Чем обусловлены принципы воспитания? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем обусловлены принципы воспитания?



· результатами

· закономерностями

· средствами

· противоречиями.

2) Установите соответствие между принципом воспитания и его сущностной характеристикой согласно концепции учащейся молодежи

Понятие Формулировка понятия
1 Личностный подход      а признание личности высшей социальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания
2 Природосообразность б опора на национальные традиции народа
3 Культуросообразность в учет половых и возрастных особенностей учащихся

 

3) Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. Автором и его учениками разработан поэтапный механизм педагогической поддержки ребёнка в решении жизненно важных для него проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых на пяти этапах. Расставьте в правильном порядке:

а) диагностический

б) поисковый

в) договорной

г) деятельностный

д) рефлексивный.

4) Установите соответствие между социальными ролями учащихся и их характеристиками согласно системно-ролевой теории формирования личности Н.М. Таланчук

Понятие Формулировка понятия
1 Межличностные роли       а друг, собеседник, поклонник, противник, помощник, спаситель, мучитель, жертва
2 Групповые роли    б лидер, соперник лидера, советник лидера, отщепенец, шут, козёл отпущения, изгой
3 Бытовые роли    в сын, дочь, брат, сестра, племянник, тётя, дядя, сосед
4 Организационные роли    г организатор коллективных дел в классе, в школе. подчинённый, партнёр, клиент

 

5) Важнейшей целью воспитания выступает соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности в:

· игровой технологии

· системе М. Монтессори

· «Школе завтрашнего дня»

· «Школе диалога культур».

Результаты изучения модуля:

Знает:

- учебно-методические источники, в том числе электронные, по теории воспитания;

- целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания обучающихся; базовые национальные ценности;

- принципы воспитания;

Умеет:

- отбирать нормативные документы для реализации задач воспитания;

Владеет:

- навыками анализа документов.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 18-22.

2. Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 188 с.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 39-46.

4. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. –  509 с.

5. Методикавоспитательной работы [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая и др.; под ред. В. П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с.

6. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. 268 с.

7. Подласый, И.П. Педагогика: в трех книгах: учебник / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 3: Теория и технологии воспитания: учебник. – 463 с.

8. Савченков, А. В. Методика воспитательной работы [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Савченков. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2015. – 110 с.

9. Скоробогатов, А. В., Борисова Н. Р. Нормативно-правовое обеспечение образования [Текст]: учебное пособие. Казань: Познание, 2014. – 288 с.

10. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов  / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

11. Сумина, Т. Г. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: курс лекций / Т. Г. Сумина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 124 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / рук. Л. И. Льняная. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Модуль 2. Направления воспитательной работы в образовательной организации.

Цель содействовать овладению студентами компетенций в области организации воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях разных типов по различным направлениям: духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, экологическому, трудовому, физическому, эстетическому.

2.1. Духовно-нравственное воспитание. Разнообразие педагогических взглядов на содержание воспитания. Общая характеристика ведущих направлений воспитания. Понятие о морали, этике и нравственности. Сущность нравственного воспитания. К.Д. Ушинский о духовно-нравственном воспитании. Актуальность педагогического опыта нравственного воспитания А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Понятие о духовно-нравственном воспитании и развитии личности. Базовые национальные ценности народов России как содержание духовно-нравственного воспитания. Своеобразие процесса формирования нравственных качеств в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Использование разъяснения, бесед, приучения, упражнений, игр, педагогических ситуаций и др. в процессе реализации духовно-нравственного воспитания. Проекты и программы духовно-нравственного воспитания обучающихся. Развитие взаимодействия социальных институтов в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Задания для текущего контроля

1) Совокупность норм, правил поведения людей в обществе. О каком понятии идет речь?

· Этика

· Мораль

· Нравственность

 

2) Выделите основные принципы духовно-нравственного воспитания (возможно несколько вариантов ответов).

· Принцип природосообразности

· Принцип культуросообразности

· Принцип открытости

· Индивидуальный подход

· Принцип вариативности

3) Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Соотнесите ценности с их содержанием.

1. патриотизм а представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога
2. наука б эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание
3. искусство и литература в мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
4. социальная солидарность г любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству
5. природа д служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания
6. семья е ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
7. традиционные российские религии ж уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость
8. человечество з красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие
9. гражданственность к свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство
10. труд и творчество и любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

 

4) Отметьте педагогов, чьи идеи лежат в основе отечественного духовно-нравственного воспитания.

· А.С. Макаренко

· Ф.М. Достоевский

· Я.А. Коменский

· В.А. Сухомлинский

· К.Д. Ушинский

· Н.К. Крупская

· И.Ф. Гербарт

5) Вставьте пропущенные слова.

Духовно - нравственное воспитание – это 1._____________________ взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование 2._____________________, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно - нравственных и базовых национальных ценностей.

1. А) система педагогических мер

Б) целенаправленный процесс

В) педагогический процесс

2. А) эстетической культуры

Б) ценностных ориентаций

В) гармоничной личности

 

2.2. Гражданско-патриотическое воспитание. Сущность понятий «гражданственность» и «патриотизм». Задачи и содержание воспитательной работы по формированию основ патриотизма и гражданственности. Структура гражданственности. Особенности организации гражданско-патриотического воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях. Формы гражданско-патриотического воспитания: беседы, устные журналы, общественные и народные праздники, заочные путешествия, трудовые дела, шефство над ветеранами и другие. Условия эффективности социально-ориентированных дел.

Задания для текущего контроля

1) Чем характеризуется патриотическое воспитание?

· развитием экономического мышления

· знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение

· пониманием ценности природы на Земле

· формированием у человека ответственного отношения к своему народу, Отечеству

2) Готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны. О каком понятии идет речь?

· интернационализм

· патриотизм

· национализм

· менталитетом нации

3) Отметьте основные цели гражданско-патриотического воспитания (возможно несколько вариантов ответов).

• привитие обучающимся любви к Родине, приобщение их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности

• образование у обучающихся представлений, рассуждений, понятий, которые играют изъясняющую роль в понимании всех эстетических компонентов

• формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути

• формирование у обучающихся современного патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины

•  формирование личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры.

4) На педагогическом уровне понятие «гражданственность» раскрывается как

· качества личности, определяющего ее сознательное отношение к своим правам и обязанностям, способствующего прогрессивному развитию общества

· принадлежность человека к обществу, в котором он живет

· интегративное качество в структуре направленности личности

· интегративный комплекс качеств личности, характеризующий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с личными потребностями и возможностями, имеющимися в обществе и государстве условиями, принятыми правовыми и моральными нормами

· способность и готовность человека выступать в роли гражданина, пользующегося всеми правами, предусмотренными законами государства, и исполняющего все установленные законами обязанности

5) Какие нормативные документы должны учитываться при организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе?

· Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации»

· Результаты опросов общественного мнения

· Резолюции конференций по вопросам организации воспитательной работы

· Конституция Российской Федерации

· Федеральные государственные образовательные стандарты

 

2.3. Экологическое и трудовое воспитание. Популяризация научных знаний. Задачи и содержание экологического воспитания. Критерии сформированности экологической культуры личности. Задачи и содержание трудового воспитания. Профориентационная деятельность как разновидность трудового воспитания. Критерии воспитанности культуры труда. Особенности организации экологического и трудового воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях. Технологии организации трудовых дел. Особенности организации интеллектуального воспитания и познавательного развития в дошкольных и общеобразовательных организациях. Привлечение внимания обучающихся к передовым достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышение ее привлекательности. Исследовательская деятельность обучающихся. Олимпиадное движение. Поддержка научно-технического творчества детей.

Задания для текущего контроля

1) Чем характеризуют экологическое воспитание?

· развитием экономического мышления

· развитием бережного и ответственного отношения к природе

· знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение

· укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости

2) Совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. О чем идет речь?

· Экологическое образование

· Экологическое воспитание

· Экологическое сознание

3) Чем характеризуют трудовое воспитание?

· укрепление здоровья, обеспечение работоспособности, силы, выносливости

· формированием добросовестного и творческого отношения к трудовой деятельности

· формированием у человека ответственного отношения к семье

· развитием экономического мышления

4) Комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение обучающегося. О чем идет речь?

· Профориентация

· Профилизация

· Профессиональная подготовка

5) Соотнесите представленные задачи с видами воспитания:

1. Экологическое воспитание

2. Трудовое воспитание

А) развитие у обучающихся нравственных качеств, побуждающих соблюдать нормы поведения в природе

Б) Воспитание позитивного отношения к труду

В) Воспитание нравственно-волевых качеств личности

Г) воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии по отношению к природе

Д) познание практических, познавательных и творческих умений экологического характера

Е) Формирование знаний о сферах профессиональной деятельности

Ж) Формирование трудовых навыков и умений

2.4. Физическое воспитание и культура здоровья. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «воспитание здорового образа жизни», «культура здорового образа жизни». Задачи и содержание физкультурно-оздоровительной деятельности. Критерии сформированности культуры здорового образа жизни. Понятие и виды здоровьесберегающих технологий. Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии. Особенности организации физического воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях.

Задания для текущего контроля

1) Состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой, и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. О чем идет речь?

· Культура

· Труд

· Здоровье

· Экология

2) Чем характеризуют физическое воспитание?

· укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости

· знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение

· формированием у человека ответственного отношения к семье

· понимание непреходящей ценности природы на Земле

3) Соотнесите вид здоровья с его характеристикой

1. Физическое а зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств
2. Психическое б определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе
3. Нравственное б это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем

 

4) Основными компонентами здорового образа жизни являются

· Рациональное питание

· Личная гигиена

· Наличие вредных привычек

· Закаливание

· Режим труда и отдыха

·  Физическая пассивность

5) Культуру здорового образа жизни не считают частью общей культуры человека.

Правда                &               Ложь

2.5. Эстетическое воспитание. Сущность понятий «красота», «эстетика», «эстетическое воспитание». Задачи и содержание воспитательной работы по формированию эстетической культуры обучающихся. Критерии сформированности эстетической культуры воспитанников. Художественно-эстетическая деятельность как средство эстетического воспитания. Развитие музейной и театральной педагогики. Особенности организации эстетического воспитания в дошкольных и общеобразовательных организациях.

 

Задания для текущего контроля

1) Чем характеризуют эстетическое воспитание?

· способность воспринимать, создавать и ценить прекрасное в жизни и искусстве

· ответственное отношение к семье

· знание своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение

· укрепление здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости

2) Сложная система чувственно интеллектуальных способностей человека и его представлений об эстетическом идеале, а также реальные предметы и формы поведения, созданные человеком по законам красоты. О каком понятии идет речь?

· Эстетика

· Эстетическая культура

3) Одной из задач эстетического воспитания является...

· воспитание нравственных привычек

· формирование опыта художественно-творческой деятельности

· воспитание интереса к производительной деятельности

· воспитание духовных качеств

4) Вкаком возрасте необходимо начинать активно заниматься эстетическим воспитанием?

· Дошкольный возраст

· Младший школьный возраст

· Старший школьный возраст

5) Соотнесите методы эстетического воспитания с их содержанием.

1. Убеждение а практическое действие, направленное на освоение эстетических навыков или умений
2. Приучение б способность сочувствовать – условие доброжелательности и открытости
3. Проблемные ситуации в изучаемое явление или предмет прекрасны, и находят отклик у ребенка
4. Побуждение к сопереживанию г развитие творческих способностей ребенка, желание действовать и творить, а также самостоятельное воплощение ребенком своего художественного замысла

 

Результаты изучения модуля:

Знает:

- учебно-методические источники, в том числе электронные для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- основные направления организации воспитательной работы с обучающимися;

- актуальные проекты и программы духовно-нравственного воспитания обучающихся;

Умеет:

- отбирать учебно-методические источники для осуществления воспитательной работы определенной направленности.

- обосновывать выбор проектов и программ для организации духовно-нравственного воспитания обучающихся;

Владеет:

- навыками анализа текста;

- информацией о социальных институтах, принимающих участие в организации духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- информацией об особенностях применения педагогического инструментария в рамках определенного направления воспитательной работы.

Литература

1. Асипова, Н. А., Ткачёва, С. А. Методика воспитательной работы [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н. А. Асипова, С. А. Ткачёва. – Каракол: Изд-во Иссык-Кульского государственного университета 2015. – 88 с.

2. Бахтигулова, Л. Б. Методика воспитательной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 188 с.

3. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитания: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. –  509 с.

4. Методика воспитательной работы [Текст]: учебно-методические материалы / М. А. Бесова, Т. П. Чикиндина. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – 108 с.

5. Методикавоспитательной работы [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П.Сергеева, Э. К.Никитина, М. Н. Недвецкая и др.; под ред. В. П. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 384 с.

6. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.

7. Основы педагогики [Текст]: учебник / Т. С. Дорохова, Ю. А. Верхотурова, М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 272 с.

8. Пастернак, Н. А. Психология воспитания: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Пастернак; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Академия, 2008. – 224 с.

9. Подласый, И.П. Педагогика: в трех книгах: учебник / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн. 3: Теория и технологии воспитания: учебник. – 463 с.

10. Савченков, А. В. Методика воспитательной работы [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Савченков. – Челябинск: Изд-во Цицеро, 2015. – 110 с.

11. Сорокина, И. Р. Теория и методика воспитания [Текст]; учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – 177 с.

12. Сумина, Т. Г. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: курс лекций / Т. Г. Сумина. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 124 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 950; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.077 с.)