Вопрос 2. Издержки совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Издержки совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.



Предприятие всегда функционирует в условиях краткосрочного периода, но планирует свое развитие на длительный период. При этом фирма ориентируется на рыночный спрос, что заставляет ее варьировать свой масштаб производства, пропорционально изменяя все используемые ресурсы. Понятно, что с ростом объёмов увеличиваются и общие издержки. Фирма стремится выбрать такой вариант производства, который обеспечит достижение минимальных средних издержек. Характер увеличения масштаба производства может быть различным. Возможны три ситуации:

1) рост общих издержек отстаёт от выпуска продукции;

2) рост общих издержек опережает рост выпуска продукции;

3) увеличение общих издержек идёт в том же темпе, что и рост объёмов производства.

Это различие в отношении роста издержек и объемов производства получило название эффекта масштаба производства. Для первого случая характерен положительный эффект масштаба, который заключается в сокращении средних издержек с ростом объёмов производства. Второй случай отражает отрицательный эффект масштаба производства, который заключается в увеличении средних издержек вследствие роста масштабов производства. Третий случай характерен для неизменного эффекта масштаба производства, когда при увеличении объёма производства средние издержки не изменяются. При неизменных ценах на ресурсы эффект масштаба производства влияет на  динамику издержек в долгосрочном периоде, в котором, как помним, все издержки являются переменными. Кривая долгосрочных АТС (LATC) состоит из участков кривых

 

краткосрочных АТС, соответствующих различным размерам предприятий, которые фирма может построить в течение длительного периода времени. Кривая LATC обычно имеет дугообразную форму, как и АТС, но с менее выраженной крутизной. Это значит, что LATC, как и АТС, сначала снижаются, а достигнув своего минимума, увеличиваются. Это объясняется тем, что в начале процесса расширения производства действует положительный эффект масштаба. Целый ряд факторов, в частности, более высокий уровень специализации труда рабочих и управленческого персонала, возможность использования более производительного оборудования, более полная утилизация отходов путём производства побочной продукции – всё это содействует получению экономии за счёт роста масштабов производства.

Отрицательный эффект масштаба возникает из-за сложности управления крупномасштабным производством. Кроме того, при достижении определённого масштаба производства факторы, обусловливающие экономию от масштаба, оказываются исчерпанными.

Различают несколько типов кривых долгосрочных средних издержек LATC в зависимости от вариации эффектов масштаба.

Производства, технологическая специфика которых исчерпывает положительный эффект масштаба при небольших производственных мощностях, представлены небольшими предприятиями. Это обычно некапиталоёмкие производства: розничная торговля, фермерские хозяйства и т.п. (см. рис. а).

Если положительный эффект масштаба исчерпывается довольно быстро, а отрицательный не вступает в действие до тех пор, пока не будут достигнуты значительные масштабы производства, то LATC остаются неизменными на протяжении продолжительного отрезка по оси ОХ (Q1Q2) (см. рис. б). Подобное можно наблюдать при производстве продуктов питания, одежды, мебели, текстиля и пр.

 

 

Если положительный эффект масштаба является относительно продолжительным, а отрицательный – отдалённым, то кривая LATC понижается на протяжении продолжительного отрезка оси ОХ (см. рис. в). Это значит, что технологические особенности производства данных благ таковы, что средние издержки минимальны только при очень больших объёмах производства. Поэтому рынок этих товаров формируется только крупными предприятиями капиталоёмких отраслей: металлургия, автомобилестроение и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.006 с.)