О работе с лекционным материалом №1 по предмету 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О работе с лекционным материалом №1 по предмету



Отчет

О работе с лекционным материалом №1 по предмету

Теория управления

 

студента группы ___________

 

ФИО ______________________________________________

 

Задание:

1. Подготовить конспект по вопросам темы.

2. Составить глоссарий основных категорий.

 

 

Конспект и глоссарий должны быть отправлены по электронному адресу Савченко Т.Ю. tatsavchenko5945@yandex.ru  в течение 3 дней после занятия по расписанию.

Отчеты обязательны и фиксируются как результат дистанционной работы студента и будут учтены при сдаче экзамена в следующем семестре.

 

 

1. Управление как самостоятельная сфера знаний. Менеджмент в системе государственного и муниципального управления 

Управление социально-экономическими системами. Управление бизнесом и управление производством. Управляемая и управляющая система. Уровни управления. Формальное и неформальное управление. Типология управления. Подходы к управлению. Эволюция управленческой мысли. Профессионализация управления: менеджер, администратор, производственник, руководитель. Сущность менеджмента как совокупности науки и искусства. Опыт лучших управляющих. Основные функции менеджмента и менеджера. Методология и организация менеджмента. Социальная ответственность менеджера.

 

 

Материалы к лекции

 

Основные категории теории управления

 

Управление

Control; Guidance; Ruling; Administration; Direction

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".

Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

 

Целенаправленные процессы, выполняемые человеком для удовлетворения различных потребностей, представляют собой организованную и упорядоченную совокупность действий – операций, которые делятся на два класса: рабочие операции и операции управления.

Для правильного и качественного выполнения рабочих операций их необходимо направлять действиями другого рода – операциями управления, которые:

обеспечивают в нужный момент начало, порядок следования и прекращение отдельных операций;

выделяют необходимые для их выполнения ресурсы;

задают нужные параметры самому процессу – направление, скорость, ускорение рабочему инструменту; концентрацию, температуру и т.д.

Совокупность управляющих операций есть процесс управления.

Процесс управления – это:

процесс превращения цели в согласованную деятельность;

функционирование системы управления, взаимодействие звеньев;

разработка управленческих решений;

деятельность менеджера во времени и пространстве;

последовательность действий, составляющих управление;

процесс формирования воздействия;

решение проблем развития объекта.

ВОЗДЕЙСТВИЕ

ЦЕЛЬ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - РЕШЕНИЕ

ВЫБОР

СТРЕМЛЕНИЕ – ОЦЕНКА – ПОИСК – ДЕЙСТВИЯ

 

 

Рис. 1. Субъект и объект управления

Деятельность – совокупность действий человека, ведущих к достижению цели. Совместная деятельность требует согласования, которое осуществляется в результате воздействия – влияния на деятельность.

Система управления – совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Характеристика статики управления, необходимых связей, благодаря которым можно осуществить воздействие.

Механизм управления – совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей (мотивация). Характеризует рычаги или средства воздействия (ценности и интересы человека).

Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие. Характеризует динамику управления, его временные характеристики.

 

Рис.2. Основные понятия управления

Воздействие:

формальное – неформальное;

прямое – опосредованное;

явное – неявное;

жесткое – мягкое;

принудительное – мотивирующее;

спонтанное – целесообразное;

случайное – необходимое;

эпизодическое – постоянное.

Управление является одним из главных факторов развития производства. Недостатки управления не могут быть компенсированы ни высокими технологиями, ни богатыми естественными ресурсами, ни профессиональным и образовательным уровнем персонала, ни инвестициями. Многие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются российские предприятия, порождены отставанием от развитых стран в области управления и организации производства. Специалисты считают, что в сфере управления Россия отстает от США, Западной Европы или Японии на 40-60 лет.

Понятие " менеджмент " связывается с организационно-гибким, мотивационным управлением, осуществляющимся на профессиональной основе.

Основные признаки менеджмента:

область деятельности – экономическое поведение объекта управления;

условия деятельности – рыночные механизмы развития экономики;

организационные формы управления – адаптивные к изменениям внешней среды, устойчивые, воспроизводимые и осуществляющие обмен, то есть жизнеспособные организации;

требования к менеджеру и персоналу управления – профессионализм;

организационные приоритеты – человек;

стиль управления – мотивирование эффективной деятельности;

личностный фактор – творчество и искусство менеджера;

внешняя среда – национальная экономика.

Организация – экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения цели или совокупности целей, разделяемых членами – участниками. Организацию характеризуют:

совокупность участников;

подразумеваемое или открыто выраженное согласие или несогласие относительно некоторых целей и средств (контракты, увольнения, забастовки и т.п.);

формальная координация, определяющая структуру с учетом степени ее сложности (иерархия), правил и процедур (формализация) и степени централизации (принятие решений).

Хозяйство – совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных собственностью, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Управление изменениями

Управление изменениями - воздействие управляющей системы на организацию в связи с изменениями во внутренней и внешней обстановке. По нарастанию сложности обстановки различают четыре варианта управления изменениями:

1- управление на основе контроля за исполнением;

-2- управление на основе экстраполяции;

-3- управление на основе предвидения изменений;

-4- управление на основе гибких экстренных решений;

Система управления

Control system

Система управления - совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Бюрократизм (Bureaucratism)

Бюрократизм - система управления, осуществляемая через посредство специфического аппарата, состоящего по преимуществу из чиновников, наделенных властью и привилегиями.

Рациональная бюрократия исследуется Вебером в ходе анализа легального господства. Для такого господства характерно, что члены организации подчинены системе безличных абстрактных правил, которые могут быть изменены в соответствии с принятыми процедурами. Наиболее чистый тип легального господства осуществляется бюрократическим управленческим аппаратом, который состоит из чиновников, действующих в соответствии со следующими принципами:

1) они лично свободны и подчинены власти только в том, что касается их безличных должностных обязанностей;

2) они организованы в четко установленную иерархию должностей;

3) каждая должность обладает строго определенной сферой полномочий;

4) чиновник занимает должность на основе добровольного договорного соглашения;

5) кандидаты на замещение должности отбираются на основании их специальной квалификации на конкурсной основе по прохождении экзаменов или по предпочтению дипломов, что требует от кандидатов наличия соответствующего специализированного образования; чиновники назначаются на должность, а не избираются;

6) вознаграждением служит постоянное денежное жалование с правом на пенсию;

7) должность рассматривается как единственный или, по крайней мере, основной род занятий занимающего ее лица;

8) существует система служебного продвижения в соответствии со старшинством или заслугами;

9) чиновник отделен от владения средствами управления и не присваивает свою должность;

10) он подчинен в своей деятельности жесткой и систематической дисциплине и контролю.

Вебер отмечал, что повсеместное распространение бюрократии (в государственном аппарате и политических партиях, в университетах, в армии и т.д.) вызвано, прежде всего, тем, что она оказывается более эффективной, чем любая другая форма управления. Точность, надежность, быстрота, безличность, дисциплина, предвидимость, знание, постоянство управленческого процесса и преемственность, унифицированность, единоначалие, субординация, специализация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность – всё это, считает немецкий социолог, достигает наивысшего развития в бюрократической организации. Кроме того, бюрократическая организация - наиболее рациональное институциональное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе, и основа ее рациональности состоит в обезличенности ее функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей[27]. Тенденция бюрократизации современного - массового - общества (как и процесс рационализации) определялись немецким социологом как «судьба эпохи»[28].

Методы управления

Методы управления - совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.

Метод управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления. Различают организационные, экономические и социально-психологические методы управления.

Командные методы управления

Методы управления

Методы управления - способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления. К методам процесса управления относятся:

- правила определения целей;

- методы разработки и оптимизации управленческих решений;

- методы организационно-практической работы по реализации управленческих решений;

- методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и т.д.

Объект управления

Управляемая система

Объект управления - отношения между людьми, существующие на различных уровнях управления: государство, регион, муниципальное образование, отрасль промышленности, социальные организации, трудовой коллектив, семья, личность.

Принципы управления

Принципы управления - правила, которыми руководствуются субъекты управления. Принципы управления определяют требования к системе, процессу и механизму управления. Принципы управления изменяются с развитием общества.

Процесс управления

Процесс управления - совокупность отдельных видов деятельности, направленных на обеспечение функционирования и развития системы в интересах достижения стоящих перед ней целей. В процессе управления решаются две задачи:

- тактическая, связанная с поддержанием устойчивости и взаимодействия всех элементов системы;

- стратегическая, обеспечивающая развитие и совершенствование системы, перевод ее в качественно иное состояние.

Система управления деятельностью организации - система, направленная на обеспечение соответствия предпринимаемых действий установленным планам организации.

Рис. 6. Логистическая система на основе цикла

Рис. 7. Ролевые функции руководителя организации

Воздействие –согласование действий персонала по достижению стратегической цели на основе соподчинения – одновременного, совместного и на равных условиях подчинения частных интересов интересам организации. Руководитель (лидер), используя систему полномочий и коммуникаций, устанавливает это соподчинение на основе принятия правил совместной деятельности. Функция управляющего персонала всех уровней.

Координация – организация коммуникаций с внешней средой и разрешение противоречий в структуре организации. Функция высшего уровня управления, направленная на реализацию соподчинения деятельности организации интересам клиента и собственника.

 

Отчет

о работе с лекционным материалом №1 по предмету

Теория управления

 

студента группы ___________

 

ФИО ______________________________________________

 

Задание:

1. Подготовить конспект по вопросам темы.

2. Составить глоссарий основных категорий.

 

 

Конспект и глоссарий должны быть отправлены по электронному адресу Савченко Т.Ю. tatsavchenko5945@yandex.ru  в течение 3 дней после занятия по расписанию.

Отчеты обязательны и фиксируются как результат дистанционной работы студента и будут учтены при сдаче экзамена в следующем семестре.

 

 

1. Управление как самостоятельная сфера знаний. Менеджмент в системе государственного и муниципального управления 

Управление социально-экономическими системами. Управление бизнесом и управление производством. Управляемая и управляющая система. Уровни управления. Формальное и неформальное управление. Типология управления. Подходы к управлению. Эволюция управленческой мысли. Профессионализация управления: менеджер, администратор, производственник, руководитель. Сущность менеджмента как совокупности науки и искусства. Опыт лучших управляющих. Основные функции менеджмента и менеджера. Методология и организация менеджмента. Социальная ответственность менеджера.

 

 

Материалы к лекции

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.04 с.)