Основные категории теории управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории теории управления



 

Управление

Control; Guidance; Ruling; Administration; Direction

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".

Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

 

Целенаправленные процессы, выполняемые человеком для удовлетворения различных потребностей, представляют собой организованную и упорядоченную совокупность действий – операций, которые делятся на два класса: рабочие операции и операции управления.

Для правильного и качественного выполнения рабочих операций их необходимо направлять действиями другого рода – операциями управления, которые:

обеспечивают в нужный момент начало, порядок следования и прекращение отдельных операций;

выделяют необходимые для их выполнения ресурсы;

задают нужные параметры самому процессу – направление, скорость, ускорение рабочему инструменту; концентрацию, температуру и т.д.

Совокупность управляющих операций есть процесс управления.

Процесс управления – это:

процесс превращения цели в согласованную деятельность;

функционирование системы управления, взаимодействие звеньев;

разработка управленческих решений;

деятельность менеджера во времени и пространстве;

последовательность действий, составляющих управление;

процесс формирования воздействия;

решение проблем развития объекта.

ВОЗДЕЙСТВИЕ

ЦЕЛЬ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - РЕШЕНИЕ

ВЫБОР

СТРЕМЛЕНИЕ – ОЦЕНКА – ПОИСК – ДЕЙСТВИЯ

 

 

Рис. 1. Субъект и объект управления

Деятельность – совокупность действий человека, ведущих к достижению цели. Совместная деятельность требует согласования, которое осуществляется в результате воздействия – влияния на деятельность.

Система управления – совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Характеристика статики управления, необходимых связей, благодаря которым можно осуществить воздействие.

Механизм управления – совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей (мотивация). Характеризует рычаги или средства воздействия (ценности и интересы человека).

Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие. Характеризует динамику управления, его временные характеристики.

 

Рис.2. Основные понятия управления

Воздействие:

формальное – неформальное;

прямое – опосредованное;

явное – неявное;

жесткое – мягкое;

принудительное – мотивирующее;

спонтанное – целесообразное;

случайное – необходимое;

эпизодическое – постоянное.

Управление является одним из главных факторов развития производства. Недостатки управления не могут быть компенсированы ни высокими технологиями, ни богатыми естественными ресурсами, ни профессиональным и образовательным уровнем персонала, ни инвестициями. Многие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются российские предприятия, порождены отставанием от развитых стран в области управления и организации производства. Специалисты считают, что в сфере управления Россия отстает от США, Западной Европы или Японии на 40-60 лет.

Понятие " менеджмент " связывается с организационно-гибким, мотивационным управлением, осуществляющимся на профессиональной основе.

Основные признаки менеджмента:

область деятельности – экономическое поведение объекта управления;

условия деятельности – рыночные механизмы развития экономики;

организационные формы управления – адаптивные к изменениям внешней среды, устойчивые, воспроизводимые и осуществляющие обмен, то есть жизнеспособные организации;

требования к менеджеру и персоналу управления – профессионализм;

организационные приоритеты – человек;

стиль управления – мотивирование эффективной деятельности;

личностный фактор – творчество и искусство менеджера;

внешняя среда – национальная экономика.

Организация – экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения цели или совокупности целей, разделяемых членами – участниками. Организацию характеризуют:

совокупность участников;

подразумеваемое или открыто выраженное согласие или несогласие относительно некоторых целей и средств (контракты, увольнения, забастовки и т.п.);

формальная координация, определяющая структуру с учетом степени ее сложности (иерархия), правил и процедур (формализация) и степени централизации (принятие решений).

Хозяйство – совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных собственностью, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.007 с.)