Организация и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методы исследования



 

Проблема формирования педагогического творчества педагога и увеличения его профессионального мастерства приобретает особенную значимость в обстоятельствах осуществления перестройки народного образования. Профессионализм педагога выражается в первую очередь в области его общения с обучающимися. Непосредственно по этой причине в последние года вырос заинтересованность преподавательской и эмоциональной урока к вопросу преподавательского общения как трудному многоаспектному процессу взаимодействия в системе «учитель ученик». Важным нюансом этой проблемы считается вопрос о индивидуальном стиле педагогического общения.

В современной психологии проделана большая работа согласно изучению и научному обоснованию различных личных стилей преподавательского общения. Следует отметить, то что в распоряжении этой проблемы имеют роль различные подходы.

Однако общим моментом для абсолютно всех данных исследований является то, что стили педагогического общения изучались в зависимости лишь от свойств личности. Воздействие же других условий, детерминирующих индивидуальный «почерк» общения педагога с обучающимися, не изучалось[9, с.86].

Нам представляется возможным преодолевание такого одностороннего подхода в постановлении трудности индивидуального стиля педагогического общения с позиции концепции накопленной индивидуальности. В свете данной концепции предполагаем индивидуальный образ преподавательского общения как целую систему действий педагогического общения, обеспечивающую результативное взаимодействие преподавателя с обучающимися и определяемую целями, проблемами педагогической работы и свойствами разных уровней индивидуальности педагога.

В своем подходе к исследованию исходили из следующих утверждений, характеризующих индивидуальный стиль работы и общения, а следовательно и индивидуальный стиль педагогического общения.

1. Система действий персонального манеры преподавательского общения находится в зависимости от разноуровневых качеств собранной индивидуальности. При этом между операциями педагогического общения и разноуровневыми индивидуальными качествами имеется многозначная взаимозависимость.

2. В индивидуальном стиле педагогического общения между операциями, зависящими от одних и тех же качеств индивидуальности, имеются статистически значимые взаимосвязи, то что и объясняет целостность концепции операций.

3. Концепции операций индивидуального стиля преподавательского общения свойственна широкая зона неопределенности. Это значит, что результат одной и той же педагогической миссии, создание одних и тех же межличностных отношений возможно с помощью различных операций учительского общения.

4. Концепции операций индивидуального стиля преподавательского общения присущи компенсаторные функции[9, с.142].

На базе данных единых утверждений в настоящем исследовании решались последующие определенные задачи:

1) выявить вид связей действий преподавательского общения с качествами различных степеней оригинальности;

2) обнаружить структуру разных видов индивидуальных манер преподавательского общения.

3. Системе действий персонального стиля преподавательского общения свойственна обширная область неопределенности. Это значит, то то что итог одной и той же преподавательской цели, создание одних и тех же межличностных отношений возможно с поддержкой разных операций педагогического общения.

4. Концепции операций индивидуального стиля педагогического общения присущи компенсаторные функции.

На основе этих единых положений в данном исследовании решались последующие определенные задачи:

1) обнаружить вид взаимосвязей операций педагогического общения с качествами разных уровней индивидуальности;

2) раскрыть структуру различных типов индивидуальных стилей педагогического общения.

Исследование проводилось в средних общеобразовательных школах г. Перми. Испытуемыми были учителя-мастера по разным предметам (29 человек), разного возраста и стажа работы (от 12 до 30 лет).

Педагогическое мастерство учителей оценивалось компетентными лицами по шкале критериев, выделенных Н.В. Кузьминой и А.И. Щербаковым.

Изучались свойства двух уровней индивидуальности педагогов: темперамента (психодинамические) и личности.

В выборе индивидуальных свойств мы исходили из их значения для профессии педагога, относящейся к профессиям типа «человек - человек». Главное содержание такого типа профессий, как указывает Е.А. Климов, состоит во взаимодействии с людьми, группами, коллективами.

По данным ряда исследований, характер межличностного общения в значительной мере обусловлен свойствами темперамента субъекта. Так, экстраверсия оказывает влияние на инициативность в общении, широту и легкость установления социальных контактов; экстрапунитивность при фрустрации провоцирует возникновение внешне выраженной раздражительности, несдержанности педагога в ситуациях нежелательного поведения учащихся и при определенных условиях может способствовать применению им неадекватных способов общения; эмоциональная возбудимость может влиять на тон общения учителя с учащимися, дистанцию в общении, скорость эмоционального реагирования на те или иные действия и поступки учащихся.

Вместе с тем среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой и А.И. Щербакова убедительно обоснована необходимость высокого уровня педагогической направленности для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное отношение учителя к учащимся благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя с учащимися и общение учащихся между собой. Кроме того, исследования показывают, что высокая экстрапунитивность учителей в социальных фрустрирующих ситуациях может оказывать отрицательное влияние на отдельные компоненты педагогической деятельности.

На основе приведенных данных для изучения были выбраны следующие профессионально значимые свойства темперамента и личности: экстраверсия/интроверсия, эмоциональная возбудимость, экстрапунитивность при фрустрации, доминирование, экстрапунитивность в социальных фрустрирующих ситуациях (социальная экстрапунитивность), педагогические установки относительно взаимоотношений учителя с учащимися.

Для исследования психодинамических свойств и свойств личности использовались следующие методики.

Экстраверсия/интроверсия измерялась по модифицированным методикам Р. Кеттелла:

1) «широта классификации»,

 2) «неструктурированные рисунки». Эмоциональная возбудимость измерялась 1) с помощью разработанного и апробированного нами опросника с пятиступенчатой шкалой оценок, 2) по ассоциативной методике Юнга. Экстрапунитивность при фрустрации определялась посредством разработанного и апробированного нами опросника с четырехступенчатой шкалой оценок.

Доминирование определялось посредством методики незавершенных рассказов, используемой в целом ряде исследований. В индивидуальном эксперименте испытуемому предлагалось завершить рассказы, в которых описывались факты нежелательного поведения учащихся. Проявление доминирования в ответах оценивалось по пятибалльной шкале. Показателем доминирования служила сумма оценок доминирующих реакций в его ответах по всем ситуациям.

Экстрапунитивность в социальных фрустрирующих ситуациях определялась по количеству экстрапунитивных реакций учителя в специально отобранных ситуациях теста Розенцвейга. Данная методика описана и используется в различных исследованиях.

Педагогические установки определялись по разработанным нами аттитюдам, оцениваемым по принципу теста САН, с применением пятиступенчатой шкалы. Измерялся уровень мягкости-авторитарности педагогических взглядов относительно взаимоотношений педагога с учащимися.

Особенности педагогического общения учителей - мастеров изучались посредством наблюдения и специально составленной нами анкеты. Она включала пункты, отражающие конкретные проявления операций общения, и заполнялась учащимися старших классов (IX X), в которых данные учителя вели уроки в течение целого ряда лет. Наблюдение и анкета позволили выявить частоту использования учителями тех или иных операций педагогического общения. Всего было выделено 43 операции.

Условно их можно объединить в несколько групп:

1) организаторские (указания, советы, запреты, приказы и т. д.);

2) оценочные (одобрение, похвала, порицание и др.);

3) эмоционально-коммуникативные (ирония, шутки, юмор, ласка и т. д.); 4) фасцинирующие (тон общения, дистанция и др.).

Полученный фактический материал, содержащий количественные характеристики психодинамических, личностных свойств и используемых учителями операций педагогического общения, изучался методами корреляционного и факторного анализа.

Исследование проводилось в средних общеобразовательных школах г. Владивосток. Испытуемыми были учителя по различным предметам (29 человек), разного возраста и стажа работы (от 12 до 30 лет).

Изучались качества двух уровней индивидуальности педагогов: темперамента (психодинамические) и личности.

В подборе личных качеств измерили из их значения для профессии педагога, относящейся к специальностям типа «человек человек». Основное содержание подобного вида профессий, заключается во взаимодействии с людьми, группами, коллективами.

По сведениям ряда исследований, вид межличностного общения в значительной мере обусловлен свойствами темперамента субъекта. Таким образом, экстраверсия проявляет влияние на инициативность в общении, широту и легкость установления социальных контактов; экстрапунитивность при фрустрации провоцирует возникновение внешне выраженной раздражительности, несдержанности педагога в ситуациях нежелательного поведения учащихся и при конкретных условиях может способствовать применению им неадекватных способов общения; эмоциональная возбудимость может воздействовать на тон общения педагога с обучающимися, дистанцию в общении, темп психологического реагирования на эти либо другие воздействия и действия учеников.

Вместе с тем из числа многообразных условий успешности преподавательской работы существенная роль относится свойствам личности педагога. В изучениях Н.В. Кузьминой и А.И. Щербакова наглядно обоснована потребность высочайшего уровня педагогической направленности для эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное отношение педагога к обучающимся положительно влияет на деятельный и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя с учащимися и общение учащихся между собой. Кроме того, исследования показывают, что значительная экстрапунитивность преподавателей в социальных фрустрирующих ситуациях может оказывать отрицательное влияние на единичные компоненты педагогической деятельности[14, с.18].

На базе приведенных данных для изучения были выбраны следующие профессионально значимые качества характера и личности: экстраверсия/интроверсия, эмоциональная возбудимость, экстрапунитивность при фрустрации, доминирование, экстрапунитивность в социальных фрустрирующих ситуациях (социальная экстрапунитивность), педагогические установки относительно взаимоотношений учителя с учащимися.

Для исследования психодинамических свойств и качеств личности использовались следующие методики.

Экстраверсия/интроверсия измерялась по модифицированным методикам Р. Кеттелла:

1) «широта классификации»,

2) «неструктурированные рисунки». Эмоциональная возбудимость измерялась с помощью разработанного и апробированного нами опросника с пятиступенчатой шкалой оценок,

3) согласно ассоциативной методике Юнга. Экстрапунитивность при фрустрации определялась посредством разработанного и апробированного нами опросника с четырехступенчатой шкалой оценок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.015 с.)