Вопрос 3. Максимизация прибыли. Равновесие фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Максимизация прибыли. Равновесие фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.



Большинство фирм заинтересовано в получении максимально возможной прибыли. Теоретически этого можно достичь тремя способами:

1) сократить издержки;

2) увеличить цены;

3) увеличить объем выпускаемой продукции.

На практике все обстоит гораздо сложнее. Фирма не всегда имеет власть над ценами, и сократить издержки за счет снижения расходов на факторы производства не всегда может. При повышении цены на продукцию следует учитывать, эластичен или нет спрос на данную продукцию. При повышении цены (если спрос эластичен) может произойти обратный эффект: фирма потеряет выручку вследствие сокращения объема продаж. А увеличение объема выпускаемой продукции связано с дополнительными затратами, которые могут просто поглотить дополнительный доход. Поэтому фирма ищет оптимальный объем выпуска продукции, который обеспечит ей максимум прибыли, т.е. фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек, но одновременно повышает и общий доход на величину предельного дохода.

Предельный доход (MR) – это прирост выручки, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции. Предельный доход определяется по формуле:

MR = D TR / D Q

Пока предельный доход больше предельных издержек, общая прибыль повышается, критерий максимизации прибыли ещё не достигнут, и фирма может увеличивать объём производства. Как только предельные издержки превышают предельный доход, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным.

Следовательно, величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции, когда предельный доход равен предельным издержкам:

MR = МС – это «золотое правило» для фирмы.

Существуют трудности в правильной оценке предельных издержек, с которыми сталкивается руководитель. Поскольку средние переменные издержки подсчитать значительно проще, чем предельные, на практике нередко при использовании «золотого правила» фирмы руководители осуществляют замену: вместо МС используют AVC. Это допустимо, когда предельные и средние издержки почти постоянны, растут очень медленно, и между ними почти нет разницы. Но если они резко возрастают, применение AVC может привести к серьезным ошибкам при определении оптимального объема производства.

Предположим, что предприятие выпускает в день 200 единиц продукции, из них 60 – в сверхурочное время. Издержки на сырье составляют 1200 у.е. в день, на зарплату 5000 у.е. в день – это (ставка) плюс 3000 у.е. в день – доплата за сверхурочные. Можно легко подсчитать средние переменные издержки AVC: это зарплата и затраты на сырье (8000 + 1200), делённые на 200 единиц: AVC = 46 у.е. А чему равны предельные издержки МС? Они будут складываться из сумм предельных издержек на сырье и зарплату. Скорее всего затраты на сырье, приходящиеся на единицу продукции, будут постоянными: 1200 у.е./ 200 = 6 у.е. Это одновременно и предельные, и средние затраты на сырье. Предельные же затраты на заработную плату, по-видимому, связаны только со сверхурочной работой по производству последних 60 единиц продукции. МС зарплаты = 3000 у.е./60 = 50 у.е. Таким образом, предельные издержки на производство дополнительной единицы продукции составят 6 + 50 = 56 у.е., что заметно выше средних переменных издержек AVC = 46 у.е. Если ориентироваться на AVC, то может быть произведено слишком много продукции.

Что делать фирме, если она не получает прибыли ни при каком объеме выпуска продукции? Решение зависит от того, в каком периоде фирма действует. На краткосрочном отрезке фирма может работать с убытками, рассчитывая на улучшение экономической ситуации в будущем: на снижение собственных издержек или на повышение цен на свою продукцию. Фирме в этом случае может быть выгодно продолжать производство, но только при условии, что ее выручка превышает переменные издержки.

Минимизация издержек производства и максимизация прибыли важны не сами по себе, а для достижения фирмой устойчивости, равновесия на рынке. Под равновесием фирмы понимается состояние, при котором она достигает максимальной эффективности производства и, следовательно, стабилизирует масштабы своей деятельности и объемы продаж.

Рассмотрим действие фирмы на рынке совершенной (свободной) конкуренции. Такую фирму часто называют конкурентной фирмой. Анализ начнем с действия фирмы в краткосрочном периоде. При этом будем предполагать, что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли. Отклонение от этой цели носит, как правило, временный, ограниченный характер, иначе фирма имеет мало шансов на выживание. В краткосрочном периоде уровень цен, определяющий равновесие на рынке, ориентирован на предельные издержки и предельный доход, с одной стороны, и объем продукции, у которой предельный доход больше предельных издержек, с другой. В результате на рынке устанавливается такая цена, при которой должна продаваться вся продукция. Так как максимума прибыли фирма достигает при условии MR = МС, торавновесие фирмы может быть достигнуто, если фирма расширяет свое производство до уровня равенства предельных издержек с ценами: предельный доход есть цена на товар или MR = р. В этой ситуации фирма достигает оптимального объема производства и переходит в положение равновесия.

Однако в условиях совершенной конкуренции такая ситуация сохраняться длительное время не может: возможность получения прибыли будет привлекать в отрасль другие фирмы, и общее предложение возрастет, что приведет к увеличению общего объема продаж и снижению цены. Может возникнуть ситуация, когда фирма начнет нести убытки. Это не означает, что все фирмы сразу покинут отрасль. Это не сделают те фирмы, у которых есть так называемые невозвратные издержки. Невозвратные издержки – это произведенные ранее и невозместимые затраты. Например, если хозяйство заказало специальное оборудование, неприменимое ни в какой другой сфере, расходы на него можно считать невозвратными.

Между тем, произойдет сокращение общего предложения за счет других фирм. Цена повысится. Она будет повышаться до тех пор, пока экономическая прибыль не станет равной нулю. Эта ситуация и называется равновесием фирмы.

В условиях совершенной конкуренции равновесие фирмы в долгосрочном периоде описывается уравнением:

Р (цена) = MR (предельный доход) = МС (предельные издержки) = А T С (средние издержки) min = LATCmin

Это равенство означает, что при данном уровне техники и технологии фирмы производят максимально возможное количество продукции с минимальными для себя, а значит, и для общества издержками. Именно поэтому совершенную конкуренцию принято считать эталоном эффективности. В действительности абсолютное выполнение всех условий рынка совершенной конкуренции нереально. Особенно трудно себе представить полную идентичность всех товаров для покупателей. В то же время в развитых странах существуют рынки, в большей или меньшей степени, напоминающие именно данный тип рынка. Так, большинство сельскохозяйственных рынков развитых стран весьма близко рынкам совершенной конкуренции. Действительно, ни один из тысяч фермеров, выращивающих пшеницу, и, тем более, ни один из покупателей не могут как-то повлиять на её цену. Мировой рынок меди имеет несколько десятков основных поставщиков. Похожая картина наблюдается на многих рынках минерального и природного сырья (уголь, железо, олово, пиломатериалы и др.). Кстати, все эти товары являются типичными биржевыми товарами, а товарная биржа с её информационной открытостью и жёсткой стандартизацией товаров может рассматриваться как максимальное приближение к рынку совершенной конкуренции.

Для несовершенной конкуренции условия равновесия реализуются в меньшей степени. Фирма при любой из форм несовершенной конкуренции различными способами контролирует динамику рыночной цены и этим стабилизирует своё положение независимо от требований рынка и внутренней эффективности. Так, фирма-монополист может сама определять два параметра: не только объём выпуска продукции, но и цену. При этом повышать цену на свою продукцию монопольный продавец может путем ограничения своего собственного объёма выпуска, т.к. он является единственным продавцом и представляет собой всю отрасль, отсутствуют близкие товары-заменители (у покупателя нет или почти нет выбора, что позволяет монополисту осуществлять ценовой диктат), заблокировано вступление в данную отрасль для конкурентов. Следует отметить, что в условиях несовершенной конкуренции и, в частности, на монопольном рынке равновесие фирмы (MR = МС) достигается при таком объёме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума: р > АТС min. Это является источником получения монопольной (сверх) прибыли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.004 с.)