Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и методы исследования
Проблема формирования педагогического творчества педагога и увеличения его профессионального мастерства приобретает особенную значимость в обстоятельствах осуществления перестройки народного образования. Профессионализм педагога выражается в первую очередь в области его общения с обучающимися. Непосредственно по этой причине в последние года вырос заинтересованность преподавательской и эмоциональной урока к вопросу преподавательского общения как трудному многоаспектному процессу взаимодействия в системе «учитель ученик». Важным нюансом этой проблемы считается вопрос о индивидуальном стиле педагогического общения. В современной психологии проделана большая работа согласно изучению и научному обоснованию различных личных стилей преподавательского общения. Следует отметить, то что в распоряжении этой проблемы имеют роль различные подходы. Однако общим моментом для абсолютно всех данных исследований является то, что стили педагогического общения изучались в зависимости лишь от свойств личности. Воздействие же других условий, детерминирующих индивидуальный «почерк» общения педагога с обучающимися, не изучалось[9, с.86]. Нам представляется возможным преодолевание такого одностороннего подхода в постановлении трудности индивидуального стиля педагогического общения с позиции концепции накопленной индивидуальности. В свете данной концепции предполагаем индивидуальный образ преподавательского общения как целую систему действий педагогического общения, обеспечивающую результативное взаимодействие преподавателя с обучающимися и определяемую целями, проблемами педагогической работы и свойствами разных уровней индивидуальности педагога. В своем подходе к исследованию исходили из следующих утверждений, характеризующих индивидуальный стиль работы и общения, а следовательно и индивидуальный стиль педагогического общения. 1. Система действий персонального манеры преподавательского общения находится в зависимости от разноуровневых качеств собранной индивидуальности. При этом между операциями педагогического общения и разноуровневыми индивидуальными качествами имеется многозначная взаимозависимость. 2. В индивидуальном стиле педагогического общения между операциями, зависящими от одних и тех же качеств индивидуальности, имеются статистически значимые взаимосвязи, то что и объясняет целостность концепции операций.
3. Концепции операций индивидуального стиля преподавательского общения свойственна широкая зона неопределенности. Это значит, что результат одной и той же педагогической миссии, создание одних и тех же межличностных отношений возможно с помощью различных операций учительского общения. 4. Концепции операций индивидуального стиля преподавательского общения присущи компенсаторные функции[9, с.142]. На базе данных единых утверждений в настоящем исследовании решались последующие определенные задачи: 1) выявить вид связей действий преподавательского общения с качествами различных степеней оригинальности; 2) обнаружить структуру разных видов индивидуальных манер преподавательского общения. 3. Системе действий персонального стиля преподавательского общения свойственна обширная область неопределенности. Это значит, то то что итог одной и той же преподавательской цели, создание одних и тех же межличностных отношений возможно с поддержкой разных операций педагогического общения. 4. Концепции операций индивидуального стиля педагогического общения присущи компенсаторные функции. На основе этих единых положений в данном исследовании решались последующие определенные задачи: 1) обнаружить вид взаимосвязей операций педагогического общения с качествами разных уровней индивидуальности; 2) раскрыть структуру различных типов индивидуальных стилей педагогического общения. Исследование проводилось в средних общеобразовательных школах г. Перми. Испытуемыми были учителя-мастера по разным предметам (29 человек), разного возраста и стажа работы (от 12 до 30 лет). Педагогическое мастерство учителей оценивалось компетентными лицами по шкале критериев, выделенных Н.В. Кузьминой и А.И. Щербаковым. Изучались свойства двух уровней индивидуальности педагогов: темперамента (психодинамические) и личности. В выборе индивидуальных свойств мы исходили из их значения для профессии педагога, относящейся к профессиям типа «человек - человек». Главное содержание такого типа профессий, как указывает Е.А. Климов, состоит во взаимодействии с людьми, группами, коллективами.
По данным ряда исследований, характер межличностного общения в значительной мере обусловлен свойствами темперамента субъекта. Так, экстраверсия оказывает влияние на инициативность в общении, широту и легкость установления социальных контактов; экстрапунитивность при фрустрации провоцирует возникновение внешне выраженной раздражительности, несдержанности педагога в ситуациях нежелательного поведения учащихся и при определенных условиях может способствовать применению им неадекватных способов общения; эмоциональная возбудимость может влиять на тон общения учителя с учащимися, дистанцию в общении, скорость эмоционального реагирования на те или иные действия и поступки учащихся. Вместе с тем среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой и А.И. Щербакова убедительно обоснована необходимость высокого уровня педагогической направленности для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное отношение учителя к учащимся благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя с учащимися и общение учащихся между собой. Кроме того, исследования показывают, что высокая экстрапунитивность учителей в социальных фрустрирующих ситуациях может оказывать отрицательное влияние на отдельные компоненты педагогической деятельности. На основе приведенных данных для изучения были выбраны следующие профессионально значимые свойства темперамента и личности: экстраверсия/интроверсия, эмоциональная возбудимость, экстрапунитивность при фрустрации, доминирование, экстрапунитивность в социальных фрустрирующих ситуациях (социальная экстрапунитивность), педагогические установки относительно взаимоотношений учителя с учащимися. Для исследования психодинамических свойств и свойств личности использовались следующие методики. Экстраверсия/интроверсия измерялась по модифицированным методикам Р. Кеттелла: 1) «широта классификации», 2) «неструктурированные рисунки». Эмоциональная возбудимость измерялась 1) с помощью разработанного и апробированного нами опросника с пятиступенчатой шкалой оценок, 2) по ассоциативной методике Юнга. Экстрапунитивность при фрустрации определялась посредством разработанного и апробированного нами опросника с четырехступенчатой шкалой оценок. Доминирование определялось посредством методики незавершенных рассказов, используемой в целом ряде исследований. В индивидуальном эксперименте испытуемому предлагалось завершить рассказы, в которых описывались факты нежелательного поведения учащихся. Проявление доминирования в ответах оценивалось по пятибалльной шкале. Показателем доминирования служила сумма оценок доминирующих реакций в его ответах по всем ситуациям. Экстрапунитивность в социальных фрустрирующих ситуациях определялась по количеству экстрапунитивных реакций учителя в специально отобранных ситуациях теста Розенцвейга. Данная методика описана и используется в различных исследованиях.
Педагогические установки определялись по разработанным нами аттитюдам, оцениваемым по принципу теста САН, с применением пятиступенчатой шкалы. Измерялся уровень мягкости-авторитарности педагогических взглядов относительно взаимоотношений педагога с учащимися. Особенности педагогического общения учителей - мастеров изучались посредством наблюдения и специально составленной нами анкеты. Она включала пункты, отражающие конкретные проявления операций общения, и заполнялась учащимися старших классов (IX X), в которых данные учителя вели уроки в течение целого ряда лет. Наблюдение и анкета позволили выявить частоту использования учителями тех или иных операций педагогического общения. Всего было выделено 43 операции. Условно их можно объединить в несколько групп: 1) организаторские (указания, советы, запреты, приказы и т. д.); 2) оценочные (одобрение, похвала, порицание и др.); 3) эмоционально-коммуникативные (ирония, шутки, юмор, ласка и т. д.); 4) фасцинирующие (тон общения, дистанция и др.). Полученный фактический материал, содержащий количественные характеристики психодинамических, личностных свойств и используемых учителями операций педагогического общения, изучался методами корреляционного и факторного анализа. Исследование проводилось в средних общеобразовательных школах г. Владивосток. Испытуемыми были учителя по различным предметам (29 человек), разного возраста и стажа работы (от 12 до 30 лет). Изучались качества двух уровней индивидуальности педагогов: темперамента (психодинамические) и личности. В подборе личных качеств измерили из их значения для профессии педагога, относящейся к специальностям типа «человек человек». Основное содержание подобного вида профессий, заключается во взаимодействии с людьми, группами, коллективами. По сведениям ряда исследований, вид межличностного общения в значительной мере обусловлен свойствами темперамента субъекта. Таким образом, экстраверсия проявляет влияние на инициативность в общении, широту и легкость установления социальных контактов; экстрапунитивность при фрустрации провоцирует возникновение внешне выраженной раздражительности, несдержанности педагога в ситуациях нежелательного поведения учащихся и при конкретных условиях может способствовать применению им неадекватных способов общения; эмоциональная возбудимость может воздействовать на тон общения педагога с обучающимися, дистанцию в общении, темп психологического реагирования на эти либо другие воздействия и действия учеников.
Вместе с тем из числа многообразных условий успешности преподавательской работы существенная роль относится свойствам личности педагога. В изучениях Н.В. Кузьминой и А.И. Щербакова наглядно обоснована потребность высочайшего уровня педагогической направленности для эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное отношение педагога к обучающимся положительно влияет на деятельный и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя с учащимися и общение учащихся между собой. Кроме того, исследования показывают, что значительная экстрапунитивность преподавателей в социальных фрустрирующих ситуациях может оказывать отрицательное влияние на единичные компоненты педагогической деятельности[14, с.18]. На базе приведенных данных для изучения были выбраны следующие профессионально значимые качества характера и личности: экстраверсия/интроверсия, эмоциональная возбудимость, экстрапунитивность при фрустрации, доминирование, экстрапунитивность в социальных фрустрирующих ситуациях (социальная экстрапунитивность), педагогические установки относительно взаимоотношений учителя с учащимися. Для исследования психодинамических свойств и качеств личности использовались следующие методики. Экстраверсия/интроверсия измерялась по модифицированным методикам Р. Кеттелла: 1) «широта классификации», 2) «неструктурированные рисунки». Эмоциональная возбудимость измерялась с помощью разработанного и апробированного нами опросника с пятиступенчатой шкалой оценок, 3) согласно ассоциативной методике Юнга. Экстрапунитивность при фрустрации определялась посредством разработанного и апробированного нами опросника с четырехступенчатой шкалой оценок.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.015 с.) |