Р. Нормативно-правовое обеспечение образования [Текст]: учебное пособие. Казань: Познание, 2014. – 288 с.

10. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов  / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

11. Сумина, Т. Г. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: курс лекций / Т. Г. Сумина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 124 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / рук. Л. И. Льняная. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Модуль 2. Направления воспитательной работы в образовательной организации.

Цель содействовать овладению студентами компетенций в области организации воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях разных типов по различным направлениям: духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, экологическому, трудовому, физическому, эстетическому.

2.1. Духовно-нравственное воспитание. Разнообразие педагогических взглядов на содержание воспитания. Общая характеристика ведущих направлений воспитания. Понятие о морали, этике и нравственности. Сущность нравственного воспитания. К.Д. Ушинский о духовно-нравственном воспитании. Актуальность педагогического опыта нравственного воспитания А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Понятие о духовно-нравственном воспитании и развитии личности. Базовые национальные ценности народов России как содержание духовно-нравственного воспитания. Своеобразие процесса формирования нравственных качеств в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Использование разъяснения, бесед, приучения, упражнений, игр, педагогических ситуаций и др. в процессе реализации духовно-нравственного воспитания. Проекты и программы духовно-нравственного воспитания обучающихся. Развитие взаимодействия социальных институтов в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Задания для текущего контроля

1) Совокупность норм, правил поведения людей в обществе. О каком понятии идет речь?

· Этика

· Мораль

· Нравственность

 

2) Выделите основные принципы духовно-нравственного воспитания (возможно несколько вариантов ответов).

· Принцип природосообразности

· Принцип культуросообразности

· Принцип открытости

· Индивидуальный подход

· Принцип вариативности

3) Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Соотнесите ценности с их содержанием.

1. патриотизм а представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога
2. наука б эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
3. искусство и литература в мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
4. социальная солидарность г любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству
5. природа д служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания
6. семья е ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
7. традиционные российские религии ж уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость
8. человечество з красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие
9. гражданственность к свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
10. труд и творчество и любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

 

4) Отметьте педагогов, чьи идеи лежат в основе отечественного духовно-нравственного воспитания.

· А.С. Макаренко

· Ф.М. Достоевский

· Я.А. Коменский

· В.А. Сухомлинский

· К.Д. Ушинский

· Н.К. Крупская

· И.Ф. Гербарт

5) Вставьте пропущенные слова.

Духовно - нравственное воспитание – это 1._____________________ взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование 2._____________________, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно - нравственных и базовых национальных ценностей.

1. А) система педагогических мер

Б) целенаправленный процесс

В) педагогический процесс

2. А) эстетической культуры

Б) ценностных ориентаций

В) гармоничной личности

 

2.2. Гражданско-патриотическое воспитание. Сущность понятий «гражданственность» и «патриотизм». Задачи и содержание воспитательной работы по формированию основ патриотизма и гражданственности. Структура гражданственности. Особенности организации гражданско-патриотического воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях. Формы гражданско-патриотического воспитания: беседы, устные журналы, общественные и народные праздники, заочные путешествия, трудовые дела, шефство над ветеранами и другие. Условия эффективности социально-ориентированных дел.

Задания для текущего контроля

1) Чем характеризуется патриотическое воспитание?

· развитием экономического мышления

· знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение

· пониманием ценности природы на Земле

· формированием у человека ответственного отношения к своему народу, Отечеству

2) Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны. О каком понятии идет речь?

· интернационализм

· патриотизм

· национализм

· менталитетом нации

3) Отметьте основные цели гражданско-патриотического воспитания (возможно несколько вариантов ответов).

• привитие обучающимся любви к Родине, приобщение их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности

• образование у обучающихся представлений, рассуждений, понятий, которые играют изъясняющую роль в понимании всех эстетических компонентов

• формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути

• формирование у обучающихся современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины

•  формирование личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры.

4) На педагогическом уровне понятие «гражданственность» раскрывается как

· качества личности, определяющего ее сознательное отношение к своим правам и обязанностям, способствующего прогрессивному развитию общества

· принадлежность человека к обществу, в котором он живет

· интегративное качество в структуре направленности личности

· интегративный комплекс качеств личности, характеризующий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с личными потребностями и возможностями, имеющимися в обществе и государстве условиями, принятыми правовыми и моральными нормами

· способность и готовность человека выступать в роли гражданина, пользующегося всеми правами, предусмотренными законами государства, и исполняющего все установленные законами обязанности

5) Какие нормативные документы должны учитываться при организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе?

· Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации»

· Результаты опросов общественного мнения

· Резолюции конференций по вопросам организации воспитательной работы

· Конституция Российской Федерации

· Федеральные государственные образовательные стандарты

 

2.3. Экологическое и трудовое воспитание. Популяризация научных знаний. Задачи и содержание экологического воспитания. Критерии сформированности экологической культуры личности. Задачи и содержание трудового воспитания. Профориентационная деятельность как разновидность трудового воспитания. Критерии воспитанности культуры труда. Особенности организации экологического и трудового воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях. Технологии организации трудовых дел. Особенности организации интеллектуального воспитания и познавательного развития в дошкольных и общеобразовательных организациях. Привлечение внимания обучающихся к передовым достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение ее привлекательности. Исследовательская деятельность обучающихся. Олимпиадное движение. Поддержка научно-технического творчества детей.

Задания для текущего контроля

1) Чем характеризуют экологическое воспитание?

· развитием экономического мышления

· развитием бережного и ответственного отношения к природе

· знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение

· укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости

2) Совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. О чем идет речь?

· Экологическое образование

· Экологическое воспитание

· Экологическое сознание

3) Чем характеризуют трудовое воспитание?

· укрепление здоровья, обеспечение работоспособности, силы, выносливости

· формированием добросовестного и творческого отношения к трудовой деятельности

· формированием у человека ответственного отношения к семье

· развитием экономического мышления

4) Комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение обучающегося. О чем идет речь?

· Профориентация

· Профилизация

· Профессиональная подготовка

5) Соотнесите представленные задачи с видами воспитания:

1. Экологическое воспитание

2. Трудовое воспитание

А) развитие у обучающихся нравственных качеств, побуждающих соблюдать нормы поведения в природе

Б) Воспитание позитивного отношения к труду

В) Воспитание нравственно-волевых качеств личности

Г) воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии по отношению к природе

Д) познание практических, познавательных и творческих умений экологического характера

Е) Формирование знаний о сферах профессиональной деятельности

Ж) Формирование трудовых навыков и умений

2.4. Физическое воспитание и культура здоровья. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «воспитание здорового образа жизни», «культура здорового образа жизни». Задачи и содержание физкультурно-оздоровительной деятельности. Критерии сформированности культуры здорового образа жизни. Понятие и виды здоровьесберегающих технологий. Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии. Особенности организации физического воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях.

Задания для текущего контроля

1) Состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой, и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. О чем идет речь?

· Культура

· Труд

· Здоровье

· Экология

2) Чем характеризуют физическое воспитание?

· укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости

· знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение

· формированием у человека ответственного отношения к семье

· понимание непреходящей ценности природы на Земле

3) Соотнесите вид здоровья с его характеристикой

1. Физическое а зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств
2. Психическое б определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе
3. Нравственное б это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем

 

4) Основными компонентами здорового образа жизни являются

· Рациональное питание

· Личная гигиена

· Наличие вредных привычек

· Закаливание

· Режим труда и отдыха

·  Физическая пассивность

5) Культуру здорового образа жизни не считают частью общей культуры человека.

Правда                &               Ложь

2.5. Эстетическое воспитание. Сущность понятий «красота», «эстетика», «эстетическое воспитание». Задачи и содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры обучающихся. Критерии сформированности эстетической культуры воспитанников. Художественно-эстетическая деятельность как средство эстетического воспитания. Развитие музейной и театральной педагогики. Особенности организации эстетического воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях.

 

Задания для текущего контроля

1) Чем характеризуют эстетическое воспитание?

· способность воспринимать, создавать и ценить прекрасное в жизни и искусстве

· ответственное отношение к семье

· знание своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение

· укрепление здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости

2) Сложная система чувственно интеллектуальных способностей человека и его представлений об эстетическом идеале, а также реальные предметы и формы поведения, созданные человеком по законам красоты. О каком понятии идет речь?

· Эстетика

· Эстетическая культура

3) Одной из задач эстетического воспитания является...

· воспитание нравственных привычек

· формирование опыта художественно-творческой деятельности

· воспитание интереса к производительной деятельности

· воспитание духовных качеств

4) Вкаком возрасте необходимо начинать активно заниматься эстетическим воспитанием?

· Дошкольный возраст

· Младший школьный возраст

· Старший школьный возраст

5) Соотнесите методы эстетического воспитания с их содержанием.

1. Убеждение а практическое действие, направленное на освоение эстетических навыков или умений
2. Приучение б способность сочувствовать – условие доброжелательности и открытости
3. Проблемные ситуации в изучаемое явление или предмет прекрасны, и находят отклик у ребенка
4. Побуждение к сопереживанию г развитие творческих способностей ребенка, желание действовать и творить, а также самостоятельное воплощение ребенком своего художественного замысла

 

Результаты изучения модуля:

Знает:

- учебно-методические источники, в том числе электронные для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- основные направления организации воспитательной работы с обучающимися;

- актуальные проекты и программы духовно-нравственного воспитания обучающихся;

Умеет:

- отбирать учебно-методические источники для осуществления воспитательной работы определенной направленности.

- обосновывать выбор проектов и программ для организации духовно-нравственного воспитания обучающихся;

Владеет:

- навыками анализа текста;

- информацией о социальных институтах, принимающих участие в организации духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- информацией об особенностях применения педагогического инструментария в рамках определенного направления воспитательной работы.

Литература

1. Асипова, Н. А., Ткачёва, С. А. Методика воспитательной работы [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н. А. Асипова, С. А. Ткачёва. – Каракол: Изд-во Иссык-Кульского государственного университета 2015. – 88 с.

2. Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 188 с.

3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. –  509 с.

4. Методика воспитательной работы [Текст]: учебно-методические материалы / М. А. Бесова, Т. П. Чикиндина. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – 108 с.

5. Методикавоспитательной работы [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П.Сергеева, Э. К.Никитина, М. Н. Недвецкая и др.; под ред. В. П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с.

6. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.

7. Основы педагогики [Текст]: учебник / Т. С. Дорохова, Ю. А. Верхотурова, М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 272 с.

8. Пастернак, Н. А. Психология воспитания: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Пастернак; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2008. – 224 с.

9. Подласый, И.П. Педагогика: в трех книгах: учебник / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 3: Теория и технологии воспитания: учебник. – 463 с.

10. Савченков, А. В. Методика воспитательной работы [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Савченков. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2015. – 110 с.

11. Сорокина, И. Р. Теория и методика воспитания [Текст]; учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – 177 с.

12. Сумина, Т. Г. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: курс лекций / Т. Г. Сумина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 124 с.

 

Задания для текущего контроля

1) Способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленные на решение воспитательных задач. О каком понятии идет речь?

· Метод воспитания

· Форма воспитания

· Принцип воспитания

2) Ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества. О каком понятии идет речь?

· Методика

· Технология

3) К какой группе методов воспитания относятся методы поощрение, наказание, игра, соревнование, одобрение, осуждение.

· Методы формирования сознания

· Методы организации деятельности

· Методы стимулирования и мотивации

· Методы контроля и оценки

4) Определите правильную последовательность алгоритма разрешения педагогической ситуации

1. Конструирование и реализация педагогического процесса
2. Целеполагание и планирование
3. Анализ педагогической ситуации
4. Итоговый контроль и учет полученных результатов
5. Регулирование и коррегирование
6. Обнаружение факта педагогической ситуации

 

5) Автор наиболее полной классификации педагогических технологий.

· В.А. Сластенин

· Г.К. Селевко

· Т.Б. Лихачев

· Ю.К. Бабанский

3.2. Организационные формы воспитательной работы. Понятие «форма воспитания». Различные подходы к классификации форм воспитания. Мероприятие как форма воспитания. Алгоритм его подготовки и проведения. Структура воспитательного мероприятия. Анализ воспитательного мероприятия. Разнообразие воспитательных мероприятий. Игра как форма воспитания. История возникновения игры. Сущность и значение игры. Признаки игры. Составляющие элементы игры. Классификация игр по разным основаниям. Методика подготовки и проведения игр. Особенности организации игрового взаимодействия в разных возрастных группах. Дело как форма воспитания. Технология коллективного творческого дела И.П. Иванова. Стадии КТД. Условия успешной организации КТД. Формы организации воспитательного процесса событийного характера: сборы, поход, экспедиция. Методика планирования воспитательной работы классным руководителем. Классный руководитель, его права и должностные обязанности. Задачи, содержание деятельности и критерии оценки работы классного руководителя в современной школе. Взаимодействие классного руководителя с семьей обучающегося и педагогическим коллективом. Принципы планирования воспитательной работы. Нормативная база планирования воспитательной работы в образовательной организации. Этапы планирования. Структура, виды и правила оформления планов воспитательной работы в группе, классе и образовательной организации в целом.

Задания для текущего контроля

1) Внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в актах, приёмах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. О каком понятии идет речь?

· Метод воспитания

· Форма воспитания

· Принцип воспитания

2) Соотнесите формы воспитания с классификационным критерием

1. По основным решаемым задачам (В.С. Селиванов) а Словесно-логические; образно-художественные; трудовые; игровые; психологические
2. По количеству участников (Ю.К. Бабанский) б Педагоги, родители, другие взрослые; на основе сотрудничества; по инициативе обучающихся
3. По субъекту организации (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова) в Управления, самоуправления жизнью воспитанников; познавательные; развлекательные
4. По главным средствам воспитания (В.В. Воронов) г Мероприятия; игры; дела  
5. По логике возрастания воспитательных возможностей (Е.В. Титова) д Индивидуальные; групповые; массовые  

 

3) Автор технологии «коллективное творческое дело - КТД».

· А.С. Макаренко

· И.П. Иванов

· К.Д. Ушинский

· В.А. Сластенин

· Г.К. Селевко

4) К нормативным документам уровня учреждения, которыми должен руководствоваться классный руководитель в своей деятельности, являются… (выберите несколько вариантов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 2262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.142.193 (0.184 с.)