Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система источников предпринимательского права ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В юридической науке под источником права понимают внешнюю форму выражения правила, способ его фиксации и объективизации. Источниками предпринимательского права признаются нормы, регулирующие общественные отношения в сфере предпринимательства. Источники предпринимательского права могут быть классифицированы по юридической силе, т. е. по их месту в иерархической системе правовых норм. Вертикальная иерархия общегосударственных источников предпринимательского права выглядит следующим образом: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры – Конституция – законы – подзаконные акты. Согласно ст. 7 Закона ДНР «О нормативных правовых актах» от 07.08.2015, нормативными правовыми актами ДНР являются: 1) Конституция Донецкой Народной Республики; 2) законы Донецкой Народной Республики; 3) кодексы Донецкой Народной Республики; 4) нормативные правовые акты Народного Совета ДНР; 5) нормативные правовые акты Главы ДНР; 6) нормативные правовые акты Совета Министров ДНР; 7) нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти; 8) нормативные правовые акты иных органов государственной власти ДНР, их должностных лиц; 9) нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии ДНР, принятые (изданные) в пределах полномочий, установленных законами ДНР и нормативными правовыми актами Главы ДНР, регулирующими деятельность Центральной избирательной комиссии; 10) нормативные правовые акты Центрального Республиканского Банка. Основными же, традиционными, источниками предпринимательского права выступают нормативные правовые акты – официальные документы, принятые в установленном порядке компетентными органами государства и содержащие общеобязательные правила поведения. Нормативный правовой акт обладает следующими признаками: рассчитан на многократное применение; распространяется на неопределенный круг лиц; принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме); принят в установленном порядке. Международный договор Донецкой Народной Республики – международное соглашение, заключенное ДНР с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;
Первым и главным нормативным правовым актом в любой стране является Конституция. Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и создающий базу для единообразного правового поля. Для изучения предпринимательского права важно понимать, что конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями. Законодательные акты – нормативные правовые акты, принимаемые Народным Советом Донецкой Народной Республики; Закон – нормативный правовой акт, регулирующий основные вопросы государственной и общественной жизни, обладает высшей юридической силой после Конституции Донецкой Народной Республики по отношению к другим нормативным правовым актам. Подзаконные нормативные правовые акты – иные не являющиеся законодательными, нормативные правовые акты, издаваемые на основе и (или) во исполнение Конституции и законов Донецкой Народной Республики, международных договоров ДНР и направленные на их реализацию. Технические нормативные правовые акты – технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Донецкой Народной Республики, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению не сплошных (выборочных) государственных статистических наблюдений, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, утвержденные в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные. Такое деление отражает соотношение однородных по природе норм разных нормативно-правовых актов одного уровня (например, норм гражданского права в ГК и в Законе о банкротстве). Практическое значение этого деления выражается в том, что нормам специальных актов в процессе правоприменения отдается приоритет. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано, либо не в полной мере урегулировано в специальном акте. Согласно ч. 2 ст. 86 Конституции ДНР, Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики. Согласно п. 2 Постановления Совета министров ДНР № 9-1 от 02.06.2014 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период», до принятия Законов ДНР регулирующих отношения между субъектами право Министерствам и ведомствам ДНР применять Законы Украины или Законы других государств в частях, не противоречащих Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики, Конституции ДНР. Законы Украины или Законы других государств в частях, не противоречащих Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики, Конституции ДНР подлежат утверждению Советом Министров ДНР. В целях обеспечения единой государственной политики в сфере стандартизации, направленной на осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов ДНР, Глава Республики Александр Захарченко подписал Указ №399 от 22 ноября 2016 г. «О применении стандартов на территории Донецкой Народной Республики». Согласно данному Указу, на территории Донецкой Народной Республики временно применяются стандарты и другие нормативные документы по стандартизации Российской Федерации, не противоречащие законодательству ДНР, наделенные статусом государственных. В случае отсутствия соответствующего стандарта и другого нормативного документа по стандартизации Российской Федерации временно применять на территории Республики стандарты Украины, действовавшие на дату вступления в силу Конституции ДНР, не противоречащие законодательству Донецкой Народной Республики, наделив стандарты статусом государственных.
В зависимости от задач правового регулирования законы можно классифицировать следующим образом: 1)устанавливающие требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности; 2)определяющие основные правила устройства и функционирования рынка; 3)определяющие правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; 4)регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности; 5)предусматривающие использование объектов гражданских прав предпринимателей, в том числе интеллектуальной собственности; 6)обеспечивающие защиту прав и законных интересов предпринимателей; 7)устанавливающие нормы ответственности субъектов предпринимательства. Объектами гражданских прав предпринимателя являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых он вступает в правовые отношения с другими субъектами гражданского права.
Подзаконные акты – это нормативные правовые документы, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, которые не должны противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм и широко используются в управленческой деятельности органов исполнительной власти. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные. Основным является: 1) нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам; 2) нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт; 3) нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом. Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами. Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной законодательством Донецкой Народной Республики.
Среди подзаконных актов, регулирующих предпринимательские отношения, важную роль играют правовые акты, издаваемые Главой Республики и Советом министров ДНР. Большой массив источников предпринимательского права – это нормативные акты органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Регулирование определенных сфер деятельности осуществляется министерствами путем издания организационно-правовых и распорядительных документов, которые по своему содержанию очень неоднородны. Среди них отметим приказы, правила, положения, инструкции. Приказ – распорядительный документ органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. Значительная часть приказов касается корректировки действующих нормативных документов.
Правила – документ, определяющий порядок (процедуру) осуществления отдельного вида деятельности. Положение – организационно-правовой документ, устанавливающий общий порядок в некоторой сфере деятельности или регламентирующий организацию работы государственного органа, структурного подразделения и т. п. Инструкция – нормативный акт, который детализирует положения законов, определяет процедуру их исполнения, порядок совершения действий и принятия решений. Частью правовой системы ДНР являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Согласно ст. 12 Конституции ДНР, в Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики. Таким образом, в Конституции закрепляется принадлежность к отечественной правовой системе не всех принципов и норм международного права, а лишь общепризнанных и соответствующих Конституции ДНР. Однако Конституция ДНР не определяет, какие именно принципы и нормы являются «общепризнанными». Общепризнанное определение источников общего международного права раскрывается в ст. 38 Статута Международного суда ООН: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; д) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм[32]. Международными договорами признаются соглашения, заключаемые ДНР с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования: договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и др. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом ДНР, применению подлежат правила международного договора. Заметим, что по общему правилу международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не могут иметь преимущества над конституционными нормами. Положения международных договоров действуют в ДНР непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция, 1980 г.) подлежит непосредственному применению в качестве источника права, а для ратификации Евразийской патентной конвенции (1994 г.) должен быть принят соответствующий закон о ратификации.
Факультативным источником регулирования предпринимательских отношений являются локальные акты, принимаемые хозяйствующими субъектами в целях регламентации собственной деятельности. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения (финансовые, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.), возникающие в конкретной деятельности субъекта предпринимательства и могут относиться как к деятельности предприятия в целом (например, устав), так и к отдельным подразделениям предприятий (например, положение о филиале). В мировой практике получили широкое распространение так называемые акционерные соглашения, регулирующие разнообразные вопросы управления компанией и предусматривающие пути разрешения конфликтных ситуаций. Отечественная (российская) практика корпоративных отношений долгое время не была урегулирована законодательно. В крупных корпорациях участники объединялись, договаривались действовать определенным образом, голосовать определенным образом и пр. Однако эти договоренности носили характер некого заговора или сепаратного договора [33]. А если акционеры и заключали между собой какие-либо письменные соглашения, то участникам таких соглашений не гарантировалась судебная защита на территории Российской Федерации [34]. Лишь в 2008–2009 гг. в законы о хозяйственных обществах (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п. 3 ст. 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») были внесены изменения, позволившие заключать договоры об осуществлении прав участников общества. С 1 сентября 2014 г. в России действует пакет поправок к гл. 4 ч. 1 ГК РФ, которыми закреплено новое для российского законодательства понятие – корпоративный договор, объединяющее и проясняющее положения указанных выше законов. Ряд положений новой ст. 62.7 ГК РФ сближают отечественный вариант корпоративного договора с упомянутыми акционерными соглашениями англо-американского корпоративного права. Законом довольно четко определено, что именно можно согласовать в корпоративном договоре, однако этот список не является закрытым, поскольку предусмотрено, что кроме четко определенных законом действий участники вправе согласовывать некие «иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества». Кроме того, как уже отмечалось выше, источником предпринимательского права могут выступать обычаи. Обычаем[35], согласно п. 1 ст. 5 ГК, признается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Обычаи применяются наряду с законодательством, но не вопреки. Обычаи, которые противоречат положениям законодательства или договору, не подлежат применению. Обычаи – это наиболее древняя форма выражения права, они формируются самими субъектами предпринимательской деятельности и в интересах добросовестного большинства. Обычаи могут стать основой для принимаемых законодательных норм. Обычаи необходимо отличать от «заведенного порядка»[36], не обладающего перечисленными признаками (широко известен и постоянно соблюдается сторонами в соответствующей области предпринимательской деятельности). Однако в юридической теории и практике не всегда четко прослеживается разграничение этих понятий. Обычай может быть не зафиксирован в письменном документе, однако это условие является желательным, так как вносит определенность в отношения сторон. Так, официальным правом свидетельствовать и публиковать торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, наделена Торгово-промышленная палата РФ [37]. Так, например, согласно п. 1 постановления Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2012 г. № 54-5 «О свидетельствовании торгового обычая (обычая делового оборота), принятого в Российской Федерации», признаются торговым обычаем Правила по использованию национальных и международных торговых терминов – «Инкотермс» [38]. Обычаи широко распространены при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности. Прямые отсылки к обычаям содержатся в ряде международных соглашений. Например, в Венской конвенции 1980 г. (ст. 9) указывается, что «стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях». Обычаи принимаются во внимание при осуществлении морских перевозок[39] и при толковании внешнеторговых контрактов (ст. 431 ГК). Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС), функционирующий в качестве третейского суда, при разрешении споров обязан учитывать торговые обычаи[40]. В последние годы становится распространенным подход, согласно которому среди источников предпринимательского права указываются также акты судебно-арбитражной практики (судебный прецедент). Украина и РФ принадлежат к континентальной, или романо-германской, правовой системе, где судебные прецеденты источниками права не являются. Однако в настоящее время роль актов высших судебных инстанций в странах континентальной системы права повышается, что объясняется быстро меняющимися экономическими условиями, когда для регулирования «необходим более чуткий по сравнению с законом инструмент, который бы улавливал и быстро реагировал на малейшие колебания конъюнктуры рыночной системы хозяйства»[41]. В Российской Федерации, к примеру, законодательства характеризуется наличием большого числа «обобщенных судебных прецедентов», выраженных в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в информационных письмах Президиума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ для нижестоящих судебных инстанций [42]. Зачастую разъяснения судебных инстанций о том, как нужно применять закон, становятся не толкованием существующей, а созданием новой нормы. В качестве примера можно назвать вексельное законодательство и его толкование судами при разрешении споров. Кроме того, правообразующее значение имеют постановления Конституционного Суда РФ. Их юридическая сила такова, что они действуют непосредственно, являются окончательными, вступают в силу немедленно после провозглашения. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в связи с разрешением конкретного конституционного спора, имеют общеправовое значение и распространяются на неопределенный круг аналогичных ситуаций [43]. В ряде случаев Конституционный Суд РФ непосредственно использует ранее сформулированные позиции, изложенные им в других решениях, в качестве правового основания при принятии другого судебного акта. При этом ранее сформулированные правовые позиции выступают самостоятельным, достаточным и необходимым основанием для принятия резолютивной части решения или определения. Несмотря на указанные обстоятельства, признание судебно-арбитражной практики источником предпринимательского права является весьма дискуссионным вопросом. В заключение следует добавить, что на практике не все предпринимательские отношения получают должное правовое регулирование в виде нормы того или иного акта. Иногда не существует обычая, который можно было бы применить в конкретном случае. Такие пробелы предпринимательского законодательства восполняются путем применения закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона), а также общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права)[44]. Согласно ч. 3 ст. 58 Закона ДНР «О нормативных правовых актах» от 07.08.2015, если возникшие отношения не урегулированы нормативными правовыми актами, то к таким отношениям в установленных законодательством ДНР случаях могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие сходные отношения (аналогия закона) или общие принципы права (аналоги права). Аналогия не может применяться, если этим ограничиваются права и свободы физических и юридических лиц, либо для них предусматриваются новые обязательства или ответственность, либо усиливаются применяемые к лицам меры принуждения и порядок их применения, порядок уплаты налогов и сборов, иных обязательных платежей, условия и порядок осуществления контроля и надзора в отношении их деятельности. Аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм законодательства, регулирующих данные общественные отношения, норм законодательства, регулирующих сходные общественные отношения. Аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал и принципов права, а также принципов конкретных отраслей права. [1] Термин «купец» появляется в 907 г. в договоре князя Олега с греками. Этим словом именовался всякий, кто постоянно занимался торговлей. С середины XI в. купечество окончательно оформляется как профессиональная и социальная группа населения. В XIII в. начинает употребляться также термин «торговец», а с XIV в. – «продавец». [2] См.: Исаев И. А. История государства и права России: учеб. – М.: Юристъ, 2004. – С. 8. [3] Платонов О. А. Энциклопедия купеческих родов. 1000 лет русского предпринимательства. – М.: Современник, 1995. – С. 4. [4] См. об этом: Хрестоматия по истории государства и права: учеб. пособие / сост. Ю. П. Титов. – М.: ТК «Велби», 2005. – С. 41–50. [5] См.: Маньков А. Г. Законодательство и право России второй половины XVII века. – СПб.: Наука, 2002. – С. 146. [6] См. об этом: Исаев И. А. Указ. соч. – Гл. 17. [7] См. об этом: Кузьмичев А. Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. – М., 1995. – С. 70–71. [8] См. об этом: Зуев М. Н. История России с древнейших времен до конца XX в.: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2001. – С. 154–160. [9] См. об этом: Зайцева Г. В. Исторические факты развития предпринимательства и налогообложения в России // Современное развитие малого бизнеса: материалы II Всерос. профессион. конф. с междунар. участием / отв. ред. С. Б. Синецкий. – Челябинск: НОУ ВПО ЧИЭП, 2014. – С. 20-26. [10] См.: Устав о банкротах от 19 декабря 1800 г. База законов РФ. URL: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2118118. [11] См. об этом: Ружицкая И. В. Кодификационные проекты императора Александра I как составная часть его политических реформ // Труды ист. фак. СПбГУ. – 2012. – № 11. – С. 130-139. [12] См.: Симчера В.М., Федоренко Н.П. Валовое промышленное производство России за 100 лет // Россия в окружающем мире 2002: аналит. ежегодник / отв. ред. Н.Н. Марфенин. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. – С. 36–43. [13] Подробнее см.: Бышов Д. В. Правовое поле предпринимательской деятельности в России: история и современность: дисс.... канд. юрид. наук. Саранск, 2005. – 195 с. [14] См.: Цитович П. П. Очерки по теории торгового права. Вып. 3. Морское право. СПб., 1902. 381 с.; Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права: в 4 т. СПб., 1908–1909 гг.; Каминка А. И. Основы предпринимательского права. Пг., 1917. 127 с. [15] См. об этом: Гойхбарг А. Г. Основы частного имущественного права. М., 1924. С. 99–109. [16] См. об этом: Стучка П. И. Классовое государство и гражданское право. М., 1924. С. 76–83. [17] См. об этом: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: моногр. М.: Проспект, 2014. С. 7–8. [18] См.: Бортников С. П., Пашков А. В. Рыночное предпринимательское право Российской Федерации: учеб. пособие. Самара: Самар. ун-т, 2011. С. 125. [19] См.: Российское предпринимательское право: учеб. для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2015. С. 45. [20] См. об этом: Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права. М., 1969. С. 112–115. [21] См. об этом, например: Мартемьянов В. С. Хозяйственное право: учеб. – М. 1994. – С. 34-42. [22] Впервые в научный оборот термин «комплексная отрасль права» ввел профессор В.К. Райхер. Подробнее об этом см.: Коваленко А.Ю. Комплексная отрасль права как категория юридической науки // Законодательство и экономика. – 2014. – № 3. – С. 24-28. [23] Отрасли права можно классифицировать следующим образом на три группы: 1) профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы. Это конституционное право, затем гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли - гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право; 2) специальные отрасли, где правовые режимы приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право; 3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, экономическое право, право прокурорского надзора, морское право. [24] Подробнее см.: Предпринимательское право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М.: Норма, 2010. Гл. 1.4. С. 63–74. [25] См.: По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В. В. Михайлова: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 18 июля 2008 г. № 10-П. // РГ. 2008. 1 авг. [26] См. об этом: Гущин В. В., Дмитриев Ю. А. Российское предпринимательское право: учеб. М.: Эксмо, 2005. С. 44–45. [27] См.: Российское предпринимательское право: учеб. пособие. – С. 17. [28] См. об этом: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. – М.: Проспект, 2014. – С. 23; Гущин В. В., Дмитриев Ю. А. Указ. соч. – С. 18–21. [29] См., например: Российское предпринимательское право / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. С. 27. [30] См.: Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. М., 1896. С. 17, 24; Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982. – С. 159. [31] К экономической деятельности относится любая деятельность в сфере общественного воспроизводства, которое, как известно, включает стадии производства, распределения, обмена и потребления. [32] См.: Статут ООН // ООН. URL: http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml. [33] Кунин Л. Корпоративный договор в системе гражданского права // Курс права. URL: http://www.korpusprava.ru/ru/publications/analytics/korporativniy-dogovor-v-sisteme-grazhdanskogo-prava.html. [34] Хрестоматийным примером является спор акционеров ОАО «Мегафон» (дело № А75-3725-Г/04-860/2005), при рассмотрении которого суд признал положения акционерного соглашения о применимом праве ничтожными, поскольку, по мнению суда, права и обязанности акционеров российского юридического лица должны регулироваться исключительно российским законодательством (См.: Костанян Р., Молоснова Е. Корпоративный договор как результат компромисса // Экономика и жизнь. – № 24 (9540). 2014. 19 июня. – С. 21-23). [35] До 2014 г. использовался термин «обычай делового оборота». В международном праве чаще встречается понятие «торгового обычая». [36] Заведенным порядком признается единообразие поведения сторон в предшествующих сделках между ними, которое позволяет рассматривать его как основу выяснения их намерений в конкретной сделке. [37] См.: абз. 4 п. 3 ст. 15 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 7 июля 1993 г. № 5340-1 (в ред. от 24 нояб. 2014 г.) // РГ. 1993. 12 авг. [38] Заметим, что по правовой природе «Инкотермс» не являются источником международного частного права в объективном смысле, и их не следует отождествлять с обычаем в том понимании, в каком он обозначен в ст. 5 ГК РФ. «Инкотермс» носят рекомендательный характер, их применение зависит от волеизъявления договаривающихся сторон, т. е. они могут получить юридически обязательное значение, если в договоре будет дана на них ссылка (см.: п. 2 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 16 февр. 1998 г. № 29 «Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» // Федеральные арбитражные суды Российской Федерации. URL: http://www.arbitr.ru/as/pract/vas_info_letter/3022.html. Но даже в тех случаях, когда стороны не ссылались на положения «Инкотермса», суд может применить к договору эти правила, так как п. 11 ст. 1211 ГК РФ устанавливает: «если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами». [39] См.: п. 1 ст. 414 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апр. 1999 г. № 81-ФЗ (в ред. от 30 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18. Ст. 2207. [40] См.: п. 3 ст. 28 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. № 5338-1 (в ред. от 3 дек. 2008 г.) // РГ. 1993. 14 авг. [41] Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб. – М.: НОРМА, 2008. – С. 68. [42] ВАС РФ упразднен с 6 авг. 2014 г. согласно Федеральному закону от 28 июня 2014 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ». [43] Так, в частности, из 4608 постановлений, принятых Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ за период с декабря 1993 г. до 1 июля 2003 г., в 66 сделаны ссылки на акты Конституционного Суда РФ. [44] См.: Абрамова А. И. Субсидиарное применение правовых норм как способ оптимизации законодательного регулирования // Журн. рос. права. – 2013. – № 10. URL: http://www.center-bereg.ru/l221.html.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.065 с.) |