Понятие и сущность педагогического общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность педагогического общения



Курсовая работа

На тему: «Культура педагогического общения»

По дисциплине: педагогика

 

                                                                  Выполнила работу: студентка 2 курса

                               группы б-поип-16

                                                 Сивцева Саина Михайловна.

                                                          Руководитель работы: кпн доцент

                                                                      Кафедры педагогики ПИ Колпакова А.П.

 

 

Якутск 2018 г.

 

 


                                                                           

Оглавление

 

Введение. 3

1 Теоретические аспекты и основные понятия педагогического. 5

общения. 5

1.1 Понятие и сущность педагогического общения. 5

1.2 Функции педагогического общения. 7

1.3 Классификация стилей педагогического общения. 8

2 Исследование культуры педагогического общения учителя с учащимися. 16

2.1. Организация и методы исследования. 16

2.2. Анализ результатов исследования. 22

Заключение. 30

Список использованных источников. 32

 

 

 

 

Введение

 

В современной образовательной ситуации, которая существует на фоне существенных преобразований в социальной, экономической, политической и культурной сферах существования общества, основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного сотрудника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно обладающего собственной профессией. В обстоятельствах разнообразия новых типов образовательных учреждений увеличились условия общества к профессиональной подготовке специалистов, случилось переосмысливание значимости педагогического общения в образовательном процессе института. Специалистами осознается, что удачное формирование личности совершается только при таком взаимодействии с педагогом, что соответствует условиям высокой культуры педагогического общения. Под культурой педагогического общения специалиста подразумевается умение реализовывать связь с учащимся на основе личностно и социально значимых педагогических ценностей.

Преподаватель регулярно встречается с самыми разными проблемами межличностного общения. Недостаток культуры педагогического общения либо её низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником либо целым классом. Удачное разрешение инцендентов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры педагога. Главными нравственными нормами, на которых основываются отношения педагога с учениками, считаются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Актуальность исследования. Одним из путей, обеспечивающих качественную подготовку выпускников университета, сегодня считается профессионально-образовательная направленность при подготовке специалистов на освоение ими профессиональной культурой, что приобретает приоритетную значимость в развитии индивидуальных качеств будущих специалистов.

Цель работы – исследовать культуру педагогического общения.

Задачи работы:

- Изучение теоретических аспектов и основные понятия педагогического общения;

- Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;

- Рассмотреть функции педагогического общения;

- Изучить классификацию стилей педагогического общения;

- Исследовать культуру педагогического общения и сделать выводы.

Объектом исследования является процедура формирования в вузе коммуникативной культуры педагогов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования в вузе коммуникативной культуры преподавателей средствами тренинга педагогического общения.

Методологическую базу изучения составляют положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, о единстве теории и практики.

Теоретической основой изучения являются научно обоснованные утверждения и идеи системного, деятельностного подхода.

Гипотеза исследования: в качестве гипотезы изучения выступало мнение о наличии взаимосвязи среди стилем педагогического общения преподавателя и компетентностью учащихся, а именно: чем успешнее выбранный стиль педагогического общения, тем большие предпосылки достигает уровень формирования педагогической компетентности учащихся вузов.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

 

 

1 Теоретические аспекты и основные понятия педагогического

 общения

 

Заключение

 

Педагогическое общение - концепция способов и приемов социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого считается обмен информацией, реализация воспитательного влияния и налаживания взаимоотношений

Педагогическое общение как учебно-воспитательное средство, призван гарантировать взаимопонимание между учителем и учениками, считается неисчерпаемым источником для совершенствования не только обмена информацией и воспитательного процесса, но и морально-психологического климата в коллективе.

Функции педагогического общения: коммуникативная; интерактивная; перцептивная.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

В настоящей преподавательской практике больше всего применяются смешанные стили общения. Наиболее результативным считается взаимодействие на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе данного стиля находится единство высочайшего мастерства преподавателя и его взаимоотношения к преподавательской деятельности в полном.

В современной психологии проделана большая работа согласно изучению и научному обоснованию различных личных стилей преподавательского общения. Следует отметить, то что в распоряжении этой проблемы имеют роль различные подходы.

Для исследования психодинамических свойств и качеств личности использовались следующие методики.

Экстраверсия/интроверсия измерялась по модифицированным методикам Р. Кеттелла:

1) «широта классификации»,

2) «неструктурированные рисунки». Эмоциональная возбудимость измерялась с помощью разработанного и апробированного нами опросника с пятиступенчатой шкалой оценок,

3) согласно ассоциативной методике Юнга. Экстрапунитивность при фрустрации определялась посредством разработанного и апробированного нами опросника с четырехступенчатой шкалой оценок.

Практическое значение итогов реализованного научного поиска состоит в том, что на их основе является допустимым предоставление методичной поддержки в процессе целенаправленного формирования у будущих и молодых преподавателей этого стиля педагогического общения, который более подойдет к их индивидуальности.

Индивидуальный стиль педагогического общения формируется на базе независимого подбора педагогом коммуникативных действий. Подбор, сделанный в соответствии с требованиями деятельности и свойствами оригинальности педагога, вызывает у него эмоциональное состояние удовлетворенности, и, наоборот, если он противоречит индивидуальным свойствам, начинается обратное положение психологического дискомфорта. Таким образом, эмоциональное положение распоряжается процессом выбора. В связи с этим помощь в формировании персонального стиля педагогического общения должна быть направлена главным образом в компанию самопознания и профессионального самовоспитания учителя.

Развитие индивидуальности педагога и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю педагогического общения с социально ценными целями деятельности, исключающие подражание и копирование какого-либо образца, являются определяющим фактором формирования педагогического мастерства.

 

Курсовая работа

На тему: «Культура педагогического общения»

По дисциплине: педагогика

 

                                                                  Выполнила работу: студентка 2 курса

                               группы б-поип-16

                                                 Сивцева Саина Михайловна.

                                                          Руководитель работы: кпн доцент

                                                                      Кафедры педагогики ПИ Колпакова А.П.

 

 

Якутск 2018 г.

 

 


                                                                           

Оглавление

 

Введение. 3

1 Теоретические аспекты и основные понятия педагогического. 5

общения. 5

1.1 Понятие и сущность педагогического общения. 5

1.2 Функции педагогического общения. 7

1.3 Классификация стилей педагогического общения. 8

2 Исследование культуры педагогического общения учителя с учащимися. 16

2.1. Организация и методы исследования. 16

2.2. Анализ результатов исследования. 22

Заключение. 30

Список использованных источников. 32

 

 

 

 

Введение

 

В современной образовательной ситуации, которая существует на фоне существенных преобразований в социальной, экономической, политической и культурной сферах существования общества, основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного сотрудника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно обладающего собственной профессией. В обстоятельствах разнообразия новых типов образовательных учреждений увеличились условия общества к профессиональной подготовке специалистов, случилось переосмысливание значимости педагогического общения в образовательном процессе института. Специалистами осознается, что удачное формирование личности совершается только при таком взаимодействии с педагогом, что соответствует условиям высокой культуры педагогического общения. Под культурой педагогического общения специалиста подразумевается умение реализовывать связь с учащимся на основе личностно и социально значимых педагогических ценностей.

Преподаватель регулярно встречается с самыми разными проблемами межличностного общения. Недостаток культуры педагогического общения либо её низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником либо целым классом. Удачное разрешение инцендентов зависит от общей психологической грамотности и уровня педагогической культуры педагога. Главными нравственными нормами, на которых основываются отношения педагога с учениками, считаются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.

Актуальность исследования. Одним из путей, обеспечивающих качественную подготовку выпускников университета, сегодня считается профессионально-образовательная направленность при подготовке специалистов на освоение ими профессиональной культурой, что приобретает приоритетную значимость в развитии индивидуальных качеств будущих специалистов.

Цель работы – исследовать культуру педагогического общения.

Задачи работы:

- Изучение теоретических аспектов и основные понятия педагогического общения;

- Рассмотреть понятие и сущность педагогического общения;

- Рассмотреть функции педагогического общения;

- Изучить классификацию стилей педагогического общения;

- Исследовать культуру педагогического общения и сделать выводы.

Объектом исследования является процедура формирования в вузе коммуникативной культуры педагогов.

Предмет исследования: педагогические условия формирования в вузе коммуникативной культуры преподавателей средствами тренинга педагогического общения.

Методологическую базу изучения составляют положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, о единстве теории и практики.

Теоретической основой изучения являются научно обоснованные утверждения и идеи системного, деятельностного подхода.

Гипотеза исследования: в качестве гипотезы изучения выступало мнение о наличии взаимосвязи среди стилем педагогического общения преподавателя и компетентностью учащихся, а именно: чем успешнее выбранный стиль педагогического общения, тем большие предпосылки достигает уровень формирования педагогической компетентности учащихся вузов.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

 

 

1 Теоретические аспекты и основные понятия педагогического

 общения

 

Понятие и сущность педагогического общения

 

В педагогической деятельности общение выступает как способ постановления учебно-воспитательных задач; социально-психическое обеспечение педагогического процесса; средство организации взаимоотношений педагога и учеников, и обязано гарантировать результативность обучения, воспитания и формирования личности. В этом контексте педагогическое взаимодействие включает сильный резерв роста высококлассного мастерства педагога, улучшения опции преподавательской работы и учебно-воспитательного процессу.

Педагогическое общение - концепция способов и приемов социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого считается обмен информацией, реализация воспитательного влияния и налаживания взаимоотношений [2, с.23].

Педагог в своей деятельности старается быть и источником данных, и человеком, который познает другого человека либо категорию людей, и организатором коллективных деятельности и взаимоотношений. Педагогическое общение может помочь педагогу осуществить связь на занятии и вне его как единый процесс. Не ограничиваясь только лишь информативной функцией, оно формирует условия для обмена отношением, переживаниями, помогает самоутверждению ученика в коллективе, гарантирует сотворчество в классе.

Согласно статусу педагог и учащиеся действуют с различных позиций: педагог образует связь, а учащийся принимает, приобщается к ней для того чтобы ученик стал активным соучастником преподавательского процесса, педагогу следует обеспечить субъектный вид педагогических отношений, который состоит в равноправии психологических позиций, обоюдной гуманистической направленности, активности преподавателя и учеников, взаимопроникновении их чувств и переживаний, готовности к принятию аргументов собеседника, взаимодействия с ним.

Основными свойствами педагогического общения на человека считаются:

- личностная направленность собеседников (умение наблюдать и понимать собеседника);

- равенство психологических позиций собеседников (недопустимо доминирование преподавателя в общении, он должен признавать право ученика на собственное мнение, позицию);

- проникновение в мир чувств и переживаний, готовность осуществить точку зрения собеседника (общение по законам взаимного доверия, когда партнеры вслушиваются, разделяют ощущения друг друга, имеет особенный педагогический эффект)

- нестандартные способы общения (отклонение от исключительно ролевой позиции педагога)

- зависимости от вида взаимодействия (человек-субъектная, человек-объектная) общения учителя может являться функционально-ролевым либо личностно ориентированным[2, с.57].

Высокофункционально-ролевое взаимодействие - исключительно деловитое общение, стандартизированное, ограничено требованиями ролевых позиций. Цель его заключается в обеспечении выполнения определенных действий. За такого рода общения личные мотивы, отношение преподавателя и учащегося не учитываются.

Личностно направленное общение - это непростая психологическая связь, которая учитывает осуществление определенных нормативных функций с проявлением индивидуального взаимоотношения. Оно направлено не в осуществление задач, как на формирование личности обучающихся. Безусловно такое общения потребует определенного уровня внутренне детерминированной деятельный личности, при котором учащиеся не идут по обстоятельствам, а готовы сами формировать эти обстоятельства, формировать собственную стратегию и сознательно совершенствоваться.
Учитель, настроен на личностно направленное взаимодействие, обязан быть открытым и объективным, с доверием относиться к ребятам, признавать их индивидуальность, интересоваться их жизнью, трудностями, обладать способностью видеть действия учеников их глазами, ощущать их внутрений мир и т.д.. Он обязан доверять в силы каждого ученика, обладать способностью создать у него веру в успех, оказывать ему помощь в духовном росте.

Одна из существенных и трудных задач педагога - оберегать и совершенствовать у детей ощущение своей ценности, значимости, компетентности, концентрировать интерес на ее потребностях, предпочтениях, определять персональный подход к достижению успеха. В случае если ребенок негативно оценивает себя, задача преподавателя - с помощью возможностей общения вносить изменения а эти представления в положительные, совершенствовать самовосприятие и необходимость в самосовершенствовании.

В случае если педагог подразумевает и принимает внутрений мир своих воспитанников безинициативно, ведет себя естественно, согласно личных переживаний, дружелюбно относится к учащимся, он подобным образом формирует необходимые условия для личностно ориентированного общения, плодотворного преподавания и обучения.

Итак, педагогическое общение как учебно-воспитательное средство, призван гарантировать взаимопонимание между учителем и учениками, считается неисчерпаемым источником для совершенствования не только обмена информацией и воспитательного процесса, но и морально-психологического климата в коллективе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.039 с.)