Тема 12: библиотека учебного заведения как субъект организации учебно-воспитательного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12: библиотека учебного заведения как субъект организации учебно-воспитательного процесса.



В библиотеке дифференцированный подход к каждому читателю. Библиотекарь помогает в формировании направленности разных читательских интересов.

· - Учебная (в помощь школьной программе, "деловое чтение" учебной литературы);

· - Художественная (чтение художественной литературы по "программе" и "досуговое");

· - Профессиональное (чтение учителей в помощь самообразованию, учебе, подготовке к урокам, (методика), чтение литературы для проведения классных часов).

· Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, родителей, выпускников. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия.

Информационная работа.

· Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов.

· Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся.

· Информационное обслуживание родителей.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов.

· Составление заказа

· Методический бюллетень

· Участие в проведении предметных недель

· Оформление выставок

· Участие в работе метод.совета школы

Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся.

· Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале

· Обслуживание читателей по МБА

· Подбор литературы для написания проектов, рефератов, докладов, сообщений ит.д.

· Оказание помощи в подготовки к общешкольным и классным мероприятиям.

Информационное обслуживание родителей.

· Предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми

· Оформление выставок для родителей на актуальные темы

· Выступление на родительских собраниях.

Воспитательная работа.

Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой и др.носителями)

Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы (беседы, диспуты, викторины, литературно-музыкальные композиции, БУ и др.)

Популяризация литературы библиотечными формами работы.

Создание актива школьной библиотеки.

Совместная работа с детскими библиотеками, педагогическими классами, психологической службой школы, школьным музеем.

Школьная библиотека – участник педагогического процесса

Библиотека изначально рассматривалась как учебное заведение. Именно ей принадлежит приоритет в организации первоначального этапа постановки обучения детей. Самые ранние исторические свидетельства гласят, что еще в 988 году князь Владимир собрал в Киеве детей знатных лиц и отдал их «на учение книжное». Отдал в библиотеку, разумеется, ибо книги имелись именно только там. Созданные святой Евфросинией библиотеки в древней Руси были одновременно и школами, а сама она была и настоятельницей двух монастырей, и библиотекарем, и учительницей в одном лице. Умение читать, писать, считать, рассказывать наизусть, петь (молитвы) – в первом цикле обучения; осваивать иностранные языки, природоведение, риторику, медицину, историю (особенно родословие Рогволодовичей, прошлое Полоцкой земли и всего восточного славянства) – во втором цикле – она обучала именно в библиотеке, на книгах ею же собираемого библиотечного фонда. Трудно разделить в ней библиотекаря и учителя, когда она обучала читателей красноречию, а наиболее одаренных – поэтике.
Образованнейший человек своего времени, крупный государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович (1681-1736) в составленном в 1721 г. Для Синода «Духовном регламенте» считал естественным слияние в школе обязанностей библиотекаря и учителя.

Сегодня школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными.
Примером групповой формы организации библиотекой педагогического процесса является урок, библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество – суть повседневной работы школьной библиотеки. Библиотекарь как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения. Владение методами обучения необходимо в различных ситуациях: 1. При объяснении нового материала или его повторении, закреплении. Здесь нужно демонстрировать владение вербальными методами рассказ, объяснение, беседа (диалог), консультирование работа с книгой. 2. При выработке учебных умений и навыков. Здесь используются упражнения, практические работы – показ использования справочно-библиографического аппарата книги, библиотеки, привитие умений и навыков пользования энциклопедическими и справочными изданиями и т. д. 3. При организации общения читателя и библиотекаря. Здесь идет разработка и внедрение определенных моделей педагогического общения, применение различных его стилей. 4. При формировании ответственности и обязательности читателей-учащихся, развитии критического мышления. Здесь важен и собственный пример, и организация обсуждения действий литературных персонажей, и изучение жизни и творчества писателей. Все это помогает приблизиться к основной цели педагогической деятельности школьной библиотеки: через подготовку квалифицированного читателя к формированию духовно богатой личности.

В своей практике библиотекарь использует и разрабатывает не только методы, но и технологии, которые трактуются как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами. Методы и процессы становятся технологиями, если: четко сформулировать цель и методы контроля его достижения, определен конечный результат, имеется обратная связь.

Примером разработки собственной технологии можно считать, например, составление тематико – типологической модели фонда школьной библиотеки. Она аккумулирует принцип технологического подхода к формированию фонда с учетом его педагогического назначения. Этот документ включает рубрики, отражающие основные линии образования.

Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки.

Активные формы обучения в библиотеке позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, а следовательно, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки. В современной школе они стали одной из разновидностей краткосрочных или средней продолжительности проектов, позволяющих интегрировать знания из разных областей для их применения на практике. Библиотечный бинарный урок строится в соответствии с методикой, используемой педагогами-предметниками, и равным образом предполагает наличие трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающегося и воспитательного. В зависимости от выбранной для урока темы, библиотекари с педагогами формируют их наполнение. При проведении библиотечного бинарного урока для учащихся старших классов по теме «Публицистика, портретный очерк» библиотека совместно с преподавателями литературы предусматривают следующие аспекты: познавательный аспект, развивающий аспект, воспитательный аспект.

Таким образом, в условиях школьной библиотеки проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса.

Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та, и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных (умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности), организаторских (умение организовать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных (умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь) проектировочных (умение планировать педагогическую деятельность, учитывать ее использовать дидактические материалы), гностических (умение вести самообразование, самосовершенствование).

Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании.

Школьная библиотека участвует в педагогической деятельности школы. Свидетельство тому - участие библиотеки в педагогических чтениях, участие в педагогических советах школы.

Все приведенные выше аргументы позволяют мне констатировать образовательно-развивающую функцию школьной библиотеки и рассматривать ее сотрудников как педагогов, профессиональных партнеров учителей-предметников, а саму школьную библиотеку как самый важный участник педагогической системы образовательного учреждения.

И школа и школьная библиотека преследуют единую, общую цель, обозначенную в положении о школьной библиотеке образовательного учреждения формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности. Даже формирование фонда школьной библиотеки идет с учетом его педагогического назначения.

Сегодня необходимо осмыслить и наполнить новым содержанием само понятие – педагогическая функция школьной библиотеки. Ныне она связана не только с обучением учащихся основам библиотечно – библиографической.

грамотности. Педагогическая функция библиотеки сегодня-это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью школы, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания. В библиотечной работе со школьниками всегда педагогическая составляющая была очень значительной. Школьная библиотека всегда постулировалась (и не без оснований) тезис о том, что в библиотечной работе с детьми используются достижения педагогики, школьной методики и технологий. Действительно, библиотекари проводят библиотечные уроки в лучших традициях школы. Широко применяют тренинговые технологии, работу в группах.

Современная школьная библиотека всегда предлагает свои собственные фонды и внешние, «чужие» ресурсы. И именно, от того как библиотека будет предлагать свои фонды, будет определяться посещаемость, значимость, имидж библиотеки. И на этом этапе школьная библиотека невольно становится участником педагогического процесса. В школьную библиотеку поступают учебники, методические материалы, как правило с грифом Министерства образования. Эти издания активно используются в процессе обучения: одни выдаются детям, по этим учебникам преподаватели ведут свои занятия, потом – принимают экзамены. Используются очень хорошо и внешние ресурсы сегодня в школе. Педагоги поощряют учеников использовать мультимедийные издания, как дополнительные источники информации по предмету. Но при этом есть базовые комплекты, на которых в школе строится процесс обучения. И это основа, с которой работают школьные библиотеки. Все информационное богатство (в том числе и электронные ресурсы) библиотекари в сотрудничестве с учителями информатики создают предметные модули, в которые сводится вся найденная информация, и размешают данные модуля на сайте школы. При проведении такого процесса привлекают «продвинутых» школьников. Это педагогически и организованно верный ход: использовать для такой работы факультативы и «продвинутых» старшеклассников, которые занимаются углубленным изучением отдельных предметов и поиском дополнительных материалов, в том числе и цифровых.

Из выше сказанного, считаю школьную библиотеку участником педагогического процесса, так как библиотека совместно с учителями предметниками применяет различные методические приемы, педагогические и информационные технологии.

Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнить на высоком уровне свои воспитательные и образовательные функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. И первоклассник и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня педагогического процесса. В.А Сухомлинский еще в середине ХХ века писал, что «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на повышение уровня достижений школьников.

Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В работе библиотекарей с читателями возможны и необходимы использование интерактивных методов, поскольку они позволяют эффективно формировать библиотечно-библиографическую грамотность каждого читателя библиотеки. Интерактивное обучение основано, прежде всего на диалоге, в ходе которого осуществляется взаимодействие библиотекаря и читателя. Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс познания организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познавания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, имеет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать не только новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В работе библиотекаря интерактивные методы возможно использовать при проведении библиотечных занятий, на которых применяются обучающие игры. В ходе этих занятий библиотекари стремятся реализовать поставленную цель: появления у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность. Органичной частью единого процесса руководство чтением детей в библиотеке является и формирование библиотечно–библиографической грамотности. Приобщение навыков поиска необходимой информации из различных источников, которые помогают учащимся готовить интересные сообщения, презентации. Не остаются без внимания и родители, которые совместно с детьми создают презентации. В этом случае огромную помощь также оказывают и учителя предметники.

Сегодня, также совместно библиотекари, учителя предметники, педагоги дополнительного образования, родители разрабатывают проекты «Познай мир с книгой» по формированию личности ребенка средствами художественных произведений. Очень хорошо, когда дети читают вслух и пересказывают содержание прочитанного своим родителям. Хорошо также, когда родители сами читают книгу, которую взяли дети в библиотеке. Так, как после этого неизбежно возникает беседа. Такие проекты объединяют учителей, педагогов дополнительного образования, родителей, школьного библиотекаря в общем стремлении «заразить» детей чтением и к возрождению традиции семейного чтения. После прочитанной книги у многих детей возникает желание что-то смастерить, нарисовать, совершить добрые поступки, или полностью изменить все. Очень важно контролировать, что именно читают самостоятельно дети, учитывая их возраст. Читающий ребенок – личность, способная увидеть даже не близкого человека. Сотрудники школьной библиотеки многое делают для того, чтобы привить детям любовь к чтению. Важнейший фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением – контакт с семьями читателя.

Таким образом, школьная библиотека, является главным участником педагогического процесса.

Тема 13: Формирование информационной культуры учащихся, как часть образовательного процесса современного заведения.

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И это область деятельности, где еще много “белых пятен”.

Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Все более типичными атрибутами не только профессиональной, но и домашней сферы, становится персональный компьютер и Интернет.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения.

Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации.

Можно “загрузиться” и “перезагрузиться” информацией. Однако лишь широкое современное образование позволяет человеку отделить зерно от плевел, толково воспользоваться информацией и превратить ее в знание.

Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы читаем, как выбираем объекты чтения из необозримых документальных массивов. Ведь то, что может прочесть за свою жизнь человек, ничтожно мало, если бессистемно читать все случайно попадающееся на глаза, и это очень много, если чтение правильно организовано.

Перефразируя слова академика С.И. Вавилова “... современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”. Следовательно, возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников могут выступать библиотеки.

Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо “информационный центр”, либо “учебный центр”. Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Чутко улавливая новые требования к качеству информационного обеспечения предметов, она должна сформировать политику информационной поддержки образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник — школьник — студент — специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.

Учитывая, что школа — это уменьшенная модель ВУЗа, на школьные библиотеки также возлагается обязанность оправдать ожидания вузовских библиотек в том, что современный учащийся — пользователь будущего — будет готов к эффективному потреблению предоставляемых ему информационных ресурсов. А понятие “пользователь”, как вы понимаете, гораздо шире понятия “читатель” и включает в себя не только чтение как процесс восприятия информации из печатного текста, но и обращение к другим видам информации.

Проблема формирования у детей, подростков, юношества информационной культуры имеет не только богатую историю развития, но и характеризуется множественностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению. Создавались научно обоснованные программы “ББЗ школьникам”, которые с годами видоизменялись и дополнялись с учетом требований времени. Понимая необходимость пропаганды таких знаний, многие школьные библиотеки пытаются создавать свои варианты программ. К нашей радости появились методические пособия (в 2-х книгах), разработанные ГНПБ им. Ушинского, которые можно очень хорошо использовать в своей работе.

Мы убеждены в том, что формирование информационной культуры личности неразрывно связано с деятельностью образовательных учреждений. Именно они, в соответствии с существующим законодательством в данной сфере, способной оказывать влияние на каждого учащегося, в отличие от многих других причастных к решению этой задачи организаций, которые в принципе лишены такой возможности.

Под информационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.

Проблема библиотечно-библиографической грамотности или информационной культуры — одна из самых актуальных проблем, как нам кажется, и решение ее во многом зависит от понимания ее значимости руководителями (школы, ВУЗа), а также от энергии и желания самого библиотекаря.

Организация преемственности перехода школьника в библиотеку более высокого уровня с точки зрения предоставления ему более сложной научной, специальной и иной информации имеет большое значение. Этот вопрос стоит остро и требует основательного решения.

Не секрет, что многие ВУЗЫ высказывают претензии к школьным библиотекарям по вопросам воспитания информационной культуры. Большинство студентов 1-ых курсов оказываются не готовы учиться в ВУЗе: они не умеют записывать лекции за преподавателем, они не способны читать литературу в больших объемах, у них вызывает сложности в подготовке и правильном оформлении конспекта или реферата. Потому что в школе этих студентов этому не научили. Однако современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

Эффективно решить весь современный комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся возможно за счет внедрения в образовательном учреждении интегрированного учебного курса “Основы информационной грамотности”. При этом необходимо понимать три важные вещи:

· школьная библиотека стоит в центре учебно-воспитательного процесса;

· школьная библиотека должна предоставить всю необходимую информацию для удовлетворения запросов учащихся и учителей;

· школьная библиотека обязана выполнить задачу: побуждать к чтению и к потреблению информации, утверждая тезис: “Научиться учиться”. Ведь умение учиться не дано личности изначально. Оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но его основы закладываются в юности.

Несколько слов о нашем учебном заведении.

Муниципальная гимназия №1 г. Новосибирска расположена в самом центре города, вблизи от многих учреждений культуры и главных транспортных узлов города. Она работает в тесном контакте с лучшими творческими силами города.

Благодаря активной помощи руководства гимназии, понимания им значения книги в процессе образования, а также благодаря постоянной финансовой поддержке спонсоров, библиотеке удалось не только скомплектовать хороший фонд, состоящий из книг по различным отраслям знаний, из справочной литературы и энциклопедий, программной художественной и детской литературы, но и положить начало комплектованию фонда на нетрадиционных носителях информации: видео- и аудиокассеты, электронные энциклопедии. Часть фонда по литературоведению, истории, культуре, искусству можно отнести к элитной литературе. Формированию такого фонда способствовало и то, что библиотека гимназии участвует в “Мегапроекте Пушкинская библиотека” и имеет возможность приобретать лучшие книги, издаваемые в России в рамках этого проекта.

Одна из первых, едва ли не единственных школьных библиотек в городе, библиотека гимназии занимается компьютеризацией всех библиотечных процессов и созданием электронного каталога на книжный фонд. В библиотеке работают 4 сотрудника. Имеются просторные, современно оборудованные помещения читального зала и абонемент (6 компьютеров и сервер: 2 — на рабочих местах и 4 — для работы учащихся).

Работая в читальном зале, учащиеся гимназии имеют возможность подбора материала (к конференциям, для написания докладов, рефератов), используя ресурсы Интернет. А сейчас с помощью учащихся 8-го класса мы создаем свою Web-страничку, на которой выставляем свои разработки уроков Библиотечной грамотности, этических и др., и принимаем участие в конкурсе, объявленном журналом “Школьная библиотека”.

Все эти обстоятельства натолкнули работников библиотеки на мысль, создать на базе гимназии учреждение нового типа — опорную библиотеку для школ района с целью бесплатного обслуживания учителей и малообеспеченных учащихся старших классов, а также выпускников этих школ с перспективой преобразования в дальнейшем опорной библиотеки в районный культурно-духовный центр. Это позволяет снизить затраты, собирая информацию в одном месте, не рассеивая ее.

В настоящее время основными функциями нашей, как и любой другой школьной библиотеки, являются: образовательная, культурная, информационная. Мы рассматриваем библиотеку гимназии как место, где школьники получают знания и навыки информационной грамотности. В связи с этим в текущем учебном году введен специальный курс “Библиотечно-библиографической грамотности” для учащихся 1-8-х классов (за основу взяты методические рекомендации ГНПБ им. Ушинского) и для 9-х классов “Основы информационной культуры”, программа которого разработана Кемеровской государственной академией культуры и искусств.

Специальные знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрываются в динамике от класса к классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении. Используемые нами методики включают основной минимум библиотечно-информационных знаний.

Содержание курса не сводится к знакомству с компьютером. Этими проблемами у нас занимаются на кафедре “Информатики”.

Мы же в своей работе ставим следующие цели: научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся:

· умение задавать грамотно вопрос;

· знание источников информации и умение ими пользоваться;

· умение правильно применить найденную информацию.

Освоение этого курса позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

Программа курса составлена в соответствии со следующими основными задачами и требованиями:

· практическая польза полученных знаний, их соответствие реальным и перспективным информационным интересам и потребностям учащихся, связанным с получением образования и интеллектуальным, культурным, нравственным развитием личности;

· обучение самостоятельному поиску и выбору информации, умению пользоваться различными информационными источниками, включая базы данных, Интернет;

· обучение информационной грамотности следует рассматривать как составную часть повседневной учебно-воспитательной работы.

Несколько слов об этом направлении работы.

Уроки строятся таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию и предполагают активное участие школьников. В связи с этим большая часть занятий предусматривает практические задания, на которых можно проверить усвоение пройденного материала.

В зависимости от содержания темы, возраста и уровня подготовленности учащихся программа предоставляет библиотекарю широкие возможности для выбора методических путей и приемов изложения конкретного материала. Для проведения занятий могут быть использованы традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные формы, которые очень нравятся ребятам младшего и среднего возраста (конкурс, турнир, викторина). А в конце года планируется в каждой параллели провести итоговое занятие.

Вот перечень некоторых тем, которые мы рассматриваем на наших занятиях. Мы проводим экскурсии в библиотеку для ребят разных возрастов, знакомим с нашим фондом (библиотеки и читального зала), рассказываем о правилах пользования, об услугах, которые мы предлагаем (ночной абонемент, ксерокс и др.). Для старшеклассников проводим экскурсии в библиотеках разных видов и типов (областная юношеская, областная научная, ГПНТБ), фондами которых они уже частично пользуются и будут пользоваться в качестве студентов, чтобы они имели представление о их назначении и особенностях.

Знакомя со справочными изданиями, учитывая возрастные особенности, мы демонстрируем имеющиеся в нашем фонде мультимедийные энциклопедии. В качестве закрепления урока мы проводим уроки-соревнования на разыскания; на такого рода занятиях ребята выступают в роли библиотекаря, помогая подобрать литературу на заданную тему или найти конкретный ответ на запрос. Эти уроки проходят всегда интересно и весело.

Для учащихся старших классов полезны уроки, на которых они знакомятся с основными приемами работы с текстами, способами записи прочитанного, правилами составления списков литературы и алгоритмом написания реферата. Библиотекарем читального зала составлены памятки, которыми ребята могут воспользоваться в любой момент (на рабочем столе компьютеров создана папка “Методическое пособие”).

Знакомясь со справочно-библиографическим аппаратом, ребята узнают об Электронном каталоге (что он собой представляет, его назначение, его особенности и отличие от традиционного каталога, как с его помощью можно найти необходимую информацию). Причем эти занятия проходят на территории разных библиотек, для того, чтобы наши читатели, перейдя в другие библиотеки, могли пользоваться их Электронными каталогами.

Вот коротко о том, чем мы занимаемся. Конечно, для нас это новый опыт. И мы еще столкнемся с трудностями, но то, что введение данного курса своевременно, осознали и мы, и администрация, и сами ученики. И мы планируем и дальше работать в этом направлении. Программа уроков прилагается.

Мы живем в эпоху господства информатизации и коммуникации. И как результат этого — возрастание самоценности образования, творческой продуктивной деятельности. И именно с такими основополагающими представлениями будут жить дети в этом веке. Их потребность в информации будет расти, как будут расти их возможности применить эту информацию с пользой для себя.

Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. И все это открывает новые возможности для работы школьной библиотеки.

Одна из задач, которую ставит перед собой библиотека, состоит в том, чтобы с учетом возрастных особенностей учащихся, донести до них все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользоваться этой средой, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных способностей, общей культуры.

В связи с этим школьная библиотека должна сегодня стать жизненно важным компонентом образования и воспитания.

Используемая нами методика развития навыков информационной грамотности — это лишь один из путей, ведущих к решению этой задачи. И мы надеемся, что, выбирая этот путь, окажемся полезными для школьников, преподавателей и школьных библиотекарей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.083 с.)